Роль Церкви в молодежном воспитании
Оценка 4.6

Роль Церкви в молодежном воспитании

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.12.2018
Роль Церкви в молодежном воспитании
В современных условиях усиливается поиск путей формирования нравственного мира общества как совокупности его моральных и духовных основ. За плечами РПЦ колоссальный исторический опыт. Она стала существенным духовным фактором нашей жизни., в том числе и в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Работа написана в соавторстве с методистом ГУО "Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи" Парачуком А.В. Предложенный материал был представлен на VI Рождественских чтениях Клинцовской Епархии "Молодежь: свобода и ответственность", проходивших 8 декабря 2018 года в г. Клинцы.
Роль Церкви в молодежном воспитании.docx
Роль Церкви в молодежном воспитании Парачук А.В., Сергеенко С.П. методисты ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» г. Гомель, Республика Беларусь проблемами, религиозная Только сильные духом и чистые сердцем   люди   справятся   с стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе  и   окружающим   в   том,   что и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Последние два десятка лет мы являемся свидетелями развернувшейся дискуссии на тему «Православие и образование». Мы, авторы, попытаемся дать   ответ   на   вопросы:   «Необходим   ли   диалог   между   учреждениями образования и православной церковью? Насколько этот диалог значим для наших   детей,   живущих   в   век   информатизации   и   гаджетов?   Что   может потерять образование, а в конечном итоге и сами дети, от отсутствия такого диалога»? В процессе исследования теории и практики по данному направлению авторы   опирались  на  наследие   святоотеческой   и  классической   педагогики, современные   психо   –   педагогические,   философские,   культурологические исследования. Работая   над   данным   материалом,   авторы   изучили   современные гуманистические   концепции   воспитания.   Так,   Ш.А.   Амонашвили   в   своей концепции   «Школа   жизни»   в   качестве   основной   воспитательной   цели выдвигает благородную личность, благородного гражданина. Ш.А. Амонашвили считает «Нет необходимости давать сути понятия благородного   человека.   Ибо   вековые   идеалы   общества   в   сознании   людей рисуют многогранную картину» [1, с.25] Личностно­ориентированная концепция Е.В. Бондаревской направлена на воспитание человека культуры. Именно человек культуры является целью личностно­ориентированного   образования.   Человек   культуры   –   это свободная,   гуманная,   творческая   личность.   В   этом   понятии   отразились природные особенности человека и социальные качества. «Человек культуры – это субъект природы и истории, субъект нравственной жизни» [2, с.73] Рост   преступности,   социальной   агрессии,   алкоголизм   и   наркомания, распущенность   –   все   это   факты   деградации   человечества.   Изучив   ряд источников, мы можем сделать вывод – что на лицо кризис человечности и бытия. Наблюдается потеря человеком своего личностного статуса. Ни   для   кого   не   секрет,   что   наше   время   отличается   оскуднением взаимной   любви   и   просто   терпимости.   Нет   мира   ни   между   различными народами,   ни   в   обществе,   ни   в   семье.   Несмотря   на   провозглашение гуманистических   идей   и   общечеловеческих   ценностей   мы   все   глубже погружаемся в распри и раздоры. Всего   этого   не   объяснить   наследием   прошлого   и   не   свалить   на экономический кризис. Настоящая причина всех нынешних неурядиц и бед состоит в том, что в душе человека нет мира. Мы   много   говорим   об   экологических   проблемах,   о   загрязнении окружающей среды, но часто выпускаем из виду, как осквернен и загрязнен наш   дом.   Поврежден   природный   мир   и   как   следствие   повреждена   душа человека. Природные ресурсы исчерпываются, следовательно, исчерпаемо и само человечество, которое губит этот мир. Расчленение   разума,   воли   и   сердца   обессилело   человеческий   дух. Налицо   деградация   личности   и   взаимоотношений   в   обществе.   Подлинная свобода человека – только в открытости его собственной души, освобождении от власти греха, затмевающего целое и лишающего жизнь настоящего смысла, который заключается в создании общего благополучия. В современных условиях особо усиливается поиск путей формирования нравственного мира общества как совокупности его моральных и духовных основ.   В   условиях  XXI  века   суть   этой   проблемы   состоит   в   разработке   и освоении новых технологий, сопоставлении и соединении целей социального идеала,   возрождении   веры   в   могущество   человеческого   знания   на   базе педагогики, психологии, гармонизации интересов общества и государства. Духовно­нравственное начало в человеке определяет его мысли, слова, поступки, определяет его выбор. Сокровища нравственных ценностей любого государства находятся в опыте и традициях, хранимых и поддерживаемых Русской православной церковью (РПЦ). Попытки   ориентироваться   на   западные   принципы   и   модели жизнеустройства   явили   невозможность   эффективного   государственного строительства без принятия традиционных проверенных веками ценностей. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что духовная составляющая является первостепенной в процессе воспитания нравственной личности. Не секрет, что многие знания, полученные в учреждении образования, являются не востребованными в повседневной жизни и просто забываются с течением   времени.   Одной   из   важнейших   проблем   любого   современного общества является проблема его нравственного оздоровления. Поэтому   часто   с   трибун   и   экранов   телевидения   мы   слышим   призыв возвратиться к человеку, вернуться на ту почву, на которой человек может обрести себя, то есть найти человека в человеке. Но где найти такого человека и кто он в этом мироздании? Если нам так необходимо найти человека в человеке, то значит, человек потерялся? Ответ на данный вопрос авторы находят в Библии. Когда Адам, нарушив заповедь Божию, отвергает от себя духовные ризы, мы слышим вопрос свыше: «Адам, ты где»? Зададимся   вопросом:   «А   что   Всеведующий   Бог   не   видел   Адама»? Несомненно, видел! Изучив представленную ситуацию, напрашивается вывод: Божий вопрос обращен не к человеку как личности, а к человеку духовному. Это призыв к покаянию.  А каким видит человека церковь? Для ответа на данный вопрос нам надо   окунуться   в   мир   православной   культуры.  Человек   –  это   пылинка   во творения,   созданная   по Вселенной.   Он   вершина образу и подобию Божьему. Он   является   не   только но биологическим   существом, существом духовным.   Личностью, способной   к   единению   с Богом. и     Свобода Разум Любовь Доброта Личность Совесть Рисунок 1: Простая модель общечеловеческих ценностей Нам необходимо тесное сотрудничество. За плечами Русской православной церкви колоссальный исторический опыт.   Она   стала   существенным   духовным   фактором   нашей   общественной жизни. Не считаться с этими реалиями нельзя. Мы должны использовать все имеющиеся возможности для построения образования таким образом, чтобы можно было бы смягчить и нейтрализовать конфликты, возникающие между людьми,   помочь   углублению   взаимопонимания   и   преодолению   взаимного отчуждения. Нельзя никого насильно заставить поверить в Бога. Это совершается только в душе самого человека. Но каждому человеку, каковы бы ни были его убеждения, подобает с трепетом относиться к святыням. Воспитывать надо на основе нравственного закона. Педагогическая   задача,   стоящая   перед   обществом   –   преодоление отчуждения и разобщенности между: – поколениями (конфликт отцов и детей); – семьей и учреждениями образования; – между человеком и традиционной культурой. Воспитание нравственного поведения – это: – готовность служения (Богу, Отечеству, людям); – проявление духовного рассуждения; – послушания и доброй воли. Действенное   средство   преодоления   отчуждения   –   это   воспитание, содействующее обретению: – единой системы ценностей; – опыта сопереживания; – общей ответственности; – общности жизни и интересов Способное «сердце эгоистическое сделать сердцем всескорбящим» Поэтому нам всем: обществу, образованию, церкви нужно объединить усилия. Нужно включить духовное православное наследие в контекст нашей культуры.   Для   того,   чтобы   образовывать   людей,   нам   нужны   ориентиры образования. Конкретные   значимые   взаимоотношения   складываются   между субъектами воспитания Русская православная церковь Воспитание Система учреждения образования Обучающая роль Воспитательная роль Рисунок 2: Взаимоотношения между субъектами воспитания Субъектами воспитания являются: – семья; – учреждения образования; – общество; – государство; – церковь. Молодежь,   встречая   поддержку   со   стороны   Русской   православной церкви,   избавляется   от   проблем   морального   характера,   которые   она испытывала. Необходимо также отметить ведущую роль, которую играет РПЦ в поддержке семьи как не только ячейки социального общества, но и всего государства в целом. Значимость церковно­приходской системы, воскресных школ для детей, подростков признается многими государственными деятелями и социальными институтами. Богатая традиция взаимодействия с РПЦ в вопросах воспитания детей и молодежи существует в каждом регионе Республики Беларусь. Учебная   дисциплина   «Основы   православной   культуры»   –   это   не обучение   религии.   Это   изучение   тысячелетней   истории,   культуры, архитектуры,   музыки   и   письменности.   Это   воспитание   гражданина.   Все ключевые   особенности   человека   были   воспитаны   на   основе   православной культуры. Целенаправленное и систематическое воспитание Влияние социокультурной среды, семьи и окружения Влияние Божией благодати Рисунок 3: Факторы духовно­нравственного становления человека Цели,   задачи   и   методы   деятельности   православных   молодежных организаций   близки   задачам,   стоящим   сегодня   перед   любым   социальным институтом. Развитие нравственного облика человека: – кротости; – смирения; – терпения; – милосердия; – незлобливости; – способности прощать обиды; – проявлять стойкость и мужество. Распорядок  дня; недели; года Правила доброй и благочестивой жизни  Обычаи Чувства и отношения Традиции Рисунок 4: Традиционные ценности человечества В   душах   людей   на   современном   этапе   развития   общества   разрушена   Они   (люди)   как   бы   отдалены   от   себя   агрессивность,   Отсюда   пьянство, иерархия   ценностей. труднопреодолимым   барьером. самоутверждение в мелочах. Д у х о в н а я   с ф е р а   л и ч н о с т и Нравственная сфера Эстетическая сфера Религиозная сфера Рисунок 5: Духовная сфера личности Нравственное  воспитание  –  одна  из  актуальных  и   сложных  проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет  отношение к детям. То, что   мы  заложим   в   душу   ребенка   сейчас,   проявится   позднее,   так   как   все начинается с воспитания. О   нравственности   человека   можно   говорить   только   тогда,   когда   он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка   таких   взглядов   и   убеждений   и   соответствующих   им привычек   поведения   и   составляют   сущность   нравственного   воспитания.   У церкви и образования одна и та же единая задача – воспитание подрастающего поколения. П Р А В О С Л А В И Е совокупность правил поведения человека; моральные качества человека Х О Р О Ш О П Л О Х О Рисунок 6: Сущность Православия В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию. Нравственность – личная граница развития на основе знания того, что является   приемлемым,   четкое представление   о   добре   и   зле.   Это   отражено   в   сущности   православной педагогики.   а   что   неприемлемым   поведением, П Р А В О С Л А В Н А Я   П Е Д А Г О Г И К А Назначение: Содействие преображению человека Воцерковление Рисунок 7: Православная педагогика Задачи: передача полезного опыта; утверждение и сохранение традиций в семье, учреждении образования и обществе в целом; помощь в искоренении человеческих пороков Православная педагогика базируется на следующих принципах: – церковность; – согласованность   педагогического   влияния   церкви,   семьи   и   учреждения образования; – послушание; – целомудрие; – приоритет воспитания над обучением; – обретение истинной свободы и служение в ней Богу и Отечеству; – формирование потребности жить по заповедям духовного и нравственного бытия. Внешний мир Социокультурный Внутренний мир Духовный Рисунок 8: Развитие системы духовно ­ нравственных ценностей Основным инструментом духовно­нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской позиции выступает метод воспитания. Отсюда воспитательная роль педагога актуализируется и выступает на первую позицию. Ребёнок не просто должен понимать значение нравственных ценностей,  но и переживать их эмоционально. Только тогда они станут его личностными  ценностями. Поступки и поведение Чувства и отношения Мотивы Нравственное качество Знания и представленияНавыки и правила Рисунок 9: Механизмы нравственного становления личности Широкую   известность   получили   программы   взаимодействия   Русской православной   церкви   с   учреждениями   образования   и   здравоохранения, направленные   на   снижение   в   обществе   уровня   алкоголизма,   наркомании   и преступности. Программа оказания помощи многодетным семьям, причем не только в материальном плане, но и в плане моральной поддержки. А это во многих ситуациях   оказывается   в   большей   степени   эффективным,   чем   социальные программы государства. Воспитание   любви   и   уважение   к   семье,   как   основной   ценности; приобщение   детей   к   элементарным   общепринятым   нормам   и   правилам взаимоотношения   со   сверстниками   и   взрослыми;   приобщение   к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения к труду. Воспитание   патриотических   чувств,   осознанное   принятие   ребенком традиций   и   культуры   родного   поселка,   района,   страны,   наполнение конкретным   содержанием   понятий:   «малая   Родина»,   «родная   земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья». Через   систему   взаимодействия   Церкви   и   учреждений   образования предполагается   заложить   прочную   основу   духовности   и   нравственности   у подростков, подготовить почву для становления их личности. Если   для   подростка   не   будет   ничего   святого,   то   никакие образовательные   и   развивающие   технологии   не   помогут   воспитанию.   Как показывает   опыт,   в   процессе   преподавания   православной   культуры   нужно очень   умело   и   аккуратно   осуществлять   образовательный   процесс, сосредотачивая внимание на его культурологической составляющей. Авторы   работы,   как   и   другие   исследователи   данной   темы, подчеркивают важность взаимодействия между государственной и церковной системой. РПЦ обладает большим воспитательным потенциалом, поскольку ее моральный кодекс содержит общечеловеческие ценности: страна, ее традиции, дом, произведения культуры и искусства. И от того, как удастся осуществить эту задачу, будет зависеть будущее государства. Вот почему так важно взаимопонимание, взаимодействие между церковью и всеми заинтересованными социальными институтами общества. Список использованной литературы 1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 76 с. 2. Бондаревская,   Е.В.   Теория   и   практика   личностно   –   ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. – 352 с. 3. Сухомлинский,   В.А.   Как   воспитать   настоящего   человека   / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с. 4. Черноусова, Ф.П.   Духовно­нравственное   воспитание   –   основа формирования   потребности   человека   в   человеке   /   Ф.П.   Черноусова.   – Перспектива, 2013. – 120 с. 5. Слободчиков, В.И. Духовные проблемы человека в современном мире / В.И. Слободчиков // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 33­39. 6. Платон   /   Игумнов   /,   архимандрит.   Нравственное   богословие   –   Свято   – Троице – Сергиева Лавра, 1994. – 240 с.

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании

Роль Церкви в молодежном воспитании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018