Представленный материал предназначен для использования при изучении курса Истории России в 8 и 10 классах по теме “ Русская культура первой половины 19 века”. Дополнительно может использоваться на уроке по Мировой художественной культуре при изучении архитектурного стиля поздний классицизм-ампир.
Цель урока: сформировать целостное представление о развитии архитектуры в первой половине 19 века.
Задачи:
• повышать уровень познавательных способностей учащихся;
• деятельное освоение материала;
• воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм, повышать уровень общей культуры;
Новые термины: ампир, “московский ампир”, ”петербургский ампир”
Новые имена: А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, О.Бове, ДЖилярди, А.Григорьев.
Форма проведения: Комбинированный урок получения новых знаний с использованием обучающей презентации, входного и итогового контроля знаний с элементами технологии развивающего мышления.Урок проводится в компьюторном классе.
Русская архитектура первой половины XIX века
Представленный материал предназначен для использования при изучении курса Истории России в 8 и 10 классах по теме “
Русская культура первой половины 19 века”. Дополнительно может использоваться на уроке по Мировой художественной
культуре при изучении архитектурного стиля поздний классицизмампир.
Цель урока: сформировать целостное представление о развитии архитектуры в первой половине 19 века.
Задачи:
повышать уровень познавательных способностей учащихся;
деятельное освоение материала;
воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм, повышать уровень общей культуры;
Новые термины: ампир, “московский ампир”, ”петербургский ампир”
Новые имена: А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, О.Бове, ДЖилярди, А.Григорьев.
Форма проведения: Комбинированный урок получения новых знаний с использованием обучающей презентации, входного и
итогового контроля знаний с элементами технологии развивающего мышления.Урок проводится в компьюторном классе.
1 этап. Мотивация
Ход урока
Темой работы является русская архитектура I половины XIXвека, архитектура ампира. Этот стиль был яркой, но короткой
страницей в истории русской и западноевропейской архитектуры.
В России он утвердился после победы в войне 1812года, когда российское общество переживало подъём, единение всех
жителей государства, поэтому архитектурный стиль нёс с собой пафос героизма, утверждение силы человеческого разума,
мощи государства. Он был проникнут жизнеутверждающим, победным духом, то есть содержал в себе созидательное начало.
Учебная задача
Величественная и гармоничная архитектура ампира первой половины XIX века не теряет своей привлекательности и сегодня,
в чём же состоит секрет её вечной молодости? Можно ли назвать первую половину 19 века “золотым веком” русской
архитектуры?
2 этап. Активизация знаний
А начнем мы с повторения , с решения вводного теста ,чтобы вспомнить в каких исторических условиях развивалась русская
культура первой половины 19 века.3 Этап. Основная часть урока
Работа с обучающей презентацией
Сегодня мы с вами узнаем, как развивалась архитектура в первой половине XIX века в Российском государстве.
Изучения этой темы будет по плану.
План:
1. Ампир: происхождение и особенности.
2. Петербургский ампир:
А.Н.Воронихин,
Ж.Тома де Томон,
А. К.Росси,
О .Монферран.
3. Московский ампир: О.Бове, Д.Жилярди, А.Г.Григорьев.
4. Заключение, проверочный тест.
Работать на уроке вы будите каждый самостоятельно перед каждым учеником на экране комьютера обучающая презентация
.Внимательно изучайте ее по завершении изучения переходите к выполнению контрольных вопросов теста
Контрольные вопросы тестаЕсли результаты итогового теста не удовлетворительны, то учащиеся обращаются к материалупамятке, после изучения
которого, повторяют попытку решить тест.
4. Заключительный этап
Учащиеся коротко формулируют, усвоенные на уроке особенности развития архитектуры в первой половине 19 века
В архитектуре классицизм трансформировался в “ампир”, сочетавший строгость линий и богатство украшений.
После войны 1812 г. Москва и Петербург подверглись детальной перестройке. В Петербурге сформировались Дворцовая и
Сенатская площади, в Москве – Театральная.
Значительный вклад в архитектуру Петербурга внесли А.Захаров (Адмиралтейство), А.Воронихин(Казанский собор, здание
Горного института, К.Росси (Русский музей, Дворцовая площадь и Генштаб, ансамбль Мариинского театра, здание Сената и
Синода О..Монферран (Иссакиевский Собор, Александровская колонна)
В Москве в стиле ампир работали О. Бове (реконструированная Красная площадь, Большой театр Триумфальная арка,)
Д.Жилярди (здание Московского университета, Дом Луниных.)
В 30е г. единый стиль распадается, появляется эклектика или историзм.После этого возвращаемся к учебной задаче и пытаемся ответить на вопрос поставленный в начале урока
В чём же состоит секрет вечной молодости архитектуры 1 половины19века?? Можно ли назвать первую половину 19
века “золотым веком” русской архитектуры?
Путешествие в мир архитектуры первой половины XIX века, убеждает в том, что талантливые произведения, создаваемые в
любом архитектурном стиле, существуют вне времени и продолжают волновать современного человека. Архитектура ампира –
живой источник творческих идей!
Эти великолепные произведения архитектуры ездят смотреть в Россию так же , как мастеров Ренессанса в Италию.