Доклад "РОЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РОДИНА» В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" - опыт работы школы по военно-патриотическому воспитанию. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что организация военно-патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности может стать эффективным средством формирования социально полезной направленности личности, социальной и политической активности юношей и девушек в условиях:
- наличие теоретических и методологических оснований военно-патриотического воспитания учащихся в современных условиях;
- наличие апробированных форм, методов и средств военно-патриотической работы с учащимися во внеурочной деятельности, с учетом влияния социума;
- сформированность принципов координации взаимодействия с воинскими частями, общественными и религиозными объединениями;
- наличие критериев оценки эффективности военно-патриотической работы в образовательных организациях.
1
РОЛЬ ВОЕННОПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«РОДИНА» В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ И
ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
заместитель директора
по воспитательной работе
ГБОУ ЛНР «Стахановская средняя
общеобразовательная школа
ІІІІ ступеней № 32» г. Ирмино
Полищук Екатерина Николаевна
Свое выступление мне бы хотелось начать со слов академика Д.С.
Лихачёва: «Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому,
к своей школе. С возрастом она растёт. С возрастом она становится также
любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим
землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти,
любовью к своей стране и её народу». Они наиболее точно определяют
понятие «патриотизм», «любовь к Родине».
Формирование патриотизма, гражданственности стало одним из
ведущих направлений в работе современной школы молодой Луганской
Народной Республики. Ведь изменения, которые неожиданно настигли нас в
2014 году, поменяли наш уклад, ценности и смысл жизни. Один мудрец когда
то сказал: «На каждого человека война влияет поразному. Но то, что
после ее окончания, он уже никогда не сможет стать прежним, даже не
стоит подвергать сомнению». И это действительно так! 14 августа 2014 года
небольшая, уютная и родная школа в городе Ирмино подверглась
артобстрелу. Именно тогда формирование гражданской и патриотической
позиции школьников стало неотъемлемой частью воспитательной работы
школы. Мы никогда раньше не могли подумать, что два месяца школьники,
родители, учителя и обычные жители города будут с энтузиазмом2
восстанавливать школу и ждать «Первый звонок». Так это и было! Вот
настоящий пример патриотизма, пример духовности и любви к своей Родине.
В сложных условиях становления государственности в Луганской
Народной Республике произошла активизация деятельности патриотически
настроенной молодежи региона. Это было обусловлено как стихийными
факторами, – военными действиями, продовольственной блокадой,
гуманитарной катастрофой, так и умелым руководством, появлением
лидеров, способных возглавить разрозненные молодежные группы, задать
единый вектор развития, увлечь различными формами деятельности. Данная
проблема стала толчком для создания в школе «Программы военно
патриотического воспитания учащихся «РОДИНА» на 20162020 годы.
методических,
Программа включает комплекс организационных,
исследовательских и информационных мероприятий по дальнейшему
развитию и совершенствованию системы военнопатриотического воспитания
школьников, направленных на становление патриотизма в качестве
нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Программа разработана в соответствии с государственной программой
Луганской Народной Республики «Патриотическое воспитание
подрастающего поколения Луганской Народной Республики на 20162020
годы». Инновацией программы является – организация поисковой работы,
военнопатриотическое направление в организации внеурочной деятельности
в средней и основной школе.
Формирование гражданской и патриотической позиции школьников
происходит путем системности через урочную и внеурочную деятельность.
Так, в ходе изучения истории и обществознания, учащиеся получают
представление о духовном развитии человека, о различии понятий
«равенство» и «равноправие». Курс литературы дает дополнительные
возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: «мораль»,3
«право», «законность», «ответственность», «достоинство», «честь». Внимание
учащихся привлекается к вопросам этикофилософского характера: о добре и
зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе,
человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе. При изучении
иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка,
который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую
культуру, что способствует взаимопониманию между сообществами и
народами, толерантности. Предметы естественнонаучного цикла (биология,
социальных и
география) акцентируют внимание на природных,
экономических аспектах прав человека; на изучении закономерностей
природы, пренебрежение которыми ведет к гибельным последствиям;
формируют чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды,
как в местном, так и глобальном масштабах. На уроках ОБЖ и НВП у
учащихся 511 классов формируется теоретическая база. А уже практические
навыки формируются в процессе внеурочной деятельности, на занятиях
военнопатриотического объединения «Родина» (руководитель: учитель НВП
Кравцов Е.В.).
В школе разработана современная организационнометодическая модель
организации военнопатриотического воспитания учащихся школы во
Система функционирования данной модели,
внеурочной деятельности.
созданной на базе ГБОУ ЛНР ССОШ № 32 является важной составной
частью воспитательного процесса и создана для формирования гражданской и
патриотической позиции школьников, культуры межнациональных отношений,
развития молодежной инициативы в деле воспитания патриотов Родины на
основе изучения истории Родины, военного дела.
Содержанием деятельности военнопатриотического объединения
«Родина» являются организация соревнований, конкурсов, викторин,
показательных выступлений, учебных занятий, военнотактических игр,4
тренировок. Основное содержание внеурочной деятельности является
формирование у учащихся умений и навыков военноприкладной
деятельности, привлечение учащихся к общественнополезной деятельности,
связанной с их патриотическим воспитанием (участие в организации и
проведении мероприятий, приуроченных ко Дню Победы), повышение уровня
физической подготовленности и укрепление здоровья в ходе подготовки и
участия в мероприятиях военноспортивной направленности.
Организация военнопатриотического воспитания учащихся во
внеурочной деятельности стала эффективным средством формирования
социально полезной направленности личности, социальной и политической
активности юношей и девушек.
За время работы военнопатриотического объединения «Родина» его
участниками стали более 60 человек, но количественный состав регулярно
пополняется за счет временного, привлекаемого для подготовки к участию в
мероприятиях гражданскопатриотической направленности городского и
республиканского уровней.
30% выпускников школы на данный момент обучаются в вузах
гражданственной направленности и военных специальностей. В том числе на
военной кафедре ЛНУ им.В.Даля (получают звание офицера).
За период работы военнопатриотического объединения «Родина» 2016
2018 гг. учащиеся, участвуя в школьных, городских, республиканских,
международных конкурсах военнопатриотической направленности,
показывают отличные результаты, о чем свидетельствуют дипломы и грамоты.
Международная туриада памяти по местам боевой славы 395
1.
Шахтерской дивизии. Конкурс агитбригад «Салют Победы» – 1 место (2016
год).
2.
Международный антивоенный художественнопублицистический
кокнурс среди учащихся «Возрождение», посвященный 75летию ВОВ –
диплом победителя, приглашение в г.Курск (2016 год).5
3.
Республиканский конкурс школьных медиа – 1 место в номинации
«Лучший материал о молодежной подпольной организации «Молодая
гвардия», посвященный 75годовщине ее создания (2017 год).
год).
4.
5.
І городская военноспортивная игра «Победа» 1 место (2017
Республиканская выставкаконкурс творческих работ «Мир
глазами ребенка» дипломы победителя (2017 год).
6.
Городской туристический слет, посвященный 75летию Молодой
гвардии – 2 место (2017 год).
7.
XІІІ Международный литературнохудожественный конкурс
детского и юношеского творчества «Гренадеры, вперед!», г. Москва –
победитель (2017 год).
8.
Республиканский конкурс агитбригад «Патриот» 1место (2018
год).
9.
Международная туриада памяти по местам боевой славы 383, 395
Шахтерских дивизий. Историческая викторина «Наш вклад в Победу» 1
место (2018 год).
Для более качественного анализа эффективности работы военно
патриотического объединения «Родина» разработаны и апробированы
критерии оценки результатов и эффективности военнопатриотического
воспитания в системе внеурочной работы школы,
позволяющие
целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы военно
патриотического воспитания в зависимости от его целей. Ежегодно в конце и
вначале учебного года психологом школы проводится диагностика с помощью
методик: «Диагностическая программа изучения уровней сформированности
гражданственности у подростков» Холодовой Г.М. (приложение 1), анкета
Д.В. Григорьева «Отечество мое – Россия» (приложение 2), опросник Н.С.
Пряжниковой «Самооценка нравственности, гражданственности».
Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем
духовно». Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и6
богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что
невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без
уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка,
лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине.
Следовательно, воспитание гражданина – это воспитание человека.