Русь расправляет крылья
Оценка 4.9

Русь расправляет крылья

Оценка 4.9
docx
12.03.2024
Русь расправляет крылья
rus_raspravlyaet_krylya_Kazakova_S_304gr.docx

 

                                                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Казакова Снежана Евгеньевна.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 «А».

Тема урока: «Русь расправляет крылья».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Русь расправляет крылья».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

формировать представление о возрождении Руси в 14 веке; о роли Ивана Калиты и Сергия Ра́донежского в возвышении Московского княжества.

Предметные:

уч-ся научатся: оценивать роль Ивана Калиты в истории Руси; находить на карте северо-восточные земли Руси и Москву.

 

Уч-ся получат возможность научиться: описывать социально – экономическое развитие Руси 14 века.

 

 

 

Развивающие

1.  Формировать умения (Р): принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 

 

 

 

2.  Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме.     

 

                                                                               

3. Формировать умения (К): формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся: принимать и сохранять учебную задачу.

Уч-ся получат возможность научиться: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 

Познавательные:

Уч-ся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме.

Уч-ся получат возможность научиться: находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах.

 

Коммуникативные:

Уч-ся научатся: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Уч-ся получат возможность научиться: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

 

 

Воспитательные:
1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к изученному учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Воспитывать ценностное отношение к прошлому своей страны.

3. Воспитывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- сопричастность к прошлому своей страны, осознание российской гражданской идентичности;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник по окружающему миру УМК «Школа России», лист историка, лист контроля, smart-доска, проектор, компьютер, колонки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

- Здравствуйте, меня зовут Снежана Евгеньевна,  урок окружающего мира у вас проведу я.

- Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник и лист историка, который понадобится нам позже.

 

- Посмотрите на слайд. Что вы там видите?

- Верно, давайте же вместе наполним её учебными умениями, которые нам понадобятся на уроке.

- Слушать и слышать

- Применять свои знания.

- Перебивать друг друга.

- Работать с текстом.

- Задавать вопросы.

- Договариваться.

 

- Отлично, мы собрали полную шкатулку, начнём же наш урок.

- Здравствуйте.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

-- Пустую шкатулку.

 

 

 

 

- Берём.

- Берём.

- Не берём.

- Берём.

- Берём.

- Берём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (тест)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

- Давайте вспомним тему прошлого урока. Как она называлась?

 

- Проведём небольшой опрос, чтобы освежить ваши знания и выполнить тест на отлично.

- В каком году монголы напали на Русь?

- Как стало называться государство монголов?

- Когда состоялась битва на Неве?

- Кто возглавил русскую дружину?

- Как прозвали князя Александра после победы над шведами?

- Когда состоялась битва на Чудском озере?

 

- Отлично, а теперь выполните тест. На это вам 2 минуты.

1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан

б) Батый

в) Темучин

 

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань            

б) Владимир             

в) Новгород

 

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород       

б) Рязань                  

в) Козельск

 

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп                   

б) налог                 

в) дань

 

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли:

а) монголы

б) шведы

в) датчане

 

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр    

б) Ярослав                  

в) Владимир

 

7. Какое прозвание получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый     

б) Невский                  

в) Вещий

 

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.

б) 20 мая 1242 г.

в) 5 апреля 1421 г.

 

- А теперь поменяйтесь тестами с соседом, выполните проверку по эталону.

0 ошибок – «5»

1,2 ошибки – «4»

3,4 ошибки – «3»

5 и более – «2».

 

- «Трудные времена на Русской земле».

 

 

 

 

- 1237 год.

 

- Золотая орда.

- 1240 год.

- Александр Ярославич.

 

- Невский.

 

- 1242 год.

 

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют взаимопроверку по эталону.

 

 

 

 

 

 

формировать даты с историческими событиями

П: строить сообщения в устной и письменной форме.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

- Вы отлично помните прошлую тему. А теперь закройте глаза, представьте птицу по имени Русь, Часто на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птицы Русь с врагами, побеждала даже самых сильных врагов. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

 

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Верно, откройте учебник на с.43 и прочитайте текст под темой до красной черты и поставьте цель на урок.

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Русь расправляет крылья».

 

 

- Узнать о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, по иллюстрации описать Москву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Р:
принимать и сохранять учебную задачу.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

- На слайде вы можете увидеть опорные слова, которые помогут нам составить план действий на урок.

1. Узнать…

2. Научится…

3. Определить…

 

 

 

1. Узнать о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы.

2. Научиться по иллюстрации описывать Москву.

3. Определить центр возрождения Руси.

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

 

 

 

 

5. Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

- А сейчас поработаем с картой. Найдите на стр.39 карту. В 14 веке Русь по - прежнему была раздробленной и состояла из отдельных княжеств, а Киев уже переслал быть ее столицей. Центр Руси перемещается на северо-восток.

- А теперь определите, где находится Северо-Восточная Русь и назовите её города.

 

 

 

- Как вы думаете, почему люди переселялись с юга на Северо-восток?

 

 

- Давайте прочитаем 2 абзац, чтобы убедиться в наших предположениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У вас на партах лежит лист историка, сейчас вам необходимо будет выполнить 1 задание. Впишите ремёсла, которые возродились на Руси. В этом вам поможет 3 и 4 абзац. Читайте внимательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Всё верно, в середине 14в. около города Ра́донежа возник Троицкий монастырь. Знаете ли вы что такое монастырь?

- Прочитайте со слайда: Монастырь – это …

- Основал его Се́ргий, в дальнейшем его прозвали Се́ргий Ра́донежский. К старцу обращались за советом и поддержкой князья. Вскоре, обитель основанная им, прославилась по всей Руси.

 

- А теперь давайте посмотрим видеоролик о жизни Се́ргия.

- Как звали от рождения Сергия?

 

- Кто внимательно смотрел и слушал, выполнит с легкостью 2 задание в листе историка. Потом вместе проверим.

-Что вы записали?

-Ребята. Сергий Радонежский, призывал к великому терпению, но до тех пор, пока не будет земля русская готова к борьбе! Для этого необходимо было собрать земли русские, воссоздать единое государство.

-Как вы думаете, какой должна быть страна, чтобы бороться с врагом?

Поэтому нужно было собрать русские земли воедино, чтоб дать отпор Орде.

И вот неожиданно для всех, центром «собирания русских земель» стала небольшая пограничная крепость на берегу реки Москвы.

Это было Московское княжество. Москвой правил внук Александра Невского, князь Иван Данилович. Ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городков.

Московское княжество тех времен было очень слабым, но со временем крохотное княжество стало самым большим и сильным среди русских земель. А Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль.

 

 

- Людей мучили набеги монголо-татар.

 

- Более безопасными для жизни стали северо-восточные земли, наиболее удалённые от Орды. Здесь располагались города Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. Сюда направились переселенцы из других русских краёв. Природа давала всё необходимое для жизни - земли, удобные для обработки, леса, обильные дичью, реки и озёра, богатые рыбой.

 

 

- В городах Северо-Восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы, кольчужники. Особенно ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи – это бронники, щитники и лучники.

 

 

 

Ответы детей.

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят.

 

Варфоломей

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единая, сильная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

описывать социально – экономическое развитие Руси 13 веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формировать даты с историческими событиями

П: строить сообщения в устной и письменной форме.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

К: задавать вопросы;

 

 

 

 

 

 

Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

- Иван Данилович правил с 1325 по 1340 год. Заботился о порядке в своём княжестве, при нём Москва богатела и росла.

- Ивана Даниловича прозвали «Калита». Он владел огромными богатствами, но был щедр. Также он все время носил на поясе небольшой кошелек, чтобы раздавать милостыню. Именно за это Иван Данилович получил своё прозвище – Калита, что означает Кошель.

 

- Уже около века Русь находилась в зависимости от Золотой Орды и по-прежнему платила дань.

 

- Прочитайте последний абзац на с.44 и расскажите для чего же, Калита собирал дань самостоятельно.

Иван Данилович покупал у бедных князей деревни, села и даже города. Так были куплены Углич, Дмитров, Ростов, Галич, Белоозеро.

 

- Причём, когда он прикупал новые земли и присоединял к Северо-Восточной Руси, Хану он говорил о том, что делает это для того, чтобы расширить их территорию и границы. Он не раз ездил в Орду, тем самым завоевав расположение, а самое главное доверие Хана. Это позволило землям Московского княжества оставаться благополучными и спокойными.

 

- Посмотрите на слайд, что изображено?

- Верно. При Иване Калите начинается постройка Кремля.

Что такое кремль?

 За год крепость была возведена и охватила кольцом всю Москву.

 

Иван Данилович точно знал, что торговля для государства очень важна.

У стен Кремля образовалось торжище.

А кто уже догадался, что такое торжище? С каким словом оно схоже? Да это место торговли, как бы сейчас сказали рынок, базар.

Впоследствии эту рыночную площадь стали называть – Красная площадь.

Узнав об Иване Калите – что вы можете сказать о его характере? Каким он был?

 

Да, ребята, за 15 лет правления он действительно многое смог сделать для укрепления Руси.

- Давайте откроем с.45 и посмотрим на  шапку Мономаха.

Кто знает, что это?

- Легенда гласит о том, что будто бы её прислал в подарок Византийский император Константин Мономах одному из русских князей.

Восемь золотых платин, покрытых тончайшими узорами, драгоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.

- В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита называл его Золотой Шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти. Она хранится до сих пор в Оружейной палате Московского Кремля.

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Для того, чтобы скупать новые земли и укреплять Московское княжество, застраивать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кремль.

Кремль – это город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. 

 

 

 

 

 

 

 

Торжище-место торговли.

 

 

 

 

 

 

Добрым, заботливым, смелым, хитрым, заботящимся о своей земле.

формировать даты с историческими событиями

 

 

 

оценивать роль Ивана Калиты в истории Руси

К: задавать вопросы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.   

Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 

 

П: строить сообщения в устной и письменной форме.

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

 

 

Практический (тест)

- А теперь давайте проверим на сколько хорошо вы слушали и запоминали.

- В листе историка у вас остались ещё задания по теме. Выполните их, а потом вместе проверим.

 

Задание 3. Какие земли оказались более безопасными для жизни?

а) северо-восточные

б) восточные
в) северные

Перечислите города «безопасной» земли»

________________________________

 

Задание 4. Почему Северо-Восточные земли были самыми безопасными?

__________________________________

 

 

Задание 5. Какой монастырь возник около города Ра́донежа?

а) Новодевичий

б) Успенский
в) Троицкий

Кто его основал?

___________________________

 

Задание 6. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

Зад. 7 какое неверное утверждение вы нашли?

Завещание Ивана Калиты было написано перед поездкой в Орду на пергаменте, а не на бересте.

Передайте пожалуйста с последних парт на первые ваши листы историка. Проверьте, чтобы они были подписаны.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют тест.

 

К: формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

- Что получили в наследство московские князья от Ивана Калиты?

Как позднее стал называться головной убор?

Как звали византийского императора, который прислал в подарок одному из русских князей головной убор?

Итак, достигли ли мы с вами цели урока?

 

 

-Головной убор

 

- Шапка Мономаха

 

 

- Константин

 

-Да

 

П: строить сообщения в устной и письменной форме.

 

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

- Я раздам вам карточки, а вам нужно дополнить предложения.

Ребята, кто хочет поделиться тем, что написал?

 

- А теперь запишите домашнее задание. Уч. С. 43-46 читать. В р.т. на с. 26 выполнить 1 и 2 задание.

- Спасибо за урок, до свидания!

 

 

 

 

 

Запись домашнего задания.

 

- До свидания!

 

 

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

Задачи урока: Планируемые результаты

Задачи урока: Планируемые результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Практический (тест)

Практический (тест)

Наглядный (демонстрация)- Давайте вспомним тему прошлого урока

Наглядный (демонстрация)- Давайте вспомним тему прошлого урока

Верно, откройте учебник на с.43 и прочитайте текст под темой до красной черты и поставьте цель на урок

Верно, откройте учебник на с.43 и прочитайте текст под темой до красной черты и поставьте цель на урок

Практический (упражнение)- А сейчас поработаем с картой

Практический (упражнение)- А сейчас поработаем с картой

Всё верно, в середине 14в. около города

Всё верно, в середине 14в. около города

Москвы. Это было Московское княжество

Москвы. Это было Московское княжество

Ростов, Галич, Белоозеро. -

Ростов, Галич, Белоозеро. -

Давайте откроем с.45 и посмотрим на шапку

Давайте откроем с.45 и посмотрим на шапку

Задание 5. Какой монастырь возник около города

Задание 5. Какой монастырь возник около города

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024