Известно, что игра обладает большими обучающими и воспитывающими возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения. Преимущество ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.
Ученик включается в ситуацию хотя и не через свое я, но через я соответствующей роли. Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус «актера», что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении английского языка.
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, поскольку она предполагает участие группы школьников, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, и друг другу помогать. Процесс обучения в этих условиях имеет четко выраженный групповой характер. Такая деятельность оказывает положительное влияние на личность обучаемого, она приобретает подлинно коллективный характер. А ведь это не что иное, как прообраз трудовой деятельности взрослого человека. Школьники, таким образом, готовятся к непростому общению в процессе этой деятельности.
Калимулина О.В. пишет, что в методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации1. Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.
Опираясь на исследования Олейник Т.И.2, можно выделить правила ролевых игр, а именно:
· учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
· учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других – взять на себя воображаемую роль;
· участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило бы в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли;
· участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении.
Помимо перечисленных правил Вербицкий А.А1. выделяет пять категорий ролей:
· врожденные, то есть определяющие пол и возраст участника игры;
· приписанные, то есть национальность или принадлежность к тоу или иной социальной группе;
· приобретенные, то есть конкретизирующие профессию;
· действенные, то есть предлагающие круг действия в данной ситуации;
· функциональные, то есть определяющие функции общения.
Наиболее важными при обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей. В частности, функциональные роли могут рассматриваться как минимальные коммуникативные блоки, из которых складывается ролевая игра. Эти блоки могут войти во множество различных ситуации, поэтому их необходимо отрабатывать на подготовительном этапе. А действенные могут выбрать путь решения поставленной задачи.
Некоторые методисты отмечают, что учащиеся с удовольствием погружаются в ролевые игры. Очень важно подготовить учащихся к ролевой игре. Прежде всего следует по-иному разместить учащихся в аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение полукругом, когда каждый учащийся находится в контакте и с учителем, и с товарищами.
Рацимор А.Е. выделяет «в ролевой игре три этапа: подготовительный, собственно игру и заключительный»1. Некоторые авторы предлагают более детальный план:
· подготовительный этап в классе;
· подготовительный этап дома;
· собственно игра;
· заключительный этап.
Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме.
После проведения ролевой игры необходимым элементом ролевой игры является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий.
В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся, ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.
Ролевая игра в парах – самый простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы.
Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от одной группы к другой. Но допускается и такой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне – когда все участники разыгрывают дискуссии, «круглые столы».
Все упражнения ролевых игр выполняются в следующих режимах: 1) учитель – ученик; 2) ученик – учитель; 3) фонограмма – ученик; 4) ученик – фонограмма; 5) ученик – ученик.
В режиме «учитель – ученик» инициативная реплика исходит от учителя, реактивная - от ученика.
Ролевая игра «Что вы предпочитаете?» («What Do You Prefer?»).
Учитель: Я – библиотекарь. Мне необходимо знать, какие книги любит читатель.
Задание ученику: Вы – читатель, ученик VII класса. Ответьте на вопрос библиотекаря.
- What do you prefer, poems or short stories?
- I am fond of poems.
Приведем примеры варьируемых элементов: 1) poems or short stories, 2) novels or plays, 3) short stories or novels, 4) books on adventure or geography, 5) books on art or history.
В режиме «ученик – учитель» инициативная реплика принадлежит ученику, реактивная – учителю.
Ролевая игра «Ваш любимый писатель?» («Who Is Your Favourite Writer?»).
Задание ученику: Вы – московский школьник. Поинтересуйтесь, книги каких писателей нравятся гостю из Англии.
Учитель: Я – гость из Англии. Я отвечу на ваш вопрос и назову своего любимого писателя.
- What writers do you like best of all?
- I like Russian writers. My favourite writer is Chekhov.
В режиме «фонограмма – ученик» одну из ролей исполняет диктор, вторую – ученик.
Ролевая игра «Хороший совет» («A Good Piece Of Advice»).
Инструкция: Я – ваш одноклассник. Я хочу прочитать интересную книгу.
Задание ученику: Дайте хороший совет однокласснику.
Диктор:What would you advice me to read?
Ученик:I advice you to read poems written by A. Pushkin.
В режиме «ученик – фонограмма» первая роль исполняется учеником, вторая – диктором.
Ролевая игра «О чем книга?» («What’s the Book About?»).
Инструкция: Вы в полголоса читаете свой дневник для внеклассного чтения. Ваш младший брат все время спрашивает вас, о чем книга. Отвечайте на его вопросы
Ученик (старший брат): Mark Twain. «The Adventures of Tom Sawyer».
Диктор (младший брат): What’s the book about?
Ученик (старший брат): The book «The Adventures of Tom Sawyer» by Mark Twain is about adventures.
В завершающем режиме «ученик – ученик» упражнение выполняется в парах одновременно. Каждый из учащихся играет свою роль.
Ролевая игра «Книголюбы» («Booklovers»).
Задание первому ученику: Вы – член кружка книголюбов. Скажите, какую книгу вы недавно прочитали.
Задание второму ученику: Вы – новый член кружка книголюбов. Выясните, интересна ли книга, которую прочитал ваш товарищ.
- I have read «Alice’s Adventures in Wonderland» by Lewis Carroll.
- Is it an interesting book?
- Rather!
Итак, анализ литературы показал, что ролевая игра:
· это обучение в действии, повышающее качество обучения;
· это в высшей степени мотивирующий фактор, так как она (игра) вызывает интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;
· дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выделить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;
· сопровождается, как правило, эмоциональным подъемом. Что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность;
· оказывает положительное влияние на личность обучаемого, имея четко выраженный групповой характер.
1) Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1988.
2) Ариян М. И. // Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. – М., 6/1999, с. 17.
3) Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990.
4) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Просвещение, 1968.
5) Братусь Б. С. Аномалия личности. – М., 1988.
6) Вейнвальд Н. И. Психология личности. – М., 1987.
7) Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения. – М., 1983.
8) Вишневский Е. И. // Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку. – М., 4/1988, с. 23.
9) Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М. АРКТИ, 2003.
10) Донцов А. И. Психология коллектива. – М., 1984.
11) Калимулина О. В. // Ролевые игры в обучении диалогической речи. – М., 3/2003, с. 17.
12)Кон И. С. Психология ранней юности. – М. Просвещение, 1980.
13) Кон И. С. Психология старшеклассника. – М. Просвещение, 1980.
14) Леонтьев А. А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня. – М. РЕМА, МГЛУ, 1992.
15) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
16) Лисицина М. И. Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. – М., 1978.
17) Мадорский Л Р. Глазами подростков. – М. Просвещение, 1991.
18) Немов Р. С. психология. – М. Просвещение, 1991.
19) Олейник Т. И. // Ролевая игра в обучении диалогической речи. – М., 1/1989, с. 29.
20) Рацимор А. Е. // Ролевые игры как средство профориентации учащихся на уроках английского языка. – М., 2/1975, с. 21.
Скачано с www.znanio.ru
1 Калимулина О.В. // Ролевые игры в обучении диалогической речи. – М., 3/2003, с. 17.
2 Олейник Т.И. //Ролевая игра в обучении диалогической речи. – М., 1/1989, с. 29.
1 Вербицкий А.А Игровые формы контекстного обучения. – М., 1983, с. 89.
1 Рацимор А. Е. //Ролевые игры как средство профориентации учащихся на уроках английского языка. – М., 2/1975, с. 21.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.