Русская литература 10 класс Внеклассное чтение: И. Одоевцева. «На берегах Невы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Внеклассное чтение : И. Одоевцева. «На берегах Невы Цель урока: расширять кругозор учащихся; прививать интерес к художественному творчеству; познакомить с биографией поэтессы и ее творчеством; вспомнить порядок анализа поэтического произведения; закрепить навыки анализа поэтического текста, приемы, размеры, рифму и стилистику стиха Ожидаемый результат: познакомятся с любовной лирикой русской поэтецы
Иконка файла материала 63.docx
Дата:                                                                                                     Класс: 10    урок 63 Тема: Вн. чт.: И. Одоевцева. «На берегах Невы Цель урока:  проверить уровень знаний, полученных учащимися в течение данного времени; развивать  навыки грамотного письма, самостоятельность при выполнении работы Ожидаемый результат: познакомятся с любовной лирикой русской поэтессы Деятельность учителя 3  мин. 5  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  II. Проверка домашней работы. С помощью метода  «Ромашка Блума» осуществляет  проверку домашней  работы.  ­  20  мин. III. Актуализация знаний. С помощью метода  «Кластер» осуществляет усвоение нового материала.   Деятельность  обучающихся Ученики осмысливают поставленную цель.  Делятся на группы. Ученики  демонстрируют свои  знания. Отвечают на  разноуровневые  вопросы. Составляют кластер.  Ученики составляют  хронологическую  таблицу.  наглядности пазлы Ромашка  Блума Бумага А4 Учебник Урок внеклассного чтения «Образ Петербурга в  мемуарах Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» (10  класс) Разработка – Анохиной Светланы Валерьевны,  учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №  17» п. Рефтинский Слово учителя: ­ Сегодня мы  обратимся к Петербургу Ирины Одоевцевой. Вы  прочитали ее книгу «На берегах Невы», но сначала  давайте немного поговорим о биографии Одоевцевой.  Ирина Владимировна Одоевцева (Ираида Густавовна  Гейнике) родилась в Риге в семье адвоката. Она входила  во второй «Цех поэтов», в группу «Звучащая раковина»,  где пользовалась особой благосклонностью Николая  Гумилева. Первое стихотворение опубликовано в 1921 г.  В 1923 г.выехала вслед за мужем, поэтом Георгием  Ивановым, за границу, поселившись сначала в Берлине,  затем в Париже, где прошла большая часть ее жизни.  Одоевцева печатала стихи в различных журналах, но  переключилась главным образом на прозу (романы  «Ангел смерти», 1927; «Изольда», 1931; «Оставь  надежду», 1954 и др.). К стихам она вернулась уже в  послевоенное время, выпустив несколько небольших  сборников, включавших наряду с новыми текстамипереработанные редакции ранних произведений. В  Париже написана также мемуарная дилогия И.  Одоевцевой «На берегах Невы» и «На берегах Сены». В  начале 60­х годов И.Одоевцева приступила к работе над  книгой воспоминаний «На берегах Невы». В  «Предисловии» она писала: «Я пишу не о себе и не для  себя, а о тех, кого мне было дано узнать «на берегах  Невы». Одоевцева с истинным поэтическим даром  рассказывает о том, какую роль в жизни революционного  Петрограда занимал «Цех поэтов», дает живые образы Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Белого, Г. Иванова и  многих других, с кем тесно была переплетена ее судьба.  В 1987 г. Ирина Одоевцева вернулась в Петербург (еще  Ленинград), успела увидеть издание своих произведений  на родине. Каким же предстаёт Петербург в дневнике  Одоевцевой? Ученики: ­ Город на Неве много значил в  жизни и творчестве Ирины Одоевцевой. Она говорила  про Петербург «Мой город». Одоевцева отразила в  мемуарах свои впечатления о Петербурге, всё, что  помнила: встречи с дорогими ей людьми,  предреволюционные события. Учитель: Давайте зачитаем отрывок из мемуаров: «Зима 1919 – 1920 годов. Очень  холодная, очень голодная, очень чёрная зима. Я каждый  день возвращаюсь поздно вечером из Института Живого  слова одна. По совершенно безлюдным, тёмным – « хоть  глаз выколи»,­ страшным улицам. Грабежи стали  бытовым явлением. С наступлением сумерек грабили  всюду. В полной тишине, в полной темноте иногда  доносились шаги шедшего впереди. Я старалась  приблизиться к ним. Мне и в голову не приходило, что  сейчас может вспыхнуть свет и раздастся грозное: «  Скидывай шубу!», мою котиковую шубу с горностаевым  воротничком. Я её очень любила. Не как вещь, а как  живое существо, и называла её Мурзик. Январь 1919  года. Голодный, холодный, снежный январь. Но до чего  интересно, до чего весело! Я поступила на литературное  отделение. Но занималась всем чем угодно и кроме  литературы: слушала Луначарского, читавшего курс  эстетики, Кони, самого Всеволодского и делала  ритмическую гимнастику. Несмотря на все трудности  люди старались жить так, чтобы потом, оглянувшись  назад, было о чём вспомнить. <…> Лето 1919 г. Очень  жаркое лето. Дни казались бесконечно длинными. <…> А жить в Петербурге в те дни было нелегко. В  кооперативных лавках выдавали мокрый, тяжёлый хлеб,  нюхательный табак и каменное мыло даром. На  Бассейной мешочники и красноармейцы предлагали  куски грязного сахара, держа его для приманки на  грязной ладони, и покупатели, осведомляясь о цене,  ощупывали кусок сахара и, не сойдясь в цене, клали его  обратно. Правила гигиены, всякие микробы и миазмы,  которых так опасались прежде: « Не трогай деньги!10  мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум»  проводит закрепление урока. 5  мин.  2  мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия  «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить. ­ Что тебе понравилось? ­ Что было трудным для тебя? ­ Что ты смог сделать без труда? VI. Домашнее задание. Объясняет особенности  выполнения домашней работы.  Выучить на выбор любое  стихотворение А. А. Фета наизусть. Учащиеся делают  внутренний и внешний круг. Проводят  обсуждение по  творчеству поэта. Оценивают работу  своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. стикеры оценочный  лист Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________  ______________________________________________________________________

Посмотрите также