Учебные цели: систематизировать материал по истории Древней Руси и определить ее место и роль в средневековой Европе.
Развивающие цели: развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные компетентности обучающихся:
- обобщать и систематизировать исторический материал;
- давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории;
- доказывать и опровергать;
- устанавливать синхронологические временные связи; переносить ранее полученные знания в новую ситуацию; логически осмысливать и излагать информацию.
Воспитательные цели:
- воспитывать у обучающихся чувство любви и гордости за героическое прошлое своей страны;
- стимулировать личностный интерес к предмету;
- воспитывать культуру коллективного общения, ответственность за полученные знания.
"Русь – европейская держава". 10й класс
Учебные цели: систематизировать материал по истории Древней Руси и определить ее место и роль в средневековой Европе.
Развивающие цели: развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебноинтеллектуальные компетентности
обучающихся:
обобщать и систематизировать исторический материал;
давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории;
доказывать и опровергать;
устанавливать синхронологические временные связи; переносить ранее полученные знания в новую ситуацию; логически
осмысливать и излагать информацию.
Воспитательные цели:
воспитывать у обучающихся чувство любви и гордости за героическое прошлое своей страны;
стимулировать личностный интерес к предмету;
воспитывать культуру коллективного общения, ответственность за полученные знания.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Материальное обеспечение урока:
аудиовизуальная информация в виде презентации (слайды, видеофрагмент);
интерактивная доска;
ноутбуки;
учебники.
Проблемы, выносимые для обсуждения.
1. Происхождение славян.
2. Возникновение государства у восточных славян.
3. Вклад русских князей в укрепление государства и международного авторитета Руси.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Слово преподавателя
2012 г. – год российской истории. Это связано с несколькими историческими датами и, прежде всего, 1150летием российской
государственности.
Как называется государство, в котором мы живем?
Как называлось древнерусское государство?
Давайте мысленно заглянем вглубь веков и перенесемся в Древнюю Русь вместе с художником Борисом Ольшанским и поэтом
Александром Блоком (слайдшоу).
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в долВедут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины.
Из разрозненных исторических сведений и документов встает перед нами Древняя Русь. Сегодня на уроке мы вспомним наших
предков и дела их славные.
Тема урока: “Русь европейская держава”.
Попробуем разобраться с формулировкой темы. Итак, что нам известно?
(Работа с таблицей ЗХУ)
Что такое Русь?
Что значит европейская?
Понятия “Европа”, “европейская цивилизация” в современном понимании появились в эпоху Средневековья.
Установите хронологические рамки Средних веков.
Какие молодые цивилизации появились в Средние века? (Западноевропейская, византийская, исламская, русская)
Назовите хронологические рамки существования Киевской Руси.
Что такое держава?
2. Мотивация и целеполагание
Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы сегодня должны выяснить?
Чтобы правильно оценить уровень и темп нашей жизни в определенный исторический момент, надо их сопоставить с
одновременным состоянием западноевропейской истории. Так считал известный историк В.О. Ключевский. Но не будем
забывать, что Россия и Европа жили и живут в разных условиях, обладают разной ментальностью и поэтому “худо мерить
Европу на русский аршин, еще хуже мерить Россию на аршин Европы”. Так считал В.О. Ключевский. И все же попытаемся.
3. Обобщение и систематизация знаний
На урок выносим 3 проблемы для обсуждения, соответственно работают 3 группы.
1 проблема происхождение (этногенезис) славян одна из наиболее дискуссионных проблем исторической науки.
О результатах своей работы отчитывается 1 группа.
Какие версии происхождения славян вам известны?
Ваши личные суждения на эту тему.
Делаем вывод: славяне это коренные жители Европы, часть индоевропейской общности, имеют единый этнический корень,
но нельзя отрицать роли других народов в славянском этногенезе.
Таким образом, в результате ассимиляции культуры различных народов на значительной территории Восточной Европы
сформировалось своеобразное общество Древняя Русь.
(Рефлексия см. презентацию)
Следующий этап в развитии этого общества принято называть Киевской Русью.
2 проблема происхождение государства у восточных славян.
Результаты своей деятельности представляет 2 группа.
Вспомните из курса обществознания, что такое государство?
Какие теории его происхождения вам известны?
Сформулируйте теории возникновения государства у восточных славян и вашу точку зрения на этот
процесс. (Презентация суворовцев).
Древнерусское государство, в которое входили восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) называлось Киевская Русь. А сейчас в какое государственное объединение они входят?
Объясните название “Киевская Русь”.
Назовите хронологические рамки существования Киевской Руси.
Государство не создается одномоментно, в конкретном году. И, разумеется, русская государственность существовала и до 862
г. Но именно эта условная дата считаются точкой отсчета российской государственности. Отсчитывать историю страны с
прихода варягов начал полтора века назад Александр I – царьреформатор, который хотел увязать российскую традицию с
европейской.
Какие государства из ранее изученных вами возникли в это же время в Западной Европе.
Какой вывод можно сделать из этого?
Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла к образованию государства почти одновременно с другими
государствами Западной Европы.
(Рефлексия см. презентацию)
3 проблема: Киевская Русь вышла на европейскую арену благодаря деятельности первых русских князей. Какой вклад в
укрепление государства и международного авторитета Руси они внесли?
3 группа представляет свой кластер “Первые киевские князья” (работа с кластером).
Кого считают первым общерусским князем и почему?
Кто и с какой целью ходил в походы на Византию?
Представьте себя в роли купца, который плывет “из варяг в греки”. Проплывете этот путь вместе с ним.
Кто и когда подписал дипломатические договоры с Византией?
Кто, когда принял христианство?
Какое значение для Руси имело принятие христианства?
Когда Русь достигает расцвета? Почему Ярослава называют Мудрым?
Какой вывод о международном положении Руси можно сделать на основании тех династических браков, которые
были заключены членами семьи Ярослава Мудрого с представителями монархических семейств других стран?
Против каких кочевников Русь вела борьбу?
Кто и зачем строил богатырские заставы? А как они называются сейчас? (Работа с репродукцией с картины В. Васнецова
“Три богатыря)
Кто и когда разгромил хазар, печенегов, половцев?
Как и почему называют Святослава современные историки?
В чем геополитический смысл его походов?
Все походы Святослава укладываются в несколько лет. Будто одним широким взмахом меча князь разрубил путы и дал
государству мировую славу. Даже печенеги считали Святослава образцом воина и молились, чтобы их князья были похожи на
него.
В борьбе против половцев успехи Владимира Мономаха гремели по всему миру. Не исключением стал и поход 1111 г. –
“крестовый” поход в степь.
Посмотрите небольшой видеосюжет и ответьте на вопросы:
1. Почему этот поход получил название крестового похода?
2. В чем состоит его значение для Руси и Европы?
Что было общего в политике киевских князей? Какой вклад в укрепление международного авторитета Руси они внесли?
Итак, подводим итоги и делаем вывод.
(Рефлексия)
О ком идет речь? Кто мог бы так сказать?1.
2.
3.
“Я повесил щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков”. (Олег)
“Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще”. (Игорь)
“Любил он книги, читая их часто ночью и днем”. (Ярослав Мудрый)
Кому принадлежат слова?
“Это будет мать городам русским”. (Олегу)
“Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут”. (Святославу)
“Не хочу я лиха, но добрая хочу братии и Русской земле”. (Владимиру Мономаху)
Перед нами еще раз предстали первые русские князья борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за
землю Русскую.
4. Рефлексия.
Почему же Киевская Русь европейская держава? Что сближало её с Европой? Вернемся к нашей таблице (ЗХУ).
Что мы сегодня узнали? Почему Русь – это Европейская держава? Каково место Киевской Руси в Европе?
Выводы:
Славяне коренные жители Европы.
Государство Киевская Русь возникает почти одновременно с государствами Западной Европы.
Принятие христианства сблизило Русь с Европой.
Династические браки подтверждают высокий авторитет Киевской Руси в Европе.
О Руси IX — X веков уже знали в папском Риме, в Багдаде, в Германии и Италии, о нем упоминали корреспонденты, пишущие
письма из Барселоны. Византия постоянно учитывала возросшую мощь Руси в своих внешнеполитических расчетах.
Народам Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в древнефранцузском эпосе “Повесть о Роланде”, в
древнегерманском эпосе “Песнь о Нибелунгах”.
Киевская Русь в XI веке одно из сильнейших европейских государств, равноправный партнер в торговых, дипломатических,
династических союзах. Мы можем гордиться нашими предками, а с первых киевских князей брать пример служения
Отечеству. Ведь незря говорил В.О. Ключевский, что “История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого...”.
5. Задание на самоподготовку:
повторить уроки №18 и подготовиться к итоговому тестированию;
подумать, могла ли Киевская Русь стать великой державой?
Подведение итогов:
“Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. За это отдают честь (уважают) и в других землях.
А леность мать всему дурному, ленивый, что и знает, то и забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же поступайте хорошо,
не ленитесь ни на что доброе” (Владимир Мономах).