Русская литература 5 класс Тема Стойкость и сплочённость героев сказки-были М.М. Пришвина»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.2.7.1 Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя. 5.2.8.1 Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя. Цели урока Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др.
Иконка файла материала Краткосрочный план урока 61.docx
Краткосрочный план урока  №61 УРОК: Русская литература Раздел 4: Фольклорные элементы в литературных произведениях Дата:  Имя учителя:  Класс: 5 Тема Цели обучения,  которые достигаются  на данном  уроке  (ссылка на учебную  программу) Количество присутствующих:  отсутствующих:  Стойкость и сплочённость героев сказки­были М.М. Пришвина» 5.2.7.1   Определять   отношение   автора   к   главным   героям   при поддержке учителя. 5.2.8.1   Анализировать   изобразительные   средства   в   художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя. Цели урока Критерии оценивания Языковые цели Привитие ценностей  Межпредметные связи Навыки использования ИКТ  Предварительные  знания Ход урока Этапы урока Начало  урока 5 минут . Анализировать художественное пространство и оформлять своё  представление в рисунках, схемах, кластерах и др. Критерии оценивания: ­ располагают на флипчарте иллюстрации в соответствии с сюжетом  произведения; ­выделяют разные художественные пространства при помощи цветных карандашей; ­ указывают,  какие слова  автор использует  для описания местности  (этот критерий  выполняется соответственно уровню учащихся) ­находит элементы сказки (4­5 примеров);  ­находит элементы были; ­ делает выводы, аргументируя отражение  жанра. Использовать в речи слова и выражения изучаемой тематики:  художественное пространство,  уметь   кратко   передать   содержание   с   использованием   авторской лексики. Прививать   чувство   ответственности,  веру   в   собственные   силы, научить   определять   свои   способности,   возможности   при   выборе будущей профессии. В разделе предусмотрены  связи с уроками русского языка, биологии. Использование ИКТ для подготовки к уроку и поиска значений слов из вики­словарей. Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных на уроках  русской литературы в предыдущих четвертях. Учащиеся прочитали  сказку­быль до начала четвертой четверти. Это второй урок, учащиеся ознакомлены  с героями,  содержанием произведения. Запланированная деятельность Ресурсы Стадия вызова. 1. Погружение в тему.     М. М. Пришвин «Кладовая солнца».   Учащиеся составляют кластерЗадание 1: вспомните произведение, перечислите места, где  происходят события в произведении. Дети называют:  деревню,   Блудово болото,  Слепая елань, палестинка, борина Звонкая, Сторожка Антипыча  и т. д.  И 2. Учитель знакомит с целями урока.  Середина  урока  35минут Стадия осмысления. 1.Учитель раздает разрезанные кружочки с указанием  названия  местности.  Кружочки дают возможность проверить правильное  выполнение задания  1  и разделить  на группы. Учитель преднамеренно делит так, чтобы  группы были разделены по уровням  подготовленности учащихся.   Задание:  составьте карту событий,  используя набор иллюстраций к  произведению, выделите  разные художественные пространства при  помощи цветных карандашей. Беседа с классом. ­ Где и когда происходит действие? ­ Куда решили отправиться главные герои? Учащиеся должны расположить на флипчарте иллюстрации в  соответствии с сюжетом произведения, выделить разные  художественные пространства при помощи цветных карандашей. Учитель должен распечатать для каждой группы набор иллюстраций к  произведению, обеспечить сухим клеем каждую группу.  Приложение 1. Художественное пространство — пространственные границы,  создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание  места, где происходит действие; важнейшая композиционная  составляющая. Понятие «художественного пространства»  неразрывно связано с понятием «художественного времени».  Выделяют следующие виды художественного пространства:  абстрактное (всеобщее, всемирное) и конкретное (с указанием конкрет­ ных географических, топографических реалий ) закрытое (дом),  открытое (степь ,лес)  пограничное (образы «порога», «окна», «двери»  http://files. school­ collection. edu.ru/dlrs tore/85c1b 1d7­2a8a­ 4d7a­a3af­ 1c54bff39 19d/ %5BLI6R K_16­ 02%5D_ %5BSL_0 1%5D.htm l слайд­ шоу по  повести http://soch ineniye.ru/ hudozhest vennoe­ prostranst vo­ opredeleni e/ определен ие  термина  «художес твенноепространс тво» http://ped­ kopilka.ru/ blogs/shep elenko­ tatjana/­ nedetskaja ­sudba­ nasti­i­ mitrashi­ po­ skazke­ byli­m­m­ prishvina­ kladovaja­ solnca.htm l урок  (сказка и  быль) — в произведениях устного народного творчества) ; Учащиеся должны отметить различия в художественных пространствах (дом как закрытое пространство, лес как открытое пространство). Дифференциация на определение художественного пространства  Учащиеся делятся на группы для анализа отрывка, соответствующего  иллюстрации,  и  должны выписать слова ­ описания (выразительные  средства) местности.   1 группа ­    пространство деревни  (рисуют картину, опираясь на  текст) учащиеся со слабой мотивацией. 2 группа ­ Слепая елань, (создают словесную картину по тексту)  учащиеся со средней мотивацией. 3 группа ­    Блудово болото  (выписывают слова­ описания,  определяют средства выразительности)  учащиеся с высокой   мотивацией. 4 группа­  палестинка  (выписывают слова­ описания, определяют  тропы, обосновывают для чего автор использовал эти средства  выразительности) одаренные учащиеся. Ф Критерии оценивания: ­ располагают на флипчарте иллюстрации в соответствии с сюжетом  произведения; ­выделяют разные художественные пространства при помощи цветных  карандашей; ­ указывают,  какие слова  автор использует  для описания местности  (этот критерий  выполняется соответственно уровню учащихся) Выступление групп. Взаимооценивание.  Комментарий учителя.   Г  Учащиеся определят лучшую работу на основе составленных критериев при помощи стикеров. 2. Учащиеся в группах будут обсуждать, почему жанр этого  произведения определяют как сказку­быль, что в произведении  является сказочным, а что реальным. Свои выводы учащиеся будут  оформлять в виде таблицы  Г Группы представят свои выводы в виде устного выступления. Другие  учащиеся будут комментировать выступления спикеров. Задание:  жанр произведения Пришвин  определяет как сказку­быль.  Где в произведении быль, а где начинается   сказка? Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. — Какие признаки сказки есть в этом произведении? Мы уже говорили, что в этой сказке­были, как в народной сказке, есть зачин.  — В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит  в их жизнь?  — Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились кграницам иного мира? — Мы уже говорили, что в этой сказке­были, как в народной сказке,  есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении? Заполните концептуальную таблицу. Приложение 2. Сказка  Быль  Быль  Былью является конкретная  история осиротевших во время  войны детей, которым трудно  жилось, но они дружно  трудились и помогали друг другу  и людям, чем могли. Образец для учителя:  Сказка  “Лет двести тому назад...” Сказочными можно назвать  природные образы: ворон,  деревья, ёлочки­старушки, серый  волк, Лежачий камень.  Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои.  Эти образы и эпизоды  превращают обычную историю о  том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о  заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных  жителях. http://nspo rtal.ru/shk ola/literatu ra/library/ 2013/11/2 5/konspek t­uroka­ po­ literature­ v­6­ klasse­po­ teme­mm­ prishvin урок  (сказочны е  элементы) Ф Критерии оценивания: ­находит элементы сказки (4­5 примеров);  ­находит элементы были; ­ делает выводы, аргументируя отражение  жанра. Взаимооценивание. Комментарий учителя.  Рефлексия. ­ Что вы извлекли полезного для себя из урока?  Конец  урока 5 минут Домашнее задание:  Задание: распределите набор цитат из текста  в две колонки, в  зависимости о того, к какому герою они относятся.  (Составление таблицы) «Как золотая курочка на высоких ножках»  «Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает  железными обручами» «Десять лет с хвостиком» «Волосы отливали золотом»  «Мужичок в мешочке» «Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки» «Носик был чистенький и глядел вверх»  «Упрямый и сильный»  «Начинает злиться, хорохориться и задирать нос» «Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час» «Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»«Выгоняла своё любимое стадо»  «Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру» «Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку» «Коротенький, но очень плотный, лобастый» «На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело» «Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы» Настя Митраша Образец для учителя: Настя «Как золотая курочка на высоких  ножках» «Волосы отливали золотом» «Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки» «Носик был чистенький и глядел  вверх» «Как мать, вставала далеко до  солнца, в предрассветный час» «Растопляла печь, чистила  картошку, заправляла обед» «Выгоняла своё любимое стадо» «Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку» Митраша «Десять лет с хвостиком» «Коротенький, но очень плотный,  лобастый» «Упрямый и сильный» «Мужичок в мешочке» «Подгоняет дощечки одну к  другой, складывает и обдерживает  железными обручами» «На нём лежит всё мужское  хозяйство и общественное дело» «Бывает на всех собраниях,  стараясь понять общественные  заботы» «Начинает злиться, хорохориться и задирать нос» «Вздумает, подражая отцу, учить  свою сестру» Дополнительная информация Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?   Группы поддерживать друга.  будут друг   Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Межпредметные связи Здоровье и безопасность Связь с ИКТ Связь с ценностями Наблюдение за обучением Вопросы и Ответы Обратная одноклассником. связь    с Межпредметная связь с самопознанием. Обстановке   в   классе   для   работы   в группах. Навыки   межличностного   общения   при работе в группах (уважение, тон голоса и т.д.) Ответ   по   очереди, выслушивание других.   внимательное Рефлексия Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.ли Были цели урока/цели   обучения реалистичными? Что   учащиеся   узнали сегодня?  Какой   была   атмосфера обучения?  Хорошо   ли   сработала запланированная дифференциация?  Уложился/­ась   ли   я   в регламент?  Какие отступления были в плане,  почему? Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об  обучении)? 1: 2: Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об  обучении)? 1:  2: Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне  подготовиться к следующему уроку?

Посмотрите также