| 
 ...Надобно знать, что любишь;  
  а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем. 
  H. М. Карамзин  
 
Цели уроков: 
  — знакомство учащихся с современным произведением на историческую тему; 
  — раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей
  исторической прозы XXI века; 
  — закрепление знаний учащихся по истории Отечества; 
  — развитие читательских умений школьников; 
  — пробуждение интереса к изучению географии, истории, этнографии,
  культурологии и литературы.  
 
Форма уроков:  
  интегрированные уроки (сведения по истории, культурологии, этнографии,
  географии, русскому языку), включающие в себя работу с эпиграфом к уроку,
  слово учителя и сообщения учащихся, работу с текстом, творческую работу
  школьников. 
 
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ 
 
I. Слово учителя (кратко).  
 
  Сегодня мы с вами непосредственно переходим к изучению литературы родного
  Отечества и частично зарубежной литературы. Тема всего курса 8 класса —
  «Русская литература и история», поэтому в рамках этой темы мы с вами проведем
  несколько уроков по современной литературе для подростков и юношества.  
 
  Подготовлен сегодняшний урок вашими одноклассниками. В течение учебного года
  ряд произведений на историческую тему вы должны будете прочитать
  самостоятельно, в соответствии со списком литературы для самостоятельного
  чтения. 
 
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 
  Интегрированные уроки отличаются от традиционных уроков с использованием
  межпредметных связей тем, что последние предусматривают лишь эпизодическое
  включение определенного курса материала других предметов. Как считает И. П.
  Подласый, «интегрированный урок (от латинского полный, целостный)
  — это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких
  предметов.  
  Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению
  содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного
  материала, который позволяет с различных сторон познавать
  явление или предмет изучения»[2]. «В интегрированных
  уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной
  цели»[3], именно поэтому
  чрезвычайно важно изначально определить главную цель интегрированного урока,
  как правило, она обозначена либо темой (названием) данного урока, либо
  эпиграфом к нему, либо и тем и другим. 
 
  Существует два подхода к интеграции знаний на уроках литературы: 
 
  1) погружение в эпоху, умение ее воспринимать глазами историка;  
  2) умение воспринимать эпоху глазами современников «через диалог времен», с
  привлечением при этом сведений из разных областей науки и жизни.  
 
  Мы предлагаем для рассмотрения варианты интегрированных уроков в рамках цикла
  уроков внеклассного чтения по литературе. 
 
  Данные уроки посвящены единой теме — историческому прошлому
  народов, населяющих нашу страну. Тема эта широко и интересно
  представлена в исторической прозе середины — конца XX столетия, а также
  начала нового, XXI столетия. Часто в произведениях на историческую тему
  совмещаются жанровые особенности приключенческой и научно-художественной
  литературы, литературы детективной и художественной — повести о детстве и
  юности героя, школьной повести, семейной хроники и т. п.  
 
  Воспитание человека имеет несколько важных сторон. Прежде всего оно предполагает обучение, накопление знаний, а также широкое
  просвещение населения во всех сферах и областях социальной жизни, научного
  знания. Однако этим воспитание не ограничивается. Получение знаний должно
  соединяться с выработкой научного мировоззрения, стойких идеалов и глубоких
  убеждений, высоких нравственных принципов[4]. Стремясь
  формировать у школьников на уроках литературы эстетическое отношение к миру,
  нельзя забывать, что эстетическое воспитание есть воспитание эстетического
  чувства, формирование эстетических идеалов, вкусов, понятий, мировоззрения, и
  базируется это чувство на эмоциональной отзывчивости индивида на явления
  окружающего мира. 
 
  «Формируя эмоциональную отзывчивость к красоте мира, следует обращаться не
  только к разуму, но и к чувству человека»[5], — отмечалось еще
  педагогами-практиками и психологами середины прошлого столетия. Во многом
  формированию эстетического отношения к миру способствуют интегрированные
  уроки, представляющие собой комплекс сведений из разных наук и искусств,
  необходимый для восприятия учащимися предмета в целом. На интегрированных
  уроках более активно, чем в рамках традиционных
  предметных программ, развиваются способности детей к критическому мышлению и
  повышается мотивация обучения, совершенствуется эстетический вкус,
  формируются нравственные оценки и убеждения[6]. 
 
  Технология интегрированного урока заключает в себе
  различные виды человеческой деятельности: мыслительную, речевую,
  коммуникативную, «деятельности научного и художественно-эстетического
  характера»[7], что позволяет создать
  единое целое окружающего пространства. Такое постижение включает в себя и
  личностное видение мира, и личностное понимание мира, и личностное отношение
  к нему. Это, в свою очередь, способствует формированию социально активной
  личности учащихся и преследует основную цель — прививая любовь к родной
  литературе, к истории своей Родины и родного края, воспитать гражданина
  своего Отечества.  
 
II. Работа с эпиграфом. 
 
  — Давайте прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку. Подумайте, почему писатель
  Н. М. Карамзин сказал такие слова: «...Надобно знать, что любишь; а
  чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем»? К кому он
  обращался? 
 
  — Для чего, по вашему мнению, «надобно знать, что любишь»? А может быть, и не
  надо? Может быть, проще ни о чем не задумываться? Аргументируйте свой ответ. 
 
  — Почему не только один Карамзин утверждал, что «без прошлого нет настоящего»
  и будущего? Что имеется в виду? Приведите свои примеры. 
 
  — Понравился ли вам эпиграф к сегодняшнему уроку? Почему? Обоснуйте свой
  ответ. 
 
  — Как соотносится данный эпиграф, с вашей точки зрения, с содержанием и идеей
  урока?  
 
III. Презентация книг современных авторов на историческую тему. 
 
  Подготовленный рассказ 3—6 учащихся о книгах современных авторов на
  историческую тему — из списка внеклассного чтения или помимо него. 
  Возможна компьютерная презентация, подготовленная совместно всеми
  выступающими и учителем.  
  Обязательно нужно подготовить выставку книг с аннотациями к ним; два
  варианта: 
  I вариант — общая выставка из всех представленных книг; 
  II вариант — выставка, подготовленная каждым из выступающих самостоятельно, —
  к концу урока выстроится несколько стендов с книгами, которые школьники могут
  посмотреть после урока. 
 
  Дублирующие друг друга произведения на разных стендах будут говорить и о
  степени их популярности, и о том, что их можно купить в свободной продаже, и
  также о том, что выступающие не сговариваясь выделили эти книги из списка
  современных произведений. 
 
IV. Рассказ учащегося о прочитанной книге.  
 
Свободный рассказ с элементами отзыва о книге Ю. П. Вронского
  «Странствие Кукши за тридевять морей»[8].  
 
  Возможно собственное иллюстрирование учеником прочитанного или его же
  компьютерная презентация. 
 
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ  
 
Историческая тема издавна присутствовала как на уроках в начальной и
  средней школе, так и в круге детского чтения. Более того,
  отечественная воспитательная литература Средневековья возникла на основе
  литературы житийной, которая «положила начало первым
  историческим биографиям, художественным биографиям выдающихся людей на Руси и
  в России»[9].  
 
  Учебные пособия XV—XVII веков включали в себя отрывки из летописей, пересказы
  древнерусских сказаний и рассказы об историческом прошлом Руси. Авторы таких
  пособий справедливо считали, что основы патриотизма необходимо закладывать в
  раннем детстве. Как отмечал в свое время профессор Ф. И. Сетин, «дети в
  Древней Руси воспитывались не только на Поучениях и Житиях. В круг их
  интересов входили исторические легенды о необыкновенных событиях прошлого,
  которые чаще всего передавались устно из поколения в поколение. Детям
  доступны были также краткие переложения Хронографов и отрывки из них, книги
  исторического содержания. 
 
  Уже в первой печатной книге для детей — в Азбуке Ивана Федорова, в ее
  изданиях 1578 г. и др., помещено произведение исторического содержания, так
  называемое „Сказание Черноризца Храбра“, в котором рассказывается о
  происхождении славянской письменности, о ее создателях Кирилле и Мефодии.
  Подобные статьи встречались и в рукописных книгах. В XVII веке чаще других
  встречается статья, которая представляла собой начало „Повести временных
  лет“. Ее читали дети и более поздних эпох» (Сетин Ф. И. История русской
  детской литературы, конец X — первая половина ХIХ в.: Учеб. для ин-тов
  культуры, пед. ин-тов и ун-тов. — М.: Просвещение, 1990. — С. 50.). Уже в
  Средние века на Руси книги для детей, включавшие в себя произведения на
  историческую тему, преследовали две цели — расширение кругозора читателей,
  знакомство их с всемирной и отечественной историей и углубленное изучение
  родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему,
  воспитание уважения к деяниям и верованиям предков. Безусловно,
  детским книгам, посвященным русской истории, отводилась главенствующая роль. 
 
  Характер исторической литературы для детей в XIX веке значительно изменился
  по сравнению с литературой Древней Руси и XVII—XVIII веков. Во многом этому
  способствовала Отечественная война 1812 года. Историческая литература для
  детей и юношества стала разнообразной по своей направленности, родам и
  жанрам, охвату материала, тематике и проблематике. Кроме переводной
  литературы для старших подростков и юношества, появилась оригинальная
  художественная литература для детей на историческую тему, исторические и
  биографические книги, популярная литература. В первой половине XIX
  столетия стал формироваться жанр исторической повести, одним из
  родоначальников которого считается Сергей Глинка, издавший «Русские
  исторические и нравоучительные повести» в трех частях (1810—1820). В
  1817 году им же была издана «Русская история в пользу воспитания» в восьми
  частях, переизданная в 1823—1825 годах уже в четырнадцати частях. 
 
«История государства Российского» (1816—1818), созданная Н. М. Карамзиным, не только породила
  моду на «историческое чтение», но и пробудила интерес к историческим корням
  русского народа, его духовности, его победам. Все это не
  могло не отразиться и на детской литературе. Так, в 1838 году издается книга
  «Живописный Карамзин» (в 3 частях), а ряд писателей создает свои произведения
  для детей, беря за основу капитальный труд Карамзина. В. Г. Белинский,
  пристально следивший за развитием детской литературы начала XIX века и часто
  рецензировавший произведения и журналы для детей, ценил как
  научно-художественную литературу, так и всю познавательную литературу в
  целом, выделяя в ней литературу историческую, считая ее школой гражданского
  воспитания. Здесь необходимо отметить, что литература для детей, посвященная
  истории и историческим деятелям прошлого, и в XIX, и в XX веке находилась как
  бы на стыке литературы художественной и познавательной. Однако зародившаяся в
  начале XIX столетия историческая повесть дала толчок к развитию исторической
  прозы во всей отечественной художественной литературе как для детей, так и
  для взрослых. Историческая повесть в большинстве своем органично вошла в
  состав научно-художественной литературы, которую высоко ценил В. Г.
  Белинский. Профессор Ф. И. Сетин заметил, что, «всемерно ратуя за знакомство
  детей с землей и ее минеральными богатствами, с растительным и животным
  миром, первое место среди научно-художественных книг критик отводил книгам о
  человеке, о путешествиях или просто ярким картинным описаниям земель и
  народов всего земного шара» (СетинФ.И. История русской детской литературы,
  конец X — первая половина XIX в. — М.: Просвещение, 1990. — С. 296.), их
  истории и мировосприятию. 
 
  Историческая литература, особенно литература о возникновении и становлении
  русской нации, государства Российского и о победах русского народа в битвах
  за Родину, в большинстве своем способствует формированию нравственного
  отношения к миру и людям, дает примеры героического поведения, развивает
  любознательность юного читателя, приучает его к чтению как таковому. 
 
V. Пересказ прочитанного. Краткий пересказ нескольких эпизодов
  произведения Ю. П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей»
  (с целью заинтересовать тех учеников, кто еще книгу не читал, — данная задача
  поставлена перед пересказывающими; см. ниже начало книги.): 
 
  1-й эпизод — «Пленение Кукши»;  
  2-й эпизод — «Жизнь Кукши в Скандинавских странах, у мурманов»
  (норвежцев);  
  3-й эпизод — «Поход викингов на Рим»;  
  4-й эпизод — «Кукша в Царьграде»; 
  5-й эпизод — «Кукша в Киеве». 
 
VI. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.  
 
  — Итак, перед вами два рода презентации книг: обзорная презентация вышедшей
  сравнительно недавно литературы (5—10 лет) и презентация одной книги,
  заинтересовавшей ваших одноклассников. Какая из презентаций вам больше
  понравилась и почему?  
 
  — Одинаковы ли цели этих презентаций книг? Аргументируйте свой ответ. 
 
  — Как вы считаете, необходимо ли во время представления книг использовать
  компьютерную презентацию? Всегда ли она уместна? Каковы цели компьютерной
  презентации?  
  Цель компьютерной презентации — дать общее представление о чем-либо с
  «картинкой», вывести на экран термин или какие-то цифровые данные, которые на
  слух плохо воспринимаются и которые необходимо записать. Именно поэтому
  компьютерную презентацию хорошо использовать при обзорном представлении книг:
  можно показать те книги, которых нет на стенде, дать портреты их авторов,
  вывести дополнительные сведения. При представлении одной книги компьютерная
  презентация возможна, если учеником или учителем дается биография писателя,
  рассказывается о его творческом пути. В рассказе о самой книге должно
  присутствовать живое восприятие читавшего, хотя он сам, по своему желанию,
  также может сделать компьютерную презентацию о прочитанном — с подобранным
  видеорядом и музыкой. 
 
  — Расскажите, что вы узнали о Кукше — отроке 10—11 лет из словенского
  племени, жившего на реке Тихвине? 
 
  — Кого напоминает нам храбрый мальчик?  
  (Героев древнерусских преданий и легенд. Героев повести Ю. П. Вронского
  «Юрьевская прорубь» и т. д.)  
 
  — Что рассказывается в экспозиции романа о расселении славянских и
  угро-финских племен на Русском Севере? Как дополняет художественное
  произведение наши исторические сведения? Покажите на карте территорию
  расселения славянских и угро-финских племен. 
  (Карта географическая или историческая.) 
 
  — Когда происходит завязка действия сюжета произведения?  
  (Приход варягов за данью в деревню Домовичи, борьба Кукши с варягами.)  
 
  — Как вы думаете, каков сюжет этого произведения Юрия Вронского?  
  (Приключенческий.)  
 
  — Какие еще дополнительные исторические сведения мы получаем, путешествуя с
  варягами и Кукшей от Тихвины до Скандинавии?  
  (Географические сведения — показать на заранее вывешенной в классе карте
  IX—XII веков, географической или исторической, расположение городов Ладоги и
  будущего Новграда. Расселение германских и угро-финских племен по берегам
  Балтийского (Варяжского) и Северного морей. Территория, занимаемая
  славянскими племенами в X веке. Исторические сведения — расселение
  угро-финских племен, по-славянски — чуди, на запад — эсты, на восток —
  племена чудь и весь, частичная ассимиляция со славянами. Завоевание варягами
  прибрежных народов, набеги на Гардарику — «страну городов», т. е. Русь.
  Этнографические сведения — население этих земель, их языки и обычаи. Причины
  исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции. Религиозные
  сведения — верования разных народов на различных ступенях их развития.
  Общность языческого мышления, появление и распространение христианства,
  общность христианского мышления.)  
 
  — Тот, кто уже прочитал исторический роман Ю. П. Вронского, может ответить:
  изменяется ли характер отрока Кукши во время его странствий? Можем ли мы
  сказать, что характер дан в динамике? 
  (Частично — да, так как автор показывает и физическое, и духовное взросление
  героя, его мысли и переживания. Более того, во второй части уже появляется
  несобственно-прямая речь, когда трудно понять, где внутренняя речь персонажа
  плавно перетекла в размышления автора произведения. Так показано духовное
  возмужание Кукши, приведшее его к крещению в Византии и заставившее вернуться
  домой: от сытой и спокойной жизни в цивилизованном городе — Царьграде — к
  тяжелой жизни в деревеньке в северных лесах.) 
 
  — Расскажите, как развивается сюжет романа. 
 
  — Опишите встречу Кукши с Андреем Блаженным. Говорит ли писатель, что перед
  нами Андрей Первозванный? Почему?  
 
  — Или, может быть, перед нами собирательный образ юродивого во славу Божию?
  Обоснуйте свой ответ. Можно зачитать главу шестую из второй части
  романа.  
 
  — Что мы узнаем о жизни Рима и Царьграда в X веке? Как научно-художественные
  сведения дополняют наши познания? Какая картина мира предстает перед нашим
  мысленным взором?  
  (Образная, красочная, яркая и интересная.) 
 
  — Как меняется главный герой с принятием крещения? Какие слова сразу же он
  принял как заповедь? 
  («Нет большей любви, чем душу свою положить за други своя».)  
 
  — Когда происходит кульминация в развитии сюжета? 
  (Часть четвертая — «Возвращение в Домовичи»: в Киеве заложили первые
  христианские храмы, братья Константин и Мефодий крестили народ, Кукша-Георгий
  решает возвратиться на родину и крестить своих соплеменников.)  
 
  — Почему в романе такая длительная развязка действия? 
  (Это соответствует исторической и географической правде — путь из Киева
  сначала на реку Волхов, затем на Неву, а потом уж и на Тихвину далек, долог и
  труден, к тому же попутно автор рассказывает нам историю волжских булгар,
  говорит о расселении тюркских, славянских и угро-финских народов на восток.) 
 
  — Понравилось ли вам окончание романа Юрия Петровича Вронского? Почему?
  Аргументируйте свой ответ. 
 
  — Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения?  
 
VII. Сообщения учащихся. 
 
  Сообщения готовятся восьмиклассниками самостоятельно с предварительным
  написанием текста и подготовкой возможной презентации для проверки учителем
  до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература
  научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая.  
Сообщение 1. Народы Русского Севера в X—XII вв.  
Сообщение 2. Верования и быт восточных славян до Крещения
  Руси.  
Сообщение 3. Кто такие варяги и как они пришли на Русскую землю. 
Сообщение 4. Крещение Руси солунскими братьями — чернецом
  Мефодием и священником Константином.  
 
VIII. Творческая работа. Мини-сочинение:  
 
  «Чему учит нас история?»; 
  «...Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение
  о прошедшем» (Н. М. Карамзин); 
  «Моя любимая книга об истории Отечества».  
 
IX. Домашнее задание. 
 
  Для всего класса:  
  — к следующему уроку внеклассного чтения прочитать повесть Р. П. Неймантаса
  «По следам солнечного камня». 
 
Следующие уроки: В мире русской
  народной песни >>>  
 
  Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение,
  2009. 
 |