“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально – гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.
Цель предлагаемого курса: - формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.
Предназначение программы. Данная программа может быть использована для учащихся 8-х классов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Актуальность предлагаемого курса определяется, прежде всего тем, что в современном мире массовая культура вошла в повседневную жизнь практически каждого человека. Она культивирует идеи приоритете материальных ценностей над духовными, культ силы и насилия, сексуальной распущенности и вседозволенности, социальной нетерпимости и др.
В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности, высокие духовные истины красоты, добра и любви.
Русская художественная культура первой половины XIX века
Пояснительная записка
“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” одним из приоритетных направлений
образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного
потенциала и социально – гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей
гражданского общества, становлению личности ученика.
Цель предлагаемого курса: формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре первой
половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества,
воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.
Предназначение программы. Данная программа может быть использована для учащихся 8х классов. Занятия проводятся по
1 часу в неделю.
Актуальность предлагаемого курса определяется, прежде всего тем, что в современном мире массовая культура вошла в
повседневную жизнь практически каждого человека. Она культивирует идеи приоритете материальных ценностей над
духовными, культ силы и насилия, сексуальной распущенности и вседозволенности, социальной нетерпимости и др.
В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и
сострадание, чувство сопричастности, высокие духовные истины красоты, добра и любви.
Задачи курса:
1. Показать русскую художественную культуру первой половины XIX века как часть мировой художественной
культуры.
2. Дать представление об историческом опыте русского и других народов России, его миропонимания, национальный
менталитет, религиозные, философскоэтические, эстетические установки.
3. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства
раскрыть особенности художественногообразного мышления великих русских мастеров.
Методы преподавания.
Ведущая роль в преподавании данного курса отводится активным, творческим методам обучения, педагогическому
сотворчеству учителя и учащихся, поисковоаналитической работе.
Структура программы.
В основу программы курса положены два принципа – историзма и тематизма. Принцип историзма позволяет выявить истоки и
наиболее значимые этапы развития отечественных культурных традиций первой половины XIX века. Принцип тематизма
концентрирует внимание учащихся на творчестве великих русских мастеров.
Программа состоит из введения и семи тем.
Тема №1. “Золотой век”. Эпоха Пушкина и ее расцвет.
Тема №2. “Две музы, две сестры родные” (музыка и поэзия первой половины XIX века.)
Тема №3. Драма жизни на сцене театра.
Тема №4. Пути развития русской живописи.
Тема №5. Городская культура половины XIX века.
Тема №6. Народная самобытная культура русской деревни.
Тема №7. Основные направления развития архитектуры и градостроительства половины XIX века.
Учебнотематический план курсаТема Занят
Тема
ия
1
24
I
II
56
Введение. Историческая характеристика эпохи. Усиление
свободомыслия. Идеи декабристов. Брожение умов 4050х гг. XIX
века.
Тесная связь развития философских и эстетических учений.
Отражения в искусстве взлетов и падений, открытий и
заблуждений своего времени.
“Золотой век”: Эпоха Пушкина и ее расцвет. Становление новой
художественной картины мира. Классицизм в литературе,
архитектуре, музыке начала XIX век. Специфика русского
менталитета. А.С. Пушкин и русское искусство. Роль пушкинского
наследия в разных видах искусства.
“Две музы, две сестры родные”.
М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Тема человеческой
гордыни и демонизма в творчестве поэта. В.А.Жуковский и его
философскорелигиозная проблематика. Философская лирика
“легкой” поэзии. Романсы. Сентиментальные образы в музыке
Глинки М.И., А.А.Алябьева, А.Е.Варламова.
III
78
Драма жизни на сцены театра. Развитие театра в первой половине
XIX века. Рождение Большого и Малого театров. Александринка.
Мочалов П.С. и Щепкин М.С. – великие мастера перевоплощения.
IV
910
Пути развития русской живописи. Становление новых жанров в
изобразительном искусстве: на перепутье классицизма и романтизма.
А.О.Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, С.Ф.Щедрин,
К.П. Брюллов, А.А.Иванов.
V
1112
Городская культура первой половине XIX века. Особенности
городского фольклора; быт, культура средних слоев общества.
VI
1314 Народная самобытная культура русской деревни, ее особенность.
VII
1516 Основные направления развития архитектуры и градостроительство.
Русский ампир, его особенности. Наиболее яркие памятники
архитектуры. Руссковизантийский стиль. К.А.Тон.
Итоговое занятие
Содержание курса.
Кол
во
часо
Форма
проведения
в
1
3
2
2
2
2
2
2
1
Лекция
Лекция,
Семинар,
Творческие
работы.
Лекция, творческие
работы.
Лекция, творческие
работы.
Лекция, творческие
работы.
Посещение
художественной
школы.
Лекция.
Лекция, посещение
музея.
Лекция, творческие
работы.Введение. Сопротивление идеологии крепостного строя и деспотической форме правления в русском обществе. Усиление
свободомыслия после победы в Отечественной войне 1812 года. Идеи декабристов. Тесная связь философских и эстетических
учений. Отражение в искусстве взлетов и падений, открытий и заблуждений своего века.
Тема №1. “Золотой век”. Эпоха Пушкина и ее расцвет. Противостояние государственных и свободолюбивых тенденций в
общественном сознании. А.С.Пушкин и русское искусство. Философские мировоззрения поэта. М.И.Глинка и образ русского
народа. Русский ампир. Сочетание монументальности, ясности с праздничностью и торжественностью Росси К.И., Воронихин
А.М.
Тема №2. “Две музы, две сестры родные” (музыка и поэзия первой половины XIX века.) Многогранный внутренний мир
человека, его лирические переживания и чувство в произведениях представителей русского романтизма. М.Ю.Лермонтов,
А.Н.Рубинштейн, М.А.Врубель, А.Н.Скрябин. “Легкая” поэзия души. Ф.И.Тютчев, К.АБатюшков, Е.А.Баратынский,
А.А.Алябьев, А.Е.Варламов.
Тема №3. Драма жизни на сцене театра. Развитие театра первой половины XIX века. Создание Большого (1824) и Малого
театров. А.Н.Островский – “отец” театрального реализма. Великие русские актеры П.С.Мочалов и М.С.Щепкин. Русская
режиссерская школа.
Тема №4. Пути развития русской живописи. Пути развития русской живописи. Становление новых жанров в изобразительном
искусстве: на перепутье классицизма и романтизма. Обращение художников к миру чувств и переживаний. Творческий облик
О.А.Кипренского. Романтические мотивы творчество В.А.Тропинина. Жанровая живопись. Романтические представления о
вольной жизни – А.Г.Венецианов, С.Ф.Щедрин. Мир живописи К.П.Брюллова. Обновление художественной образности.
А.А.Иванов и его философскорелигиозные взгляды, библейские сюжеты.
Тема №5. Городская культура половины XIX века. Формирование пласта культуры народа. Быт города, городской фольклор.
Городские праздники. Особенности и неоднородность культуры городских слоев населения.
Тема №6. Народная самобытная культура русской деревни. Особенности формирования деревенской культуры. Быт деревни,
деревенский фольклор, праздники, обряды.
Тема №7. Основные направления развития архитектуры и градостроительства половины XIX века. Зодчество первой
половины XIX века. Русский ампир и его отличительные черты. Наиболее яркие памятники ампира. Русские зодчие – Захаров
А.Д., Воронихин А.М., Росси К.И. “Руссковизантийский стиль” К.А. Тон.
Литература:
1. Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX в. – Л., 1979.
2. Васина – Гроссман В.А. Музыка поэтисекое слово. – М., 1978.
3. Верещагина А. Художник. Время. История: Очерки русской исторической живописи XVII XX в. – М., 1983.
4. История русского драматического театра. – М., 1980, т.5,6.
5. Мезенцев П.А. История русской литературы XIXв. – М., 2001.
6. Русское общество 30х гг. XIXв.: Люди и идеи. Мемуары современников – М., 1989.
7. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение – Л., 1975
8. Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия. – М., 1989.
9. Федосюк Ю.А. Энциклопедия русского быта XIX века. – М., 1998.