Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)»
для 4 «Б» класса
(Школа России)
Учитель начальных классов:
Богданова Ксения Юрьевна
г. Рыбинск,
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» составлена в соответствии с нормативными документами:
•
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
• Основная образовательная программа начального общего образования СОШ № 3 (приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02).
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254" (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645)
• Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования СОШ № 3, вариант 7.1 (Приказ от 30.08.2016 № 01-05/86-02)
• Рабочая программа воспитания начального уровня общего образования (протокол педсовета от 18.05.2021 № 8). Модуль «Школьный урок» (пункт 3.1)
• Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года N 26
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
• Программа «Цифровая образовательная среда СОШ №3» (протокол педсовета от 11.01.2021 № 4)
• «Положение о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3» (протокол педсовета от 26.03.2020 №4)
• «Положение о взаимодействии психолого-педагогической службы школы и педагогов СОШ № 3» (от 26.03.2020 № 4)
• «Программа перехода школы в эффективный режим работы и получения положительной динамики обучающихся на 2020-2023г.г.» (протокол от 22.05.2020 №6)
Цели изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»:
конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи:
- расширять читательский кругозор обучающихся;
- овладевать речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- формировать речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
- формировать эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- формировать познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
- формировать мотивы и ценностей в сфере отношений к природе, в сфере основ здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного и художественно-эстетического сознания.
Место предмета в учебном плане.
На изучение литературного чтения на родном языке (русском) в 4 классе - 17 часов (0,5 час в неделю,34 учебные недели).
Содержание рабочей программы (17 часов).
Россия - наша Родина (2ч)
С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации»
В.Гудимов «Россия, Россия, Россия»
Фольклор нашего народа (5 ч)
Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» Славянский миф. Особенности мифа. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «РоссияРодина моя».
О братьях наших меньших (5ч)
Е.И. Носов. Хитрюга. В.В. Бианки .Сумасшедшая птица. В.П. Астафьев. Зорькина песня Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч. К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших».
Времена года (5ч)
В.Бианки «Лесная газета» Литературная гостиная. И. Анненский.Снег. М.М.Пришвин. Рассказы о весне. Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит. Проект «Любимое время года»
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке (русском)».
Речевая и читательская деятельность
Обучающийся научится:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;
- ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке; составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам;
- ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно - популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
-высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
-высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
-создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
- читать по ролям художественное произведение; создавать текст на основе плана;
- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
- писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
- создавать иллюстрации к произведениям;
-создавать в группе сценарии и проекты.
Текст
Обучающийся научится:
- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне;
- объяснять их эмоционально - смысловые значения;
- определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено; различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);
- находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
Поурочно - тематическое планирование.
№ п/п |
Тема урока |
Содержание урока |
Виды деятельности |
Россия - наша Родина (2ч.). |
|||
1 |
С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» |
Государственная символика России – гимн;
|
Владеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; Совершенствовать все видов речевой деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами текстов. |
2 |
В. Гудимов «Россия, Россия, Россия» |
Литературное наследие России, отражающее величие нашей культуры и богатство русского языка. |
Совершенствовать все видов речевой деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами текстов; Развивать интерес к чтению и книге. |
Фольклор нашего народа (5 ч.). |
|||
1 |
Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» |
Былина как жанр фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Особенности былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты; анализировать содержание, составление плана; рассказ по плану, подробный пересказ отдельных эпизодов. |
Изучать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. |
2 |
Славянский миф. Особенности мифа. |
Особенности славянского мифа; аналогии с реальными историческими событиями; Содержание мифа. |
Осознавать значимость чтения для личного развития; Формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений. |
3 |
Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». |
Систематизация знаний о жанровом разнообразии фольклора; Создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы; Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений. |
Формировать нравственные представления о добре, дружбе, правде и ответственности; Проявлять интерес и уважение к книге. |
4 |
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песняслава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» |
Героические песни как жанр фольклора. Образы песенных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Особенности героических песен: напевность, повторы, устойчивые эпитеты; анализ содержания, составление плана; рассказ по плану, подробный пересказ отдельных эпизодов. |
Владеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; Совершенствовать все видов речевой деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами текстов. |
5 |
Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». |
Пословицы о Родине, подвигах и славе. Особенности пословицы.
|
Прививать интерес к чтению и книге; интерес и уважение к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. |
О братьях наших меньших (5ч.). |
|||
1 |
Е.И. Носов. «Хитрюга» |
Биография автора. Знакомство с содержанием рассказа. Ответы на вопросы по тексту. |
Формировать нравственные представления о добре, дружбе, правде и ответственности; Проявлять интерес и уважение к книге. |
2 |
В.В. Бианки. «Сумасшедшая птица» |
Представления детей о литературе, о творчестве различных писателей, о книгах. Биография автора. Знакомство с содержанием рассказа. Ответы на вопросы по тексту. |
Владеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; Совершенствовать все виды речевой деятельности. |
3 |
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» |
Представления о пейзажной живописи и языковом мастерстве писателя; Знакомство с понятием «лирическая проза»; Выработка умений работы с художественным текстом и создания своего текста. |
Формировать нравственные представления о добре, дружбе, правде и ответственности. |
4 |
Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч» |
Биография автора. Знакомство с содержанием рассказа. Ответы на вопросы по тексту. |
Формировать чувство гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей. |
5 |
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб» Викторина по разделу «О братьях наших меньших». |
Биография автора. Знакомство с содержанием рассказа. Ответы на вопросы по тексту. |
Принимать и усваивать социальную роль, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. |
Времена года (5ч) |
|||
1 |
В.Бианки «Лесная газета» |
Биография автора. Знакомство с содержанием рассказа. Ответы на вопросы по тексту. |
Владеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; Совершенствовать все виды речевой деятельности |
2 |
Литературная гостиная. И. Анненский. «Снег» |
Знакомство с русскими поэтами XX века и их произведениями; анализ стихов, работа над выразительным чтением. |
Развивать интерес к чтению и книге; интерес и уважение к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран |
3 |
М.М.Пришвин. Рассказы о весне. |
Биография автора. Знакомство с содержанием рассказа. Ответы на вопросы по тексту. |
Формировать нравственные представления о добре, дружбе, правде и ответственности; прививать интерес и уважение к книге. |
4 |
Рассказы Н.И. Сладкова. «Лес не школа, а всему учит» |
Биография автора. Знакомство с содержанием рассказа. Ответы на вопросы по тексту. Роль леса, природы в нашей жизни; любовь к природе, к чтению.
|
Владеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; Совершенствовать все виды речевой деятельности. |
5 |
Проект «Любимое время года» |
Интерес к изучению предмета «Родна (русская) литература» Первичные методы исследования по предмету. Связь предмета «Литература» с другими предметами, такими, как изобразительное искусство, музыка. |
Владеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников. |
|
|
|
Итого: 17 часов |
Организационно-педагогические условия реализации программы.
В 4Б классе обучаются ___ ребёнка. Из них ___ учащихся с ОВЗ:
В своей работе руководствуюсь:
· «Положением о рабочей программе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (протокол педсовета от 26.03.2020 № 4)
· Приложением 3. Особенности развития учащихся с ОВЗ
· Приложением 4. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ
· Приложением 5. Нормы оценивания предметных знаний учащихся. Критерии оценивания видов деятельности учащихся.
· Приложение 6. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для школьников с ограниченными возможностями здоровья.
· Приложение 7. Методический инструментарий к проведению уроков по предметам в начальной школе и среднем звене для учащихся общеобразовательных классов.
· Приложение 8. Перечень цифровых образовательных ресурсов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.