Создание конкурентной среды на музыкальных занятиях через
применение инновационных музыкальнопедагогических технологий.
«Главная цель 12летнего среднего общего образования на общенациональном уровне:
– подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в
социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан.»[16,2]
Чтобы воспитать конкурентоспособную личность, нужно создать условия и среду,
способствующие развитию конкурентоспособности. Для создания конкурентной
предметной среды необходимо использование таких технологий и методик, которые будут
мотивировать, активизировать ребенка, прививать интерес к занятиям, дадут возможность
ему оценить себя самостоятельно и быть воспринятым коллективом детей.
На музыкальном занятии необходимо выдерживать четкую структуру построения.
Каждая часть занятия выполняет свою определенную цель и позволяет широко
использовать для её достижения музыкальнопедагогические технологии. С их помощью
дети приобретают уверенность в своих творческих силах, становятся более общительными,
уверенными, активными. У детей появляется репертуар, который постепенно расширяется.
Дети учатся не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, танцевать,
играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети хотят и
взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. Они с удовольствием
участвуют в развлечениях и праздничных мероприятиях, выступают с концертными
номерами перед сверстниками, родителями, а также на общешкольных мероприятиях.
Большое внимание уделяю на своих занятиях развитию чувства ритма .
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Ритм – основа всего: речи, движения,
овладение чтением, выразительным чтением в том числе, письмом. Привитие навыка
слышать ударение в слове так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия
музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
ритмической зарядкой на развитие чувства ритма включаю в каждое музыкальное занятие в
обязательном порядке. Такая работа ведётся с детьми, начиная со 2 младшей группы. Для
формирования чувства ритма использую различные технологии:
Стретчинг. Это использование элементов различных танцев для музыкально
ритмической разминки. Применение их под музыку активизирует малоподвижных и
дисциплинирует активных детей.
Ритмодекламация. Это четкое произношение текста в заданном ритме песни под
музыку, соединяю с ритмическими движениями. Помогает эмоционально, образно
воспринимать и передавать разученный материал, обогащает речь детей, способствует
развитию внимания, четкой дикции, координации слуха, голоса и движения.
Игры со звуками: музыкальноритмические упражнения со звучащими жестами;
двигательноречевые упражнения, занятия шумового оркестра. Технология дает
возможность для одновременного включения в активную коммуникативноречевую и
творческую деятельность всех воспитанников.
«хор рук» одна из инновационных музыкальнопедагогических технологий.
Применяется для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного номера.
Способствует развитию координации движений, чувства ритма, ассоциативного
мышления, внимания, способности к двигательной импровизации, Показ педагога и
последующий выход любого ребенка, в том числе робкого, застенчивого и
безинициативного в роли дирижера, благотворно влияют на формирование лидерских
качеств, создают конкурентную среду.Умения и навыки, полученные через применение различных технологий на музыкальных
занятиях, позволяют детям активно применять их во время проведения праздников,
развлечений, в самостоятельно деятельности, помогают формированию активности и
инициативе.
Правильно организованная конкурентная среда позволит каждому ребенку поверить в
свои силы и способности, научит взаимодействовать с педагогами и сверстниками. В ней
каждый – как ребенок, так и педагог, обучат себя и друг друга. Она создаст условия для
развития
способности к творческому
самовыражению, поможет в дальнейшем стать конкурентоспособным.
самостоятельности,
инициативности,