РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?
Оценка 5

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

Оценка 5
Разработки курсов
docx
история
10 кл
09.03.2017
РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Таким образом, примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V веке до нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять. В V веке нашей эры славяне устремились на земли от Черного моря до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции.
Открытый урок по истории Отечества в 6.docx
Открытый урок по истории Отечества в 10  классе  с применением информационных технологий, интерактивной доски  «Русь Древняя. Какая она?»                                            Урок разработала: Тидва Ольга Ивановна учитель истории и обществознания I категории                                                      МОУ « ТЛ ­ № 2»                                                                  Г. Тирасполь 1 2015 г. Тема урока: «Русь Древняя. Какая она?» Автор урока: учитель истории  Тидва Ольга Ивановна Класс: 10  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Используемые технологии: информационные, ИКТ, интерактивная доска. Цель урока:  Повторить, обобщить и структурировать пройденный материал;  проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками  основных теоретических вопросов и фактического материала. Задачи    образовательные:  Систематизировать исторический материал о Древней Руси;  Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.     развивающие:  Создать условия для развития картографических навыков, публично  выступать;  Продолжить развитие  умений анализировать, сравнивать, работать с  тестовыми заданиями и историческими документами, картой, логически мыслить, делать выводы, высказывать свою точку зрения;    воспитательные:  Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому  народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие,  творчество, мастерство;  Создать условия для творческой самореализации личности. Оборудование: компьютер,  интерактивная доска, презентация,   портреты  князей, раздаточный материал, интерактивные карты. Основные термины и понятия: восточные славяне, род, племя, родовая и  соседская общины, князь, дружина, полюдье, государство, вече, язычество,  христианство, вотчина, натуральное хозяйство, летопись. 2 Давайте мысленно заглянем вглубь веков и перенесемся в Древнюю Руcь. Из  разрозненных исторических сведений и документов встает перед нами  Древняя Русь.  Сегодня на уроке мы вспомним наших предков и дела их  славные. Эпиграф.  Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! А преданья старины Забывать мы не должны.  Русь опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины. Ход урока.    Постановка темы, целей  урока Учитель:       Ребята, мы с вами закончили изучение   Древней Руси. За это время вы познакомились с истоками русского народа, с тем как жили славяне, чем они занимались, с великой славянской культурой, традициями и обычаями. Тема нашего урока «Русь Древняя. Какая она?»  Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на главный вопрос «Русь Древняя. Какая она?». Но чтобы правильно 3 ответить на вопрос мы должны  с вами вспомнить все, что изучали с самого начала этой четверти.   II   Стадия вызова. Учитель: Ребята, у каждого из Вас уже есть заготовка таблицы по теме «Русь Древняя». Я предлагаю вам самостоятельно дополнить недостающие темы. Только   одно   условие:   постараться   темы     расположить   в   таблице   в   той последовательности, в которой мы их изучали.  Учащиеся самостоятельно составляют таблицу опираясь на свои знания.  Восточные славяне   Быт и нравы Древней Руси  Культура Древней Руси  Соседи восточных славян  Древняя Русь Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Формирование Древнерусского государства Первые Киевские князья  Владимир Святославович. Принятие христианства  Учитель:  Ребята, давайте сейчас проверим ваши таблицы.  Учитель предлагает составить таблицу на доске с уже заранее заготовленными текстами..  Учитель:  Ребята, мы вместе составили таблицу, т.е. графически  изобразили  все то, что изучали ранее.  Давайте вместе посчитаем, сколько тем мы  изучили? Дети подсчитывают и выясняют, что было изучено 8 тем.  4 Учитель:  Каждая тема – это станция, на которую будет отправляться наша  машина времени. На каждой станции вы будете встречаться с испытаниями,  которые вам необходимо будет преодолеть.  Итак, мы отправляемся в путь.                                       II  Стадия осмысления. Учитель: Итак,  мы  с вами мысленно перенеслись во времена Древней Руси.  1 станция. «Восточные славяне». Задание 1.  С помощью карты, расскажите о происхождении восточных  славян, о расселении их племенных союзов.  Примерный ответ учащихся:  Большую часть  Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена  индоевропейцев. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен  стали отделяться друг от друга. Таким образом, примерно 4 тыс. лет тому  назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они  заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно  в V  веке до  нашей эры эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена  освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от  северного склона Карпатских гор до реки Припять. В V веке нашей эры  славяне устремились на земли от Черного до Балтийского моря. На северном  направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном –  до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви –  восточную, западную и южную. Учитель:  Ребята, назовите мне, пожалуйста, народы, относящиеся к каждой  из названных ветвей. Примерный ответ учащихся:  Западные славяне – чехи, поляки, словаки Южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы Восточные славяне – русские, украинцы, белорусы. Учитель: Назовите основные занятия восточных славян: Примерный ответ учащихся:  Подсечно­огневое земледелие, бортничество, охота и рыболовство. 5 Учитель:  Почему верования древних славян называют язычеством?  Примерный ответ учащихся:  Язычество – это религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого  племени, народа было множество собственных богов.  Учитель: Мы успешно справились с вами с первым испытанием и переходим к следующему. 2 станция. «Соседи восточных славян» Задание   2.    Назовите   и   покажите   на   карте   основных   соседей   восточных славян.  Примерный ответ учащихся:  Тюркский и Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария и  Византия Учитель: Почему отношения с Византийской империей играли важную роль в  жизни восточных славян?  Примерный ответ учащихся:  Византийская империя в то время было наиболее культурным, сильным и  экономически развитым европейским государством.  Константинополь,  который славянские народы называли Царьградом, был многолюдным,  богатым, цветущим ремесленным и торговым центром.  Учитель: Успешно справившись со вторым испытанием, мы переходим к  следующему.  3 станция.  «Формирование Древнерусского государства»  Задание 3. Составить логическую цепочку по формированию Древнерусского государства  Примерный ответ учащихся:  862 г.  – приглашение Рюрика в Новгород для военной защиты  879 год ­  смерть Рюрика и начало правления Олега 6 882 г. – поход Олега на Киев Объединение под властью Олега севера во главе с Новгородом и юга во главе  с Киевом Формирование Древнерусского государства.   1. Рюрик и его братья были призваны на княжение в …     году.  2. Рюрик основал город …  3. Варяги Аскольд и Дир княжили в …  4. В IX веке двумя центрами образования государства стали … и …  5. В 879 г. править в Новгороде стал князь …  Он совершил поход на Киев в …    г.  6. Древнерусское государство называлось … Учитель: Дайте определение слову  «государство» Примерный ответ учащихся:  Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая  система управления людьми, проживающими на одной территории,  взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или  традиций), осуществляется охрана границ: регулируются тем или иным  образом взаимоотношения с другими государствами и народами.  Учитель: С помощью схемы охарактеризуйте Управление Киевской Русью. Примерный ответ учащихся:  7 Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался на свое войско­ дружину. Дружинники  нередко жили с князем под одной крышей, если с  одного стола, делили с ним дань и военную добычу. Князь советовался с  дружиной во всех делах.. С ноября по апрель киевский князь со своей  дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье). Племена  были обязаны в случае войны собирать для князя ополчение, которым  руководил воевода.  В городских центрах все важнейшие вопросы решало  вече. В некоторых землях сохранялись свои местные князья. Они опирались  на собственных дружинников, выборных старейшин и начальников народного  ополчения – тысяцких.  Учитель: И на этом этапе мы успешно справились с заданием. Переходим к  четвертому испытанию «Первые киевские князья» Задание 4. Отгадайте загадки  Загадки: О ком идет речь? 1.Ходил в поход он на Царьград, Да только сам тому не рад. Сожжен был «греческим огнем», Древлянами был уничтожен он. (Игорь) 2.Он смел, был и умен без меры, Он покорил и вятичей и меря. «Иду на вы» он обращался к недругу всегда, При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав) 3.Хитра, княгиня оказалась. Большую дань взять отказалась. Потребовав с древлян лишь голубей, Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга) 4.Сел княжить первым в Киев он, И покорил Царьград потом. Вез из полюдья в Киев он товары, И «Вещим» прозван был недаром. (Олег) 5.Его призвали новгородцы,  Порядок навести в земле словенской. Сей князь, делами неприметный, Стал основателем династии навечно. (Рюрик) 8 Итак, делаем вывод. Какой вклад в укрепление международного авторитета  Руси внесли киевские князья? Проверяем себя      О ком идет речь? Кто мог бы так сказать? «Я повесил щит свой на вратах Царьграда, показуя победу, и пошел от  1. греков». (Олег) 2. 3. «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». (Игорь) «Любил он книги, читая их часто ночью и днем». (Ярослав Мудрый)       Кому принадлежат слова?     «Это будет мать городам русским» (Олегу)     «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не  имут». (Святославу)  Перед нами еще раз предстали первые русские князья ­ борцы, созидатели,  мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. Учитель:  У меня на доске представлены портреты некоторых киевских  князей, но, к сожалению, я забыла время их правления. Поэтому у меня на  доске не совпадение имен и времени правления князей.  Помогите мне это  исправить  Примерный ответ учащихся.  Олег (882­912), Игорь (912­945), Ольга (945­957), Святослав (957­972). Учитель: Я очень рада сообщить, что мы с вами успешно прошли половину  пути и вышли на финишную прямую. Впереди следующая станция «Владимир  Святославович. Принятие христианства» Физминутка на интерактивной доске. Задание 5.  Двухвариантные тесты.  Учитель: Ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы на ответ «да» должны  встать, а на ответ «нет» ­ поднять руки вверх.  Итак, начали.  1 После смерти князя Святослава киевский престол по наследству достался  9 Владимиру. (Нет)  2 Первая на Руси княжеская усобица началась после смерти князя  Святослава. (Да)  3 Князь Владимир крестился, как и его бабка, княгиня Ольга, в  Константинополе. (Нет)  4 Принятие Русью христианства означало переход Руси в политическую  зависимость от Византии. (Нет)  5 Первую религиозную реформу Владимир пытался провести в 986 году,  включив шесть языческих богов в государственный пантеон и сделав  главным Перуна. (Да)  6 Киевляне воспротивились реформе язычества и потребовали введения  христианства. (Нет)  7 Чтобы стать великим князем, Владимиру пришлось выдержать борьбу со  старшим братом Ярополком. (Да)  8 Для защиты южных рубежей Руси Владимир построил оборонительную  линию из городов­крепостей. (Да)  9 Согласно летописи, Владимир был сыном князя Святослава и рабыни  Малуши, ключницы княгини Ольги. (Да)  10 В русских былинах князя Владимира называют Владимир Красное  солнышко (Да). 11 Крещение Руси произошло в 998 году (нет) 12  В христианстве верят во множество богов (нет).  Учитель: Благодаря двухвариантным тестам мы с вами смогли немножечко отдохнуть,   набраться   сил,   чтобы   перейти   к   следующему   испытанию. Следующая   станция   «Расцвет   древнерусского   государства   при   Ярославе Мудром»  Задание 6.  Создать чертёж ­  схему. Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке. В голове рыбы ставится «толстый вопрос». Верхние плавники – вопрос по теме. Нижние плавники – ответы на вопросы. В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос». В нашем «чертеже»  ставится  следующий  вопрос:  «Какие  деяния  Ярослава Мудрого способствовали  расцвету Древнерусского государства?» Учитель проверяет работы учащихся, ребята поочередно раскрывают результат своей работы. 10 1.  Какая была внутренняя политика Ярослава Мудрого?  При княжении  Ярослава  завершилось строительство  Древнерусского  государства. Ярослав написал письменный свод законов « Русская правда»  Этот документ имел большое значение для объединения и укрепления    «Древнерусского государства». 2.Какое управление государством было при Ярославе Мудром? Высшая власть принадлежала киевскому князю, после его смерти власть  переходила к старшему в роду князей. Киевский князь правил при помощи  своих сыновей, которых отправлял в крупные княжества наместниками, они  обладали большой властью, но не имели права передавать свою власть по  наследству. В главных городах было вече, где решались вопросы войны, мира,  денежные, земельные проблемы. Бояре могли пригласить самостоятельно на  княжения другого князя. Князь и местная знать считались с решениями вече,  так как в его распоряжении находилось народное ополчение. 3.Какова внешняя политика была Ярослава Мудрого? В 1036 году Ярослав разбил печенегов, больше они на Русь набеги не  совершали. В 1030 году построил город  Юрьев на западном берегу Чудского  озера. В 1041 году заключил союзный  договор с польским королём. В 1043  году произошло военное столкновение с Византией, но неудачное, помешал  шторм, часть русских кораблей потопил, но в 1046 году Византия и Русь  заключили мирный договор, скрепив его династическим браком сына  Ярослава Всеволода и дочери византийского императора  Константина  Мономаха. 4.Как формировалась древнерусская народность? В X веке было закончено объединение всех восточных славян в единое  государство. Все племена подчинялись киевскому князя платили дань и  участвовали в общегосударственных делах. В военных походах,  в мирной  жизни их объединяли общие дела. В процессе общения возникал и развивался  единый древнерусский язык. После принятия христианства, народ ещё больше сплотился и не считали себя полянами,  древлянами, радимичами, а единым  древнерусским народом.  5.Как складывались земельные отношения? Земля на Руси была собственностью общины и делилась между всеми  семьями. Земледельцы за пользование землёй должны были платить дань в  пользу государства. Государство постепенно утверждало своё право  собственности на землю. 6.Какие были слои древнерусского населения? Киевский князь, дружина старшая ( бояре), младшая, люди выборные в  11 местном управлении, богатые купцы, верхи духовенства – составляли высший  слой древнерусского общества. Основная масса населения были свободные  земледельцы, которые объединялись в общины. Но в это время на Руси  появилось зависимое население. Смерды, которые несли повинность в пользу  князя, закупы, разорившиеся общинники, рядовичи, заключавшие договор с  господином на определённых условиях. Бесправными на Руси были рабы, их  называли холопами или челядью. Ряды холопов пополняли пленные и не  выполнившие свои обязательства закупы и рядовичи.   Примерный ответ обучающихся  Какие деяния  Ярослава  Мудрого способствовали расцвету Древнерусского гос­ва?                                Расцвет  Древнерусского государства  Учитель проверяет созданные учащимися чертежи.  Учитель. Молодцы ребята. Но у нас не так много времени, чтобы завершить  свое путешествие. Поэтому мы с вами объединим две станции, т.к. они  расположены совсем  близко друг к  другу. И впереди у нас следующая  станция «Культура и быт Древней Руси». Задание 7.  Ответить на вопросы, которые даны на экране. Учитель запускает презентацию на доске с  интерактивными заданиями  по Культуре и быту Древней Руси.    Учитель: Очень рада вашим ответам. На данном этапе мы с вами вспомнили  все, что изучали по истории древней Руси.  Стадия размышления (рефлексия).  Учитель: Посмотрите, ребята, мы успешно справились со всеми  испытаниями. Мы вспомнили все, что изучали по истории Древней Руси.  12 Давайте вернемся к теме нашего урока и ответим на вопрос «Русь Древняя.  Какая она?» Свои ответы вы должны отразить в своих  синквейнах.  Примерный ответ учащихся. Русь  Древняя, загадочная. Изучать, исследовать, гордиться Нужно знать историю Древней Руси. Родина.  Принятие христианства сблизило Русь с Европой.  Славяне ­ коренные жители Европы. Государство Киевская Русь возникает почти одновременно с  Учитель проверяет синквейны и вместе с классом они составляют общий  синквейн.  Выводы: 1. 2. государствами Западной Европы. 3. 4.      Династические браки подтверждают высокий авторитет Киевской Руси в Европе.  Киевская Русь в XI веке ­ одно из сильнейших европейских государств,  равноправный партнер в торговых, дипломатических, династических союзах.  О Руси IX — X веков уже знали в Багдаде, в Германии и Италии.  Византия постоянно учитывала возросшую мощь Руси в своих  внешнеполитических расчетах. Народам Европы была хорошо известна Киевская Русь. О ней упоминается в  древнефранцузском эпосе «Повесть о Роланде», в древнегерманском эпосе  «Песнь о Нибелунгах».  Мы можем гордиться нашими предками, а с первых киевских князей брать  пример служения Отечеству. Учитель:  Казалось, мы с вами изучили все, что касается истории Древней Руси. Но я думаю, что у вас есть вопросы, на которые вы хотели вы найти ответы,   ведь   Русь   Древняя   –   загадочная.   Чтобы   вы   хотели   еще   изучить, узнать? Дети высказывают свое мнение.  Учитель:  Домашнее задание творческое. Найти самый интересный, на ваш взгляд,     момент   из   истории   Древней   Руси,   то,   о   чем   мы   не   говорили,   и подготовить небольшое сообщение по данному материалу.  13 Если на уроке остается время учитель может подвести итоги следующим  образом:  14

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?

РУСЬ ДРЕВНЯЯ, КАКАЯ ОНА?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2017