Русская литература 7 класс А. И Б. Стругацкие "Малыш"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: А. и Б. Стругацкие. «Малыш». Проблема контакта человечества с внеземной цивилизацией. Неоднозначное прочтение развязки повести. Цель урока: 1. дать понятие об особенностях образов , художественного времени и пространства при изображении фантастического мира в художественном произведении на примере повести братьев Стругацких; 2. формировать умение анализировать художественное произведение , опираясь на систему образов , соотношение художественного времени и пространства с композицией , выходить на более глубокий уровень обобщения и выводов через интерпретацию художественного текста
Иконка файла материала Малыш.docx
Дата:                                                                                         Класс: 7             урок 41­42 Тема:  А.   и   Б.   Стругацкие.   «Малыш».  Проблема   контакта   человечества   с   внеземной   цивилизацией. Неоднозначное прочтение развязки повести. Цель урока: 1. дать понятие об особенностях  образов , художественного                  времени  и пространства  при изображении  фантастического                  мира в художественном произведении  на примере  повести братьев                     Стругацких;               2. формировать умение анализировать  художественное                    произведение , опираясь на систему                   образов , соотношение художественного времени и пространства                   с композицией , выходить на более  глубокий уровень  обобщения                    и  выводов  через  интерпретацию художественного текста ; Деятельность учителя 3  мин. 5  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью  разрезанных пазлов делит класс на группы. II. Проверка домашней работы.  С помощью наводящих вопросов, учитель подводит  учащихся к теме нового урока. П   рием «  Беру – не беру    ».     Класс делю на группы, раздаю им карточки   с   заранее   подготовленными   картинками   с фотографиями исследователей, учащиеся должны найти те карточки, которые соответствуют  новой теме, а я решаю «беру   или   не   беру».   Далее   учащиеся   самостоятельно формулируют тему и цель урока.   Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  Делятся на группы. Ученики отвечают на  вопросы учителя. наглядно сти пазлы карточки 20 мин. Актуализация знаний. С помощью метода «Фишбоун» осуществляет усвоение нового материала. Работа с новым материалом . а) Личность писателей   ­ Что вам  известно об этих  писателях ? И как вы думаете ,    случайно ли они стали фантастами ?                     (сообщение учащихся о Стругацких ) б) Признаки фантастического мира  ­ Повесть «Малыш» ­история далёкого путешествия на планету     «Ковчег» . Авторы создают  фантастический мир , далёкий отЗемли . Многие фантасты придумали свои  истории контакта с   другими цивилизациями , эта  тема будила воображение не   только  людей искусства , но , наверняка , приходила и в вашу голову . А что характерно для фантастического художественного мира ? Каковы его признаки ?        (дети называют признаки фантастического художественного         мира : авторская фантазийная реальность , которая содержит          явно не жизнеподобные элементы  в организации художествен­         ного пространства , времени , образного строя , сюжета  ;         фантастический  художественный мир связан с  миром сказочным   и мифологическим ) в) Групповая работа над композицией , пространством и образной     системой повести ­ А теперь давайте обратимся  к истории братьев Стругацких  ­ В чём особенность композиции и сюжета повести  ? ( один из уч­ся комментирует  композиционный  план повести : глава 1 «Пустота и тишина» глава 2 «Тишина и голоса» глава 3 «Голоса и призраки глава 4 «Призраки и люди» глава 5 «Люди и нелюди» глава 6 «Нелюди и вопросы» глава 7 «Вопросы и сомнения» глава 8 «Сомнения и решения» В  процессе  ответа уч­ся заполняют на доске таблицу : композиция образ  Малыша  пространство признаки  фантастического мира  Вопросы группе № 1 : ­Найдите портретное описание Малыша . Какое впечатление   оно создаёт ? Какие чувства вызывает ?  ­ Какими необычными способностями  обладает Малыш ?   Помогли ли они ему выжить на  холодной планете ?  ­Какие вопросы задаёт Малыш людям ?  ­Почему Малыш сам приходит к кораблю ? Зачем ему нужны  люди ?  ­ Почему Малыш не может покинуть  планету ? ­ Какие чувства вызывает Малыш ?  Почему ?  ­Почему главного героя называют Малышом , а не Пьером Семёновым    или  как –либо иначе ?      Вопросы группе № 2 : ­ Почему в повести противопоставлено  открытое макро­пространство,   в котором обитает Малыш , закрытому микро­пространству ?           ­ Почему Малыша так привлекает пространство корабля , ведь оно             для него чужое ?­ Почему  попытка вторжения  в подземелье  вызвала у Малыша               такой  яростный протест ?            ­  Какое пространство   более оптимистично , наполнено надеждой               и  жизнью ? А какое является менее интересным  и привлекательным?                Вопросы группе № 3           ­  Какой  фантастический мир создан искусственно , а какой больше               похож на естественный ?           ­  В каком фантастическом  мире  человек обладает огромными               возможностями и способностями , а где он беспомощен ?            ­ Почему авторы так и не показали читателю аборигенов ,                воспитавших  Малыша ?            ­ Какой фантастический мир наполнен добротой , заботой , вниманием              и преданностью ?             ­ Можно ли утверждать , что эти два мира противопоставлены ?Зачем              это нужно было авторам ?   Прием Синквейн 1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания. 2. Прием синквейн         «Малыш». Знаменитый, загадочный Соединяет, знакомит, распространяет 10  мин. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит  закрепление урока. Демонстрируют свои  знания. 5  мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.   2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности  выполнения домашней работы. Дерево  Блоба стикеры Оценивают работу своих  одноклассников, пишут  телеграммы. На стикерах записывают  свое мнение по поводу  урока. Записывают домашнюю  работу в дневниках. Итог урока:_____________________________________________________________________ Положительные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:____________________________________________________ _______________________________________________________________________

Посмотрите также