Россия - наш дом!
Оценка 4.8

Россия - наш дом!

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
Междисциплинарный 3
8 кл
10.01.2017
Россия - наш дом!
Разработка интегрированного урока по обществознанию и литературе, способствующий развитию патриотических и духовно-нравственных качеств у обучающихся. Углубляются и систематизируются знания обучающихся об исторически сложившихся общностях людей, этническом многообразии современного человечества, выявить основные признаки каждой общности, подробнее рассмотреть историческую общность нация. Дети усваивают понятия: этнос, нация, национальное самосознание, толерантность. Через анализ литературных произведений духовно обогащаются.
Россия -наш дом!.doc

Россия – наш дом!

 

 

 

Разработка интегрированного урока  по обществознанию и литературе.

 

Учитель истории: Шамшева О. А.

Учитель литературы: Попова И. В

                                                 МКОУ «Эртильская СОШ№1»

Цели урока:

Обучающая: углубить и систематизировать знания обучающихся об исторически сложившихся общностях людей, этническом многообразии современного человечества, выявить основные признаки каждой общности, подробнее рассмотреть историческую общность нация. Дать основные понятия темы: этнос, нация, национальное самосознание.

Развивающая: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с текстами, Конституцией РФ. Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; формировать навыки общения и работы в группах.

Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, формировать чувство патриотизма; развивать толерантное отношение к людям разных национальностей

Оборудование урока:

- Конституция РФ..
- Текстовые задания:

- Кейс-задания для работы в группах.
- Компьютер – презентация “Нация. Национальное самосознание”.
- Карты: Российская Федерация

Внутрипредметные связи: история.

Межпредметные связи: география, литература, русский язык.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Оформление доски:

Эпиграфы:

 Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце 
пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам”.

А.С. Пушкин.

Россия, я твой капиллярный сосудик. 
Мне больно, когда тебе больно, Россия”.

А. Вознесенский.

Природа создает не нации, но индивидуумы, которые разделяются на нации только вследствие различия в языке, законах и усвоенных правилах”.

Бенедикт Спиноза.

Вопросы урока:

·                                Этническая общность, ее виды, этническое многообразие современного мира.

·                                Этнос, нация, национальность.

·                                Национальное самосознание.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

  Звучит авторская песня+видео  «Минин и Пожарский"

Учитель истории:

- Ребята мы  с вами прослушали авторскую песню и посмотрели видео. О каком событии идет речь?

-Чем стала Смута для нашего народа? (для русского общества это был первый страшный опыт гражданской войны. Смута никого не оставила равнодушным и безучастным. Все были охвачены вихрем неожиданных и грозных событий. Цари играли жизнью слуг, а те играли царями. Смутно было на душе русского человека. Все оказались перед выбором, от которого зависела собственная жизнь и судьба России)

- Почему Смута произошла в России

- Чем Смута сопровождалась? (вторжением иноземных захватчиков)

-       Благодаря чему наши предки смогли отстоять свою независимость? ( сплоченности, осознанию, что они единый народ, патриотизму, национальному самосознанию)

-       Кто сыграл важную роль в спасении нашего государства? (Минин и Пожарский)

- Какой современный праздник связан с событиями Смуты? (День народного единства – 4 ноября)  

- Кого этот праздник объединяет, в чем заключается единство? (людей разных национальностей, которые живут в нашем государстве) 

- Вы знаете, что наше государство многонациональное. В нем проживает более 150 различных народов и национальностей, а к какой нации вы причисляете себя?

- Вы гордитесь тем, что вы русские?

Проблемная ситуация:                                                                                  

- Обратимся к социологическим данным.

Социологический опрос начала 21 века, показал ,что своей национальностью гордятся 85 % россиян. Но исследование, проведенное в московских школах, свидетельствует, что только 60% учащихся 5-,11 классов испытывают гордость за свою национальность.

 

Во время проведения Всероссийской переписи 2010 был зафиксирован курьезный случай. Николай захотел, чтобы его национальность обозначили как «папуас». В противном случае он отказывается давать какие-либо сведения о себе.

- Как вы думаете мы действительно едины? (ответы учащихся: «да» и «нет»)

- Один известный писатель М. А. Шолохов сказал: «Мы с вами распустили нацию. Теперь предстоит тяжелый труд - собрать ее заново. Собрать нацию гораздо сложнее, чем распустить».

 

- Так давайте посвятим этому наш урок: соберем нацию и возродим национальное самосознание.

 

- Эпиграфами нашего урока будут высказывания великих людей А. С. Пушкина, А. Вознесенского и Бенедикта Спинозы (зачитать)

 

- К ним мы вернемся чуть позже.

 

- Вы разделились по группам по понравившемуся вам цветовому жетончику (  красный, желтые, зеленые). 

У каждой группы есть кейсы, где вы можете найти нужную для вас информацию.

Ответы групп должны фиксироваться на рабочих листах

 

Этносы

 

Задание 1

 

Учитель истории:

- Первый человек появился около 2 млн. лет назад. Один он выжить не мог. Поэтому постепенно стали складываться общности людей, которые исторически становились более сложными. Вам необходимо определить  исторически сложившиеся общности людей

.В кейсах найдите задания с желтым кружочком (стихи об общностях)

(учащиеся должны выделить род, племя, народ, нацию, для какого периода истории они характерны и с чем связано их становление)

Зачитывают вслух

1группа: род, племя

Валентин Берестов

Первобытные люди

Окно завесим поплотней,
Залезем под кровать.
Огонь мы с братом из камней
Решили добывать.
 
Пещера это, а не дом.
Ночь это, а не день.
Вот гром. А молния потом.
Кремень стучит в кремень.
 
О, искра, спутница труда!
Сначала не костёр,
Разумным блеском навсегда
Зажгла ты чей-то взор.
 
Не пёс, не северный олень,
Не кошка и не конь,
Был первым приручён кремень,
А вслед за ним — огонь.

 

Племя

Полночь сошла, непроглядная темень,
Только река от луны блестит,
А за рекой неизвестное племя,
Зажигая костры, шумит.

Завтра мы встретимся и узнаем,
Кому быть властителем этих мест;
Им помогает чёрный камень,
Нам - золотой нательный крест.

2 группа: народ

Народы России

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

 

3 группа: нации

МЫ – РУССКИЕ!

 

Когда-то, в юности прекрасной,

Был класс мой дружною семьёй,

Но, несмотря на русский ясный,

Я был не первый, а… седьмой.

Своей роднёй мы не кичились,

Хотя имелись господа,

Все рядом жили и учились,

И были не-разлей-вода.

 

Ринат, татарин, в небо рвался,

Гурам, грузин, прекрасно пел,

Еврей Оз боксом занимался,

Мариец Юрка… как свистел!

Оздоев Мишка, математик,

Родной прославил Дагестан,

А армянин Арсен Кумятик

Морской сегодня капитан.

 

Мы никому не задавали

Один-единственный вопрос -

Национальностей не знали,

Я просто как мальчишка рос.

Мы вместе дрались и любили

Девчонок с нашего двора,

Но и теперь не изменили

Той дружбе, что была вчера.
 

 

-Молодцы! Общности людей вы определили. Теперь давайте выделим отличительные черты каждой общности. Обратимся к словарю

Слайды

В кейсах

Виды:

Словарь:

- Род группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской)

- Племя совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

- Народность исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

- Нация исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. Нация – наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, “перемешивания”, “сплавления”, представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей.

 

Учитель истории:

- Наряду с понятиями “племя”, “народность”, “нация” в науке утвердилось понятие “этнос”.  Это греческое слово не имеет однозначной характеристики. Под “этносом” понимается совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение исторических судеб. Более широкое толкование термина состоит в том, что он объединяет понятия “племя”, “народность”, “нация”.

- На своих рабочих листах заполните , пожалуйста, пропуски, ответ на которые вы уже получили.

 

Признаки наций

Учитель истории:

- Ребята, какой из этносов наиболее сложный? (нация)

- Определите признаки нации.В кейсах найдите тексты с синим кружочком.(1минута)

1 признак:

-Давайте вспомним миф О Вавилонской башне (видео)

 Прочитайте текст. Подумайте, что является важнейшим элементом культуры нации? Аргументируйте свою точку зрения. Текст “Вавилонская башня

Миф о Вавилонской башне. Были времена, когда все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали. И захотелось людям оставить память о себе на веки веков – выстроить башню до самого неба. Не захотел Бог, чтобы люди добрались до неба, и наслал он на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга. И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, а башня стала мало-помалу разваливаться. Многие уносили с собой память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.

1-й признак нации –ЯЗЫК

 

Учитель литературы:

Язык – важный признак нации и государства. В языке заключена  информация о прошлом народа,  о его восприятии мира, о его душе.

Можно сказать, что язык – это душа народа.

Русский язык – древний язык. Обратимся к рисунку: ( Слайд)

Как видно: чем древнее язык, тем древнее нация, а значит больше оснований для гордости и возможности самосохранения нации и национального языка.

Русский язык – выразительный и богатый. Им по праву можно восхищаться. В чем же его великолепие?

Мозговой штурм.

Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо выполнить задание в группах.

Прочитайте  высказывания известных людей о языке, сделайте вывод: почему русский язык называют богатым и выразительным. Для этого вам нужно обобщить все высказывания и составить единый ответ. Отвечает один человек от группы.

 

 

1 группа ( Слайд  с высказываниями)

1) «Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе» (М. В. Ломоносов).

 

2) «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдете слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности» (Н. М. Карамзин).

 

3) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чужого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» (Г. Р. Державин)

 

Ответ детей: Русский язык очень распространен. Он  – один из главных европейских языков, потому что его носители проживают на огромном пространстве.

              Наш язык богат тем, что на нем можно изъясняться просто и сложно, с оттенками большей и меньшей силы. Это говорит о том, что лексика русского языка богата  богатую лексику охват всех жизненных явлений и эмоций человека.

 

              Русский язык похож на ручеек, который нежно и сладко вливается в душу.

              Честь и слава русскому языку!

 

 

2 группа

1) «...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно...» (Н. В. Гоголь)

 

2) «...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть» (А. И. Герцен).

3) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. (Н. В. Гоголь).

Ответ детей: Русский язык живой, как жизнь. Главный его характер в удивительной легкости, с которой мы выражаем мысли и чувства.

             Русский язык удивляет нас  всякий раз. Он мелодичен. Иное слово или звук драгоценней жемчуга.

             Мы гордимся родным языком!

 

 

  3 группа

1)Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?  Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)                 

2)Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением  от нечего делать, а насущной необходимостью. ( А.И.Куприн).


3)
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. ( В.Г.Белинский)               

Ответ детей: Русский язык- это  язык великого русского народа. Он отражает мудрость веков.

        Трудный путь прошел великий русский народ, а значит,  нелегок был и путь развития языка. Но трудности лишь закалили  язык. Он и великий, и могучий, и свободный, и правдивый.

        Изучать и беречь русский язык обязан каждый.

       Русский язык обогащается за счет иностранных слов. Однако отдавайте предпочтение в своей речи только русским словам, находя иностранным словам замену в родном.

       Гордитесь русским языком: в нем история нашего народа!

Учитель литературы: Ребята, а теперь выделите главное в своем ответе о русском языке, запишите и закрепите на стенде ответ своей команды.

 Дети  на ДЕРЕВУ и заполняют нишу…     

Итог работы над цитатами:

1 группа.  Распространенность русского языка. Богатство лексики.

2 группа.  Мелодичность языка.

3 группа. Язык -  отражение мудрости веков. Русский язык – это культура народа.

 

Учитель литературы   Дорогие друзья, завершился наш разговор о языке как важном признаке нации.  Было очень интересно вас слушать. Проблема русского языка всегда волновала и будет волновать наше общество. Ещё Ф.М. Достоевский писал: «Чтобы усвоить русский язык, надо... уже в школе непременно заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времён – из летописей, из былин и даже с церковно-славянского языка, - и именно наизусть…». Сегодня литературный русский язык становится показателем образованности человека. В реальной жизни он помогает молодому человеку устроиться на работу, найти хороших друзей. Нам просто необходимо бережно относиться к языку. Беречь русский язык – это наша святая обязанность. Поэт И.А. Бунин написал по этому поводу прекрасное стихотворение («Молчат гробницы…»

Иван Бунин
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

 

 - слайд). Я думаю, что  все согласны с замечательным русским писателем и поэтом.

Сохранение языка – это сохранение нашей культуры, то есть сохранение русской народности и нации в целом.

 

2 признак  

- Учитель истории:

В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» есть такой эпизод. Солдат встречается с мальчиком и выясняет, что он  не только не знает, откуда его род начинается, но и даже обязательного колена семерых отцов не знает. Он знал только своего отца, деда, прадеда.

       А  затем следует такой диалог между мальчиком и дедом

- Дед говорит, что если люди не будут понимать отцов, то они испортятся.

- Кто испортится? Люди?

- Да.

- Почему?

- Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о нём не будут помнить, И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать.

- О каком признаке нации идет речь?

2-й признак нации – историческая память или общая история, которая складывается веками.

 

3 признак: 

Как Вы понимаете высказывание Н. В. Гоголя “Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”? Согласны ли Вы с ним? Мнение аргументируйте.

Как остроумно заметил русский философ С.Н. Булгаков, чтобы познать себя в национальном смысле не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество. Какой признак нации скрыт в этом высказывании? Свою точку зрения аргументируйте. Вместе с обучающимися делаем выводы о признаках нации.

3-й признак нации – культура или национальная культура

Обратитесь к словарю и определите, что включает в себя национальная культура

(Национальная культура – это совокупность  верований, убеждений,  ценностей, норм, образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого общества. )

 

Национальная культура

-Прсмотрите видеоролик и ответьте на вопрос: «Какие компоненты русской культуры вы можете назвать?» (видеоролик и прослушайте песню «За Святую Русь!». Исполнитель иеродиакон Феофил

 

В результате ответов – слайд ( национальная культура – это…)

 Музыкальное творчество, обряды, художественные промыслы, национальные костюмы, декоративно-прикладное  искусство, народные традиции, фольклор, верования, танцы, народные мастера, целители.

- Ребята, а каков же главный компонент нашей культуры? (духовность, религия)

 

 

 

Учитель литературы: Национальную русскую культуру отличает глубокая внутренняя сущность, которая называется духовностью.

               У слова «духовность» в Словаре синонимов под ред. Н.Абрамова есть близкие по значению слова: душевность, религиозность, церковность.

              Русская духовность в своем развитии основывается на христианских канонах, где говорится: уважай отца своего и мать, не кради, не лги, не желай зла другому, не кради. Христианские заповеди определяли отношение к Богу. Однако духовный человек это не обязательно приверженный к Богу. Духовным может считать себя человек, который имеет положительные свойства характера: добрый, милосердный,  отзывчивый, уважительный.

              Мы с вами сейчас совершим экскурс в православное прошлое вместе с замечательным русским писателем Николаем Семеновичем Лесковым.

              Н.С.Лесков был воспитан в христианской семье. Лесков считал, что каждый человек должен жить по христианским заповедям, свято хранить завет Иисуса Христа « Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Именно такой внутренний настрой приведет человека и общество к духовному спасению.

             Писатель считал, что человеку часто приходится делать выбор между добром и злом, и слишком часто он слаб и безволен. Это оттого, что духовность и нравственность уходят из жизни. О том, как снова обрести в душе покой, как стать нравственным человеком рассказ «Христос в гостях у мужика».

 

              Работа с классом.

·         Обратимся к названию произведения.

Как вы думаете,  почему рассказ так назван?

( Речь идет о том, как Тимофей перестал таить зло на обидчика и его душа, благодаря прощению, снова обрела жизнь, т. е. способность радоваться, любить, прощать.)

·         Что вас больше всего удивило или поразило при чтении рассказа?

 ( Как Тимофей  любил Бога. Как  он простил обидчика. Как откуда-то появилась белая рука…)

·         Ребята, перед вами лежат пословицы. Выберете ту, которая, на ваш взгляд, раскрывает основную мысль рассказа и объясните выбор ( по группам).

 

1 группа.

На зло отвечай добром.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 

2 группа.

Родительское слово мимо не молвится.

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Самое лучшее наследство - воспитанность.

 

3 группа.

      Дружба дружбой, а денежки врозь. 

      Люди с лихостью, а Бог с милостью.

      Человек не орех - сразу не раскусишь.

 

·         Посмотрим на доску. Здесь изображено большое сердце. Так условно изображено сердце Тимофея. Как вы думаете, о каком человеке говорят « У него большое сердце»?

·         На сердце вы видите окошки, но они еще закрыты. У каждого из нас в сердце есть свои окошки. Как вы думаете, что нужно для того, чтоб открылись окошки в сердце человека? (Ответы учащихся). Итак, чтоб открылись окошки в сердце человека, надо человека сначала понять. Вот и мы попробуем понять нашего героя и открыть окошки его сердца. Для этого мы определим этапы возрождения души Тимофея.

     6.   Рассказ начинается с того, что Тимофея ссылают в Сибирь в ссылку. За что? (Ответы учащихся: «хотел убить дядю»). Каким предстает Тимофей в начале рассказа? (Ответы учащихся, зачитывают вслух).

Вот наше первое окошечко открывается: «Тимофей по молодым годам был нетерпеливый. В душе у него обида кипела».

7. Как же дальше изменяется его поведение? (Ответы учащихся). Казалось бы, все у него есть: и дом крепкий, и жена хорошая, и дети – а покоя в душе нет, мечется душа. Найдем в тексте этот отрывок и прочитаем его (зачитывают вслух).

Вот открывается еще одно окошко: «Разве все это можно простить. Я его в жизнь не прощу».

8. Так мы видим, что в душе главного героя определились два пути действия: отомстить – или простить. Что было бы, ребята, если б Тимофей пошел по первому пути? (ответы учащихся  Он бы продолжал мстить, и совершил бы преступление). Хоть и не хочется, но придется открыть третье окошко: «…если пустить его на всю свободу,… поработает сатане мстительному».

Мы видим, Тимофей не пошел по первому пути, хотя первый путь и кажется легким. Действительно ли этот путь легкий? (Ответы учащихся). Вот как пишет сам Лесков: «Спасет ли Сам Господь моего друга от гнева?»

Что же помогло ему измениться? Заставило его задуматься над тем, что может быть он не прав? (Ответы учащихся о чтении Тимофеем Евангелия. Он стал читать Евангелие).

Кто ответит, чем отличаются Новый Завет и Ветхий Завет? (Ответы учащихся: в Новом Завете рассказывается, как Христос пришел к людям, а в Ветхом – как люди ожидали прихода Христа и описываются события до Его рождения).

Итак, Тимофей читал Евангелие в своем садике. Что же произошло с ним? (Ответы учащихся с опорой на текст). Обратили ли вы внимание: Тимофей впервые заплакал. Плакал ли он, когда обида кипела на дядю? ( Нет). Но заплакал, читая Евангелие. Заметили это?

Слезы бывают разные: обычные, когда мы с вами плачем, – и очистительные. Очистительные слезы отчищают душу от скверны, которая в ней есть.

Теперь посмотрим, как написано у Лескова о слезах? (Ответы учащихся с опорой на текст: «И наполнились все глаза мои слезами, и никак их сморгнуть не могу».).

 Не показалось ли вам, что в этой фразе что-то не так? (Ответы учащихся). Говорят ли вам о чем-то слова «наполнились все глаза слезами»? Может, Николай Семеныч говорил об очах сердечных? Как вы думаете? (Ответы учащихся).

И вот, открываем еще одно окошечко: «И стало жаль Его, так жаль, что он заплакал. Слезы очищения ».

Что же произошло дальше? Кого Тимоша стал ждать? для Кого ставил лишний прибор на столе? (ответы учащихся). Прочитаем, как описывает автор ожидание Тимофеем Спасителя (ответы учащихся с опорой на текст).

Когда в жизни Тимофея случилось чудо? (ответы учащихся: в Рождество).

Откроем еще одно окошечко сердца Тимофея: «…вся моя душа всколыхнулась и в ней словно трубой вострубило». ( Радость). Это случилось в Рождество. Каждый час и каждую минуту рождаются на земле дети. Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных, дивных чудес!

Сегодня на урок, ребята, я принесла иконы Рождества Христова. Давайте рассмотрим, какие цвета присутствуют на этой иконе? (Ответы учащихся). В иконописи каждый цвет что-то обозначает, что-то символизирует. Например, белый цвет – чистоту и невинность, это цвет славы Христа, часто на иконах Христос изображен в белых одеждах, и на нашей иконе младенец Христос изображен в белых пеленах. Розовый цвет означает душевную утонченность. Золотой цвет – это цвет вечности, славы. Красный цвет – это цвет мученичества, символизирует собой страдания.

Теперь посмотрим, какие цвета использует Лесков в своем рассказе. (ответы учащихся: розовый, золотой, белый, красный). Что же получается: автор в рассказе использует те же цвета, что мы видим на иконе Рождества

Теперь обратимся к тому моменту рассказа, где Гость приходит. После какой молитвы является Христос? (Ответы учащихся). В виде кого является к мужичку Христос? (Ответы учащихся). Из чего мы это понимаем? (Ответы учащихся: белая рука со светильником негасимым). Есть ли в этой сцене еще одна очень яркая художественная деталь? (Ответы учащихся: белый шрам на руке старика). Понимаете ли, в любом художественном произведении автор тщательно отбирает слова, детали, все они имеют большое значение. Вот и здесь: «старый шрам, побелевший от стужи» – это словно шрам на душе самого дяди, а стужа – это холод от внутренней жестокости, от отсутствия сердечного тепла. В том числе и холод непрощения, бывшего со стороны племянника.

Вот и открыто еще одно окошко души нашего героя: «Господи! Вижу и приму его во имя Твое, а Ты Сам не входи ко мне: я человек злой и грешный…»

Мы с вами теперь видим, судя по открытым окошкам, как меняется Тимофей. От первого окошечка, когда он считает себя во всем правым: «Я его в жизнь не прощу», до этого самого момента, когда осознает он себя злым и грешным. Это меняется душа. Что же с ней стало? (Ответы учащихся: она стала теплее, Тимофей принял дядю, и ему теперь легко, …). Посмотрим по тексту, как говорит об этом сам автор (Ответы учащихся).

Итак, открыто последнее окошечко: «Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем».

Вы наверно обратили внимание, как – на протяжение всего рассказа - долго и терпеливо убеждал Тимофея рассказчик простить. И как долго сам Тимофей к этому шел.

Христиане стараются украсить свою душу добродетелями милосердия, доброты, терпения, смирения, веры.

Итак, сегодня мы с вами не только познакомились с рассказом Николая Семеновича Лескова «Христос в гостях у мужика», но и узнали немного о том, что другого человека прощать нужно. Как прощать? Вы сами и ответили на это на уроке.

Чтоб простить другого человека, надо его пожалеть. Надо подумать о том, что обидевший вас, возможно, уже сам давно сожалеет о случившемся и хочет примириться с вами – дайте ему шанс. Вспомните и дядю из рассказа Лескова, ходившего по всему свету в поисках племянника, чтоб попросить у того прощения. Сделайте первый шаг: подойдите к обидевшему вас и улыбнитесь ему.

Вывод: ……

-Обратимся к нашему древу. Заполните необходимые пробелы на веточке «Признаки нации»

 

Национальное самосознание

Учитель истории:

- Есть еще один важный фактор, который характеризует нацию как общность и человека, как члена этой общности – национальное самосознание. Что же это такое?

Национальное самосознание-это осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях; включает историю нации, ее современное состояние и перспективах развития;

.

Истоки нашего национального самосознания  обращены к истории и культуре Киевской Руси 9-12 веков.

За это время наше государство прошло тысячелетний путь своего формирования и развития. Менялись правители, один строй сменял другой, но оставалось то вечное и незыблемое, что на протяжении веков передавалось от одного поколения к другому.

Что же составляет основу русского национального самосознания и отличает его от другой нации?

Конечно, это народный патриотизм, самобытность, которая проявляется в сохранении русской культуры, православной веры, христианской любви; уважение к историческим свершениям и  память о ратных подвигах наших предков.

Каждый русский человек должен горячо любить свою родину, уважать исторические свершения народа, помнить о жертвах, лишениях, страданиях, выпавших на долю нашего народа.

Так русский народ, не желавший мириться с польскими захватчиками во времена Смуты встали на защиту своего Отечества, организовав народное ополчение. Он сплотился, чтобы спасти свое государство и национальную независимость. И так повторялось в истории не раз

Вспомните, пожалуйста героические страницы нашей истории. ( 1380г- Куликовская битва, 1812- Отечественная война с Наполеоном, 1941-1945 гг- Великая отечественная война.)

 

 

Учитель литературы:

Память — это “способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт”. (С. Ожегов) А что же такое “историческая память”?

Не помня и не ценя истории собственной семьи, родного края, истории России, человек становится “диким”. Памятники, церкви, старинные здания, иконы, картины, книги отражают важнейшие события, ярчайшие подвиги минувшего времени. Они создавались множеством людей, которые вкладывали в них свою душу, веру, черты своей эпохи. Нам же нужно всё сохранить, не забыть, ведь “культура человечества - это активная память, активно же введённая в современность” (Д.С. Лихачёв). Это и есть “историческая память”.

Мы обязаны помнить о том, какой нелегкий путь прошла Россия в своем развитии.

Одним из таких тяжелых испытаний, унесших жизни миллионов советских людей была Великая Отечественная война.  В канун 70 –летнего юбилея великой Победы над фашистской нечистью многие европейские государства пытаются переписать историю, выставив Россию – агрессором.

Однако Россия в период с 1941 по 1045 годы не только освободила территорию своей страны от врага, но и многие европейские государства. Именно поэтому мы по праву должны гордиться тем, что Россия в той страшной войне была освободительницей!

Ребята, я знаю, что война не обошла стороной и семьи родственников. Прошу расскажите о подвиге ваших прапрадедов.

Рассказы учащихся. (Звучит музыка)

ролик минута модчания

Учитель.   Война… страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли, до стихов ли  в такое тяжелое время?

            Песни и стихи далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. В них сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата.

            Дети читают выразительно стихи. ( Звучит музыка)

Сигнал тревоги 
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
 
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
(А. Барто)

 

Тот самый длинный день в году 
С его безоблачной погодой
 
Нам выдал общую беду
 
На всех, на все четыре года.
 
Она такой вдавила след
 
И стольких наземь положила,
 
Что двадцать лет и тридцать лет
 
Живым не верится, что живы.
 
И к мертвым выправив билет,
 
Всё едет кто-нибудь из близких
 
И время добавляет в списки
 
Еще кого-то, кого-то нет...

(К. Симонов)

 

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:
  Господь вас спаси! 
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

(К. Симонов, 1941 г.)

 

Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

(Б. Окуджава)

 

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!

(Т. Лаврова )

 

Учитель. Ребята, скажите,  что объединяет все стихи? ( Дух единства, часто используется местоимение « мы», сплоченность народа, высокий дух патриотизма и любви к родине, глубокие переживания за солдат, за тех, кто и дет в бой; вера в то, что подвиг народа не будет забыт; сопереживание, сочувствие…)

Вот это и есть те чувства, которые составляют основу нашего национального сознания.

Звучит песня  «Поклонимся великим тем годам»Исп. И.Кобзон.

Вывод:

Толерантность

Учитель истории:

Упражнение «Грецкий орех»(на столе лежат грецкие орехи, учащиеся выбирают себе любой, затем они перемешиваются, каждый должен найти свой)- беседа по упражнению

 —Как вы определили свой орех. Легко ли это было сделать ?  вывод: мы все разные, но мы вместе)

Русский народ является государствообразующим, так как живет в доме  с названием Россия. Великая миссия русских – объединять, скреплять отношения с теми, кто проживает с ними в одном доме. Скреплять языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар.

·                    Как же в нашем государстве решается вопрос совместной жизни разных народов, наций? Обратимся к кейсам.(задания с коричневым кружочком)

·                    1 группа : Всеобщая декларация прав человека»

- О чем гласит Декларация?

·                    2 группа: Конституция РФ

- Какие права и гарантии предоставляет Конституция РФ?

·                    3 группа: Общественные законы - мораль, религиозные заповеди (Христианство, ислам, буддизм)

- Чему учат мировые религии?

- Какой вывод мы можем сделать?

Учитель:
 Идея единения, уважения, терпимости, мирного сосуществования лежит в основе всех документов. Наша страна многонациональна и  все нации, проживающие на территории нашего государства,  тоже придерживаются этих принципов мирной жизни.

- Каким термином можно заменить слово терпимость?  (толернтность)

Толерантность, понимание, уважение В.В. Путин назвал культурным кодом. Но этот код  подвергся в последние годы серьезным испытаниям, его пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно,  сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь.» (В.В.Путин. Россия: Национальный вопрос.).


- Что включает в себя термин толерантность?

Толерантность – терпимость к чужому мнению, поведению, верованиям.

 

Учитель литературы:

     Андрей Платонов - автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идет речь в его рассказе “Юшка”, где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком.

- Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).

- А идея? (Побеждай зло добром)

Вот на примере жизни героев Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.

 

Работа в группах.

1 группа. Описание Юшки. Его речь. (В голосе любовь и смирение)

2 группа. Отношение людей к Юшке. (Издевались, смеялись, бросали камнями)

3 группа. Как Юшка относится к людям? (Не обижался, радовался, молчал, глядел на всех с удивлением, с любовью)

 

Вопросы всему классу.

1.Как один прохожий назвал Юшку? ( урод)

  1. Кто такой юродивый? ( По словарю Даля)
  2.  

Юродивый  -  безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).

Учитель. На Руси же юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть  бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

- Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

 

Слайд Московский  Покровский собор. 16 век.

После его смерти  Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

Слайд: Собор Василия Блаженного (Красная площадь, Москва)

Учитель. Юшка любит людей и природу – все живое.

 Работа над художественной деталью.

- Юшка говорит, люди забыли, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?

(У них совсем другие ценности, для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.)

- Что в рассказе символизирует сытую жизнь?

(Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел веселый прохожий, можно предположить, тоже с сахаром, после того, как ударил Юшку.)

- Так почему же дети стали такими же жестокими, как взрослые?

(От взрослых они переняли представления о смысле жизни: главное, жить сыто и в достатке. Понятие любви в эти представления у них не входит.)

- Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение? (Нет. Потому что А. Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по-язычески верит в свою Богородицу».)

 

- Значит, в чем  смысл жизни Юшки?

(В помощи другим людям, самоотречении, самопожертвовании, в любви).

- Ребята, как вы думаете, какой прием построения рассказа лежит в его основе? (Антитеза)

-Что такое антитеза? (противопоставление)

- Что противопоставляется? (качества души, поведение людей, отношение людей).

- Давайте определим, в рассказе

 

добро

зло

любовь

жестокость

терпение

насилие

искренность

грубость

чуткость

черствость

трудолюбие

лень

 

 

 

А теперь, ребята, давайте проанализируем  “психологический этюд” поведения, а главное – чувств, состояния героев.

Дети

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

радовались

Юшка

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

говорил

радовался

 

- Что вы можете сказать, глядя на цитаты? Дети и Юшка ведут себя в этом “психологическом поединке” по-разному, а вывод одинаковый – радовались.

- Почему?

(Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).

 

(Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).

( Отличие Юшки от злых детей я вижу еще и в отношении к  природе.  Юшка очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой).

 - Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они? (Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза. Ее все знали, как дочь доброго Юшки).

 

Учитель. Такой прием, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

- Что случилось с Юшкой в конце рассказа?

- Зачитайте сцену похорон. (Музыка).

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро).

- Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача? (Да. Глаза, грустные, словно готовые вот-вот наполниться слезами, но в то же время, добрые к людям).

- И вновь вопрос личностного характера: – Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа? (Конечно. Нужно всегда помнить о других и не причинять никому зла. Нужно быть добрым)

- Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»? (Да мы не только можем, но обязательно должны сказать эти слова Юшке. Эти слова нужно сказать не только Юшке, но и любому человеку, кому мы делаем зло.)

        

Заключительное слово учителя:

         Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшнее рассуждение о судьбе Юшки – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Относись к людям с пониманием, любовью, добром. В этом основа толерантного отношения. Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнем с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить.
А чтобы поняли тебя –
 
Начни с себя!

Работа с ДРЕВОМ
Теперь вы знаете намного больше о толерантности, чем в начале урока. Выделите качества, которые, по – вашему характеризуют толерантного человека:
1. Терпимый
2. Сочувствующий
3. Добрый
4. Отзывчивый
5. Прощающий своих обидчиков.

Видеоролик.  свечи


Учитель. Я надеюсь, что внутренний компас проведёт вас по жизни в нужном направлении и позволит вырасти настоящими людьми, а поможет вам в этом  -  НАДЕЖДА

 

6.  Подведение итогов.

- Ребята, работая в группах вы заполняли крону нашего древа. Но оно не будет крепким без основания. Я прошу вас подумать, что является той основой, которая способна сплотить наш народ, нашу нацию и запишите это слово в основании нашего древа.  (единство, объединение.)

- Я прошу выйти представителей от команд с  рабочими листами-ватманами.

- Что у вас получилось?

 Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что все три команды отвечали практически одинаково. А теперь переверните ваши листы (на обороте цвета: БЕЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ). Что это за цвета? (цвета российского флага).Что они символизируют.

 (Белый цвет – мир. благородство и откровенность;

Синий цвет - безупречность,  верность, честность, целомудрие;

Красный цвет — любовь, мужество, смелость и великодушие, кровь пролитую за Отечество.

- Можно ли сказать, что цвета нашего флага символизируют главные черты характера русского человека? Почему7

Мы с вами собрали нашу российскую нацию, наше государство. Вы гордитесь тем, что вы русские люди? Почему?

- А теперь обратимся к нашим эпиграфам. Какой из них по вашему мнению более всего соответствует теме нашего урока. Почему?

 

рефлексия

Сегодня на уроке мне хочется получить от Вас обратную связь. Предлагаю Вам небольшую рефлексию. Продолжите фразы на свое усмотрение.

В результате урока “Нации. Национальное самосознание”: мне открылись важные качества личности…

Я узнал, что…
Мне открылось…

Вспомним все, о чем мы сегодня говорили на уроке. Какой вывод мы можем сделать? Не состоится человек, если не будет беречь малую родину, не будет заботиться о близких своих, не захочет поделиться теплом души с друзьями, переступая нравственные нормы и забывая эти простые истины, человек теряет себя.

Оцениваю ответы обучающихся.

Благодарю ребят за активную, интересную работу.

Д. З. оценки

- Наша школа также как и государство многонационально. Разработайте правила – отношения с учащимися  других наций.

 

 

 

 

 

Кейс-задания

 

Этносы

желтые

1группа:

ответ — род, племя

Окно завесим поплотней,
Залезем под кровать.
Огонь мы с братом из камней
Решили добывать.
 
Пещера это, а не дом.
Ночь это, а не день.
Вот гром. А молния потом.
Кремень стучит в кремень.
 
О, искра, спутница труда!
Сначала не костёр,
Разумным блеском навсегда
Зажгла ты чей-то взор.
 
Не пёс, не северный олень,
Не кошка и не конь,
Был первым приручён кремень,
А вслед за ним — огонь.

______________________________________________________

Полночь сошла, непроглядная темень,
Только река от луны блестит,
А за рекой неизвестное племя,
Зажигая костры, шумит.

Завтра мы встретимся и узнаем,
Кому быть властителем этих мест;
Им помогает чёрный камень,
Нам - золотой нательный крест.

2 группа:

ответ - народ

 

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

 

 

3 группа:

ответ - нации

 

Когда-то, в юности прекрасной,

Был класс мой дружною семьёй,

Но, несмотря на русский ясный,

Я был не первый, а… седьмой.

Своей роднёй мы не кичились,

Хотя имелись господа,

Все рядом жили и учились,

И были не-разлей-вода.

 

Ринат, татарин, в небо рвался,

Гурам, грузин, прекрасно пел,

Еврей Оз боксом занимался,

Мариец Юрка… как свистел!

Оздоев Мишка, математик,

Родной прославил Дагестан,

А армянин Арсен Кумятик

Морской сегодня капитан.

 

Мы никому не задавали

Один-единственный вопрос -

Национальностей не знали,

Я просто как мальчишка рос.

Мы вместе дрались и любили

Девчонок с нашего двора,

Но и теперь не изменили

Той дружбе, что была вчера.
 

 

Словарь:

-       Род группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской)

 

-       Племя совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

 

-       Народность исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

 

- Нация исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. Нация – наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, “перемешивания”, “сплавления”, представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей.

 

Признаки нации

 

 

Красные

1 группа

1) «Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе» (М. В. Ломоносов).

 

2) «Истинное богатство языка состоит не во множестве звуков, не во множестве слов, но в числе мыслей, выражаемых оным. Богатый язык есть тот, в котором вы найдете слова не только для обозначения главных идей, но и для изъяснения их различий, их оттенков, большей или меньшей силы, простоты и сложности» (Н. М. Карамзин).

 

3) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чужого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» (Г. Р. Державин)

 

 

 

2 группа

1) «...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно...» (Н. В. Гоголь)

 

2) «...Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть» (А. И. Герцен).

3)      Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. (Н. В. Гоголь).

4)       

Ответ детей: Русский язык живой, как жизнь. Главный его характер в удивительной легкости, с которой мы выражаем мысли и чувства.

             Русский язык удивляет нас  всякий раз. Он мелодичен. Иное слово или звук драгоценней жемчуга.

             Мы гордимся родным языком!

 

 

  3 группа

1)Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?  Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев).                 

2)Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением  от нечего делать, а насущной необходимостью. ( А.И.Куприн).

    
3)
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. ( В.Г.Белинский)

 

зеленые

1 группа.

На зло отвечай добром.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 

 

2 группа.

Родительское слово мимо не молвится.

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Самое лучшее наследство - воспитанность.

 

3 группа.

      Дружба дружбой, а денежки врозь. 

      Люди с лихостью, а Бог с милостью.

      Человек не орех - сразу не раскусишь.

 

толерантность

 

коричневый

1 группа

Всеобщая декларация прав человека

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

2 группа

Конституция РФ

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

 

3 группа

Библия(христианство):Итак, во всем как хотите, чтобы с вамипоступали люди, так поступайте и вы с ними

 Коран (ислам):Делайте всем людям то, чтовы желали бы, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе

Тора (иудаизм): Не делай соседу того, что ненавистно тебе»

Махабхарата(индуизм):Пусть челове не причиняет другому того, что неприятно ему самому

Конфуций: Не делай другим того, чего не желаешь себе

 

 

Толерантность – терпимость к чужому мнению, поведению, верованиям.

Память — это “способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт”. (С. Ожегов) А что же такое “историческая память”?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Россия – наш дом! Разработка интегрированного урока по обществознанию и литературе

Россия – наш дом! Разработка интегрированного урока по обществознанию и литературе

Природа создает не нации, но индивидуумы, которые разделяются на нации только вследствие различия в языке, законах и усвоенных правилах”

Природа создает не нации, но индивидуумы, которые разделяются на нации только вследствие различия в языке, законах и усвоенных правилах”

Во время проведения Всероссийской переписи 2010 был зафиксирован курьезный случай

Во время проведения Всероссийской переписи 2010 был зафиксирован курьезный случай

Зажгла ты чей-то взор. Не пёс, не северный олень,

Зажгла ты чей-то взор. Не пёс, не северный олень,

Кого? Конечно, русских! 3 группа: нации

Кого? Конечно, русских! 3 группа: нации

Учитель истории: - Наряду с понятиями “племя”, “народность”, “нация” в науке утвердилось понятие “этнос”

Учитель истории: - Наряду с понятиями “племя”, “народность”, “нация” в науке утвердилось понятие “этнос”

Как видно: чем древнее язык, тем древнее нация, а значит больше оснований для гордости и возможности самосохранения нации и национального языка

Как видно: чем древнее язык, тем древнее нация, а значит больше оснований для гордости и возможности самосохранения нации и национального языка

Русский язык удивляет нас всякий раз

Русский язык удивляет нас всякий раз

Иван Бунин Молчат гробницы, мумии и кости, —

Иван Бунин Молчат гробницы, мумии и кости, —

Свою точку зрения аргументируйте

Свою точку зрения аргументируйте

Работа с классом. ·

Работа с классом. ·

Рассказ начинается с того, что

Рассказ начинается с того, что

Когда в жизни Тимофея случилось чудо? (ответы учащихся: в

Когда в жизни Тимофея случилось чудо? (ответы учащихся: в

Вспомните и дядю из рассказа Лескова, ходившего по всему свету в поисках племянника, чтоб попросить у того прощения

Вспомните и дядю из рассказа Лескова, ходившего по всему свету в поисках племянника, чтоб попросить у того прощения

Д.С. Лихачёв). Это и есть “историческая память”

Д.С. Лихачёв). Это и есть “историческая память”

Что двадцать лет и тридцать лет

Что двадцать лет и тридцать лет

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…

Учитель: Идея единения, уважения, терпимости, мирного сосуществования лежит в основе всех документов

Учитель: Идея единения, уважения, терпимости, мирного сосуществования лежит в основе всех документов

Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых

Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых

Ребята, как вы думаете, какой прием построения рассказа лежит в его основе? (

Ребята, как вы думаете, какой прием построения рассказа лежит в его основе? (

Учитель. Такой прием, ребята, называется обрамление

Учитель. Такой прием, ребята, называется обрамление

Видеоролик. свечи Учитель

Видеоролик. свечи Учитель

Благодарю ребят за активную, интересную работу

Благодарю ребят за активную, интересную работу

А за рекой неизвестное племя,

А за рекой неизвестное племя,

Когда-то, в юности прекрасной,

Когда-то, в юности прекрасной,

Красные 1 группа 1 ) «Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и…

Красные 1 группа 1 ) «Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но и купно и собственным своим пространством и…

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей

Толерантность – терпимость к чужому мнению, поведению, верованиям

Толерантность – терпимость к чужому мнению, поведению, верованиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017