«Русская литература и история»
Оценка 4.6

«Русская литература и история»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
23.02.2020
«Русская литература и история»
Цели уроков: — знакомство учащихся с современным произведением на историческую тему; — раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей исторической прозы XXI века; — закрепление знаний учащихся по истории Отечества; — развитие читательских умений школьников; — пробуждение интереса к изучению географии, истории, этнографии, культурологии и литературы. Форма уроков: интегрированные уроки (сведения по истории, культурологии, этнографии, географии, русскому языку), включающие в себя работу с эпиграфом к уроку, слово учителя и сообщения учащихся, работу с текстом, творческую работу школьников.
УРОК - копия (2).docx

...Надобно знать, что любишь; 
а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем.
H. М. Карамзин 


Цели уроков:
— знакомство учащихся с современным произведением на историческую тему;
— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей исторической прозы XXI века;
— закрепление знаний учащихся по истории Отечества;
— развитие читательских умений школьников;
— пробуждение интереса к изучению географии, истории, этнографии, культурологии и литературы. 

Форма уроков: 
интегрированные уроки (сведения по истории, культурологии, этнографии, географии, русскому языку), включающие в себя работу с эпиграфом к уроку, слово учителя и сообщения учащихся, работу с текстом, творческую работу школьников.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Слово учителя (кратко). 

Сегодня мы с вами непосредственно переходим к изучению литературы родного Отечества и частично зарубежной литературы. Тема всего курса 8 класса — «Русская литература и история», поэтому в рамках этой темы мы с вами проведем несколько уроков по современной литературе для подростков и юношества. 

Подготовлен сегодняшний урок вашими одноклассниками. В течение учебного года ряд произведений на историческую тему вы должны будете прочитать самостоятельно, в соответствии со списком литературы для самостоятельного чтения.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Интегрированные уроки отличаются от традиционных уроков с использованием межпредметных связей тем, что последние предусматривают лишь эпизодическое включение определенного курса материала других предметов. Как считает И. П. Подласый, «интегрированный урок (от латинского полный, целостный) — это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов
Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения»[
2]. «В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной цели»[3], именно поэтому чрезвычайно важно изначально определить главную цель интегрированного урока, как правило, она обозначена либо темой (названием) данного урока, либо эпиграфом к нему, либо и тем и другим.

Существует два подхода к интеграции знаний на уроках литературы:

1) погружение в эпоху, умение ее воспринимать глазами историка; 
2) умение воспринимать эпоху глазами современников «через диалог времен», с привлечением при этом сведений из разных областей науки и жизни. 

Мы предлагаем для рассмотрения варианты интегрированных уроков в рамках цикла уроков внеклассного чтения по литературе.

Данные уроки посвящены единой теме — историческому прошлому народов, населяющих нашу страну. Тема эта широко и интересно представлена в исторической прозе середины — конца XX столетия, а также начала нового, XXI столетия. Часто в произведениях на историческую тему совмещаются жанровые особенности приключенческой и научно-художественной литературы, литературы детективной и художественной — повести о детстве и юности героя, школьной повести, семейной хроники и т. п. 

Воспитание человека имеет несколько важных сторон. Прежде всего оно предполагает обучение, накопление знаний, а также широкое просвещение населения во всех сферах и областях социальной жизни, научного знания. Однако этим воспитание не ограничивается. Получение знаний должно соединяться с выработкой научного мировоззрения, стойких идеалов и глубоких убеждений, высоких нравственных принципов[
4]. Стремясь формировать у школьников на уроках литературы эстетическое отношение к миру, нельзя забывать, что эстетическое воспитание есть воспитание эстетического чувства, формирование эстетических идеалов, вкусов, понятий, мировоззрения, и базируется это чувство на эмоциональной отзывчивости индивида на явления окружающего мира.

«Формируя эмоциональную отзывчивость к красоте мира, следует обращаться не только к разуму, но и к чувству человека»[
5], — отмечалось еще педагогами-практиками и психологами середины прошлого столетия. Во многом формированию эстетического отношения к миру способствуют интегрированные уроки, представляющие собой комплекс сведений из разных наук и искусств, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом. На интегрированных уроках более активно, чем в рамках традиционных предметных программ, развиваются способности детей к критическому мышлению и повышается мотивация обучения, совершенствуется эстетический вкус, формируются нравственные оценки и убеждения[6].

Технология интегрированного урока заключает в себе различные виды человеческой деятельности: мыслительную, речевую, коммуникативную, «деятельности научного и художественно-эстетического характера»[
7], что позволяет создать единое целое окружающего пространства. Такое постижение включает в себя и личностное видение мира, и личностное понимание мира, и личностное отношение к нему. Это, в свою очередь, способствует формированию социально активной личности учащихся и преследует основную цель — прививая любовь к родной литературе, к истории своей Родины и родного края, воспитать гражданина своего Отечества. 

II. Работа с 
эпиграфом.

— Давайте прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку. Подумайте, почему писатель Н. М. Карамзин сказал такие слова: «...Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем»? К кому он обращался?

— Для чего, по вашему мнению, «надобно знать, что любишь»? А может быть, и не надо? Может быть, проще ни о чем не задумываться? Аргументируйте свой ответ.

— Почему не только один Карамзин утверждал, что «без прошлого нет настоящего» и будущего? Что имеется в виду? Приведите свои примеры.

— Понравился ли вам эпиграф к сегодняшнему уроку? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Как соотносится данный эпиграф, с вашей точки зрения, с содержанием и идеей урока? 

III. Презентация книг современных авторов на историческую тему.

Подготовленный рассказ 3—6 учащихся о книгах современных авторов на историческую тему — из списка внеклассного чтения или помимо него.
Возможна компьютерная презентация, подготовленная совместно всеми выступающими и учителем. 
Обязательно нужно подготовить выставку книг с аннотациями к ним; два варианта:
I вариант — общая выставка из всех представленных книг;
II вариант — выставка, подготовленная каждым из выступающих самостоятельно, — к концу урока выстроится несколько стендов с книгами, которые школьники могут посмотреть после урока.

Дублирующие друг друга произведения на разных стендах будут говорить и о степени их популярности, и о том, что их можно купить в свободной продаже, и также о том, что выступающие не сговариваясь выделили эти книги из списка современных произведений.

IV. Рассказ учащегося о прочитанной книге. 

Свободный рассказ с элементами отзыва о книге Ю. П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей»[
8]. 

Возможно собственное иллюстрирование учеником прочитанного или его же компьютерная презентация.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 

Историческая тема издавна присутствовала как на уроках в начальной и средней школе, так и в круге детского чтения. Более того, отечественная воспитательная литература Средневековья возникла на основе литературы житийной, которая «положила начало первым историческим биографиям, художественным биографиям выдающихся людей на Руси и в России»[
9]. 

Учебные пособия XV—XVII веков включали в себя отрывки из летописей, пересказы древнерусских сказаний и рассказы об историческом прошлом Руси. Авторы таких пособий справедливо считали, что основы патриотизма необходимо закладывать в раннем детстве. Как отмечал в свое время профессор Ф. И. Сетин, «дети в Древней Руси воспитывались не только на Поучениях и Житиях. В круг их интересов входили исторические легенды о необыкновенных событиях прошлого, которые чаще всего передавались устно из поколения в поколение. Детям доступны были также краткие переложения Хронографов и отрывки из них, книги исторического содержания.

Уже в первой печатной книге для детей — в Азбуке Ивана Федорова, в ее изданиях 1578 г. и др., помещено произведение исторического содержания, так называемое „Сказание Черноризца Храбра“, в котором рассказывается о происхождении славянской письменности, о ее создателях Кирилле и Мефодии. Подобные статьи встречались и в рукописных книгах. В XVII веке чаще других встречается статья, которая представляла собой начало „Повести временных лет“. Ее читали дети и более поздних эпох» (Сетин Ф. И. История русской детской литературы, конец X — первая половина ХIХ в.: Учеб. для ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов. — М.: Просвещение, 1990. — С. 50.). Уже в Средние века на Руси книги для детей, включавшие в себя произведения на историческую тему, преследовали две цели — расширение кругозора читателей, знакомство их с всемирной и отечественной историей и углубленное изучение родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему, воспитание уважения к деяниям и верованиям предков. Безусловно, детским книгам, посвященным русской истории, отводилась главенствующая роль.

Характер исторической литературы для детей в XIX веке значительно изменился по сравнению с литературой Древней Руси и XVII—XVIII веков. Во многом этому способствовала Отечественная война 1812 года. Историческая литература для детей и юношества стала разнообразной по своей направленности, родам и жанрам, охвату материала, тематике и проблематике. Кроме переводной литературы для старших подростков и юношества, появилась оригинальная художественная литература для детей на историческую тему, исторические и биографические книги, популярная литература. В первой половине XIX столетия стал формироваться жанр исторической повести, одним из родоначальников которого считается Сергей Глинка, издавший «Русские исторические и нравоучительные повести» в трех частях (1810—1820). В 1817 году им же была издана «Русская история в пользу воспитания» в восьми частях, переизданная в 1823—1825 годах уже в четырнадцати частях.

«История государства Российского» (1816—1818), созданная 
Н. М. Карамзиным, не только породила моду на «историческое чтение», но и пробудила интерес к историческим корням русского народа, его духовности, его победам. Все это не могло не отразиться и на детской литературе. Так, в 1838 году издается книга «Живописный Карамзин» (в 3 частях), а ряд писателей создает свои произведения для детей, беря за основу капитальный труд Карамзина. В. Г. Белинский, пристально следивший за развитием детской литературы начала XIX века и часто рецензировавший произведения и журналы для детей, ценил как научно-художественную литературу, так и всю познавательную литературу в целом, выделяя в ней литературу историческую, считая ее школой гражданского воспитания. Здесь необходимо отметить, что литература для детей, посвященная истории и историческим деятелям прошлого, и в XIX, и в XX веке находилась как бы на стыке литературы художественной и познавательной. Однако зародившаяся в начале XIX столетия историческая повесть дала толчок к развитию исторической прозы во всей отечественной художественной литературе как для детей, так и для взрослых. Историческая повесть в большинстве своем органично вошла в состав научно-художественной литературы, которую высоко ценил В. Г. Белинский. Профессор Ф. И. Сетин заметил, что, «всемерно ратуя за знакомство детей с землей и ее минеральными богатствами, с растительным и животным миром, первое место среди научно-художественных книг критик отводил книгам о человеке, о путешествиях или просто ярким картинным описаниям земель и народов всего земного шара» (СетинФ.И. История русской детской литературы, конец X — первая половина XIX в. — М.: Просвещение, 1990. — С. 296.), их истории и мировосприятию.

Историческая литература, особенно литература о возникновении и становлении русской нации, государства Российского и о победах русского народа в битвах за Родину, в большинстве своем способствует формированию нравственного отношения к миру и людям, дает примеры героического поведения, развивает любознательность юного читателя, приучает его к чтению как таковому.

V. Пересказ прочитанного. Краткий пересказ нескольких эпизодов произведения Ю. П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей» (с целью заинтересовать тех учеников, кто еще книгу не читал, — данная задача поставлена перед пересказывающими; 
см. ниже начало книги.):

1-й эпизод — «Пленение Кукши»; 
2-й эпизод — «Жизнь Кукши в Скандинавских странах, у мурманов» (норвежцев); 
3-й эпизод — «Поход викингов на Рим»; 
4-й эпизод — «Кукша в Царьграде»;
5-й эпизод — «Кукша в Киеве».

VI. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 

— Итак, перед вами два рода презентации книг: обзорная презентация вышедшей сравнительно недавно литературы (5—10 лет) и презентация одной книги, заинтересовавшей ваших одноклассников. Какая из презентаций вам больше понравилась и почему? 

— Одинаковы ли цели этих презентаций книг? Аргументируйте свой ответ.

— Как вы считаете, необходимо ли во время представления книг использовать компьютерную презентацию? Всегда ли она уместна? Каковы цели компьютерной презентации? 
Цель компьютерной презентации — дать общее представление о чем-либо с «картинкой», вывести на экран термин или какие-то цифровые данные, которые на слух плохо воспринимаются и которые необходимо записать. Именно поэтому компьютерную презентацию хорошо использовать при обзорном представлении книг: можно показать те книги, которых нет на стенде, дать портреты их авторов, вывести дополнительные сведения. При представлении одной книги компьютерная презентация возможна, если учеником или учителем дается биография писателя, рассказывается о его творческом пути. В рассказе о самой книге должно присутствовать живое восприятие читавшего, хотя он сам, по своему желанию, также может сделать компьютерную презентацию о прочитанном — с подобранным видеорядом и музыкой.

— Расскажите, что вы узнали о Кукше — отроке 10—11 лет из словенского племени, жившего на реке Тихвине?

— Кого напоминает нам храбрый мальчик? 
(Героев древнерусских преданий и легенд. Героев повести Ю. П. Вронского «Юрьевская прорубь» и т. д.) 

— Что рассказывается в экспозиции романа о расселении славянских и угро-финских племен на Русском Севере? Как дополняет художественное произведение наши исторические сведения? Покажите на карте территорию расселения славянских и угро-финских племен.
(Карта географическая или историческая.)

— Когда происходит завязка действия сюжета произведения? 
(Приход варягов за данью в деревню Домовичи, борьба Кукши с варягами.) 

— Как вы думаете, каков сюжет этого произведения Юрия Вронского? 
(Приключенческий.) 

— Какие еще дополнительные исторические сведения мы получаем, путешествуя с варягами и Кукшей от Тихвины до Скандинавии? 
(Географические сведения — показать на заранее вывешенной в классе карте IX—XII веков, географической или исторической, расположение городов Ладоги и будущего Новграда. Расселение германских и угро-финских племен по берегам Балтийского (Варяжского) и Северного морей. Территория, занимаемая славянскими племенами в X веке. Исторические сведения — расселение угро-финских племен, по-славянски — чуди, на запад — эсты, на восток — племена чудь и весь, частичная ассимиляция со славянами. Завоевание варягами прибрежных народов, набеги на Гардарику — «страну городов», т. е. Русь. Этнографические сведения — население этих земель, их языки и обычаи. Причины исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции. Религиозные сведения — верования разных народов на различных ступенях их развития. Общность языческого мышления, появление и распространение христианства, общность христианского мышления.) 

— Тот, кто уже прочитал исторический роман Ю. П. Вронского, может ответить: изменяется ли характер отрока Кукши во время его странствий? Можем ли мы сказать, что характер дан в динамике?
(Частично — да, так как автор показывает и физическое, и духовное взросление героя, его мысли и переживания. Более того, во второй части уже появляется несобственно-прямая речь, когда трудно понять, где внутренняя речь персонажа плавно перетекла в размышления автора произведения. Так показано духовное возмужание Кукши, приведшее его к крещению в Византии и заставившее вернуться домой: от сытой и спокойной жизни в цивилизованном городе — Царьграде — к тяжелой жизни в деревеньке в северных лесах.)

— Расскажите, как развивается сюжет романа.

— Опишите встречу Кукши с Андреем Блаженным. Говорит ли писатель, что перед нами Андрей Первозванный? Почему? 

— Или, может быть, перед нами собирательный образ юродивого во славу Божию? Обоснуйте свой ответ. Можно зачитать главу шестую из второй части романа. 

— Что мы узнаем о жизни Рима и Царьграда в X веке? Как научно-художественные сведения дополняют наши познания? Какая картина мира предстает перед нашим мысленным взором? 
(Образная, красочная, яркая и интересная.)

— Как меняется главный герой с принятием крещения? Какие слова сразу же он принял как заповедь?
(«Нет большей любви, чем душу свою положить за други своя».) 

— Когда происходит кульминация в развитии сюжета?
(Часть четвертая — «Возвращение в Домовичи»: в Киеве заложили первые христианские храмы, братья Константин и Мефодий крестили народ, Кукша-Георгий решает возвратиться на родину и крестить своих соплеменников.) 

— Почему в романе такая длительная развязка действия?
(Это соответствует исторической и географической правде — путь из Киева сначала на реку Волхов, затем на Неву, а потом уж и на Тихвину далек, долог и труден, к тому же попутно автор рассказывает нам историю волжских булгар, говорит о расселении тюркских, славянских и угро-финских народов на восток.)

— Понравилось ли вам окончание романа Юрия Петровича Вронского? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения? 

VII. Сообщения учащихся.

Сообщения готовятся восьмиклассниками самостоятельно с предварительным написанием текста и подготовкой возможной презентации для проверки учителем до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая. 
Сообщение 1. Народы Русского Севера в X—XII вв. 
Сообщение 2. Верования и быт восточных славян до Крещения Руси. 
Сообщение 3. Кто такие варяги и как они пришли на Русскую землю.
Сообщение 4. Крещение Руси солунскими братьями — чернецом Мефодием и священником Константином. 

VIII. Творческая работа. Мини-сочинение: 

«Чему учит нас история?»;
«...Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем» (Н. М. Карамзин);
«Моя любимая книга об истории Отечества». 

IX. Домашнее задание.

Для всего класса: 
— к следующему уроку внеклассного чтения прочитать повесть Р. П. Неймантаса «По следам солнечного камня».

Следующие уроки: 
В мире русской народной песни >>> 

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. 
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной.
Об уроках 82—85: методику проведения уроков 82—85 автор предлагает разработать самостоятельно, воспользовавшись видами деятельности учителя и учащихся, предложенными на с. 394—398 данного пособия. — Ред. 
См. ниже. 

Писатель Юрий Петрович Вронский (1927–2008) написал несколько повестей про Кукшу: «Необычайные приключения Кукши из Домовичей», состоящую из двух частей: «Кукша — варяжский пленник» и «Кукша в Царьграде», из-во «Детская литература», Москва 1974.
Фильм по первой части «И на камнях растут деревья» вышел в прокат в 1985 г. Книгу сканировали в 90-х годах. Автор сделал продолжение из 2-х частей. Отдельно они не издавались, и только в 2006 году вышла книга «Странствие Кукши. За тридевять земель» (в некоторых источниках заглавие состоит из одной фразы без точки), которая включает первые две части плюс две новые: «Киевское крещение» и «Возвращение в Домовичи». В 2011 году книгу отсканировали (без распознавания) и выложили в интернет в формате PDF.
Кроме добавления двух новых частей, автор (а может историк, который сам себя называет «очень грамотным редактором» и рекомендует ее в качестве пособия по изучению русской истории) сделал немало правок в первых двух частях. Самое большое изменение — новая глава во II-й части, «Как Андрей на небе побывал». Существенно расширена глава I.37, «Взятие города». Особенно много замен в именах: «Афанасий» превратился в «Епифания», «Свавильд» в «Свана», «Сигне» в «Сигню», «Аскольд» в «Оскольд», река «Ека»,

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем

Надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем

Мы предлагаем для рассмотрения варианты интегрированных уроков в рамках цикла уроков внеклассного чтения по литературе

Мы предлагаем для рассмотрения варианты интегрированных уроков в рамках цикла уроков внеклассного чтения по литературе

Н. М. Карамзин сказал такие слова: «

Н. М. Карамзин сказал такие слова: «

Руси. Авторы таких пособий справедливо считали, что основы патриотизма необходимо закладывать в раннем детстве

Руси. Авторы таких пособий справедливо считали, что основы патриотизма необходимо закладывать в раннем детстве

XIX, и в XX веке находилась как бы на стыке литературы художественной и познавательной

XIX, и в XX веке находилась как бы на стыке литературы художественной и познавательной

Расскажите, что вы узнали о Кукше — отроке 10—11 лет из словенского племени, жившего на реке

Расскажите, что вы узнали о Кукше — отроке 10—11 лет из словенского племени, жившего на реке

Андрей Первозванный? Почему? —

Андрей Первозванный? Почему? —

Для всего класса: — к следующему уроку внеклассного чтения прочитать повесть

Для всего класса: — к следующему уроку внеклассного чтения прочитать повесть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020