Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск |
Раздел 8. Россия на пути модернизации. Урок 5. Россия – многонациональное государство |
История. Россия в мире. Учебник «Россия в мире». Базовый уровень. 10 класс: под ред. О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарева, В.А.Рогожкина- М.: Дрофа, 2019г. |
|
Гудзишевская Нина Валентиновна |
Конспект |
Конспект
Цель: проследить завершение процесса становления Российской империи как многонационального государства
Задачи:
· выяснить пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIXв.; характеризовать изменения этнического состава населения России к концу XIX в;
· выяснить и оценить последствия расширения территории Российской империи на социально-экономическое и политическое развитие;
· развивать навыки анализа различной исторической информации, систематизации выводов в таблицах, схемах, тезис-планах; оценивать исторические процессы и явления;
· развивать навыки групповой работы, умения формулировать аргументированную точку зрения, участвовать в дискуссии.
Тип урока: урок – исследование с с использованием технологий развития критического мышления и коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «Россия в мире». Базовый уровень. 10 класс: под ред. О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарева, В.А.Рогожкина- М.: Дрофа, 2019г., рабочие листы для групповой работы.
Ход урока
1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, распределение учащихся для групповой работы.
2. Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. «Россия… является средоточием народов и перекрестком цивилизаций… Российское государство, как бы оно не называлось на различных этапах своей истории, всегда отличалось этническим, религиозным и культурным многообразием».
В.В. Калашников, советский, российский историк, общественный деятель.
Прокомментируйте точку зрения российского историка (обсуждение задания).
Формулировка цели и задач урока.
Слайд 2. Гипотеза:
Российская империя
· расширяла свои территории как на основании добровольного вхождения в её состав соседних народов, так и путем завоеваний;
· достигла своего территориального максимума к к.XIX в., завершив завоевание Кавказа и Средней Азии.
3. Изучение нового материала.
Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 4. План:
1. Введение: общая характеристика многонационального состава Российской империи.
2. Групповая работа:
2.1. Расширение территории в I трети XIX в.
2.2. Кавказская война
2.3. Присоединение Казахстана и Средней Азии
2.4. Заселение Сибири и Дальнего Востока
3. Особенности Российской империи как многонационального государства.
Слайд 5. Введение: общая характеристика многонационального состава Российской империи.
Комментарии к диаграмме. В к. ХIХв. Россия стала могучей мировой державой, объеди-нившей множество больших и малых народов, которые или исторически были соседями восточных славян, или постепенно в ходе геополитических процессов входили добро-вольно либо путем завоеваний в состав российского государства. Кроме того, Россия была страной многоконфессиональной. Вспомните, какие религии исповедовали народы государства? (обсуждение задания).
Слайд 6. Комментарии к схеме:
Слайд 7.
q успешная национальная политика - непременное условие стабильности и единства страны
q не была целостной, имела существенные особенности по регионам
Организация групповой работы. На выполнение задания каждой группе дается 10 мин, представление результатов работы – по 3 минуты.
Представление результатов групповой работы, составление общего конспекта урока.
4. Подведение итогов урока, оценивание ответов учащихся.
5. Обсуждение домашнего задания.
Слайд 8. Домашнее задание:
§ 46 – 47, стр. 348 – 350. Сделать вывод об особенностях формирования многонациональной России.
Презентация* «Имам Шамиль»; «Генерал Ермолов»; «История вхождения Средней Азии» в картинах русских хидожников-баталистов».
Слайд 9. Источники:
https://nlr.ru/exib/pleh_reading/reports.pdf
https://bigenc.ru/military_science/text/2031522
https://totalwars.ru/total-war-history/new-time/122-2009-04-07-10-27-38.html
https://yunc.org/%D0%9E%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8_%D0%B8_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0
Рабочий лист 1.
Расширение территории в I трети XIX в.
Дата: _______________Работу выполнили:_________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание: § 46-47, п.1. Дайте характеристику территориям, которые вошли в состав Российской империи в первой трети XIX в.
Территории/народы, которые проживали в этих землях на момент вхождения в состав Российской империи. |
События, в ходе которых произошло присоединение земель к России |
Уровень политичес-кого и социально-экономического на-роды, проживавших на присоединенных к России террито-риях |
Положение этих народов в составе империи |
|
|
|
|
Рабочий лист 2.
Кавказская война
Дата: _______________Работу выполнили:_________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание: § 46-47, п.2. Выясните роль и место Кавказской войны в становлении многонациональной Российской империи.
Народы Северного Кавказа: этническая и конфессиональная характеристика |
Уровень политичес-кого и экономичес-кого развития |
Основные события Кавказской войны |
Причины затягива-ния и особой кро-вопролитности вой-ны |
|
|
|
|
Было ли неизбежным военное столкновение Российской империи с горцами Кавказа?
Рабочий лист 3.
Присоединение Казахстана и Средней Азии
Дата: _______________Работу выполнили:_________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание: § 46-47, п.3 Каким образом проходило продвижение России в Средней Азии?
Уровень политичес-кого и социально-экономического раз-вития народов Ка-захстана и Средней Азии |
Основные события, в ходе которых про-изошло присоеди-нение земель к России |
Причины слабого сопротивления со стороны мусульман-ских государств за-воеванию Россией |
Последствия присое-динения народов Казахстана и Сред-ней Азии в состав России |
|
|
|
|
Рабочий лист 4.
Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке
Дата: _______________Работу выполнили:_________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание: § 46-47, п.5. Характеризовать процесс освоения Сибири и Дальнего Востока.
Трудности освоения Сибири и Дальнего Востока |
Факторы, способст-вовавшие освоению территорий |
Основные события, в ходе которых про-изошло присоеди-нение земель к России |
Результаты освоения Сибири и Дальнего Востока |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.