|
ХОЧУ,МОГУ,НАДО
Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.
Дж.Рескин
Профессиональное самоопределение– это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Необходимо суметь построить свой возможный профессиональный путь. Начало пути состоит из трех составляющих: хочу, могу,надо.
Круг своих интересов, анализ своих увлечений, беседы с родителями, знакомыми, тесты.
«Хочу»- это интересы и склонности личности («хочу знать», «хочу делать»).
Наличие индивидуальных способностей человека, каждый имеет потенциальные возможности развивать свои способности: занимаюсь дополнительно по интересному для меня направлению, пробую создать что-то сам, интересуюсь новостями науки, производства.
«Могу»- проблема человеческих возможностей («могу делать»).Необходимо собирать как можно больше информации, которая помогает принять решение: склонности, уровень знаний, необходимый для овладения основами профессии, уровень здоровья, особенности характера, возможности, самодисциплина.
«Надо»-потребностирынкатруда,возможностьнайтиработу либо обоснованный расчет на устройство по выбранному профилю.
Отвечая на эти вопросы, проходя путь диагностик, профпроб, изучая свои возможности, вы определяете основные составляющие: интересы, склонности и способности, значимость профессии для общества.
Увлечение только внешней стороной профессии без учета ееминусов.
Выбор только на основании высокой оплатытруда.
Предубеждение в отношении престижности, не престижности профессии. Выбор профессии из соображения престижности (популярности) вобществе.
Подчинение давлению родных, других значимых людей без особых собственных желаний.
Отождествление учебного предмета спрофессией.
Перенос отношения к человеку (представителю данной профессии) на самупрофессию.
Выбор профессии «за компанию» сдрузьями.
Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личных качествах, способностях, склонностях, мотивахвыбора.
Незнание или недооценкасвоих физическихособенностей, ограничений, недостатков, существенных при выборепрофессии.
Категоричностьвыбора.
Устаревшие представления о характере труда, об особенностях той или инойпрофессии.
Предрассудкиотносительнонекоторыхважныхдляобщества профессий (пренебрежение, выражаемое словамиподобными «торгаши»,«фотомоделька» и др.).
Мнениеродителей.
Мнениедрузей.
Мнение других значимых людей (бабушек, дедушек, родственников, знакомых).
Информация, получаемая черезСМИ.
Престижность, признание обществомпрофессии.
Собственное мнение по поводупрофессии.
Последствия ошибочного выбора профессии длячеловека:
Потеря веры в себя и жизненныекризисы.
Разочарование в себе и окружающихлюдях.
Стрессы и депрессии; нервныесрывы.
Неудовлетворенность профессией,жизнью.
Потеря интереса к жизни, возрастныекризисы.
Слабая информированность об учебныхзаведениях.
Слабая информированность о мирепрофессий.
Неумение оценить своивозможности.
Мнение, что все решится само собой, отсутствие серьезного отношения к вопросу профессиональноговыбора.
Труднодоступность привлекательнойпрофессии.
Большое количество одинаково привлекательныхвариантов.
Отсутствие интереса, к какой бы то ни былодеятельности.
Получить индивидуальную консультацию по выборупрофессии. В процессе индивидуальнойконсультации:
определить свои интересы исклонности;
сопоставить их с имеющимисяпрофессиями;
выяснить профессионально важные качества интересующих профессий;
путем тестирования или самонаблюдения прийти к выводу, в достаточной ли мере они развиты увас;
взвесить свои возможности,способности;
взвесить требования рынка труда, составить приблизительный прогноз – велика ли будет потребность общества в специалистах данной профессии через 3-5лет;
выясните не только сферу деятельности, но и условия труда, его особенности.
Знать как можно большепрофессий.
Определиться в своихинтересах.
Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту илииную профессию.
Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора (на случай, если не удастся осуществитьзадуманное).
Иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо самому попробовать поработать немного в этойобласти.
Оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляетпрофессия.
Если и есть в жизни
что-то судьбоносное,
так это выбор профессии!
Помните!
Ваши цели должны быть: измеримы, четко определимы, конкретны, достижимы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.