Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры
Оценка 4.9

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
16.03.2018
Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры
Как же сделать так, чтобы дети играли с удовольствием и, при этом, игра выполняла свои обучающие и развивающие функции? Психолого-педагогические исследования детской игры показывают: стоит ребенку появиться на свет, как его учат. Чему угодно: считать, читать, различать те или иные геометрические фигуры… Результат очевиден – дети лишаются детства и естественного развития. Конечно, без обучения не обойтись, но его место – второе, на первом должна стоять игра.Успешность сюжетно – ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Ведь все знают: чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать, воспитатель сам должен уметь все это делать. Неграмотному человеку даже не придет в голову учить грамоте другого. Не может и воспитатель научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой. Воспитатель должен уметь вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие, свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами (ролями, их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.Статья "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры". В ней описывается важное значение "игры" в жизни ребенка. И что должен сделать воспитатель, чтобы дети научились играть в игры с тем или иным сюжетом.
Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры.docx
Статья «Роль воспитателя в развитии сюжетно­ролевой игры». “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.  Игра – это искра, зажигающая огонек любознательности”. В.А. Сухомлинский. В психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между   людьми,   овладение   первоначальными   навыками   кооперации   (А.   В.   Запорожец,   А.   Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно­ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Сегодня   в   жизни   современного   дошкольника   появилось   много   источников   знаний   (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада). Согласно   современным   психолого­педагогическим   исследованиям,   сюжетная   игра,   как   и любая   другая   человеческая   деятельность,   возникает   у   ребенка   не   спонтанно,   сама   собой,   а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной   тематики;   становясь   старше,   они   уже   сами   становятся   «носителями   игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры. У   современного   дошкольника   существует   мало   шансов   приобрести   их   таким   образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские   сообщества   становятся   редкими   из­за   чрезмерной   опеки   взрослыми   дошкольников   и занятости   школьников   в   школе,   специализированных   кружках   и   т.   п.   Сильными   факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени. В   современном   детском   саду   чаще   всего   уделяют   большое   внимание   материальному оснащению   игры,   а   не   развитию   самих   игровых   действий   и   формированию   у   детей   игры   как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно­ролевой игре  детей,  воспитателям  необходимо хорошо понимать ее  природу,  иметь представления   о   специфике   ее   развития   на   протяжении   дошкольного   возраста,   а   также   уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой),   особенно   важно   в   плане   обогащения   сюжетно­ролевых   игр   детей   дошкольного возраста Одной   из   характерных   черт   сюжетно­ролевой   игры,   является   самостоятельный   характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок   свободен   в   выборе   средств   воплощения   образа.   Используя   воображение   и   фантазию, ребенок   реализует   свой   замысел,   это   позволяет   ему   самостоятельно   включаться   в   те   сферы человеческой   деятельности,   которые   в   реальной   жизни   еще   долго   будут   ему   недоступны. Объединяясь   в   сюжетно­ролевой   игре,   дети   по   своей   воле   выбирают   партнеров,   сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Творческий   характер   игровой   деятельности   проявляется   в   том,   что   ребенок   как   бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы,   осуществляемые   в   ней,   возможность   сочетать   реальное,   обычное   с   вымышленным. Творческий характер сюжетно­ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При   разыгрывании   роли   творчество   ребенка   принимает   характер   перевоплощения. Успешность   его   непосредственно   связана   с   личным   опытом   играющего,   степенью   развития   его чувств,   фантазии,   интересов.   Дети   проявляют   большую   изобретательность,   подбирая   игрушки, предметы,   необходимые   для  игры,  старшие   дошкольники   сами   мастерят  игрушки,   помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью. Как   всякая   творческая   деятельность,   сюжетно­ролевая   игра   эмоционально   насыщена   и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Таким   образом,   основой   сюжетно­ролевой   игры   является   мнимая,   или   воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире. На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные события, которые существенно отражались на   жизни   людей,   вызывали   эмоциональный   отклик   у   детей   и   взрослых.   Такие   события   всегда порождают   новые   сюжеты   детских   игр   («война»,   «космические   путешествия»).   В   истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки­матери» и т. д.). Разнообразие   содержания   сюжетно­ролевых   игр   определяется   знанием   детьми   тех   сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно   организовать. Воспитатель   должен   знать   особенности   организации   игры   в   детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин   «руководство   игрой»   обозначает   в   педагогической   литературе   по   дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство   сюжетно­ролевыми   играми   детей   дошкольного   возраста   предполагает,   что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Условиями   возникновения   игрового   замысла   и   его   реализации   являются   следующие   два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Предметно­игровая среда должна способствовать закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим и развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов   воспроизведения   действительности.   Педагог   меняет   предметно­игровую   среду   в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов­заместителей и пр. Предметно­игровая   среда   является   мощным   средством   воздействия   взрослого   на самостоятельную   игру   ребенка,   на   степень   овладения   им   игровым   опытом   и   обогащением содержания игры. Предметно­игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Участие   детей   в   создании   игровой   обстановки,   бережное   отношение   к   ней   со   стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство. Педагог,   принимая   участие   в   организации   сюжетно­ролевой   игры,   должен   передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно­ игровой   обстановки   в   группе,   которая   будет   являться   стимулом   развития   самостоятельной сюжетно­ролевой игры.   Для   того   чтобы   реализовать   потенциал   заложенный   в   сюжетных   играх   дошкольников   и осуществлять   адекватные   педагогические   воздействия   по   отношению   к   сюжетной   игре   детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том,   какой   она   должна   быть   на   каждом   возрастном   этапе,   и   самое   важное,   уметь   играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На   каждом   возрастном   этапе   педагогический   процесс   организации   игры   должен   носить двучастный   характер,   включая   моменты   формирования   игровых   умений   в   совместной   игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры

Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018