Конспект урока литературы на тему ,,Произведения о Великой Отечественной войне,,8 класс

Конспект урока литературы на тему ,,Произведения о Великой Отечественной войне,,8 класс

Медиа
Разработки уроков
doc
Русская литература
8 кл
08.03.2017
С каждым годом всё дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика- народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и посёлки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жёны, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.Конспект урока
Урок литературы Произведения о Великой Отечественной войне -.doc
Урок № 45. Тема: Произведения о Великой Отечественной войне. Цель: Обучающая: Познакомить учащихся с историей создания песен, дать биографические  сведения о поэтах К. М. Симонове, Д. С. Самойлове. Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного  произведения; интерес к прошлому нашей страны. Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой  Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны. Оборудование: учебник, портреты писателей, фонохрестоматия, презентация, аудиозапись  песни «Священная война». Тип урока: изучение нового материала. Ход урока: I. Организационный момент. II Актуализация опорных знаний учащихся.  Проверка домашнего задания. III. Мотивация учебной деятельности учащихся. IV. Объявление темы и цели урока.  V. Работа по теме урока. 1. Вступительное слово учителя.                     Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное  «рабочее место» писателя­  фронтовика – тёмный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская  землянка, блиндаж. Особый подъём пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в  высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления,  владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными  песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу. 2. Беседа с классом. ­ Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка? ­ Для чего нужна в тяжёлое время для страны, людей музыка? ­ Какие песни о войне вам знакомы?           Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда  слышат “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную поэтом Василием  Лебедевым ­Кумачем и композитором Александром Александровым. “Священная война” – это  песня­воин, песня­полководец”. Её слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня  после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на  Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. 3. Звучит отрывок из песни «Священная война». 4. Работа с учебником. Поэт К. М. Симонов (с. 52­53).          Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин  Михайлович Симонов. Он являлся военным корреспондентом газет «Известия» и «Красная  звезда». 5. Прослушивание песни «Жди меня». 6. Чтение стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины». ­ К кому обращается поэт в этом стихотворении? (Верно, Симонов обращается к своему другу,  писателю А. Суркову.)               Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны.  Здесь в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К. Листова  на  слова поэта А. Суркова “Бьётся в тесной печурке огонь”.
Алексей Сурков говорил о своей песне: “Уже с первых дней войны мы почувствовали, что  солдатское сердце ждёт и ищет не только лозунга и призыва, но и тёплого лирического слова. А  родилась эта песня случайно. Это были шестнадцать “домашних” строк из письма к жене.  Написал я их в конце ноября после страшного сражения под Истрой, когда пришлось мне вместе с полком пробираться ночью из окружения. А спустя время пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и стал пересматривать листовки, прочитав стихотворение,  отложил его в сторону”.         Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте. Лирическая,  немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Слова песни “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага” – были не только поэтическим образом, но и реальностью. 7. Слово учителя о Д. С. Самойлове.        И сегодня мне хотелось бы познакомить вас ещё с одним замечательным поэтом фронтового  поколения – Давидом Самуиловичем Самойловым. Как и многие его сверстники, он со  студенческой скамьи ушёл на фронт. 8. Звучит стихотворение «Сороковые». 9. Анализ стихотворения. ­ Каким настроением пронизано стихотворение? (Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с  грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор,  беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с  жизнью. (Как это было, как совпало – война, беда, мечта и юность!..) ­ Какие эпитеты использует поэт для описания 1940­х годов? (Сороковые, роковые – они  выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, военные и фронтовые – эти годы совпали с ВОВ, свинцовые, пороховые). ­ С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя? (Возмужавший, пройдя все  испытания войны, с удовольствием вспоминает поэт свою молодость, безмятежность,  готовность в любой ситуации радоваться жизни). 10. Слово учителя. Прошла война, прошли года, Но боль взывает к людям! Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!            Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим  погибших на войне. Прошло 70 лет после этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живёт память о героях, давшим нам  возможность жить и радоваться под мирным небом. И современные писатели и поэты,  кинорежиссёры и драматурги в своём творчестве тему войны всё чаще ставят на первый план.  Мы с вами также помним о героях, участвуем в благотворительных акциях, помогаем ветеранам  и детям войны, готовимся к праздничному параду, посвящённому 9 МАЯ, пишем сочинения и  стихотворные произведения на эту тему. 11. Минута молчания. VІ. Рефлексия. Подведение итога урока. ­ С какими писателями вы сегодня познакомились? Что вы о них узнали? ­ Как были созданы песни, прозвучавшие сегодня на уроке? ­ Какова же была главная цель создания стихов и песен в военное время? ­ Что вам интересно было сегодня узнать? VІІ. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение на военную тему (по выбору).
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)