РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика". 3 класс
Оценка 4.6

РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика". 3 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
3 кл
11.10.2021
РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика". 3 класс
РП по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир". 3 класс
Внеурочная деятельность.Занимательная математика.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»  Е.Э.Кочуровой в соответствии с требованиями ФГОС.

Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием

современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного

поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,

знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на

воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика.

Внеурочная деятельность «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Внеурочная деятельность «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.  С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место в учебном плане.

Во 2 – 4 классах программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует предмету «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данной внеурочной деятельности являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения данной внеурочной деятельности являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на

верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в

ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное

выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое

читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом

шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

- «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры

«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние

карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

- Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к

палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» («Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС»,2004 г.)

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для

выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для

работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными

правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление

аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных

способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и

вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,

имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром

конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из

проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма

шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,

октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

- Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

- Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991.). «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счетные палочки).

- ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

- Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и

мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

 

 

Тематическое  планирование

3 класс

п/п

Тема

Содержание

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

 

2

«Числовой» конструктор»

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

 

3

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

 

4

Волшебные переливания.

Задачи на переливание.

 

5-6

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

 

7

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

 

8-9

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

10

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

 

11-

12

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

13

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

 

14

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

 

15

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа тремя одинаковыми цифрами.

 

16

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

 

17

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 ++ 150= 670

 

18

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

 

19

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

 

20-21

 В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

 

22

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

 

23

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

 

24

Интеллектуальная разминка

 

 

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

 

 

25

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

 

 

26-27

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

 

 

28

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

 

 

29

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

 

 

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

 

 

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

 

 

32-33

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

 

 

34

Математический лабиринт

 

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

№ п/п

тематический раздел

теоретическая часть занятия

практическая часть занятия

количество часов

ууд

дата

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

план

факт

1

Интеллектуальная разминка

 

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

формирование ориентировки на нравственное содержание поступков и событий

преобразовывать полученную информацию

умение вступать в диалог

различие допустимых и недопустимых форм поведения

 

 

2

«Числовой» конструктор.

Разряды и классычисел.

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

1

формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение обсуждать результаты деятельности

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

 

 

3

Геометрия вокруг нас

Понятие простейших геометрических фигур.

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

1

формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

проговаривать последовательность своих действий

 

 

4

Волшебные переливания.

Принцип решения зада на переливание.

Задачи на переливание.

1

формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение обсуждать результаты деятельности

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

 

 

5

В царстве смекалки

Понятие «отношения между данными, величинами, числами».

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение вступать в диалог

умение самостоятельно оценивать правильность своих действий

 

 

6

В царстве смекалки

Понятие «отношения между данными, величинами, числами».

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

формирование способности к самоорганизации

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт

умение аргументировать свои предложения, убеждать, уступать

различие допустимых и недопустимых форм поведения

 

 

7

«Шаг в будущее»

 

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

1

формирование способности к самоорганизации

перерабатывать полученную информацию

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение корректировать способ действий

 

 

8

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

формирование  готовности высказывать  собственные суждения и давать им обоснование

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

 

 

9

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

формирование  готовности высказывать  собственные суждения и давать им обоснование

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение формулировать собственную позицию

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

 

 

10

Числовые головоломки.

Принцип решения числовых кроссвордов.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

формирование  готовности высказывать  собственные суждения и давать им обоснование

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение вступать в диалог

умение проговаривать последовательность своих действий

 

 

11

Интеллектуальная разминка.

 

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

 

 

12

Интеллектуальная разминка.

 

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

формирование способности к самоорганизации

преобразовывать полученную информацию

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач

умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

 

 

13

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками).

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

1

формирование  умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

развивать геометрическое воображение и мышление

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение определять промежуточные цели с учетом конечного результата

 

 

14

Математические игры

Сложение и вычитание в пределах 1000. Деление и умножение.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

 

 

15

Секреты чисел

Принцип решения числовых кроссвордов.

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа тремя одинаковыми цифрами.

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

 

 

16

Математическая копилка

 

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение выражать собственное мнение

умение  адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

 

 

17

Математическое путешествие

 

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 +150= 670

1

формирование способности к самоорганизации

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение аргументировать свою точку зрения

умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

 

 

18

Выбери маршрут.

Единица длины километр.

Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др..

1

формирование  умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение работать по предложенному плану

 

 

19

Числовые головоломки

Принцип решения числовых кроссвордов.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

формирование  умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение работать по предложенному плану

 

 

20

 В царстве смекалки

 

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач

перерабатывать полученную информацию

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение корректировать способ действий

 

 

21

 В царстве смекалки

 

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач

перерабатывать полученную информацию

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

умение корректировать способ действий

 

 

22

Мир занимательных задач

Этапы решения и анализа условия задач.

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1

формирование заинтересованности  в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их

умение слушать и слышать друг друга

умение планировать свою деятельность

 

 

23

Геометрический калейдоскоп

Понятие масштаба.

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

1

формирование заинтересованности  в расширении и углублении получаемых математических знаний

уметь планировать, определять последовательность своих действий для достижения результата

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

 

 

24

Интеллектуальная разминка

 

 

 

 

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

1

формирование умения устанавливать . с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

уметь выделять закономерности

умение  спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

умение работать по предложенному плану

 

 

25

Разверни листок

Понятие пространства, геометрических фигур в пространстве.

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

 

1

формирование способности к самоорганизации

уметь выделять и сравнивать способы решения задачи

умение обсуждать результаты своей деятельности

умение корректировать способ действий

 

 

26

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире).

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

 

1

формирование умения оценивать собственные математические знания и умения

формировать умение поиска и выделения нужной информации

умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию

умение планировать свою деятельность

 

 

27

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире).

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

 

1

формирование умения оценивать собственные математические знания и умения

уметь выделять закономерности

умение выражать собственное мнение

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

 

 

28

Числовые головоломки

Принцип решения числовых кроссвордов.

 

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

 

1

формирование способности к самоорганизации

уметь сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме

умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

 

 

29

Конкурс смекалки

 

 

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

 

1

формирование способности к самоорганизации

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

умение устанавливать в группе рабочие отношения, эффективно  и результативно сотрудничать

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

 

 

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др.

 

Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение вступать в диалог, интересоваться чужим мнением

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления

 

 

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число.

 

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

 

1

формирование способности к самоорганизации

уметь применять полученные знания в собственной деятельности

умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

 

 

32

Энциклопедия математических развлечений

 

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

 

1

формирование способности к самоорганизации

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

 

 

33

Энциклопедия математических развлечений

 

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

 

1

формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

 

 

34

Математический лабиринт

 

 

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

 

1

формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование

уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям

умение обсуждать результаты своей деятельности

уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения данной внеурочной деятельностиа являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, но и способствует развитию мышления.

 

Материально – техническое обеспечение

1.      Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2.      Комплекты карточек с числами:

0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9;

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;

100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

3.      «Математический веер» с цифрами и знаками.

4.      Игра «Русское лото» (числа от 1 до 1000).

5.      Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6.      Часовой циферблат с подвижными стрелками.

 

Литература

1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).

2. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.

3. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / Минскин Е. М. – М.: Просвещение, 1982.

4. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974.

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


 

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

Ценностными ориентирами содержания данной внеурочной деятельности являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных…

Ценностными ориентирами содержания данной внеурочной деятельности являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных…

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» -

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» -

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины)

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины)

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму)

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму)

Секреты чисел Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево

Секреты чисел Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево

Энциклопедия математических развлечений

Энциклопедия математических развлечений

Геометрия вокруг нас Понятие простейших геометрических фигур

Геометрия вокруг нас Понятие простейших геометрических фигур

В царстве смекалки Понятие «отношения между данными, величинами, числами»

В царстве смекалки Понятие «отношения между данными, величинами, числами»

Спичечный» конструктор

Спичечный» конструктор

Интеллектуальная разминка.

Интеллектуальная разминка.

Математические фокусы

Математические фокусы

Секреты чисел Принцип решения числовых кроссвордов

Секреты чисел Принцип решения числовых кроссвордов

Математическое путешествие

Математическое путешествие

Числовые головоломки Принцип решения числовых кроссвордов

Числовые головоломки Принцип решения числовых кроссвордов

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка

Интеллектуальная разминка

От секунды до столетия

От секунды до столетия

От секунды до столетия

От секунды до столетия

Конкурс смекалки

Конкурс смекалки

Энциклопедия математических развлечений

Энциклопедия математических развлечений

Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты

Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021