Р.р. Написание сжатого изложения (упр.261)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок развития речи в 5 классе. Цель данного урока научить учащихся использовать приемы сжатия текста и выделять основную мысль текста, продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.Объяснение, что главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами. Сжатое изложение должно быть небольшим по объему но не бедным по содержанию. Знакомство с приемами сжатого изложения. Отбор нужной информации и составление плана изложения. Написание изложения.
Иконка файла материала сжатое излож5.doc
Тема: Р.р.  Написание  сжатого  изложения. Цель: развивать умения находить основную мысль текста, сжато излагать текст;  формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности. Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста;  выделять основную мысль текста; строить речевые высказывания; объяснять языковые  явления. Оборудование: учебник, презентация. Тип урока: урок общеметодологической направленности. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности (Организационный момент) Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручка и тетрадки? Проверили?Хорошо! С усердием трудитесь! 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 1.Актуализация знаний Проверка домашнего задания. 3. Работа по теме урока. 1.Беседа.  Сегодня на уроке нам предстоит написать сжатое изложение. Изложение ­ эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е.  передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного  текста подробно, сжато или выборочно. Сжатое изложение ­ это такой пересказ текста, который обязательно основывается на  отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в  этом тексте тему. Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое  описание  представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами. Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного  текста), но не бедным  по содержанию.2.Работа с текстом изложения. Выразительное чтение текста учителем (упр. 261,  стр.121). 3.Беседа по тексту. ­ О ком рассказывается в данном тексте? ­ Кто такой Аркаша Пластов? ­ Какие картины художника вам известны? ­ Есть ли в нашем учебнике репродукция картины художника? ­ Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников? ­ За что родители сердились на Аркашу? ­ В чем секрет художника А. А. Пластова? ( Он понимал язык родной земли) ­ В каких строчках заключается основная мысль данного текста? (...земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет). 4.Приемы сжатого изложения.  Как вы понимаете термин «сжатое изложение»? (ответы учащихся)  Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие  подробно.  Какие же кратко, а какие ­ подробно? (ответы учащихся)  Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой  нагрузки.  Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью  вашего текста должна стать краткость.  Вспомним приемы сжатия текста: ­ обобщение (находим объединяющие слова для сходных действий, предметов) ­ исключение (исключаем подробности, повторы) ­ упрощение (упрощаем грамматические конструкции). 5. Отбор нужной информации. Составление плана. 1) «С виду пацан как пацан». 2) «Иногда на Аркашу словно находило что­то».3) Привет ветру. 4) Разговор с муравьями. 5) Вечерние беседы с закатом. 6) «Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» 6.  Устный пересказ текста по плану. Учитель: Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать  содержание текста и не потерять основную мысль, а потом напишем изложение. 6.Письменное изложение. 4.Домашнее задание. Подготовить ответы на вопросы (стр.119).

Посмотрите также