Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование по Географии 6 класс ФГОС на основе УМК к линии учебников по Географии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеевой. Курс "География. Землеведение" рассчитан на 35 часов ( один академический час в неделю).
РП и КТП География 6 класс ФГОС.doc
Рабочая программа входит в линию учебников по географии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеевой.
6 класс.
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 35 часов
Пояснительная записка
Курс «География. Землеведение» рассчитан на 35 часов (1 академический час в неделю) в 6х классах средней школы как для учащихся,
прошедших обучение по программам «Природоведение» или «Мир географии», так и для тех, кто впервые начинает изучать географию. Курс
является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7й класс; авторы – О.А. Климанова, А.И. Алексеев) и «География
России» (89е классы), созданному авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева. В ходе изучения землеведения предполагается
ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения. В
связи с этим в программу включен целый ряд вопросов, касающихся основных природных закономерностей, ранее изучавшихся в курсе
«Физической географии материков и океанов». Однако объем содержания этих тем значительно упрощен как в связи с возрастными
особенностями учащихся, так и в связи с нецелесообразностью изучения многих механизмов глобальных природных процессов в рамках
базового школьного курса географии.
Первый раздел программы направлен на изучение Земли как планеты и ее места в Солнечной системе и является переходным от изученного
ранее школьниками материала по естествознанию к собственно географическим знаниям. Включение этого раздела в программу обусловлено
необходимостью создания у учащихся представления о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого в
системе координат всей Вселенной.
Базовым для содержания основной части курса является покомпонентный подход к изучению природы Земли, направленный на формирование
у учащихся целостных знаний о каждом из компонентов природной среды и их влиянии на человека. Каждый из изучаемых природных
компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому результирующей частью курса является изучение географической оболочки, в состав
которой входят все компоненты природной среды, а также человек, являющийся и агентом влияния на природные комплексы, и жертвой
воздействия на него природной среды.
В основе изучения географической оболочки в рамках курса лежат общие принципы системного подхода, то есть акцент делается на изучение
основных географических закономерностей, являющихся логическим следствием существования географической оболочки как новой географической системы. Как сложные для восприятия учащимися из тематики курса исключены вопросы, затрагивающие иерархию и
организацию природных комплексов. Географическая оболочка рассматривается не столько как самый крупный природный комплекс, но как
место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды.
Исходя из все более расширяющегося кругозора современных школьников в программу включены новые элементы, касающиеся путешествий
и их картографических изображений, нацеленные на приобретение учащимися как привычных практических навыков ориентирования на
местности и по карте, так и столь же необходимых навыков грамотного географического наблюдения. Приобретение собственных навыков в
этом вопросе поможет учащимся более полно осознать историю открытия и освоения нашей планеты. Содержание этого раздела может быть
видоизменено в зависимости от базовой подготовки учащихся, например, в случае изучения специального курса по истории географических
открытий в предыдущие годы.
Важно отметить, что в теме «Путешествия и их географическое отражение» план местности и географическая карта являются не только
объектом изучения, но и средством для разрешения конкретных географических ситуаций.
Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой – основным источником
географической информации, а также рисунками и профилями. При работе с картами основное внимание уделяется первому этапу в работе с
картографическими материалами – знакомству с основным содержанием карты, выявлением основных картографируемых явлений и объектов
и использованию карты для решения простейших географических задач – определению местоположения объекта и составлению несложной
географической характеристики.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Землеведение» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию
страноведческого курса с помощью рассмотрения причинноследственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебнометодические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География предмет,
содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарнообщественного научного
знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся: •
целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных
природнообщественных территориальных систем;
комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их
ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать
географические знания для организации своей жизнедеятельности;
умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами
как основными ценностями географии;
социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство;
гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании
межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
предпрофильной ориентации.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к
результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Общая характеристика курса географии
География в 6 классе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных
следствиях главных природных, экологических, социальноэкономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве,
проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в 6 классе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до
глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социальноэкономических, геополитических и иных
процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей
среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных
умений,
обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с
заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально
экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население,
хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические
снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению
географического пространства;
• формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты
природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
• формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социальнокоммуникативных потребностей на основе
создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к
географии как возможной области будущей практической деятельности.
Краткая характеристика содержания курса Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и
метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно
деятельностного, историкопроблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной
и краеведческой составляющих.
Содержание программы структурировано в виде основного блока: «География Земли». Благодаря которому у учащихся формируются
знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития
рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность
людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их
крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие
учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и
умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся
включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной
форме, вступать в диалог и т. д.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентации, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой,
в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках
системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовнонравственного развития и социализации подрастающего поколения.
В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель своего региона);
исторических судеб;
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и
стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам
современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов,
толерантность;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни
и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей
общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на
понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География. Землеведение» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему
проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться
друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География. Землеведение» являются следующие умения:
осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Место учебного предмета в школьном плане
География в основной школе изучается с 5 по 11 классы. Общее число учебных часов за год обучения в 6 классе — 35 ч (1 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует
курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является
пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в 5 – 6 классах является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий,
законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 – 6 классах представляет собой базовое звено в системе непрерывного
географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. №
Тема урока
е Целевая
установка
и
н
а
д
а
з
е
е
н
ш
а
м
о
Д
Календарнотематическое планирование
Понятия
Планируемые результаты
предметные
метапредметные
личностные
Сроки
выполнения
По
Коррек
плану
т
Земля во Вселенной
1
Вращение Земли и его
следствия.
Практическая работа
№ 1 заполнение схемы
§ 32 Формирован
ие
представлени
й
о
естественных
Орбита
Земли, тропик
и полярный
круг,
смена
времён года.
времён
Выявлять и знать причины
смены
года,
объяснять
понятия:
Северный и Южный
полярный круг, Северный и
Умение работать с
текстом, выделять
в нем главное
Учебно
познавательны
й интерес к
географии на стр.138 «Таблица
№5»
2
Географические
координаты.
Географическая
широта
географическая
долгота.
и
Географическ
ие
координаты,
географическ
ая широта и
географическ
ая долгота.
процессах,
объектах и
явлениях,
изучением
которых они
занимаются
§ 33 Изучение
осо
бенностей
различных
методов
определения
географи
ческих
координат.
Форми
рование и
коррекция
навыков и
умений
определения
географичес
ких
координат по
карте.
Южный тропик, полярный
день и полярная ночь.
методы
определение
Давать
понятию географические
координаты.
Называть
определения
географических координат.
Знать правила работы с
картой при определении
географических координат
точки.
Умение работать
с
картой,
глобусом.
Понимание
значимости
научного ис
следования
природы,
населения и
хозяйства.
Понимание
роли и зна
чения
гео
графических
знаний.
3 Урокпрактикум.
§ 34 Формирован
Определение
географических
координат точки по
глобусу.
ие
практически
х навыков и
умений
определения
координат
Градусная
сеть,
восточная и
западная
долгота,
северная и
южная
Уметь
определять
географические координаты
по глобусу и карте.
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации,
структурировать
учебный материал
Осознание
значения
географии в
развитии
представле
ний о форме
Земли точки по
глобусу.
широта.
4 План местности.
§ 35 Формирован
ие
представлени
й о способах
изображения
земной
поверхности.
5 Ориентирование
на
местности
Практическая работа
№ 4 «Определение с
помощью
компаса
сторон света»
§ 36 Формирован
ие
представлени
й
об
ориентирова
нии
на
местности,
умений
пользования
измерительн
ыми
приборами
6 Урокпрактикум.
Составление
местности.
плана
§ 37 Формирован
ие
практически
х навыков
составления
плана
Изображение
земной
поверхности.
План
местности.
Правила
построения
плана
местности.
Ориентирован
ие,
стороны
горизонта,
основные
стороны
горизонта,
промежуточн
ые стороны
горизонта,
румб, стороны
света, компас
Полярная
съёмка
местности,
маршрутная
съёмка
местности,
Давать
определение
понятиям: план местности,
аэрофотоснимок,
виды
масштаба. Объяснять что
показывает
масштаб,
условные знаки, легенда
плана.
Давать
определению
понятию: ориентирование.
Объяснять,
что такое
стороны горизонта и какие
они бывают. Делать вывод о
назначении
компаса.
Формулировать алгоритм
работы с ним
Умение работать с
различными
источниками
информации.
Слуховое и ви
вос
зуальное
приятие
ин
формации, умение
выделять главное
в различных ис
точниках
ин
формации
Умение работать с
измерительными
приборами
Понимание
важности
умения читать
карту,
план
местности.
Понимание
значения
ориентирован
ия
для
повседневной
жизни
и
деятельности
человека
Давать
определению:
съёмка
маршрутная
местности.
понятие
Полярная
местности,
съёмка
Умение работать с
измерительными
приборами.
Понимание
значения
ориентирован
ия
для
повседневной
и
жизни 7 Многообразие карт.
8 Урокпрактикум.
Работа с картой.
перенесение
точек точек
местности на
план.
Виды карт:
физические,
климатически
е,
экономически
е,
политические,
настенные,
карты
природы.
Географическ
ие
координаты
точки
на
карте, плане
местности.
местности.
§ 38 Формирован
ие навыков
работы
с
разными
видами карт.
§ 39 Формирован
ие
практически
х навыков и
умений
работы
различными
видами
географичес
ких карт.
с
Выделять
существенные
признаки и особенности
географических карт по
теме раздела. Объяснять
особенности форм рельефа
Земли по карте, свойства
географической карты и
плана
местности,
Определять отличительные
особенности изображений
земной поверхности.
Выделять различия между
географической картой и
планом
местности,
географической картой и
схемой. Объяснять какие
сведения дают карты, план
местности, схема. Легенда
карты, плана местности,
схемы.
деятельности
человека
и
Понимание
роли
значения
разных видов
географическ
их карт для
человека.
Понимание
роли
значения
полученных
знаний
жизни
человека.
и
в
Умение работать с
различными
видами карт.
Умение работать с
различными
видами
карт,
планом местности,
умение применять
на
практике
полученные
знания
при
изучении других
предметов.
9
Свойства
вод
мирового океана.
§
40
Формирование
представлений
о свойствах вод
мирового
океана.
Солёность
вод
мирового океана,
температура воды,
Природа Земли
Объяснять свойства вод
мирового
океана.
Определять причины и
следствия различий вод
мирового океана. Опреде
лять и показывать на карте
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации,
выделять главное
тексте,
в
Понимание
роли различий
вод мирового
океана
в
формирова
нии знаний о 10 Движение вод в
мировом океане.
§
41
Формирование
представлений
о движении вод
в
мировом
океане.
Образование волн
в мировом океане,
отличие течений
от окружающих
вод.
11 Движение
литосферных
плит.
§
42
Формирование
представлений
о движениях
земной коры.
кора,
ядро.
Земная
мантия,
Литосферные
плиты,
сейсмические
пояса.
различные по солёности
моря и океаны. Описывать
различия температуры вод
мирового океана
от
экватора к полюсам.
Выявлять причины и
следствия
образования
волн, умение работать с
картографическими
гео
источниками
графической информации.
Описывать
образования
волн, течений, цунами.
на
Объяснять причины и
следствия движения земной
коры, а также влияние
литосферных
движений
плит
развитие
географических
знаний.
Определять и показывать на
карте
положение
литосферных плит.
Объяснять,
происходит
земной коры.
почему
движение
Земле и их
роль в жизни
человека.
Понимание
влияния
океанических
течений на
природу
приморских
районов
материков.
Понимание
роли
движения
земной коры
в формирова
нии знаний о
Земле.
структурировать
учебный
материал,
гото
вить сообщения и
презентации.
Умение работать с
различными
источниками
информации,
выделять главное
в
тексте,
структурировать
учебный
материал,
гото
вить сообщения и
презентации
Ставить учебную
задачу
под
руководством
учителя.
Планировать свою
деятельность под
руководством
учителя.
Выявлять
причинно
следственные
связи.
Определять
критерии для
сравнения фак
явлений.
тов, 12 Землетрясения:
причины
последствия.
§
43
и
Формирование
представлений
о
землетрясениях
и
их
последствиях.
Сила
землетрясения,
шкала Рихтера,
очаг
землетрясения,
эпицентр
землетрясения,
сейсмограф.
Объяснять причины и
последствия землетрясений,
влияние землетрясений на
развитие географических
знаний.
Определять причины и
следствия землетрясений.
Определять и показывать на
карте сейсмические пояса.
Составлять
описания
событий по теме урока.
Понимание
роли
землетрясени
й
формирова
нии знаний о
Земле
в
Выслушивать и
объективно
оценивать дру
гого.
Уметь
вести
диалог, выраба
тывая
общее
решение
Ставить учебную
задачу
под
руководством
учителя.
Планировать свою
деятельность под
руководством
учителя.
Выявлять
причинно
следственные
связи. Определять
критерии
для
сравнения фактов,
явлений.
Выслушивать и
объективно
оценивать дру
гого.
Уметь
диалог,
тывая
решение
вести
выраба
общее
13 Вулканы.
§
Формирование
Вулканы,
Объяснять
причины Умение работать с Понимание 44
представлений
о
вулканах
Земли.
строение
вулканов,
магматический
очаг,
жерло,
вулканический
конус.
кратер,
возникновения вулканов,
влияние вулканов на
развитие географических
знаний.
Определять
причины и следствия
вулканической
деятельности. Определять и
показывать
карте
вулканические пояса Земли.
Составлять описание видов
вулканов.
на
роли путе
шествий
в
формирова
нии знаний о
Земле
различными ис
точниками ин
формации,
выделять главное
в
тексте*
структурировать
учебный
материал,
гото
вить сообщения и
презентации
14 Изображение
рельефа на планах
местности
и
географических
картах.
15 Горы.
§
45
§
46
Формирование
представлений
об изображении
рельефа
на
планах
местности и
географических
картах.
Абсолютная
высота,
относительная
высота,
шкала
высот и глубин,
горизонталь,
профиль
местности.
Формирование
представлений
о причинах и
следствиях
процессов
горообразовани
я.
Виды гор, горные
области,
горный
хребет,
горная
гребень,
долина,
осыпи,
обвалы,
лавины, оползни.
Определять и показывать на
карте высоты и глубины. Да
вать определение понятию
местности,
«профиль
абсолютная
высота,
относительная
высота,
шкала высот и глубин,
горизонталь».
Объяснять причины и
следствия горообразования.
Определять причины и
следствия
процесса
горообразования. Опреде
лять и наносить на карту
основные горные системы
Земли. Формулировать вы
вод
значении
горообразования.
о
и
Понимание
роли
значения
географически
х знаний.
Понимание
роли
горообразован
ия
в
формирова
нии знаний о
Земле
Умение работать с
различными
источниками
информации.
Выделять главное
в
тексте,
структурировать
учебный материал.
Готовить сообще
ния и презентации
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
Гото
материал.
вить сообщения и 16 Равнины.
§
47
Формирование
представлений
о
равнинах
Земли.
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья,
останец, аллювий,
речная
овраг,
долина,
речная
пойма,
терраса,
балка,
русло,
дюна, бархан.
17 Температура
воздуха.
§
48
Формирование
представлений
о температуре
воздуха.
Температура
воздуха, тепловой
пояс,
суточное
изменение
температуры
воздуха, годовое
изменение
температуры
воздуха.
Изменение
температуры
воздуха
высотой.
с
Составлять
описание
природы гор. Объяснять,
чем отличаются горные
системы Земли.
Объяснять причины и
следствия
образования
равнин, влияние знаний о
равнинах на развитие гео
графических
знаний.
Определять причины и
следствия
образования
Определять и
равнин.
показывать
карте
основные равнины Земли.
Наносить на контурную
овраги,
карту равнины,
балки,
возвышенности,
низменности, плоскогорья.
на
Объяснять
результаты
температурных колебаний.
Определять причины и
изменений
следствия
температуры
воздуха.
Определять и показывать на
карте тепловые пояса
Земли.
презентации
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
Умение работать с
различными
источниками
информации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
Понимание
роли
значения
полученных
знаний
жизни
человека.
и
в
Понимание
роли
полученных
знаний
жизни
человека.
в 18 Атмосферное
давление. Ветер.
§
49
Атмосферное
давление,
бриз, муссон.
ветер,
Формирование
представлений
об
атмосферном
давлении
ветре.
и
Объяснять
влияние
атмосферного давления на
развитие географических
знаний.
Определять
причины и следствия
атмосферного давления.
Определять и показывать на
карте области высокого и
атмосферного
низкого
Объяснять
давления.
причины
изменения
атмосферного давления.
19 Облака
атмосферные
осадки.
и
§
50
Формирование
представлений
о
роли
атмосферных
осадков
формировании
географически
х знаний.
в
Влажность
воздуха,
атмосферные
осадки, перистые
облака,
кучевые
облака, слоистые
облака.
Объяснять причины и
атмосферных
следствия
осадков.
Определять
причины и следствия
атмосферных осадков. Оп
ределять и показывать на
климатической
карте
области высоких и низких
осадков.
Формулировать
вывод о роли атмосферных
осадков в исследовании
Земли.
20 Погода и климат.
§
51
Формирование
представлений
о роли климата
Климат,
климатические
пояса,
погода,
Объяснять причины и
следствия
циркуляции
атмосферы, влияние знаний
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
Умение работать
с различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал. Гото
вить сообщения и
презентации.
Преобразовывать
текстовую
информацию в
табличную
форму
Умение работать с
различными ис
точниками ин
Понимание
роли
полученных
знаний
жизни
человека.
Понимание
роли
полученных
знаний
жизни
человека.
в
в
Понимание
роли
полученных в
формировании
географически
х знаний.
пояса
атмосферного
давления,
пассаты, западные
ветры,
циркуляция
атмосферы,
морской климат,
континентальный
климат,
амплитуда
температур.
годовая
21 Урокпрактикум.
Работа
климатическими
картами.
с
§
52
Формирование
практических
навыков
и
умений работы
с
климатическим
и картами.
22 Урокпрактикум.
за
Наблюдение
погодой.
§
53
Формирование
практических
навыков
умений
наблюдения за
погодой.
и
средняя
Климатическая
карта,
температурная
карта,
температура
января и июля,
карта
«Среднегодовое
количество
осадков»,
господствующий
ветер.
Роза
флюгер,
облачность,
среднесуточная
температура
воздуха,
барометр.
ветров,
о климате на развитие гео
знаний.
графических
Объяснять
понятия
«пассаты, западные ветры,
годовая
амплитуда
температур».
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
в
знаний
жизни
человека.
Определять климат районов
Земли по климатическим
картам.
Составление
среднесуточной
воздуха.
температуры
Определение
средней
температуры июля и января
по климатическим картам.
Умение работать с
климатическими,
температурными
картами, картами
осадков.
Понимание
роли и зна
чения
гео
графических
знаний
жизни
человека.
в
Определять направление
измерять
ветра,
температуру
воздуха,
определять
среднюю
температуру воздуха за
сутки,
определять
определять
облачность,
Умение работать с
климатическими
приборами:
флюгер, барометр,
термометр.
и
Понимание
роли
значения
географическ
их знаний в
жизни
человека. 23 Реки в природе и
на
географических
картах.
§
54
Формирование
представлений о
гидросфере
Земли.
Плёс,
перекат,
фарватер, питание
реки,
бассейн
реки, водораздел,
режим
реки,
половодье,
межень, паводок,
исток,
устье,
порог,
перекат,
водопад, дельта,
эстуарий.
атмосферное давление.
Объяснять причины и
следствия
зависимости
питания и режима реки от
климата местности где
протекает река.
Умение работать с
различными
источниками
информации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
Гото
материал.
вить сообщения и
презентации
24 Озёра.
§
55
25 Подземные воды,
болота, ледники.
§
56
Формирование
представлений
о значении озёр
в
формировании
животного и
растительного
мира.
Понятие
ледниковое,
запрудное,
вулканическое,
тектоническое,
сточное,
бессточное озеро.
Старица.
Формирование
представлений
о специфичес
ких
чертах
природы
подземных вод,
болот,
ледников.
Родник,
грунтовые воды,
минеральная вода,
артезианская
скважина. Ледник:
покровный,
шельфовый,
горный. Снеговая
где
Объяснять
особенности
взаимодействия озера и
суши, значение озёр для
природы и человека.
Определять характер вза
имного влияния озера и
местности
оно
расположено друг на друга.
Обозначать на контурной
карте различные виды озёр
Земли.
Объяснять
особенности
взаимосвязи болот и
подземных вод, ледников и
климата. Определять специ
фику подземных вод и
болот, ледников по тексту и
картам.
и
карте
показывать
Называть
на
Умение работать с
различными
источниками
информации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
Понимание
специфичес
ких свойств
гидросферы
Земли и её
составных
частей.
Осознание
роли
гидросферы
Земли для
природы и
человека
Осознание
роли
гидросферы
Земли для
природы и
человека 26 Урок обобщения
и контроля знаний
по теме раздела
27 Закономерности
распространения
живых организмов
на Земле.
§
57
Формирование
навыков и уме
ний обобщения
тематического
материала,
работы
различными
КИМ
с
Формирование
представлений
о специфичес
ких
чертах
распространени
я жизни на
земле.
линия.
Айсберг,
водоносный слой.
См. уроки 925
географические объекты по
теме урока. Обозначать на
контурной карте ледники
Земли.
особенности
Объяснять
Земли.
гидросферы
специфику
Определять
внутренних вод по тексту и
картам.
и
карте
показывать
географические объекты
Называть
на
Растительный
покров,
местообитание,
тайга,
тундра,
смешанный
и
широколиственны
й лес,
степь,
пустыня, влажный
экваториальный
лес.
Географическая оболочка – среда жизни
Объяснять причины и
факторы от которых
зависит растительность..
Определять
специфику
типов
растительного
покрова на земном шаре.
Называть и показывать на
карте
географические
объекты по теме урока.
Выделять специфические
черты природы материка
28 Почва как особое
природное тело.
§
58
Формирование
представлений
гумус.
Почва,
Виды почв –
особенности
Объяснять
типов почв. Определять
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации.Выделя
ть главное в
тексте.Структури
ровать учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
Умение работать с
различными
источниками
информации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
Гото
материал.
вить сообщения и
презентации.
Преобразовывать
текстовую
информацию в
табличную
Умение работать с
различными ис
Осознание
роли
гидросферы
Земли для
природы и
человека
черт
Понимание
специфичес
ких
природы
Земли и их
значение для
человека.
Понимание
специфичес о специфичес
ких
чертах
почвы и горных
пород.
Виды
почв.
Формирование
понятия
охрана почв.
–
глинистая,
песчаная,
тундровоглеевая,
подзолистая,
чернозём.
Плодородие
почвы.
специфику почв Земли по
тексту и картам. Называть и
показывать
карте
географические объекты по
теме урока. Обозначать на
контурной карте типы почв.
на
29 Понятие
о
географической
оболочке.
§
59
§
60
30 Природные
комплексы как
части
географической
оболочки.
Формирование
представлений о
специфических
чертах
географической
оболочке Земли.
Формирование
понятий
взаимосвязи
оболочек Земли.
о
Формирование
представлений
о специфичес
ких
чертах
природных
комплексов.
Географическая
оболочка,
целостность
географической
оболочки,
ритмичность
географической
оболочки.
Природный
компонент,
природный
комплекс,
географическая
зональность,
природная зона,
высотный пояс,
высотная
поясность.
Объяснять особенности
географических оболочек
Земли.
и
показывать на карте
географические объекты
по теме урока.
Называть
Объяснять
особенности
природных комплексов.
Определять
специфику
природы по тексту и кар
там. Называть и показывать
на карте географические
объекты по теме урока.
Обозначать на контурной
карте природные гео
графические объекты
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
Гото
материал.
вить сообщения и
презентации
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
черт
ких
природы
Земли и их
значение для
человека.
черт
Понимание
специфичес
ких
природы
Земли и их
значение для
человека.
черт
Понимание
специфичес
ких
природы.
Осознание
причин уни
кальности
природы
Земли.
31 Природные зоны §
Формирование
Природная
Объяснять особенности Умение работать с Понимание Земли.
61
представлений
о специфичес
ких
чертах
природных зон.
зональность,
природная зона,
типы природных
зон.
32 Стихийные
бедствия
человек.
§
62
и
Формирование
представлений
о причинах и
следствиях
стихийных
бедствий.
Стихийные
бедствия, ураган,
тайфун,
буря,
наводнения,
смерч, торнадо.
33 Урок обобщения
и контроля знаний
по теме раздела
См. уроки 2632
Формирование
навыков и уме
ний обобщения
тематического
материала,
работы
различными
контрольно
измерительны
ми материала
ми
с
зон.
природных
Определять
специфику
природных зон по тексту и
картам. Называть и
показывать на карте
географические объекты
теме
по
урока.
Группировать
географические объекты.
Объяснять особенности
причин и следствий
бедствий.
стихийных
Определять
специфику
стихийных
бедствий.
Называть и
показывать на карте
географические объекты
по
теме
урока.
Группировать
географические объекты.
Объяснять особенности
природы и природных
компонентов
Земли.
Определять
специфику
природы и природных
комплексов по тексту и
картам.
и
показывать на карте
географические объекты.
Называть
различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
Умение работать с
различными ис
точниками ин
формации.
Выделять главное
в
тексте.
Структурировать
учебный
материал.
Гото
вить сообщения и
презентации
черт
специфичес
ких
природы.
Осознание
причин уни
кальности
природы
Земли.
черт
Понимание
специфичес
ких
природы.
Осознание
причин уни
кальности
природы
Земли.
черт
Понимание
специфичес
ких
природы
материков.
Осознание
причин уни
кальности
природы
Земли. См. уроки 2632
Коррекция на
выков и умений
обобщения
тематического
материала, ра
боты с различ
ными конт
рольноизме
рительными
материалами
34 Урок коррекции
знаний по теме
раздела
35 Итоговая,
обобщающая
контрольная по
курсу
«География.
Землеведение».
Итого: 35 часов
Объяснять особенности
природы и природных
компонентов
Земли.
Определять
специфику
природы и природных
комплексов по тексту и
картам.
и
показывать на карте
географические объекты.
Называть
Умение работать
с различными ис
точниками ин
формации.Выдел
ять главное в
тексте.Структури
ровать учебный
материал.
Готовить сооб
щения и пре
зентации
черт
Понимание
специфичес
ких
природы
материков.
Осознание
причин уни
кальности
природы
Земли. Список рекомендуемой учебнометодической литературы.
УМК:
1. О.А.Климанова, В.В. Климанов, Э.В.Ким и др.; под ред. О.А.Климановой «Землеведение» 6 класс. М.: Дрофа, 2013.
2. Атлас. География. 6 класс. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.
3. Контурные карты. География 6 класс. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.
4. В.В. Климанов, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Землеведение. 6 класс. М.: Дрофа, 2013.
Дополнительная литература:
1. Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, В.В. Климанова. М.: Дрофа, 2013.
2. О.А. Климанова География. Землеведение. 6 класс: методическое пособие к учебнику под ред. О.А.Климановой
«География. Землеведение», М.: Дрофа, 2013.
Интернетресурсы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
2.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
3.Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
4.Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru
5.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru
6.Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
7.Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
РП и КТП География 6 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.