Русская Голгофа

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русская Голгофа И сказал Господь: Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли:(Бытие, 4,10) Цель учебного занятия: обобщить и систематизировать ранее полученные знания о массовых репрессиях в СССР, событиях и итогах и в процессе дискуссии подвести учащихся к выводу о том, что репрессии стали одной из величайших трагедий СССР. Сталинский ГУЛАГ конца 1920-х - первой половины 1950-х гг. оказался достаточно сложной, четко продуманной, безжалостной и беспощадной системой крепостного (рабского) труда для миллионов граждан СССР. Жестокость и насилие ГУЛАГА, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства негативно сказались на морально-психологическом состоянии общества и на тенденциях его развития. Способствовать становлению ценностных ориентаций учащихся на мир, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Иконка файла материала Русская Голгофа.doc
Русская Голгофа И сказал Господь: Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли:(Бытие, 4,10) Цель учебного занятия: обобщить и систематизировать ранее полученные знания о массовых репрессиях в СССР, событиях и  итогах и в процессе дискуссии подвести учащихся к выводу о том, что репрессии стали одной из величайших трагедий СССР.  Сталинский ГУЛАГ конца 1920­х ­ первой половины 1950­х гг. оказался достаточно сложной, четко продуманной,  безжалостной и беспощадной системой крепостного (рабского) труда для миллионов граждан СССР. Жестокость и насилие  ГУЛАГА, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства негативно  сказались на морально­психологическом состоянии общества и на тенденциях его развития. Способствовать становлению ценностных ориентаций учащихся на мир, к правам и свободам человека, демократическим  принципам общественной жизни. План занятия 1. Предпосылки и причины создания ГУЛАГа (повторительно­обобщающая беседа, актуализирующие задания). 2. "Большой террор" (обобщающая беседа с элементами эвристики на основе документа и статистической таблицы). 3. Репрессии в истории СССР ХХ века (дискуссия). 1.1. Повторительно­обобщающая беседа, актуализирующие задания. Слово и понятие "ГУЛАГ" вошло в наш обиход с  появлением книги "Архипелаг ГУЛАГ", которая несмотря на то, что была впервые издана на Западе в 1973 г., широко  распространялась в Самиздате. С тех пор "ГУЛАГ" стал синонимом лагерей и тюрем сталинского режима, обобщенным  символом советского тоталитарного строя. Обычно "гулаговский" период советской истории относят к 1934 ­ 1956 гг. Но,  конечно, ГУЛАГ (Главное управление исправительно­трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) появился не  в середине 30­х. Карательный отдел Народного Комиссариата юстиции был образован в мае 1918 г. Сколько человек  перемолола эта чудовищная мясорубка, сказать трудно: историки до сих пор спорят на эту тему. За редким исключением, историки традиционно рассматривают отдельные, наиболее известные, аспекты этой проблемы:  раскулачивание, "большой террор", депортации народов и т.д., избегая общего взгляда на нее. На сегодняшний день в связи с открытием многочисленных архивных фондов мы можем лучше обозначить различные  направления и методы сталинской репрессивной политики. Характерной чертой репрессий была как крайняя жестокость, так  и непредсказуемость. "Откуда такая забота о враге? Подохнет, туда ему и дорога, воздух чище будет". (Н.И. Ежов). 1.Выскажите предположение, почему стало возможным проведение репрессивной политики. Что на ваш взгляд значит "забота  о враге"? 2. Подумайте, каким образом на мироощущение и настроение советских граждан повлияла вера в идеалы советской эпохи  Сталина. Каким образом эти факторы обусловили развитие репрессивной политики в СССР? 3. Прокомментируйте это высказывание. Какую идею оно выражало? Какие чувства и настроения внушало? Какие слои  общества более других оказывались подверженными этой идеологической пропаганде. 1.2. Прокомментируйте данные статистической таблицы "Справка спецотдела МВД СССР о количестве арестованных и осужденных органами ВЧК­ОГПУ­НКВД­МГБ СССР в 1930­1953 гг." (фрагмент справки, относящийся к 1937­1938  гг.). а) демографический:    сколько людей погибло в ходе репрессий 1937­1938 гг.? какая часть населения заметно сократилась? каковы социально­демографические и социально­экономические последствия этих потерь? б) социально­экономический:   какова доля потери страны? каково в каждом случае соотношение безвозвратных потерь (убитые) и косвенных (лишение свободы)? чем, на ваш взгляд, эти пропорции объясняются в каждом конкретном случае? Чем это можно объяснить? в) социально­этической: Какое значение, по­вашему мнению, имело бы в послевоенные годы обнародование этих данных? Какое значение эти данные  имеют в наше время? Вопросы для дискуссии 1. Почему репрессии против собственного народа вошли и наложили свою смертоносную печать на всю историю ХХ века? 2. Стал ли ГУЛАГ обобщенным символом советского тоталитарного строя? Почему вы так думаете? 3. "Ключевые моменты и главные этапы эволюции репрессий, которые в течение четверти века способствовали отправке в  лагеря или в ссылку около 25 млн. мужчин, женщин и детей". (I том "История сталинских репрессий"). Как вы думаете, как ГУЛАГ (точка отсчета) воспринималась жителями СССР или возможно населением других стран мира  тоже? Циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним Анализ источника №53 20 апреля 1935 г.  Совершенно секретно Хранить наравне с шифром № 1/001537 ­ 30/002517 Всем прокурорам союзных республик, краевым, областным, военным, транспортным, железнодорожным прокурорам,  прокурорам водных бассейнов; прокурорам спецколлегий, прокурору г. Москвы. Всем председателям верховных судов,  краевых, областных судов, военных трибуналов, линейных судов; судов водных бассейнов, председателям спецколлегий  краевых, областных и верховных судов, председателю Московского городского суда. Ввиду поступающих запросов, в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля с.г. "О мерах борьбы с преступностью  среди несовершеннолетних", разъясняем: 1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст. 1 указанного постановления, относится также и высшая мера  уголовного наказания (расстрел). 2. В соответствии с этим надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 "Основных начал уголовного  законодательства СССР и союзных республики и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК  РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 10­летнего  возраста, не применяется. 3. Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрел) может иметь место лишь в исключительных случаях и что  применение этой меры в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль,  предлагаем всем прокурорским и судебным органам предварительно сообщать прокурору Союза и председателю Верховного  Суда СССР о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых  возможно применение высшей меры наказания. 4. При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры  наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных) судах в общем порядке. Прокурор Союза ССР  Вышинский Председатель Верховного суда СССР  Винокуров ГА РФ Ф Р­8131 Оп 38 Л 6 П 47а Подлинник 1. Своими словами охарактеризуйте и кратко передайте содержание данного источника. 2. Обратите внимание на дату этого документа. Какие события в это время происходили в Советском Союзе?3. Приведенный ниже перечень последствий политических репрессий соотнесите с наиболее чувствительными к ним слоями  населения и объясните свой ответ. Внесите в этот перечень другие явления, важные с точки зрения, например, ветеранов и  инвалидов, подростков и молодежи, вдов и т.д. Последствия политических репрессий в СССР Последствия репрессий в СССР Наиболее уязвимые слои  населения Отмечен рост радикальных  настроений Экономическая разруха Моральная деградация в обществе, настроения  упадка и пессимизма Массовая безработица Неполные семьи Рост конфликтности в обществе и радикальных  настроений :                         Домашнее задание: подготовьте мультимедийную презентацию на тему "Архипелаг ГУЛАГ: человек и общество". В  зрительный ряд можно включить репродукции, ресурсы веб­сайтов и иллюстрации в "История России ХХ века".