Русская литература. 4 класс. Урок 35. Краткосрочный план.
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
09.05.2018
Тема Былина. Как Илья Муромец из Мурома богатырем стал Урок 35
Цель познакомить учащихся с русской былиной «Как Илья из Мурома богатырём стал».
Задачи урока:
- Образовательные: совершенствовать навык чтения целыми словами; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.
- Развивающие: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.
Ожидаемый результат:
расширение знаний учащихся об устном народном творчестве;
умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку
произведения;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком произведения.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
урок 35.docx
Тема
Цель
Былина. Как Илья Муромец из Мурома богатырем стал Урок 35
познакомить учащихся с русской былиной «Как Илья из Мурома богатырём стал».
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать навык чтения целыми словами; показать красоту, выразительность и напевность
русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.
Развивающие: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.
Ожидаемый результат
расширение знаний учащихся об устном народном творчестве;
умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку
произведения;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком произведения.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Этапы работы
Ддеятельность учителья
1. Организационный
момент.
) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания
психологической атмосферы проводит игру «Расскажи мне обо мне», а также делятся на
группы.
Давайте попробуем определить тему нашего урока.( былина)
Какие цели поставим себе на урок?
(РАЗОБРАТЬСЯ кто такие богатыри и есть ли ученики Ильи Муромца)
Где можно узнать точное толкование этого слова? (в словаре)
Определите словарь, в котором вы найдете ответ. (Предложить детям разные словари)
Кто желает проверить свою читательскую компетентность по новой теме «Былины»
Деятельность учеников
Ученики осмысливают
поставленную цель. Проводят игру
«Расскажи мне обо мне».
Называют хорошие качества своих
Обучающиеся отвечают на
вопросы учителя.
( один человек работает со
словарем)
Желающие дети (35) человек получают тест
Обучающиеся просматривают
презентацию, отвечают на вопросы,
следят за чтением учителя.
2. Актуализация
знаний.
:
Кто такие богатыри? (это воины, защищавшие русскую землю)
Высказывают свое мнение. Зачитать слова из словаря
Богатырь – это герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек
необыкновенной силы, стойкости, отваги
А как в древности люди воспевали храбрость богатырей?
Что такое былина? (Былиной называется рассказ, в котором описывается жизнь и
подвиги русских богатырей)
Какую былину вы читали дома?
Кто ее написал?
Кто их рассказывал?
А если их сочинял народ, то к какому разделу литературы относятся былины? (устное
народное творчество или фольклор)
Какое знакомое имя вы услышали в только что прослушанной современной песне?
( Илья Муромец).
Почему это имя вам уже знакомо?
ВСЕ ЛИ ВАМ БЫЛО ПОНЯТНО ПРИ ЧТЕНИИ ДОМА?
КАКИЕ ЗАДАЧИ ПОСТАВИМ НА УРОК?
(ВЫЯСНИТЬ НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА И МОМЕНТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ)
Каких богатырей вы знаете?
У каждого имени есть свое значение. Что значат имена богатырей? Почему богатырям
дали такие имена?
Самые знаменитые богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. И
знают их не только как героев былин, но благодаря картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Рассмотрим картину. 3. Изучение новой
темы.
Обучающиеся слушают учителя,
участвуют в беседе.
В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная
уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на
грозный вид — в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой
копье, — исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый
младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и
смелости, он «душапарень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с
копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в
соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают
«вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он
может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и
дипломатического такта. Весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников
Русской земли.
Как вы думаете, куда они смотрят? Кого увидели? (врага)
О чем думают?
Во что богатыри одеты?
Кольчуга – Рубашка, сплетенная из железных колец, для предохранения тела от
металлического оружия.
Шлем – один из распространенных видов воинских металлических наголовий древности.
Какое оружие у богатырей?
У И. М. – копье и палица. У Д. Н. – меч и лук со стрелами. У А. П. – лук со стрелами.
Какое государство защищали эти богатыри?
Русь.
Зачитайте объяснение о происхождении названия государства Русь.
Отвечают заранее подготовленные
ученики Какие 2 точки зрения существуют?
1. По внешнему виду населения (русоволосые).
2. По названию реки (Рось или Русь).
Существует ли сейчас Русь?
Как вы считаете есть ли богатыри в наше время?
Как вы считаете, ЕСТЬ ЛИ сейчас люди совершающие подвиги во имя РОДИНЫ?
Когда вы читали текст, все ли слова и выражения вам были понятны?
Что вы делали, чтобы понять значение того или иного слова, выражения? (смотрели в
словарик в конце текста)
Объясните слова со слайда.
В тексте были ещё такие слова: бейсяратайся, рыщут ().
Давайте проведём исследование, что они означают?
бейсяратайся – рать – это войско, значит, воюй, сражайся, действуй в защиту,
рыщут торопливо ищут чтолибо.
Покажи, как ищут, а как рыщут?
Применительно к разбойникам, как лучше?
Работа в группах. Каждая группа получает указатель с названием и задание. Время
работы – 4 мин.))
1гр. «Чтецы» Прочитать текст как сказку.
2гр. «Гусляры» Спеть былину под звуки гуслей.
3гр. «Почемучки» Составить вопросы к тексту.
4гр. «Иллюстраторы» Подобрать рисунки к отрывку. Выстроить в правильной
последовательности.
5гр. «Актёры» Прочитать отрывок по ролям.
(Проверка работы групп. Самооценка и оценивание слушателей
Обучающиеся отвечают на
вопросы.
Обучающиеся выполняют
упражнения физкультминутки с
«Ильей Муромцем».
9. Физминутка
Исследование текста учебника с выборочным чтением.
С чего начинается действие в этом былинном сказе? (мы знакомимся с тем, где
Обучающиеся работают с
учителем, используют выборочное
чтение происходили события)
Прочитайте ( «В старину стародавнюю… Был у них один сын Илья».)
В какой момент времени мы знакомимся с Ильёй? (когда ему было 30 лет).
Какую первую информацию вы узнали об Илье? Прочитайте ( «Любили его отец… …не
шевелятся».)
А теперь подумайте и попробуйте ответить (Почему Илья заболел, стал недвижим?
В одной книге написано, что Илья родился здоровым, рос не по дням, а по часам, но
пришла беда нежданнонегаданно.
В начале урока мы вспомнили, что былины сочинял народ. Одни рассказывали так,
другие эдак, но при этом не меняли главного. И вот до нас дошли разные варианты одной
и той же былины. В нашем учебнике вы прочитали былину в обработке И. Карнауховой,
где узнали, что Илья был недвижим, а есть эта же былина в пересказе Нечаева, в которой
говорится, что Илья всётаки сначала был здоровым. Но и в этом пересказе мы не узнаём,
почему же Илья заболел?
И вот один учёный, Георгий Юдин, изучавший устное народное творчество, провёл
исследование и в одной из древних летописей нашёл начало этого былинного сказа.
Давайте прочитаем отрывок парным чтением, найдем отличия .
4. Закрепление.
.
Почему вода дала много силы Илье?
Насколько силён стал Илья?
Почему калики решили поубавить силушку Ильи?
С какой целью странники наделили Илью Муромца силой немеренной?
Восстановите наказ странников , вставив пропущенные глаголы (Рабочий лист, работа в
паре)
1. ...... с врагами земли родной.
2...... вдов, сирот, малых деточек.
3. Со Святогором .....
4. Ты .... с Микулой Селяниновичем.
Обучающиеся работают в паре,
знакомятся с отрывком из
летописи
Обучающиеся работают с
учителем. 5. Рефлексия.
5. .... на Вольгу Всеславьевича.
(Проверка задания. Слайд)
Продолжите предложения:
Былина – это…
Герои былин ….
граница
33 года пролежал на печи …
Сила богатырская Илье дана …
Где жил Илья?
Есть ли на самом деле такое место?
Город Муром находится во Владимирской области на берегу реки Оки, где в старину
проходила
Руси.
Муром относится к древнейшим городам Руси, который находился на самом востоке
русских земель, на водном торговом пути на Волгу и дальше в Волжскую Болгарию.
Как вы думаете Илья вымышленный герой ?
В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор богатыря Илью
Муромца (день Ильи Муромца там отмечают ежегодно 1 января). На одном из домов даже
висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много
столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь.
Скончался Илья Муромец приблизительно в 1188 году (на 45м году жизни). Через 400 лет
он был причислен к лику святых. Мощи (останки) его находятся в КиевоПечёрской
Лавре» 1 января считается днем памяти Ильи Муромца.
В г. Муроме стоит памятник Илье Муромцу.
Посмотрите на оценочный лист и оцените себя на каждом этапе урока
Рефлекция:
Оценивание собственной деятельности.Подведём итоги вашей работы на уроке.
Посмотрите на свои оценочные листы.
Обсудите в группе у кого наибольшее количество плюсов. Пусть эти учся встанут.
Давайте поаплодируем им.
На доске шкала оценок.
А теперь встаньте ребята, кто доволен своей работой в группе. Давайте им тоже
поаплодируем.
Обучающиеся подводят итог
уроку, оценивают себя по
оценочному листу. Оценивание работы групп.
Какая группа сегодня работала лучше всех?
Поаплодируем им.
Какая группа не совсем хорошо работала?
Что вам мешало работать?
Оценивание урока.
Давайте заполним дерево успеха.
Если вам понравился урок – зеленые магниты на верхушку.
Не очень понравился – желтые на середину дерева.
Не понравился уроккрасные магниты на низ дерева.
Д/З
1.
71 пересказ о делах Ильи Муромца.
Обучающиеся записывают
домашнее задание по выбору
Русская литература. 4 класс. Урок 35. Краткосрочный план.
Русская литература. 4 класс. Урок 35. Краткосрочный план.
Русская литература. 4 класс. Урок 35. Краткосрочный план.
Русская литература. 4 класс. Урок 35. Краткосрочный план.
Русская литература. 4 класс. Урок 35. Краткосрочный план.
Русская литература. 4 класс. Урок 35. Краткосрочный план.
Русская литература. 4 класс. Урок 35. Краткосрочный план.
Русская литература. 4 класс. Урок 35. Краткосрочный план.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.