"Русская бытовая культура XVII века"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Русская бытовая культура XVII века" Цели: • образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия. • развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков работы с текстом и предметным материалом. • воспитательная: воспитание уважительного отношения к традиционным ценностям. Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи; формирование эмоционального отношения к предмету, развитие коммуникативной культуры.
Иконка файла материала Русская бытовая культура XVII века.doc
"Русская бытовая культура XVII века" Цели:    образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми  изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия. развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков работы с текстом и предметным материалом. воспитательная: воспитание уважительного отношения к традиционным ценностям. Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи; формирование  эмоционального отношения к предмету, развитие коммуникативной культуры. Вступление (3 минуты) Бытовая культура – это культура повседневности. Бытовая культура это дом, предметы обихода, одежда, кухня, то есть всё  то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью предков приближает далёкое  прошлое, делает Великое более понятным и доступным. Дошедшие до нас предметы быта сохранили живое дыхание истории,  прикосновение к ним – это приглашение в увлекательное путешествие. Пункт назначения нашего путешествия – XVII век. 1. Проверка домашнего задания (7 минут) Ход урока Историю и культуру творят люди: богатые и бедные, облечённые властью и совершенно бесправные, то есть, представители  разных сословий. Повторим предыдущую тему «Сословия в XVII веке». Тест 1. Найдите ошибки в тексте: Приложение 1. Слайд       2. В XVII позиции дворян были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало боярство. Введение  местничества окончательно лишило дворян возможности быстрого продвижения по службе. Приложение 1. Слайд       3. Правильный текст: В XVII позиции бояр были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало  дворянство. Отмена местничества в 1682 году дала дворянам возможность быстрого продвижения по службе.  . Кто из представителей сословий является лишним в этом ряду? Тест 2   Правильный ответ: лишний – крестьянин, так как все остальные – городские жители. 2. Изучение нового материала  Работа с инсталляцией (10 минут) Крестьянский быт – это большая тема в истории культуры. Сегодня мы рассмотрим отдельные фрагменты повседневной  жизни крестьян, используя возможности кабинета истории. em>Каждая группа получает задание для работы с инсталляцией. Инсталляция 1    . Выберите предмет, который использовался для освещения жилища. Каким образом? Решение задачи: это светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили  корыто с водой. Инсталляция 2   готовили из оставшихся продуктов?  . Какие продукты (из тех, что представлены в инсталляции) не могли быть на столе россиянина в XVII веке. Что Решение задачи: картофель появляется в России только в XVIII веке. Остальные овощи чаще всего па?рили в печке. Такой  способ приготовления не требовал большого труда, поэтому возникла поговорка: «проще пареной репы». Инсталляция 3    . Как называется предмет? Определите его назначение. Решение задачи: это сельскохозяйственное орудие труда, которое называется цеп. Цеп использовался для обмолота зерна.Инсталляция 4    . Расположите друг против друга растения и продукты из них. Решение задачи: колосья ржи – каравай чёрного хлеба; колосья пшеницы – каравай белого хлеба; стебли льна – волокно, из  которого пряли нить, а затем ткали полотно. Работа с презентацией (15 минут)   Крестьянская жизнь текла медленно. Новое быстрее проникало в быт горожан. Отправимся в Москву вместе с иностранными  послами. Слайд. А. М. Васнецов. Мясницкие ворота (Москва       XVII века) В тот же день послы записали свои первые впечатления. Задание. В пяти­шести предложениях опишите, какой гости увидели Москву XVIIвека. Примерный ответ: Русская столица – большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Богатый  человек носит цветную одежду из дорогих тканей, а передвигается по городу в расписном возке, запряжённом несколькими  парами лошадей. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами.  Церквей в Москве не счесть. Много богатых каменных палат, но большинство москвичей живут в деревянных хоромах,  которых в столице более половины. Действительно, даже состоятельные горожане предпочитали жить в деревянных домах, особенно зимой: тепло и привычно.  Войдём в горницу традиционного русского дома. Слайд. В горнице древнерусского дома Удивительное впечатление тепла и уюта. Здесь очень много подробностей и непривычных предметов убранства. Остановим  наше внимание на самом главном. В слайде последовательно выделяются отдельные объекты и выслушиваются предположения учащихся по поводу их  назначения и особенностей. Объект 1. «Печь с лежанкой изразцовой». Уточним: изразец – керамическая плитка, покрытая цветным узором, которую использовали  для облицовки печей (кафель); лежанка – спальное место для детей и стариков; Объект 2. Художественно­оформленный светец. Объект 3. Окна, в которые вставлены разноцветные кусочки полупрозрачной цветной слюды. Одно из окон закрыто ставней. В  XVII веке ещё не знали двойных рам, поэтому зимой приходилось часть окон закрывать наглухо. Объект 4. Иконы в красном углу. В красный угол всегда сажали самого почётного гостя. Объект 5. Обязательный предмет мебели – сундук. В этом сундуке хранится приданое, предназначенное для свадьбы дочери.  В данный момент, видимо, происходит примерка нарядов и украшений. Вопрос. Имеются ли в горнице предметы, назначение которых вам непонятно? (Учащиеся по очереди с места лазерной указкой  показывают заинтересовавший их предмет или деталь. Далее следуют комментарии учителя). Вопрос    . Предположите, каким был уровень достатка людей, живших в этом доме? Примерный ответ: Просторная горница, изразцовая печка, окна со вставками из цветной слюды, многочисленные и красивые  предметы быта говорят нам о том, что в этом доме жили весьма состоятельные люди. Одежда богатых сословий, в отличие от  простонародья, тоже была более разнообразной. Приложение 1. Слайд 4. Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.  Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом­запястьем. Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу. Летник ­ вид женской одежды, в зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи. Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщинызакрывали голову платком­убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую. Кафтан­ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая  на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и подчёркивала пренебрежение к физическому труду.  Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава». Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно­бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства. XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с  Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей. Вопрос. Что изменилось в убранстве древнерусского дома в XVII веке? Слайд. В горнице древнерусского дома 2 Предполагаемые ответы: кресло, скамейка­банкетка европейской работы; на стене картины; на столе привозная посуда. Добавим, что в интерьере богатых домов можно было увидеть зеркала, часы, географические карты, шахматы. Постепенно  новое проникало в быт богатого купечества. Слайд. А. Рябушкин. Семья купца (Закрепление изученного материала: в слайде последовательно выделяются те элементы мужского и женского  костюма, о которых говорилось выше). Вопрос    . Какие изменения происходят в женском костюме? Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя. Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского  происхождения. Карта, демонстрирующая расширение торговых связей России с европейскими государствами и со странами востока.  Торговые связи – основной фактор изменений в бытовой культуре городских сословий. Слайд.