Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

  • docx
  • 08.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подготовка к сочинени. Толстой Л.Н. Кавказский пленник.docx

Урок литературы в 5 классе

Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Цели:

 

Образовательные: обобщение и систематизация полученных знаний; формирование умений выделять главное в тексте; обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей; обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

 

Развивающие: формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности. Воспитательные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др.; воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: формирование собственного отношения к героям рассказа Л.Н.Толстого, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Метапредметные:

-Познавательные: воспитание думающего не равнодушного  человека и читателя; формирование умения анализировать, оценивать прочитанное.

-Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строить монологическое высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений  работать в микрогруппе.

Предметные:

- выявление заложенных в рассказе «Кавказский пленник» непреходящих нравственных ценностей; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя; создавать  письменные монологические высказывания, умение вести диалог.

План урока.

1.   Организация начала урока (2 мин.).

 

2.   Сообщение учителем темы урока (2 мин.).

3.   Целеполагание (3 мин.).

4.    Работа по подготовке к сочинению (4 мин.).

5.    Беседа (15 мин.)

6.    Составление плана сочинения (15 мин.)

7.   Рефлексия (2 мин.).

8.   Дом. зад. с комментированием к нему (3 мин.).

Ход урока

1.  Организация начала урока

Запись темы урока в тетрадь.

 

…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода.

Л.Н.Толстой.

 

 

2. Сообщение учителем темы урока

-Сегодня  мы будем готовиться к написанию сочинения по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Запишем название темы в тетради: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник?»

3. Целеполагание

- Ребята, подумайте, какой может  быть цель нашего урока? (Разобраться в теме сочинения, понять, о чем писать и как писать).

Запись на доске: «О чем писать? Как писать?»

4.   Работа по подготовке к сочинению.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Что вы можете сказать о языке рассказа: прост или сложен, понятен или недоступен?

 

5. Беседа.

- О каких нравственных понятиях шла речь на уроках, посвящённых анализу рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

- Объясните значение слов выносливость, доброта, жестокость, мужество, находчивость, нерешительность, нетерпимость, отзывчивость, сила воли, стойкость, трусость, чуткость, эгоизм.

- Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера?

- Назовите пословицы о любви к людям и доброте.

Кто добро творит, того Бог благословит.

Доброму Бог помогает.

Торопись делать добро, - не равно не успеешь.

Дай, Боже, меж людьми быть побольше любви!

Другу дружи, а недругу не вреди.

Чужой бедой сыт не будешь.

- Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским?

- Назовите пословицы о войне и мире.

Худой мир лучше доброй брани.

Войной да огнём не шутят.

Вражда не делает добра.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Кому мир недорог, тот нам  и ворог.

Мир – дело великое.

- Каков общий смысл этих пословиц?

6. Составление плана сочинения.

Сообщение сложной схемы построения работы.

Сочинение состоит из вступительной части, в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения, где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном.

Работа над словом «рассуждение».

План сочинения

I. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

II. Над чем заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого?

1.      Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера?

2.      Какие качества проявились в Костылине?

3.      Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским?

III. О каких уроках Л.Н.Толстого нужно помнить и сегодня?

– Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему?

7. Рефлексия.

-Оцените работу всего класса на уроке. Решили ли вы поставленные задачи?

-Чьи выступления понравились больше  всего и почему?

-Поставьте оценки себе сами.

8. Домашнее задание: написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

 

-            В своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод незаконченных предложений):

 

Я         согласен с тем, что…

Мне близка мысль…

Я         научился…

Я         понял, что…

Я         думаю, что …

 

Мне особенно понравилось…

Я задумался о том, как …