Ролевые игры, как пространство самореализации в начальной школе
Оценка 5

Ролевые игры, как пространство самореализации в начальной школе

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
математика +2
1 кл
18.11.2018
Ролевые игры, как  пространство самореализации в начальной школе
В сообщении предлагаются разнообразные игры для развития познавательного интереса на уроках.Формы проведения игр могут быть разнообразными.Чтобы возбудить интерес к счету можно использовать такие игры:"Найди ошибку","Кто быстрее","Рыбалка","Летчик"," Математическая эстафета". На уроках русского языка при обобщении знаний по теме можно использовать игру "Аукцион".
Ролевые игры,как пространство самореализации в начальной школе.doc
РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК ПРОСТРАНСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ.                                                       Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли  жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным  автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают  игре с учениками серьезную дидактику.        Игра ­ одно из замечательных явлений жизни, деятельность,  как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно  чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась  весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.       В отечественной педагогике и психологии проблему игровой  деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.      Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на  операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который  заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и  «неправильности» принимаемого решения.    Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют  ролевые игры.    Сюжетно­ролевые игры можно обозначить как творческие. Их основное  отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и  правил игры и их выполнение. Наиболее притягательную силу для младших  школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество,  находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не  только выработке отдельных математических навыков, но и  остроты и  логичности мысли.     Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными:  путешествие, дискуссии, пресс­конференции и др. Чтобы возбудить интерес к счету, можно применить следующие ролевые игры: «Домино», «Найди  ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Рыбалка»,  «День и ночь» и т.д. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полет в  космос», «Найди дорогу» и др. Особенно учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме.  Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие    формы можно  почерпнуть из телевизионных игр.        Примеры игровых форм уроков: урок­сказка, Урок­ К ВН,  Урок­ путешествие, Урок­смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес»,  Морской бой». Далее хочется остановиться на ролевых играх,  которые использую в своей  работе. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и  вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку». На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На  каждой рыбке записан пример: 7+4, 9+2 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и решают выражения. Остальные  выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на  вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски,  кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он  считается лучшим рыбаком в игре. Одна из любимых игр моих учеников­«Лучший летчик. В начале  провожу небольшую беседу по вопросам: «Кто хочет стать  летчиком?», «Что он должен хорошо знать и уметь?».  Дети обобщают: «Летчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно  вести свой самолет. И прежде всего он должен правильно вести расчеты». Обращаю внимание детей на доску, где записаны три столбика  выражений, под ними – рисунки самолетов. Над каждым выражением три  ответа. Один из них правильный. 4   7   5                3   4   5                   8   6   7 3+2                      2+2                         5+3 5   6   7                8   9   7                   10   9   7 4+2                     10 – 3                      10 – 1 Класс делится на три команды. В каждой назначаются летчики. Они по  команде и по очереди вычисляют значения выражений, начиная с нижнего,  обводят ответ и ведут свой самолет по намеченному курсу. В конце игры подводятся итоги. Далее хочется рассмотреть еще несколько игр. «Математическая эстафета» Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды даны примеры вида: 10+5 Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий  пример, составить другой пример с этими же  числами и передать эстафету  своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой  команды не составят все возможные примеры. 10+7 10+9 Например: 10+5=15 5+10=15 15=10+5 15=5+10 15­10=5 15­5=10 «Забей мяч в корзину» На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них  числа 11, 12, 13. Каждому ряду дается задание составить за определенное  время (5 минут)  как можно больше примеров с данным ответом на сложение  или вычитание. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее  запишут выражений с данным ответом. Игра «Глаз – фотограф». При изучении любой таблицы сложения и вычитания отводится время для ее  запоминания. Чтобы оно было более продуктивным и целенаправленным, я  провожу эту игру. Учитель говорит:  «Сейчас я проверю, у кого глаз, как фотоаппарат,  сфотографирует таблицу». (ученик должен запомнить ее) Таблица дается с  ответами. Через некоторое время ответы стираются. Учащиеся воспроизводят таблицу вразбивку. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию  нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в  коллективе. На уроках русского языка использую следующую игру. Дидактическая игротека «Отвечай первый» Цель. Повторить пройденный материал, обобщить изучаемую  информацию, научить пользоваться изученным материалом; развить  системное мышление.  Продолжительность. От 7 минут.  Содержание. Эта игра обычно проводится в конце урока. Учитель в  быстром темпе задаёт вопросы, связанные с содержанием последних  изученных тем. Вопросы могут быть как на знание материала (их лучше  задавать в начале игры), так и на понимание (при этом можно и даже  желательно «смешивать« в одном вопросе несколько разных тем).  Отвечает ученик, который первым поднял руку. Если ответ правильный, учитель ставит точку или любой другой значок рядом с фамилией  ученика, что означает получение учеником призового балла. Если ответ  неполный, учитель предлагает другим ученикам его дополнить. Авторы  существенных дополнений также отмечаются. Если ответ неверный,  ученик может получить штрафной балл (2 или 3 штрафных балла  аннулируют один призовой балл). Затем учитель задаёт новый вопрос. В  конце игры учитель может отметить наиболее активных и знающих  ребят достойными отметками. Игра «Аукцион» Оборудование: толковый словарь, для уточнения значения слова “аукцион”. Описание игры. Эта игра может производиться на уроке русского языка при  закреплении знаний по теме “Части речи”. Учитель: (начинает игру) Здесь у нас аукцион –  Подведет итоги он. Тот, кто больше, лучше знает, Тот награду получает. Сегодня на аукционе удивительный товар, который вы можете приобрести за  свои звания. Продажа начинается! Выходят учащиеся, исполняющие роли имени существительного, имени  прилагательного, глагола, местоимения, предлога, числительного. В роли  покупателей – остальные учащиеся класса. «Товар 1» ­ имя существительное. “Покупатели” рассказывают об этой части  речи. После ответов ребят учитель спрашивает: “Кто больше?” Последний  отвечающий становится обладателем “товара”. Аукцион продолжается. В  качестве “товара” выступают другие части речи. Эту игру можно провести на уроке ознакомления с окружающим миром при  изучении темы «Витамины, их роль и содержание в продуктах питания». Дети  принимают участие в обыгрывании сюжета, который зачитывает учитель. Игра «Войско овощей и фруктов» Оборудование: картинки или короны с изображением овощей и фруктов. Учитель: Решил однажды Помидор собрать войско из овощей и фруктов.  Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, лимон,  персик, чеснок, редис, картофель, репа и др. (в роли помидора, фруктов и  овощей – учащиеся класса). Помидор принимает в свое войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: какой витамин в нем содержится и каково его  значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в “войско”.  Помидор решает распределить их в два отряда. Один отряд – овощи и  фрукты, в которых содержится витамин А (морковь, лук, персик и т.д.), а  другой – содержащий витамин С (яблоко, лимон, апельсин, чеснок, капуста и  т.д.). «Игра­драматизация» Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Более  сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом  эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации. Чтение по  ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются  диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям  начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Часто использую такой  прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением,  раскрепощает детей. Содержание учебников «Литературное чтение»   позволяет систематически проводить работу по освоению чтения по ролям.  Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая  учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией,  но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Игра постепенно знакомит детей с работой почтового отделения, библиотеки,  овощного и мебельного магазина, приглашает в гараж, на аэродром, стадион. Значение игровых форм  и методов обучения. С помощью  ролевых игр можно снять утомление, её можно использовать для  мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них  организаторских способностей, привития навыков  самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях. Кроме этого ролевые  игры это   пространство для самореализации. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного  умственного развития. Игра­ это огромное светлое окно, через которое в  духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра­ это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются  вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается  чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер. Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. ЛИТЕРАТУРА. 1. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое  обучение.­ Издат  Лен. Гос. Ун., 1985.­162с 2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПбГУПМ, 2003­64с. 3.Мостова О.Н. Диссертация. Развитие коммуникативных умений младших  школьников на основе учёта индивидуально типологических  особенностей.2007г. АППО. 4. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г.  М. : Гуманитар. Изд. ВЛАДОС, 2007.­157 с. 5. Хилалутдинова А.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников. Журнал «Начальная школа»  2008г.,№7.

Ролевые игры, как пространство самореализации в начальной школе

Ролевые игры, как  пространство самореализации в начальной школе

Ролевые игры, как пространство самореализации в начальной школе

Ролевые игры, как  пространство самореализации в начальной школе

Ролевые игры, как пространство самореализации в начальной школе

Ролевые игры, как  пространство самореализации в начальной школе

Ролевые игры, как пространство самореализации в начальной школе

Ролевые игры, как  пространство самореализации в начальной школе

Ролевые игры, как пространство самореализации в начальной школе

Ролевые игры, как  пространство самореализации в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018