Роль зрительной гимнастики в коррекции и профилактике нарушений зрения у дошкольников
Оценка 4.7

Роль зрительной гимнастики в коррекции и профилактике нарушений зрения у дошкольников

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
дефектология
Детсад
19.05.2019
Роль зрительной гимнастики  в коррекции и профилактике нарушений зрения у дошкольников
В статье рассказывается об особенностях организации и проведения зрительной гимнастики с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения. Даны конкретные руководства педагогам по правильному разучиванию гимнастики с детьми, а также комплекс авторской зрительной гимнастики для снятия зрительного напряжения и усталости. Материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Роль зрит. гимнаст..docx

Дашкаева Эллина Анатольевна,

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 196»,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

 

Роль зрительной гимнастики

в коррекции и профилактике нарушений зрения у дошкольников.

 

Группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения посещают дошкольники, имеющие различные зрительные патологии (амблиопия, косоглазие, миопия, гиперметропия, астигматизм), в том числе и дети – инвалиды по зрению.  В тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительным  процессом, с детьми проводится коррекционно-педагогическая работа, одним из важнейших направлений которой является   развитие зрения при активном упражнении и активизации зрительных функций.

У детей с нарушением зрения, а особенно у детей-инвалидов,  по сравнению с нормально видящими  сверстниками, раньше снижается интерес к деятельности, уменьшается работоспособность, быстрее наступает зрительное утомление. Поэтому зрительная нагрузка является строго дозированной и чередуется с отдыхом. Эти перерывы заполняются рационально в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Выполнение физических упражнений в сочетании с движениями глаз оказывает общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребёнка, способствует развитию основных зрительных функций и повышает остроту зрения, поэтому зрительная гимнастика является обязательным элементом коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.  

Комплексы зрительной гимнастики основаны на методиках Э. С. Аветисова, Ю. А. Курпан, Е. И. Ливадо, Г. Г. Демирчогляна, В. Ф. Базарного, У. Бейтса, О. Хаксли. При подборе упражнений   обязательно учитывается возраст, характер зрительной патологии, острота зрения, а также индивидуальные особенности  детей. Упражнения согласовываются с врачом-офтальмологом, поскольку неправильная зрительная гимнастика может усугубить состояние зрительных функций ребёнка.

Дети с низкой остротой зрения при выполнении упражнений располагаются ближе к педагогу. Темп зрительных упражнений обязательно соотносится с быстротой реакции детей. Зрительная гимнастика проводится перед занятиями и во время их,  на прогулке, а также во время игровой деятельности.  Все упражнения  выполняются в положении «стоя» или «сидя» продолжительностью не более 5 минут. Упражнения доступны для понимания детьми,  разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. 

 В качестве зрительных объектов для проведения гимнастики используются разнообразные световые и цветовые ориентиры: флажки, мячи,  фонарики, цветовые карточки, ленточки, рукавички, игрушки и т. д.

Зрительный объект для гимнастики демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз детей, чтобы ребёнок до конца проследил его движение. Также гимнастика проводится с индивидуальными зрительными ориентирами для каждого ребёнка и без непосредственно зрительного объекта. В этом случае ребёнок руководствуется указаниями педагога или выполняет упражнения в соответствии с текстом зрительной гимнастики.

Особенно нравятся детям зрительные гимнастики в стихах. Такие стихотворные формы словесных подсказок применяются для более чёткого восприятия упражнений.  Они содержат основную цель – сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

В работе использую не только готовые гимнастики, но и придумываю стихотворный текст сама, в соответствии с необходимыми движениями.  

При ознакомлении детей с новой зрительной гимнастикой следует соблюдать определённый алгоритм действий. Зрительные гимнастики лучше разучивать медленно, но правильно.

Сначала педагог привлекательно рассказывает про новую гимнастику (какая она интересная и полезная; выучим её и покажем другим детям, родителям). Затем необходимо дать указания детям, где сидеть, как стоять, как выполнять: с поворотом головы и корпуса, с поворотом головы, без поворота головы; где держать пальчик или игрушку.

Далее педагог качественно с речевым сопровождением показывает детям зрительную гимнастику. Лучше всего показать упражнения ещё раз, попросив детей помочь подсказать слова, так дети запоминают текст и ещё раз наблюдают за правильностью выполнения.

Следует дать установку на то, что сейчас дети очень старательно и правильно будут учиться выполнять новую гимнастику; выполнить упражнения в медленном темпе, затем быстрее, следя за качеством выполнения. Очень важно не забывать хвалить детей, как во время разучивания, так и во время самостоятельного выполнения.

  Важно помнить о том, что, зрительная гимнастика, как и любой другой вид гимнастики, принесёт пользу только в том случае, если выполняется правильно, систематически и длительно. При регулярном выполнении упражнений развивается подвижность глаз, глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость, наблюдается заметное улучшение зрения, что подтверждает эффективность зрительной гимнастики, как средства профилактики и коррекции нарушений зрения.

 

   Зрительная гимнастика «Наши глазки» (текст автора):

 

Упражнения проводятся для снятия зрительного напряжения и усталости. Перед выполнением гимнастики необходимо снять очки.

Наши глазки все устали,

Ими быстро поморгали.

Глазки ручками прикрыли,

Подержали и открыли.

Посмотрели вверх и вниз,

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Влево – вправо, влево – вправо.

Начинаем все сначала.

Наши глазки все устали,

Ими быстро поморгали.

Глазки ручками прикрыли,

Подержали и открыли.

Глазки открываются,

Занятие продолжается!

Движения выполняются в соответствии с текстом.

 

 

 Литература:

1.       Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: Экзамен, 2006.

2.       Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. - М.: ГороД, 1998.

3.   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И. – М.: Просвещение, 2003. 


 

4.  

Дашкаева Эллина Анатольевна, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г

Дашкаева Эллина Анатольевна, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г

Зрительная гимнастика проводится перед занятиями и во время их, на прогулке, а также во время игровой деятельности

Зрительная гимнастика проводится перед занятиями и во время их, на прогулке, а также во время игровой деятельности

Очень важно не забывать хвалить детей, как во время разучивания, так и во время самостоятельного выполнения

Очень важно не забывать хвалить детей, как во время разучивания, так и во время самостоятельного выполнения
Скачать файл