Россия - многонациональное государство.
Оценка 5

Россия - многонациональное государство.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
10 кл—11 кл
15.06.2022
Россия - многонациональное государство.
Конспект урока "Россия - многонациональное государство" разработан для курса "Россия в мире" 10 класс, базовый уровень. Конспект содержит цели и задачи урока, рабочие листы для групповой работы учащихся.
5. Россия - многонациональное государство.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск

Раздел 8. Россия на пути модернизации. Урок 5. Россия – многонациональное государство

История. Россия в мире. Учебник «Россия в мире». Базовый уровень. 10 класс: под ред. О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарева, В.А.Рогожкина- М.: Дрофа, 2019г.

 

Гудзишевская Нина Валентиновна

narody-rusi Национальный состав Российской империи Анализ - прогноз Народознание

 

Конспект

 


 

Конспект

Цель: проследить завершение процесса становления Российской империи как многонационального государства

Задачи:

·                    выяснить пути присоединения к Российской империи новых территорий в XIXв.; характеризовать изменения этнического состава населения России к концу XIX в;

·                    выяснить и оценить последствия расширения территории Российской империи на социально-экономическое и политическое развитие;

·                    развивать навыки анализа различной исторической информации, систематизации выводов в таблицах, схемах, тезис-планах; оценивать исторические процессы и явления;

·                    развивать навыки групповой работы, умения формулировать аргументированную точку зрения, участвовать в дискуссии.

Тип урока: урок – исследование с с использованием технологий развития критического мышления и коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «Россия в мире». Базовый уровень. 10 класс: под ред. О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарева, В.А.Рогожкина- М.: Дрофа, 2019г., рабочие листы для групповой работы.

Ход урока

1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, распределение учащихся для групповой работы.

 

2. Мотивационно-целевой этап.

 

Слайд 1. «Россия… является средоточием народов и перекрестком цивилизаций… Российское государство, как бы оно не называлось на различных этапах своей истории, всегда отличалось этническим, религиозным и культурным многообразием».

В.В. Калашников, советский, российский историк, общественный деятель.

Прокомментируйте точку зрения российского историка (обсуждение задания).

Формулировка цели и задач урока.

 

Слайд 2. Гипотеза:

Российская империя

·                    расширяла свои территории как на основании добровольного вхождения в её состав соседних народов, так и путем завоеваний;

·                    достигла своего территориального максимума к к.XIX в., завершив завоевание Кавказа и Средней Азии.

 

3. Изучение нового материала.

Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.

 

Слайд 4. План:

1.                  Введение: общая характеристика многонационального состава Российской империи.

2.                  Групповая работа:

2.1.             Расширение территории в I трети XIX в.

2.2.             Кавказская война

2.3.             Присоединение Казахстана и Средней Азии

2.4.             Заселение Сибири и Дальнего Востока

3.                  Особенности Российской империи как многонационального государства.

 

Слайд 5. Введение: общая характеристика многонационального состава Российской империи.

 

Комментарии к диаграмме. В к. ХIХв. Россия стала могучей мировой державой, объеди-нившей множество больших и малых народов, которые или исторически были соседями восточных славян, или постепенно  в ходе геополитических процессов входили добро-вольно либо путем завоеваний в состав российского государства. Кроме того, Россия была страной многоконфессиональной. Вспомните, какие религии исповедовали народы государства? (обсуждение задания).

 

Слайд 6. Комментарии к схеме:

                                

 

Слайд 7.

q    успешная национальная политика - непременное условие стабильности и единства страны

q     не была целостной, имела существенные особенности по регионам

Организация групповой работы. На выполнение задания  каждой группе дается 10 мин, представление результатов работы – по 3 минуты.

 

Представление результатов групповой работы, составление общего конспекта урока.

 

4.                  Подведение итогов урока, оценивание ответов учащихся.

 

5.                  Обсуждение домашнего задания.

Слайд 8. Домашнее задание:

§ 46 – 47, стр. 348 – 350. Сделать вывод об особенностях формирования многонациональной России.

Презентация* «Имам Шамиль»; «Генерал Ермолов»; «История вхождения Средней Азии» в картинах русских хидожников-баталистов».

 

Слайд 9. Источники:

https://nlr.ru/exib/pleh_reading/reports.pdf

https://bigenc.ru/military_science/text/2031522

https://totalwars.ru/total-war-history/new-time/122-2009-04-07-10-27-38.html

https://yunc.org/%D0%9E%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8_%D0%B8_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист 1.

Расширение территории в I трети XIX в.

 

Дата: _______________Работу выполнили:_________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание: § 46-47, п.1. Дайте характеристику территориям, которые вошли в состав Российской империи в первой трети XIX в.

Территории/народы, которые проживали в этих землях на момент вхождения в состав Российской империи.

События, в ходе которых произошло присоединение земель к России

Уровень политичес-кого и социально-экономического на-роды, проживавших на присоединенных к России террито-риях

Положение этих народов в составе империи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист 2.

Кавказская война

 

Дата: _______________Работу выполнили:_________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание: § 46-47, п.2. Выясните роль и место Кавказской войны в становлении многонациональной Российской империи.

 

Народы Северного Кавказа: этническая и конфессиональная характеристика

Уровень политичес-кого и экономичес-кого развития

Основные события Кавказской войны

Причины затягива-ния и особой кро-вопролитности вой-ны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Было ли неизбежным военное столкновение Российской империи с горцами Кавказа?



 

 

 

 

Рабочий лист 3.

Присоединение Казахстана и Средней Азии

 

Дата: _______________Работу выполнили:_________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание: § 46-47, п.3 Каким образом проходило продвижение России в Средней Азии?

 

Уровень политичес-кого и социально-экономического раз-вития народов Ка-захстана и Средней Азии

Основные события, в ходе которых про-изошло присоеди-нение земель к России

Причины слабого сопротивления со стороны мусульман-ских государств за-воеванию Россией

Последствия присое-динения народов Казахстана и Сред-ней Азии в состав России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист 4.

Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке

Дата: _______________Работу выполнили:_________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание: § 46-47, п.5. Характеризовать процесс освоения Сибири и Дальнего Востока.

Трудности освоения Сибири и Дальнего Востока

Факторы, способст-вовавшие освоению территорий

Основные события, в ходе которых про-изошло присоеди-нение земель к России

Результаты освоения Сибири и Дальнего Востока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Россия - многонациональное государство.

Россия - многонациональное государство.

Конспект Цель: проследить завершение процесса становления

Конспект Цель: проследить завершение процесса становления

Слайд 5. Введение: общая характеристика многонационального состава

Слайд 5. Введение: общая характеристика многонационального состава

Обсуждение домашнего задания.

Обсуждение домашнего задания.

Рабочий лист 1. Расширение территории в

Рабочий лист 1. Расширение территории в

Рабочий лист 2. Кавказская война

Рабочий лист 2. Кавказская война

Рабочий лист 3. Присоединение

Рабочий лист 3. Присоединение

Рабочий лист 4. Русские переселенцы в

Рабочий лист 4. Русские переселенцы в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2022