"Русь – европейская держава". 10-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебные цели: систематизировать материал по истории Древней Руси и определить ее место и роль в средневековой Европе. Развивающие цели: развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные компетентности обучающихся: - обобщать и систематизировать исторический материал; - давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории; - доказывать и опровергать; - устанавливать синхронологические временные связи; переносить ранее полученные знания в новую ситуацию; логически осмысливать и излагать информацию. Воспитательные цели: - воспитывать у обучающихся чувство любви и гордости за героическое прошлое своей страны; - стимулировать личностный интерес к предмету; - воспитывать культуру коллективного общения, ответственность за полученные знания.
Иконка файла материала Русь – европейская держава.doc
"Русь – европейская держава". 10­й класс  Учебные цели: систематизировать материал по истории Древней Руси и определить ее место и роль в средневековой Европе. Развивающие цели: развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно­интеллектуальные компетентности  обучающихся: ­ обобщать и систематизировать исторический материал; ­ давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории; ­ доказывать и опровергать; ­ устанавливать синхронологические временные связи; переносить ранее полученные знания в новую ситуацию; логически  осмысливать и излагать информацию. Воспитательные цели: ­ воспитывать у обучающихся чувство любви и гордости за героическое прошлое своей страны; ­ стимулировать личностный интерес к предмету; ­ воспитывать культуру коллективного общения, ответственность за полученные знания. Тип урока: урок повторения и систематизации знаний. Материальное обеспечение урока: ­ аудиовизуальная информация в виде презентации (слайды, видеофрагмент); ­ интерактивная доска; ­ ноутбуки; ­ учебники. Проблемы, выносимые для обсуждения. 1. Происхождение славян. 2. Возникновение государства у восточных славян. 3. Вклад русских князей в укрепление государства и международного авторитета Руси. Ход урока 1. Актуализация знаний Слово преподавателя 2012 г. – год российской истории. Это связано с несколькими историческими датами и, прежде всего, 1150­летием российской государственности. ­ Как называется государство, в котором мы живем? ­ Как называлось древнерусское государство? Давайте мысленно заглянем вглубь веков и перенесемся в Древнюю Русь вместе с художником Борисом Ольшанским и поэтом Александром Блоком (слайд­шоу). Русь опоясана реками И дебрями окружена,  С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в долВедут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины. Из разрозненных исторических сведений и документов встает перед нами Древняя Русь. Сегодня на уроке мы вспомним наших предков и дела их славные. Тема урока: “Русь ­ европейская держава”. ­ Попробуем разобраться с формулировкой темы. Итак, что нам известно? (Работа с таблицей ЗХУ) ­ Что такое Русь? ­ Что значит европейская? Понятия “Европа”, “европейская цивилизация” в современном понимании появились в эпоху Средневековья. ­ Установите хронологические рамки Средних веков. ­ Какие молодые цивилизации появились в Средние века? (Западноевропейская, византийская, исламская, русская) ­ Назовите хронологические рамки существования Киевской Руси. ­ Что такое держава? 2. Мотивация и целеполагание ­ Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что мы сегодня должны выяснить? Чтобы правильно оценить уровень и темп нашей жизни в определенный исторический момент, надо их сопоставить с  одновременным состоянием западноевропейской истории. Так считал известный историк В.О. Ключевский. Но не будем  забывать, что Россия и Европа жили и живут в разных условиях, обладают разной ментальностью и поэтому “худо мерить  Европу на русский аршин, еще хуже мерить Россию на аршин Европы”. Так считал В.О. Ключевский. И все же попытаемся. 3. Обобщение и систематизация знаний На урок выносим 3 проблемы для обсуждения, соответственно работают 3 группы. 1 проблема ­ происхождение (этногенезис) славян ­ одна из наиболее дискуссионных проблем исторической науки. О результатах своей работы отчитывается 1 группа. ­ Какие версии происхождения славян вам известны? ­ Ваши личные суждения на эту тему. Делаем вывод: славяне ­ это коренные жители Европы, часть индоевропейской общности, имеют единый этнический корень,  но нельзя отрицать роли других народов в славянском этногенезе. Таким образом, в результате ассимиляции культуры различных народов на значительной территории Восточной Европы  сформировалось своеобразное общество ­ Древняя Русь. (Рефлексия см. презентацию) Следующий этап в развитии этого общества принято называть Киевской Русью. 2 проблема ­ происхождение государства у восточных славян. Результаты своей деятельности представляет 2 группа. ­ Вспомните из курса обществознания, что такое государство? ­ Какие теории его происхождения вам известны? ­ Сформулируйте теории возникновения государства у восточных славян и вашу точку зрения на этот  процесс. (Презентация суворовцев). Древнерусское государство, в которое входили восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) называлось Киевская Русь.­ А сейчас в какое государственное объединение они входят? ­ Объясните название “Киевская Русь”. ­ Назовите хронологические рамки существования Киевской Руси. Государство не создается одномоментно, в конкретном году. И, разумеется, русская государственность существовала и до 862 г. Но именно эта условная дата считаются точкой отсчета российской государственности. Отсчитывать историю страны с  прихода варягов начал полтора века назад Александр I – царь­реформатор, который хотел увязать российскую традицию с  европейской. ­ Какие государства из ранее изученных вами возникли в это же время в Западной Европе. ­ Какой вывод можно сделать из этого? Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла к образованию государства почти одновременно с другими  государствами Западной Европы. (Рефлексия см. презентацию) 3 проблема: Киевская Русь вышла на европейскую арену благодаря деятельности первых русских князей. Какой вклад в  укрепление государства и международного авторитета Руси они внесли? 3 группа представляет свой кластер “Первые киевские князья” (работа с кластером). ­ Кого считают первым общерусским князем и почему? ­ Кто и с какой целью ходил в походы на Византию? ­ Представьте себя в роли купца, который плывет “из варяг в греки”. Проплывете этот путь вместе с ним. ­ Кто и когда подписал дипломатические договоры с Византией? ­ Кто, когда принял христианство? ­ Какое значение для Руси имело принятие христианства? ­ Когда Русь достигает расцвета? Почему Ярослава называют Мудрым? ­ Какой вывод о международном положении Руси можно сделать на основании тех династических браков, которые  были заключены членами семьи Ярослава Мудрого с представителями монархических семейств других стран? ­ Против каких кочевников Русь вела борьбу? ­ Кто и зачем строил богатырские заставы? А как они называются сейчас? (Работа с репродукцией с картины В. Васнецова “Три богатыря) ­ Кто и когда разгромил хазар, печенегов, половцев? ­ Как и почему называют Святослава современные историки? ­ В чем геополитический смысл его походов? Все походы Святослава укладываются в несколько лет. Будто одним широким взмахом меча князь разрубил путы и дал  государству мировую славу. Даже печенеги считали Святослава образцом воина и молились, чтобы их князья были похожи на  него. В борьбе против половцев успехи Владимира Мономаха гремели по всему миру. Не исключением стал и поход 1111 г. –  “крестовый” поход в степь. Посмотрите небольшой видеосюжет и ответьте на вопросы: 1. Почему этот поход получил название крестового похода? 2. В чем состоит его значение для Руси и Европы? ­ Что было общего в политике киевских князей? Какой вклад в укрепление международного авторитета Руси они внесли? Итак, подводим итоги и делаем вывод. (Рефлексия) О ком идет речь? Кто мог бы так сказать?1. 2. 3. “Я повесил щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от греков”. (Олег) “Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще”. (Игорь) “Любил он книги, читая их часто ночью и днем”. (Ярослав Мудрый) Кому принадлежат слова? “Это будет мать городам русским”. (Олегу) “Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут”. (Святославу) “Не хочу я лиха, но добрая хочу братии и Русской земле”. (Владимиру Мономаху) Перед нами еще раз предстали первые русские князья ­ борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за  землю Русскую. 4. Рефлексия. ­ Почему же Киевская Русь ­ европейская держава? Что сближало её с Европой? Вернемся к нашей таблице (ЗХУ). ­ Что мы сегодня узнали? Почему Русь – это Европейская держава? Каково место Киевской Руси в Европе? Выводы: Славяне ­ коренные жители Европы. Государство Киевская Русь возникает почти одновременно с государствами Западной Европы. Принятие христианства сблизило Русь с Европой. Династические браки подтверждают высокий авторитет Киевской Руси в Европе. О Руси IX — X веков уже знали в папском Риме, в Багдаде, в Германии и Италии, о нем упоминали корреспонденты, пишущие письма из Барселоны. Византия постоянно учитывала возросшую мощь Руси в своих внешнеполитических расчетах. Народам Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в древнефранцузском эпосе “Повесть о Роланде”, в древнегерманском эпосе “Песнь о Нибелунгах”. Киевская Русь в XI веке ­ одно из сильнейших европейских государств, равноправный партнер в торговых, дипломатических,  династических союзах. Мы можем гордиться нашими предками, а с первых киевских князей брать пример служения  Отечеству. Ведь незря говорил В.О. Ключевский, что “История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого...”.  5. Задание на самоподготовку: ­ повторить уроки №1­8 и подготовиться к итоговому тестированию; ­ подумать, могла ли Киевская Русь стать великой державой? Подведение итогов: “Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. За это отдают честь (уважают) и в других землях.  А леность ­ мать всему дурному, ленивый, что и знает, то и забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же поступайте хорошо, не ленитесь ни на что доброе” (Владимир Мономах).