Ролевая игра как средство воспитания
Оценка 4.7

Ролевая игра как средство воспитания

Оценка 4.7
Лекции
doc
английский язык
Взрослым
28.05.2020
Ролевая игра как средство воспитания
статья о месте ролевой игры в процессе обучения иностранному языку
Ролевая игра как средство воспитания.doc

 Ролевая игра как средство воспитания

Известно, что игра обладает большими обучающими и воспитывающими возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения. Преимущество ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.

Ученик включается в ситуацию хотя и не через свое я, но через я соответствующей роли. Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении английского языка.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, поскольку она предполагает участие группы школьников, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, и друг другу помогать. Процесс обучения в этих условиях имеет четко выраженный групповой характер. Такая деятельность оказывает положительное влияние на личность обучаемого, она приобретает подлинно коллективный характер. А ведь это не что иное, как прообраз трудовой деятельности взрослого человека. Школьники, таким образом, готовятся к непростому общению в процессе этой деятельности.

 Калимулина О.В. пишет, что в методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации1. Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

Опираясь на исследования Олейник Т.И.2, можно выделить правила ролевых игр, а именно:

·                    учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

·                    учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других – взять на себя воображаемую роль;

·                    участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило бы в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли;

·                    участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении.

Помимо перечисленных правил Вербицкий А.А1. выделяет пять категорий ролей:

·                    врожденные, то есть определяющие пол и возраст участника игры;

·                    приписанные, то есть национальность или принадлежность к тоу или иной социальной группе;

·                    приобретенные, то есть конкретизирующие профессию;

·                    действенные, то есть предлагающие круг действия в данной ситуации;

·                    функциональные, то есть определяющие функции общения.

Наиболее важными при обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей. В частности, функциональные роли могут рассматриваться как  минимальные коммуникативные блоки, из которых складывается ролевая игра. Эти блоки могут войти во множество различных ситуации, поэтому их необходимо отрабатывать на подготовительном этапе. А действенные могут выбрать путь решения поставленной задачи.

Некоторые методисты отмечают, что учащиеся с удовольствием погружаются в ролевые игры. Очень важно подготовить учащихся к ролевой игре. Прежде всего следует по-иному разместить учащихся в аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение полукругом, когда каждый учащийся находится в контакте и с учителем, и с товарищами.

 Рацимор А.Е. выделяет «в ролевой игре три этапа: подготовительный, собственно игру и заключительный»1. Некоторые авторы предлагают более детальный план:

·                    подготовительный этап в классе;

·                    подготовительный этап дома;

·                    собственно игра;

·                    заключительный этап.

Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме.

После проведения ролевой игры необходимым элементом ролевой игры является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий.

В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся, ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.

Ролевая игра в парах – самый простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы.

Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от одной группы к другой. Но допускается и такой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне – когда все участники разыгрывают дискуссии, «круглые столы».

Все упражнения ролевых игр выполняются в следующих режимах: 1) учитель – ученик; 2) ученик – учитель; 3) фонограмма – ученик; 4) ученик – фонограмма; 5) ученик – ученик.

В режиме «учитель – ученик» инициативная реплика исходит от учителя, реактивная - от ученика.

Ролевая игра «Что вы предпочитаете?» («What Do You Prefer?»).

Учитель: Я – библиотекарь. Мне необходимо знать, какие книги любит читатель.

Задание ученику: Вы – читатель, ученик VII класса. Ответьте на вопрос библиотекаря.

-                                             What do you prefer, poems or short stories?

-                                             I am fond of poems.

Приведем примеры варьируемых элементов: 1) poems or short stories, 2) novels or plays, 3) short stories or novels, 4) books on adventure or geography, 5) books on art or history.

В режиме «ученик – учитель» инициативная реплика принадлежит ученику, реактивная – учителю.

Ролевая игра «Ваш любимый писатель?» («Who Is Your Favourite Writer?»).

Задание ученику: Вы – московский школьник. Поинтересуйтесь, книги каких писателей нравятся гостю из Англии.

Учитель: Я – гость из Англии. Я отвечу на ваш вопрос и назову своего любимого писателя.

-                                             What writers do you like best of all?

-                                              I like Russian writers. My favourite writer is Chekhov.

В режиме «фонограмма – ученик» одну из ролей исполняет диктор, вторую – ученик.

Ролевая игра  «Хороший совет» («A Good Piece Of Advice»).

Инструкция: Я – ваш одноклассник. Я хочу прочитать интересную книгу.

Задание ученику: Дайте хороший совет однокласснику.

Диктор:What would you advice me to read?

Ученик:I advice you to read poems written by A. Pushkin.

В режиме «ученик – фонограмма» первая роль исполняется учеником, вторая – диктором.

Ролевая игра «О чем книга?» («Whats the Book About?»).

Инструкция: Вы в полголоса читаете свой дневник для внеклассного чтения. Ваш младший брат все время спрашивает вас, о чем книга. Отвечайте на его вопросы

Ученик (старший брат): Mark Twain. «The Adventures of Tom Sawyer».

Диктор (младший брат): Whats the book about?

Ученик (старший брат): The book «The Adventures of Tom Sawyer» by Mark Twain is about adventures.

В завершающем режиме «ученик – ученик» упражнение выполняется в парах одновременно. Каждый из учащихся играет свою роль.

Ролевая игра «Книголюбы» («Booklovers»).

Задание первому ученику: Вы – член кружка книголюбов. Скажите, какую книгу вы недавно прочитали.

Задание второму ученику: Вы – новый член кружка книголюбов. Выясните, интересна ли книга, которую прочитал ваш товарищ.

-                                             I have read «Alice’s Adventures in Wonderland» by Lewis Carroll.

-                                             Is it an interesting  book?

-                                             Rather!

Итак, анализ литературы показал, что ролевая игра:

·                    это обучение в действии, повышающее качество обучения;

·                    это в высшей степени мотивирующий фактор, так как она (игра) вызывает интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;

·                     дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выделить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;

·                    сопровождается, как правило, эмоциональным подъемом. Что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность;

·                    оказывает положительное влияние на личность обучаемого, имея четко выраженный групповой характер.

Список литературы

 

1) Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1988.

2) Ариян М. И. // Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. – М., 6/1999, с. 17.

3) Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.

4) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Просвещение, 1968.

5) Братусь Б. С. Аномалия личности. – М., 1988.

6) Вейнвальд Н. И. Психология личности. – М., 1987.

7) Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения. – М., 1983.

8) Вишневский Е. И. // Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку. – М., 4/1988, с. 23.

9) Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М. АРКТИ, 2003.

10) Донцов А. И. Психология коллектива. – М., 1984.

11) Калимулина О. В. // Ролевые игры в обучении диалогической речи. – М., 3/2003, с. 17.

12)Кон И. С. Психология ранней юности. – М. Просвещение, 1980.

13) Кон И. С. Психология старшеклассника. – М. Просвещение, 1980.

14) Леонтьев А. А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня. – М. РЕМА, МГЛУ, 1992.

15) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

16) Лисицина М. И. Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. – М., 1978.

17) Мадорский Л Р. Глазами подростков. – М. Просвещение, 1991.

18) Немов Р. С. психология. – М. Просвещение, 1991.

19) Олейник Т. И. //  Ролевая игра в обучении диалогической речи. – М., 1/1989, с. 29.

20) Рацимор А. Е. // Ролевые игры как средство профориентации учащихся на уроках английского языка. – М., 2/1975, с. 21.


Скачано с www.znanio.ru



1 Калимулина О.В. // Ролевые игры в обучении диалогической речи. – М., 3/2003, с. 17.

2 Олейник Т.И. //Ролевая игра в обучении диалогической речи. – М., 1/1989, с. 29.

1 Вербицкий А.А Игровые формы контекстного обучения. – М., 1983, с. 89.

1 Рацимор А. Е. //Ролевые игры как средство профориентации учащихся на уроках английского языка. – М., 2/1975, с. 21.

Ролевая игра как средство воспитания

Ролевая игра как средство воспитания

Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся

Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся

Наиболее важными при обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей

Наиболее важными при обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей

После проведения ролевой игры необходимым элементом ролевой игры является заключительный этап , предусматривающий выполнение определенных заданий

После проведения ролевой игры необходимым элементом ролевой игры является заключительный этап , предусматривающий выполнение определенных заданий

I am fond of poems. Приведем примеры варьируемых элементов : 1) poems or short stories, 2) novels or plays, 3) short stories or novels, 4)…

I am fond of poems. Приведем примеры варьируемых элементов : 1) poems or short stories, 2) novels or plays, 3) short stories or novels, 4)…

Инструкция: Вы в полголоса читаете свой дневник для внеклассного чтения

Инструкция: Вы в полголоса читаете свой дневник для внеклассного чтения

Список литературы 1) Андреева

Список литературы 1) Андреева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020