Как же сделать так, чтобы дети играли с удовольствием и, при этом, игра выполняла свои обучающие и развивающие функции?
Психолого-педагогические исследования детской игры показывают: стоит ребенку появиться на свет, как его учат. Чему угодно: считать, читать, различать те или иные геометрические фигуры… Результат очевиден – дети лишаются детства и естественного развития. Конечно, без обучения не обойтись, но его место – второе, на первом должна стоять игра.Успешность сюжетно – ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.
Ведь все знают: чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать, воспитатель сам должен уметь все это делать. Неграмотному человеку даже не придет в голову учить грамоте другого. Не может и воспитатель научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой. Воспитатель должен уметь вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие, свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами (ролями, их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.Статья "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры". В ней описывается важное значение "игры" в жизни ребенка. И что должен сделать воспитатель, чтобы дети научились играть в игры с тем или иным сюжетом.
Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры.docx
Статья «Роль воспитателя в развитии сюжетноролевой игры».
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек любознательности”.
В.А. Сухомлинский.
В психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое
значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях
между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А. В. Запорожец, А. Н.
Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).
Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова)
отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и
кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетноролевые, бедны по содержанию, тематике, в
них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным
отображением действительности.
Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги,
телевидение, общение с взрослыми вне детского сада).
Согласно современным психологопедагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и
любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а
передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой,
втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок
входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких
разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные
способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом
«духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане
конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры»,
передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм
передачи игровой культуры.
У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом,
поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше
они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в
одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в
группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и
соседские сообщества становятся редкими изза чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и
занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами
разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.
В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному
оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как
деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению
к сюжетноролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь
представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь
играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А.
Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетноролевых игр детей дошкольного
возраста
Одной из характерных черт сюжетноролевой игры, является самостоятельный характер
деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему,
время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый
ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы
человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.
Объединяясь в сюжетноролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами
устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы
перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую
игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой
деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни,
огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры,
образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным.
Творческий характер сюжетноролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация
которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать
свои впечатления об окружающем мире.
При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.
Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его
чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки,
предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие
полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.
Как всякая творческая деятельность, сюжетноролевая игра эмоционально насыщена и
доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Таким образом, основой сюжетноролевой игры является мнимая, или воображаемая,
ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в
созданной им самим игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для
него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от
эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в
каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные события, которые существенно отражались
на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда
порождают новые сюжеты детских игр («война», «космические путешествия»). В истории
человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей
(«школа», «дочкиматери» и т. д.).
Разнообразие содержания сюжетноролевых игр определяется знанием детьми тех сторон
действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам
ребенка, его личному опыту.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее
грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском
коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям,
основанного на знании педагогики и психологии игры.
Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному
воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей
и овладение ими игровыми умениями.
Руководство сюжетноролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что
педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению
детьми ролевым поведением.
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два
компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры.
Предметноигровая среда должна способствовать закреплению полученных ребенком впечатлений
при ознакомлении с окружающим и развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных
способов воспроизведения действительности. Педагог меняет предметноигровую среду в
зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с
помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметовзаместителей и пр.
Предметноигровая среда является мощным средством воздействия взрослого на
самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением
содержания игры.
Предметноигровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания
знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.
Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны
педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать,
передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.
Педагог, принимая участие в организации сюжетноролевой игры, должен передавать
постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно
игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной
сюжетноролевой игры.
Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и
осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей,
необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о
том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть
соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить
двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре
воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н. Я. Михайленко,
Н. А. Короткова)
Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры
Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры
Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.