Главный выбор в
твоей жизни!
ХОЧУ,МОГУ,НАДО
Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.
Дж.Рескин
Профессиональное самоопределение– это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Необходимо суметь
построить свой возможный профессиональный путь. Начало пути состоит из трех
составляющих: хочу, могу,надо.
Круг своих интересов, анализ своих увлечений, беседы с родителями, знакомыми, тесты.
«Хочу»- это интересы и склонности личности («хочу знать», «хочу делать»).
Наличие индивидуальных способностей человека, каждый имеет потенциальные возможности развивать свои способности: занимаюсь дополнительно по интересному для меня направлению, пробую создать что-то сам, интересуюсь новостями науки, производства.
«Могу»- проблема человеческих возможностей («могу делать»).Необходимо собирать как можно больше информации, которая помогает принять решение: склонности, уровень знаний, необходимый для овладения основами профессии, уровень здоровья, особенности характера, возможности, самодисциплина.
«Надо»-потребностирынкатруда,возможностьнайтиработу либо обоснованный расчет на устройство по выбранному профилю.
Отвечая на эти вопросы, проходя путь диагностик, профпроб, изучая свои возможности, вы определяете основные составляющие: интересы, склонности и способности, значимость профессии для общества.
Увлечение
только внешней стороной профессии без учета ееминусов.
Выбор
только на основании высокой оплатытруда.
Предубеждение
в отношении престижности, не престижности профессии. Выбор профессии из
соображения престижности (популярности) вобществе.
Подчинение
давлению родных, других значимых людей без особых собственных желаний.
Отождествление
учебного предмета спрофессией.
Перенос
отношения к человеку (представителю данной профессии) на самупрофессию.
Выбор
профессии «за компанию» сдрузьями.
Неумение
(без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личных качествах,
способностях, склонностях, мотивахвыбора.
Незнание
или недооценкасвоих физическихособенностей,
ограничений, недостатков, существенных при выборепрофессии.
Категоричностьвыбора.
Устаревшие
представления о характере труда, об особенностях той или инойпрофессии.
Предрассудкиотносительнонекоторыхважныхдляобщества
профессий (пренебрежение, выражаемое словамиподобными
«торгаши»,«фотомоделька» и др.).
Мнениеродителей.
Мнениедрузей.
Мнение
других значимых людей (бабушек, дедушек, родственников, знакомых).
Информация,
получаемая черезСМИ.
Престижность,
признание обществомпрофессии.
Собственное
мнение по поводупрофессии.
Последствия ошибочного выбора профессии
длячеловека:
Потеря
веры в себя и жизненныекризисы.
Разочарование
в себе и окружающихлюдях.
Стрессы
и депрессии; нервныесрывы.
Неудовлетворенность
профессией,жизнью.
Потеря
интереса к жизни, возрастныекризисы.
Слабая
информированность об учебныхзаведениях.
Слабая
информированность о мирепрофессий.
Неумение
оценить своивозможности.
Мнение,
что все решится само собой, отсутствие серьезного отношения к вопросу
профессиональноговыбора.
Труднодоступность
привлекательнойпрофессии.
Большое
количество одинаково привлекательныхвариантов.
Отсутствие
интереса, к какой бы то ни былодеятельности.
Получить индивидуальную консультацию по выборупрофессии. В процессе индивидуальнойконсультации:
определить
свои интересы исклонности;
сопоставить
их с имеющимисяпрофессиями;
выяснить
профессионально важные качества интересующих профессий;
путем
тестирования или самонаблюдения прийти к выводу, в достаточной ли мере они
развиты увас;
взвесить
свои возможности,способности;
взвесить
требования рынка труда, составить приблизительный прогноз – велика ли будет
потребность общества в специалистах данной профессии через 3-5лет;
выясните
не только сферу деятельности, но и условия труда, его особенности.
Знать
как можно большепрофессий.
Определиться
в своихинтересах.
Знать,
в каких учебных заведениях можно получить ту илииную профессию.
Иметь
основной и запасной варианты профессионального выбора (на случай, если не
удастся осуществитьзадуманное).
Иметь
(желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем
представителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо
самому попробовать поработать немного в этойобласти.
Оценить
свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям,
которые предъявляетпрофессия.
Если и есть в жизни
что-то судьбоносное,
так это выбор профессии!
Помните!
Ваши
цели должны быть: измеримы, четко определимы, конкретны, достижимы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.