Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал
Отделение среднего профессионального образования (Арзамасский политехнический колледж им. В.А. Новикова)
решением Ученого совета ННГУ (протокол от «30» ноября 2022 г. № 13)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОУП.08 ИНФОРМАТИКА
Специальность среднего профессионального образования
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Квалификация выпускника
СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ
Форма обучения
г. Арзамас
2023 год начала подготовки
Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО, утвержденного от 17.05.2012 № 413.
Авторы: преподаватель ________________ Д.И. Артюхин
Программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии естественнонаучного и гуманитарного циклов от «03» ноября 2022 года протокол № 3.
Председатель методической комиссии
________________ Н.Г. Кузнецова
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 22
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОУП.08 Информатика является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Учебная дисциплина ОУП.08 Информатика обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ПК.5.1 Собирать исходные данные для разработки проектной документации на информационную систему.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются знания и умения, формируются общие и профессиональные компетенции:
Код компете нции |
Планируемые результаты |
|
Общие |
Дисциплинарные (предметные) |
|
ОК 01 |
В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, |
- понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых |
|
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; |
основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; - уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах - уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива |
|
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике |
|
ОК 02 |
В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; |
- владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; - уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); - уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение |
|
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности |
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); - уметь использовать компьютерноматематические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде; - уметь классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений); понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов; - иметь представления о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей; - уметь определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи; - уметь строить код, обеспечивающий |
|
|
наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов; пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных; - уметь использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием; уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления; умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать несложные логические уравнения; уметь решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа); уметь использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки; уметь строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры; - понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне; обработка многоразрядных |
|
|
целых чисел; анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи; - владеть универсальным языком программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции; уметь осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных; определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов; выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы; формулировать предложения по улучшению программного кода; - уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы; использовать в программах данные различных типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья); применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк; использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм; знать функциональные возможности инструментальных средств среды |
|
|
разработки; умение использовать средства отладки программ в среде программирования; умение документировать программы; - уметь создавать веб-страницы; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение задач прогнозирования); владеть основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; использовать табличные (реляционные) базы данных и справочные системы |
ПК.5.1 |
В части гражданского воспитания: - готовность взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; В части трудового воспитания: - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости. |
- знать различные подходы к определению понятия «информация»; методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем. - уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования |
|
|
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; соблюдать правила ТБ и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. |
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы |
122 |
из них: |
|
теоретические занятия |
68 |
практические занятия |
6 |
лабораторные занятия |
48 |
В том числе профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) |
46 |
из них: |
|
теоретические занятия |
28 |
лабораторные занятия |
18 |
Промежуточная аттестация в форме итоговой оценки (1 семестр), дифференцированного зачета (2 семестр) |
- |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Формируе мые компетенц ии |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека |
|
|
|
Тема 1.1. Информация и информационные процессы |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Кодирование информации Информация и информационные процессы |
|||
Тема 1.2. Подходы к измерению информации |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. |
|||
Практические занятия |
|
||
Практическое занятие № 1. Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. |
2 |
||
Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение |
|||
Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из |
|
СС в другую СС, арифметические действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. Кодирование данных произвольного вида |
|
|
Практические занятия |
|
||
Практическое занятие № 2. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. |
2 |
||
Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом |
|||
Практические занятия |
|
||
Практическое занятие № 3. Операции над множествами. Решение логических задач |
2 |
||
Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет |
Основное содержание |
2 |
ОК 01 ОК 02 |
Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет |
|||
Тема 1.7. Службы Интернета |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 1. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция. |
2 |
||
Тема 1.8. Сетевое |
Основное содержание |
|
ОК 01 |
хранение данных и цифрового контента |
Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная работа над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных |
|
ОК 02 |
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 2. Организация хранения данных |
2 |
||
Тема 1.9. Информационная безопасность |
Основное содержание |
2 |
ОК 01 ОК 02 |
Информационная безопасность. Защита информации. Информационная безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи |
|||
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов |
|
|
|
Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования) |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 3. Создание текстовых документов. |
2 |
||
Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны. |
2 |
||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 4. Создание структурированных документов. |
2 |
||
Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi) |
|
Лабораторные занятия |
|
|
Лабораторное занятие № 5. Работа с графическими редакторами. |
2 |
||
Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео) |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 6. Обработка объектов компьютерной графики. |
2 |
||
Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации |
|||
Тема 2.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Принципы мультимедиа. Интерактивное представление информации |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 7. Разработка и создание презентаций |
2 |
||
Тема 2.7. Гипертекстовое представление информации |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 8. Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы |
2 |
||
Раздел 3. Информационное моделирование |
|
|
|
Тема 3.1. Модели и моделирование. Этапы моделирования |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. |
2 |
||
Основные этапы компьютерного моделирования |
|||
Тема 3.2. Списки, графы, деревья |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений |
2 |
||
Тема 3.3. |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Математические модели в профессиональной области |
Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия) |
2 |
|
Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры |
Основное содержание |
2 |
ОК 01 |
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, C++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 9. Запись алгоритмов на языке программирования |
2 |
||
Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 10. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов |
2 |
||
Тема З.6. Базы данных как модель предметной области |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Базы данных как модель предметной области. |
2 |
||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 11. Таблицы и реляционные базы данных |
2 |
||
Лабораторное занятие № 12. Разработка и создание базы данных |
2 |
||
Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование |
|||
Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. |
|
|
Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах |
|
|
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 13. Работа с электронными таблицами |
2 |
||
Тема 3.9. Визуализация данных в электронных таблицах |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Визуализация данных в электронных таблицах |
|
||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 14. Построение и форматирование диаграмм |
2 |
||
Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) |
Основное содержание |
|
ОК 02 |
Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) |
|
||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 15. Моделирование в электронных таблицах |
2 |
||
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) |
|
|
|
Прикладной модуль 4 Основы 3D моделирования |
|
|
|
Тема 4.1 Система трехмерного моделирования КОМПАС. Окно Документа |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Системы автоматизированного проектирования: история, назначение, примеры. КОМПАС - КОМПлекс Автоматизированных Систем. Запуск системы КОМПАС-30. Интерфейс системы |
|||
Тема 4.2 Основные приемы создания геометрических тел (многогранники, тела вращения, эскизы, группы геометрических тел) |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Построение геометрических примитивов (отрезков, прямоугольников, окружности). Многогранники и тела вращения: виды многогранников, элементы многогранника, примеры геометрических тел, ограниченных плоскими поверхностями, элементы тел вращения (очерковая образующая, ось вращения, поверхность вращения, основание). Основные приемы построения многогранников и тел вращения. Построение эскизов. Создание группы геометрических тел |
|
Лабораторные занятия |
|
|
Лабораторное занятие № 16. Построение геометрических тел. |
2 |
||
Тема 4.3 Редактирование 3 D моделей. Создание 3 D моделей. Отсечение части детали |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Сущность понятия «редактирование», задачи редактирования эскизов, 3d моделей, основные способы редактирования 3 D моделей. Создание 3 D моделей с элементами закругления (скругления) и фасками. Создание 3d моделей по плоскому чертежу посредством операции «вращения». Рассечение детали плоскостью |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 17. Редактирование 3d моделей |
2 |
||
Тема 4.4 Создание 3d моделей простейших объектов |
Основное содержание |
|
ОК 02 ПК.5.1 |
Выполнение проектной работы «Создание авторских 3d моделей»: выбор простейших объектов (бытовых, технических и строительных) для создания модели (самостоятельно или с помощью преподавателя); обоснование выбора, создание модели объекта, подготовка презентации и представление выполненной модели |
2 |
||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 18. Создание авторских 3d моделей |
2 |
||
Прикладной модуль 5 Введение в создание графических изображений с помощью GIMP |
|
|
|
Тема 5.1. Растровая и векторная графика. Форматы изображений, конвертация и оптимизация |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой графики для хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с целью снижения объёма изображения |
|||
Тема 5.2. GIMP как проект GNU. Установка GIMP |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности проекта в качестве представителя класса свободного программного обеспечения. Установка на различные платформы |
|||
Тема 5.3. Интерфейс |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 |
GIMP. Многооконный режим, стыкуемые диалоги, однооконный режим. Слои |
Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим. Управление диалогами. Окно слоев изображения |
|
ПК.5.1 |
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 19. Настройки интерфейса GIMP |
2 |
||
Тема 5.4. Разрешение изображения. Навигация, масштабирование, кадрирование, аффинные преобразования |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Размеры изображения в пикселах и понятие разрешения изображения. Преобразования: выравнивание, перемещение, кадрирование, вращение, наклон, перспектива, 30-преобразование, трансформация, преобразование по точкам, зеркало, преобразование по рамке, искажения |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 20. Преобразование изображения GIMP: выравнивание, перемещение, вращение, 3D-преобразование |
2 |
||
Тема 5.5. Заливка, фильтры и инструменты рисования |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень, шум, выделение краёв, декорация, проекция |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 21. Преобразование изображения GIMP: заливка, фильтры |
2 |
||
Тема 5.6. Выделение. Контуры. Комбинирование изображений |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Использование выделений для работы с отдельными объектами в составе изображения. Выделение контуров. Создание коллажей путём соединения нескольких изображений |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 22. Создание коллажей |
2 |
||
Тема 5.7. Быстрая маска и преобразование цвета |
Основное содержание |
2 |
|
Графические отображение области выделения. Преобразование цвета в изображении с помощью применения маски |
|||
Тема 5.8.Создание градиентов |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Понятие градиента. Плавные переходы от одних цветов к другим |
|||
Тема 5.9.Создание анимированного изображения в формате GIF |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в формате GIF с помощью GIMP |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 23. Создание изображения в формате GIF с помощью GIMP |
2 |
||
Тема 5.10. Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта» |
Основное содержание |
2 |
ОК 02 ПК.5.1 |
Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта» |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Лабораторное занятие № 24. Создание проектной работы |
2 |
||
Всего |
|
122 |
|
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Освоение программы учебной дисциплины предполагает наличие лаборатории «Информатики», оснащенная оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; маркерная доска; учебно-методическое обеспечение; компьютеры по количеству обучающихся; локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет; лицензионное системное и прикладное программное обеспечение; лицензионное антивирусное программное обеспечение; лицензионное специализированное программное обеспечение; мультимедиапроектор.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду, необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными образовательными и информационными ресурсами, рекомендованными для использования в образовательном процессе.
Основная литература:
1. Босова, Л. Л. Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Электронная форма учебника. : учебник / А. Ю. Босова; Л. Л. Босова .— Москва : АО "Издательство "Просвещение", 2022 .— 1 с. — ISBN 978-5-09-099478-1 .— URL: https://lib.rucont.ru/efd/806208
2. Босова, Л. Л. Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Электронная форма учебника. : учебник / А. Ю. Босова; Л. Л. Босова .— Москва : АО "Издательство "Просвещение", 2022 .— 1 с. — ISBN 978-5-09-099479-8 .— URL: https://lib.rucont.ru/efd/806209
Дополнительная литература:
1. Трофимов, В. В. Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Трофимов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 553 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-
02518-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/471120
2. Трофимов, В. В. Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Трофимов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 553 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-
02518-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/471120 3. Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 320 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-
06372-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474161
4. Новожилов, О. П. Информатика в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Новожилов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 302 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-
06374-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/474162
5. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы : учебник / В.А. Гвоздева. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 542 с. – (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0856-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1190684 Интернет–ресурсы:
1. ЭБС Юрайт https://www.urait.ru/
2. ЭБС Знаниум https://www.znanium.com
3. ЭБС Лань https://e.lanbook.com/
4. ЭБС Консультант студента www.studentlibrary.ru/
ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/ профессион альная компетенци я |
Раздел/Тема |
Тип оценочных мероприятий |
ОК01 |
Тема 1.6 Тема 1.8 Тема 1.9 Тема 3.4 |
Тестирование |
ОК02 |
Тема 1.1 Тема 1.3 Тема 2.5 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.7 Тема 1.6 Тема 1.9 |
|
ОК01 |
Тема 1.8 Тема 3.4 |
Выполнение практических заданий |
ОК02 |
Тема 1.2 Тема 1.4 Тема 1.5 Тема 2.1 Тема 2.3 Тема 2.4 Тема 2.6 Тема 2.7 Тема 1.7 Тема 1.8 Тема 2.2 Тема 3.4 Тема 3.5 Тема 3.6 Тема 3.8 Тема 3.9 Тема 3.10 |
|
ОК 02, ПК.5.1 |
Прикладные модули 4, 5 |
Проектная работа |
Описание шкал оценивания
Наименован ие результата обучения |
неудовлетвор ительно |
удовлетворитель но |
хорошо |
|
отлично |
Полнота знаний |
Уровень знаний ниже минимальных требований. Имели место грубые ошибки. |
Минимально допустимый уровень знаний. Допущено много негрубых ошибок. |
Уровень знаний объеме, соответствующем программе подготовки. Допущено несколько негрубых ошибок. |
в |
Уровень знаний в объеме, соответствующе м программе подготовки, без ошибок. |
Наличие умений |
При решении стандартных задач не продемонстри рованы основные умения. Имели место грубые ошибки. |
Продемонстриров аны основные умения. Решены типовые задачи с негрубыми ошибками. Выполнены все задания, но не в полном объеме. |
Продемонстрирован ы все основные умения. Решены все основные задачи с негрубыми ошибками. Выполнены все задания, в полном объеме, но некоторые с недочетами. |
Продемонстрир ованы все основные умения, решены все основные задачи с отдельными несущественны ми недочетами, выполнены все задания в полном объеме. |
|
Характерист ика сформирован ности компетенций |
Компетенция в полной мере не сформирована . Имеющихся знаний, умений, навыков недостаточно для решения практических (профессиона льных) задач. Требуется повторное обучение. |
Сформированност ь компетенций соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений и навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональн ых) задач, но требуется дополнительная практика по большинству практических задач. |
Сформированность компетенций в целом соответствует требованиям, но есть недочеты. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач, но требуется дополнительная практика по некоторым профессиональным задачам. |
Сформированно сть компетенций полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональ ных) задач. |
|
Уровень сформирован ности компетенций |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Высокий |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.