Открытый урок чтения по новелле О.Генри "Последний лист"
Оценка 4.7

Открытый урок чтения по новелле О.Генри "Последний лист"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
10.01.2017
Открытый урок чтения по новелле О.Генри "Последний лист"
Презентация к открытому уроку чтения по новелле О.Генри "Последний лист"
Публикация является частью публикации:
Методическая разработка к уроку открытого чтения.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №86

 

«Подлинный шедевр

может создать каждый»

 

(методическая разработка к открытому уроку чтения

по новелле О.Генри «Последний лист»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-разработчик:

учитель русского языка

и литературы

Горинова Светлана Николаевна,

1 квалификационная категория

 

 

 

Екатеринбург, 2015

 

Методическая разработка урока открытого чтения                                                                  по новелле О.Генри «Последний лист»

8 класс

 

Зажгите свет, не хочу возвращаться домой в темноте.

О.Генри

Тема урока: «Подлинный шедевр может создать каждый»

Тип урока: урок открытых мыслей с использованием элементов технологии креативного мышления.

Методика урока: обсуждение методом Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Цель урока: 

1.Обучающая: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством О. Генри.

2. Развивающая: закрепить умение выражать свою точку зрения на событие в тексте.

3. Воспитывающие:

а) расширить общий кругозор;

б) привить интерес к зарубежной литературе;

в) привить нравственные понятия об истинной дружбе, надежде;

г) раскрыть назначение искусства.

Задачи урока:

1. Формирование навыка   литературоведческого анализа текста.

2. Развитие умения осмысленного прочтения текста художественного произведения.

3. Закрепление навыка написания эссе.

4. Развитие умений анализировать, обобщать; выявлять факты, находить аргументы.

5. Развитие навыка монологической речи, развитие воображения, развитие творческих способностей; формирование коммуникативных умений.

6. Воспитание чувства взаимовыручки, взаимопомощи, развитие чувства прекрасного.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, мультимедийная презентация, видео ролик С.Копыловой, текст новеллы О.Генри, шесть разноцветных шляп, фломастеры, ватман, эскиз старого плюща, осенние листья из разноцветной бумаги.

 

 

I. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые гости, ребята! Приятно видеть всех вас в нашем школьном доме, надеюсь, что эта приятная встреча принесёт всем нам удачу. Мне нравится  ваши умные, понимающие глаза; меня радует ваше хорошее настроение и желание иметь хорошие знания и отметки.

Я приветствую вас в составе рабочих групп под одной из шести шляп мышления, которые, согласно методу Эдварда де Боно, помогут нам всесторонне рассмотреть тему. Методика работы вам знакома (Приложение 1). Замечу, что каждый из вас может вникать в разговор собеседников под любой шляпой, нужно только сообщить о своём желании, подняв руку.

Тип нашего занятия – «Урок открытых мыслей». Это даёт каждому из нас право быть услышанным, открыто, не боясь осуждения, высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу. Наш сегодняшний разговор не только интересен, но и важен. Я очень хочу, чтобы он стал  для вас подготовкой к жизни, к  осознанию важных и полезных вещей, к пониманию того, ради чего следует и стоит жить. Поэтому я  сегодня буду в Синей шляпе и постараюсь помочь вам не только организовать процесс размышления, но и обобщить и сделать выводы.

II. Подготовка к основному этапу урока.

Вступительное слово учителя.

Он мечтал о большой  литературе, а вынужден был пробовать себя в роли ковбоя, заурядного  клерка, топографа... Он верил в счастье, но рано потерял возлюбленную... Его гениальные произведения родились в тюрьме. Рождественский подарок дочери стал началом творческого пути. Часто хотелось Биллу Портеру сдаться на милость судьбы, опустить руки...И тогда он открывал свой рассказ “Последний лист” и начинал жизнь с чистого листа...Но однажды он понял, что в его книге не осталось чистых листов. Никому не известный Билли Портер, известный всему миру О.Генри...

Как вы считаете, кому люди ставят памятники?  За что люди удостаиваются такой чести?
- А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге? (составление кластера)
Затем каждая группа, комментируя свою позицию, вывешивает на доску подготовленные афиши вокруг словосочетания  ПАМЯТНИК КНИГЕ.

- Белая шляпа! Вы всегда придерживаетесь объективной точки зрения. Ваше мнение?

- Красная шляпа! Вы творчески подходите к решению вопроса. Ваше мнение? Пожалуйста!

- За что можно поставить памятник? Пожалуйста, Желтая шляпа! Мы приветствуем ваши оптимистические мысли.

- Что может добавить Зелёная шляпа, вы всегда мыслите креативно?

- Часто в бочке мёда бывает ложка дёгтя. Вам слово, Чёрная шляпа!

И именно этой чести было удостоено творчество писателя О. Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо.

Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: “Подлинный шедевр может создать каждый”(Использование материалов презентации)

- Вы узнали эти произведения? Можно ли их назвать шедеврами?

Какое толкование вы дали слову шедевр? ( Составление кластера)

Затем каждая группа, комментируя свою позицию, вывешивает на доску подготовленные афиши вокруг слова  ШЕДЕВР.

 

- Какие произведения русской и зарубежной литературы  вы читали? Можно ли их назвать шедеврами? Ответ аргументируйте.

Конечно, произведения О.Генри тоже входят в «золотую копилку» мировой литературы и их также можно назвать шедеврами, но об этом мы попробуем поговорить сегодня на уроке.

Ребята, каждый из нас приходит в этот мир с особой миссией, целью. Особое место в нашей жизни занимает искусство: оно учит видеть нас прекрасное,  оно учит нас творить и ценить добро. Можем ли поставить знак равно между добром и искусством? Почему?
- Какие виды искусства вы знаете, назовите? Попрошу высказаться Белую шляпу.

- А всё ли, что нарисовано, спето, мы можем назвать искусством? Почему?

Попрошу высказаться Черную шляпу.

Чтобы разобраться в этом, нам нужно с вами выяснить,  в чем заключается  предназначение искусства, его главная цель, для этого обратимся к нашему рассказу.

Как бы вы определили тему произведения, исходя из его названия? Подумайте в группах. (Методика кластера.)

Затем каждая группа, комментируя свою позицию, вывешивает на доску подготовленные афиши вокруг словосочетания  ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ.

Что вы смогли узнать об авторе этого произведения? (Приложение 2)

- Белая шляпа! Как эксперты, познакомьте нас с фактами из  биографии писателя.

-Да, судьба была не из легких. Но что позволяло О.Генри не терять надежду и продолжать творить? Желтая шляпа, вам слово. Есть ли что-то добавить у других групп?

Учитель (Синяя шляпа). За 2 года О. Генри написал 130 произведений. Сюжеты для своих произведений черпал из жизни. Дно американского мегаполиса стало его вдохновением. Нередко целыми днями О. Генри просиживал в сомнительных питейных заведениях, черпая сюжеты из рассказов таких же завсегдатаев.
Герои О. Генри – вор, бродяга, ковбой, врач, матрос, рабочий, лавочник, плантатор, продавщица, актер, художник, адвокат.

Работал на износ, такого темпа не вынес бы и здоровый человек, здоровье писателя было подорвано.

Он избегал общества литературных собратьев, стремился к уединению, дичился светских приёмов, не давал интервью. По нескольку суток без видимой цели бродил по Нью-Йорку, потом запирал дверь комнаты и писал.

Последние недели жизни О. Генри провёл в одиночестве в нищем гостиничном номере. Он изболелся, много пил, уже не мог работать. На 48-м году жизни в нью-йоркской больнице он ушёл в иной мир. О. Генри писал о великой силе добра, учил людей творить добро. И не был голословным, на своем личном примере он доказывал главные идеи своих произведений. Несмотря на внушительные гонорары за свои произведения, он так и не сколотил состояния, оттого что все свои деньги он раздавал бедным и нуждающимся, он жертвовал собой во благо других. Последние слова О.Генри: “Зажгите свет, не хочу возвращаться домой в темноте”. Эти слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Вернемся к ним в конце занятия.

II. Основной этап урока

А сейчас  обратимся к тексту произведения О.Генри «Последний лист».

Чтение фрагмента № 1

Где происходят события? На какие детали обращаем внимание? Пожалуйста, прошу высказываться.                                                                                             Открытые мысли «по кругу».

 (Бедный квартал Нью-Йорка, переломанные, перепутанные, кривые  улицы, несколько оловянных кружек, ироничное описание)

Знакомство с героинями.

Чтение фрагмента № 2

- Какие средства языковой выразительности использовал О.Генри, рассказывая об эпидемии пневмонии? Прошу высказаться Зеленую и Красную шляпы.

- Благодаря этим средствам,  какой образ удалось создать писателю?

(Используя яркие метафоры, олицетворения, перифразы автор создает запоминающийся  образ, подчеркивая безысходность, неотвратимость ситуации для бедных людей)

Чтение фрагмента №3

- Что, по мнению доктора, могло погубить Джонси, помимо ее болезни? Объясните смысл фразы доктора, обращенной к Сью: «Если вы сумеете до­биться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут но­сить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти».

Открытые мысли «по кругу».

(Самое главное, считает доктор, - это не лекарство даже, а воля к жизни. Если пациент будет думать, что он неизбежно умрет, если не станет сопротивляться болезни, он будет иметь «один шанс из десяти». Если удастся заинтересовать больную хотя бы чем-то, связанным с жизнью, пусть даже фасоном рукавов, это уже хорошо: это значит, что подсознательно человек строит планы на будущее, надеется. Мечтать о будущем - значит надеяться на что-то, стремиться к чему-то. Человек, который вспоминает прошедшее, стар душой, а тот, кто мечтает, у того всё впереди )

-Перечитывая диалог Сью и Джонси, смогли вы услышать фальшь в словах Сью? Зачем она это делает? Можно ли лгать пред лицом смерти? Прошу высказываться по группам. Какую   мысль   внушила   себе   Джонси?  

- Докажите, что Сью и Джонси были настоящими друзьями. Что сделала Сью для подруги? Обратите внимание на фразу: «Подумай обо мне, если не хочешь, если не хочешь думать о себе! Что со мной будет?»

(Каждый наш поступок невидимыми нитями связан с жизнью других людей. Сью работала ради подруги, кормила ее, ухаживала за ней, даже лгала ради ее выздоровления («Да ведь ещё сегодня утром доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь… что у тебя 10 шансов против одного».).

- Никто не одинок, ни один человек на свете. Обязательно найдутся люди, которые готовы помочь нам в любую минуту, и очень важно суметь увидеть таких людей вокруг себя, дать им возможность помочь вам в беде. Что хотела доказать Сью своей подруге своими поступками?

(Она хотела доказать Джонси, думавшей только о своей болезни и близкой смерти, что та очень нужна ей, что девушка не имеет права поддаваться беде, хотя бы ради Сью).

Чтение фрагмента № 4

Почему   вид   последнего   листа, державшегося на ветке, воскресил в душе девушки желание жить? Докажите, что Джонси раскаивалась в своей слабости и просила у подруги прощения.

Открытые мысли «по кругу».

 (Лист, так упорно боровшийся за свою жизнь, внушил Джонси чувство стыда за свою слабость:

« - Я была скверной девчонкой, Сьюди, - сказала Джонси. - Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немножко бульона, а потом молока. Хотя нет: принеси мне сначала зеркальце, а потом обложи меня подушками, и я буду сидеть и смотреть, как ты стряпаешь.

Часом позже она сказала:

- Сьюди, я надеюсь когда-нибудь написать красками Неаполитанский залив»).

- Жить только для себя – смерть (духовная), а если живешь для другого, то жизнь наполняется смыслом. Как вы считаете, можем ли мы назвать дружбу девочек истинной и  крепкой? Что для этого нужно сделать, чтобы она таковой являлась, к чему нас подводит автор?

(Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно помогать друг другу в беде, добро не останется незамеченным. Смысл нашей жизни – творить добро, творить добро для других, тогда оно неизбежно вернется к тебе снова. И лишь в этом случае жизнь будет ненапрасной, она не будет пустой, а, наоборот, яркой и приносящей  счастье. Значение истинной дружбы -  в поддержке в трудную минуту).

Чтение фрагмента №5.

- Сколько в рассказе сюжетных линий? С кем связана вторая сюжетная линия?

Дайте психологический портрет Бермана, опираясь на текст.

- Каково ваше первоначальное отношение к Берману? Сможет ли он написать свой шедевр, о котором мечтает всю жизнь? Подумайте, почему такой отталкивающей внешностью награждает своего героя писатель?

-В чем состоял смысл поступка художника Бермана?

Открытые мысли «по кругу».

(Наша жизнь не должна проходить бесследно, смысл жизни – творить добро, помогать окружающим, оставить свой след в истории, такой след, чтобы после вспоминали с уважением и восхищались. Именно такой поступок совершил Берман, раньше его жизнь не отличалась ничем подобным, люди были о нем не лучшего мнения, но его поступок (нарисованный лист)  доказал обратное, он спас человеку жизнь, пожертвовав жизнью своей. Этим поступком он  доказал, что жизнь он прожил не зря, она обрела смысл, что он создал то, к чему стремился, что жизнь его не прошла бесследно и бесцельно).

- С какой целью Сью рассказала Джонси о смерти художника и его последнем решении?

(Хотела не только почтить память художника, но и укрепить в своей подруге волю к жизни: теперь, когда та знает, что человек сделал ради нее, она не смеет поддаваться болезни).

- Почему старик всё-таки умирает? (Он достиг главной цели в своей жизни, спас жизнь молодой девушке).

- Говорят, что человек жив до тех пор, пока о нем помнят? Жив ли старик в сердцах девушек?

- С какого момента начинается выздоровление Джонси?

III. Заключительный этап урока. Стадия рефлексии.

Чтение фрагмента № 6

- Перечитайте заключительные слова Сью. Удалось ли Берману создать подлинный шедевр?

Как он выглядел? (перечитываем описание последнего листа). Помимо эпитетов, какое средство языковой выразительности использует О.Генри? Что же олицетворяет этот последний лист? В какой символ он вырастает?

Открытые мысли «по кругу».

 (Жизнь, желание жить, противостоять болезни; великая сила искусства, возвращающая человека к жизни)

-Итак, Берман создал шедевр...Но как не похож он на творения великих мастеров, вряд ли соберет он толпы восхищенных зрителей, да и век этого шедевра короток - снег и дождь вскоре смоют его с кирпичной стены..

Значит, и рукописи все же горят? Прошу высказаться всем группам.

-Обычно шедевром называют гениальное творение искусства, пережившее века, обессмертившее имя своего создателя. Французское слово chef-doeuvre (буквально: «голова труда», «голова творчества») переводится как «шедевр», «образцовое произведение», «мастерски исполненная вещь». Почему ни у автора, ни у читателя, ни у молодых героинь рассказа не возникает сомнения в том, что нарисованный Берманом на кирпичной стене лист -истинный шедевр?

(Его рисунок спас жизнь человеку. Мастерство художника создало полную иллюзию живого листа. Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром. Творить добро - основная задача искусства).

- Вспомните, мы в начале урока перечислили виды искусства, и посмотрите, все они находят отклик в наших душах, заставляют нас сопереживать или переживать,. Мы находим в картинах образы, которые нас восхищают, мы смотрим кино, читаем книгу переживаем в душе то же состояние, что и герой архитектура, потрясающая наше воображение, танец, заставляющий сердце биться в унисон ветру и музыка, пробуждающая наши чувства.

- Какова же идея произведения?

- Почему рассказ называется "Последний лист"? Для кого - последний?

- Какое название рассказа можете предложить вы?

Ожидали такой финал? Как можно его охарактеризовать? (Неожиданный).

А какой сюжет?(Напряженный).

Рассказ с напряженным сюжетом и неожиданным финалом и  называется новеллой.

- А теперь давайте посмотрим видеоролик  Светланы Копыловой, созданный по мотивам произведения (после просмотра) Какие чувства и эмоции возникли у вас после просмотра записи?

IV. Подведение итогов урока:

Итак, закончилось наше знакомство с новеллой О.Генри «Последний лист», но не закончилось знакомство с творчеством этого замечательного писателя.

Какой вывод мы можем сделать сегодня? О чем это произведение, что автор хотел до нас донести? Попробуйте сформулировать свои ответы и записать их на тех осенних листочках, которые лежат у вас на партах, прикрепите их к нашему  макету старого плюща. ( Ребята оформляют свои высказывания и прикрепляют их на нарисованное дерево)

-Да, вы правы, новелла О. Генри - о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть уроки О. Генри, они учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной. Это то, что может осветить путь  и разогнать темноту. Именно об этом мечтал и к этому стремился О.Генри всю свою жизнь (эпиграф к уроку). И такой шедевр, действительно, может создать каждый.

Спасибо Вам за работу! Мне было интересно с Вами! Надеюсь, что и Вы многое вынесли с сегодняшнего урока.

Домашнее задание:

- Написать эссе на тему: «Последний лист»- это символ…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

1.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

2.     Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. - Директор школы, 2005, № 4.

3.     Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.

4.     О. Генри. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Литература, Престиж книга, 2006.

5.     Кулакова Альфия Гараевна. Методическая разработка урока по новелле О.Генри «Последний лист»

6.     https://docs.google.com/document/d/1AKJwYMBdpLcEaHyy7rPW2oPYPmkzc338kg4CJYWlC2A/edit

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №86 «Подлинный шедевр может создать каждый» (методическая разработка к открытому уроку чтения по новелле

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №86 «Подлинный шедевр может создать каждый» (методическая разработка к открытому уроку чтения по новелле

Методическая разработка урока открытого чтения по новелле

Методическая разработка урока открытого чтения по новелле

I. Организационный момент. Добрый день, уважаемые гости, ребята!

I. Организационный момент. Добрый день, уважаемые гости, ребята!

Красная шляпа! Вы творчески подходите к решению вопроса

Красная шляпа! Вы творчески подходите к решению вопроса

Белая шляпа! Как эксперты, познакомьте нас с фактами из биографии писателя

Белая шляпа! Как эксперты, познакомьте нас с фактами из биографии писателя

Используя яркие метафоры, олицетворения, перифразы автор создает запоминающийся образ, подчеркивая безысходность, неотвратимость ситуации для бедных людей)

Используя яркие метафоры, олицетворения, перифразы автор создает запоминающийся образ, подчеркивая безысходность, неотвратимость ситуации для бедных людей)

Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немножко бульона, а потом молока

Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немножко бульона, а потом молока

Как он выглядел? (перечитываем описание последнего листа)

Как он выглядел? (перечитываем описание последнего листа)

Ребята оформляют свои высказывания и прикрепляют их на нарисованное дерево) -

Ребята оформляют свои высказывания и прикрепляют их на нарисованное дерево) -

Использованная литература 1.

Использованная литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017