Тема: А. и Б. Стругацкие. «Малыш». Проблема контакта человечества с внеземной цивилизацией. Неоднозначное прочтение развязки повести.
Цель урока: 1. дать понятие об особенностях образов , художественного времени и пространства при изображении фантастического мира в художественном произведении на примере повести братьев Стругацких;
2. формировать умение анализировать художественное произведение , опираясь на систему образов , соотношение художественного времени и пространства с композицией , выходить на более глубокий уровень обобщения и выводов через интерпретацию художественного текста
Дата: Класс: 7 урок 4142
Тема: А. и Б. Стругацкие. «Малыш». Проблема контакта человечества с внеземной цивилизацией.
Неоднозначное прочтение развязки повести.
Цель урока: 1. дать понятие об особенностях образов , художественного
времени и пространства при изображении фантастического
мира в художественном произведении на примере повести братьев
Стругацких;
2. формировать умение анализировать художественное
произведение , опираясь на систему
образов , соотношение художественного времени и пространства
с композицией , выходить на более глубокий уровень обобщения
и выводов через интерпретацию художественного текста ;
Деятельность учителя
3
мин.
5
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. С помощью
разрезанных пазлов делит класс на группы.
II. Проверка домашней работы.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит
учащихся к теме нового урока.
П рием «
Беру – не беру
». Класс делю на группы, раздаю им
карточки с заранее подготовленными картинками с
фотографиями исследователей, учащиеся должны найти те
карточки, которые соответствуют новой теме, а я решаю
«беру или не беру». Далее учащиеся самостоятельно
формулируют тему и цель урока.
Деятельность
обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы.
Ученики отвечают на
вопросы учителя.
наглядно
сти
пазлы
карточки
20 мин.
Актуализация знаний. С помощью метода «Фишбоун» осуществляет усвоение нового материала.
Работа с новым материалом .
а) Личность писателей
Что вам известно об этих писателях ? И как вы думаете ,
случайно ли они стали фантастами ?
(сообщение учащихся о Стругацких )
б) Признаки фантастического мира
Повесть «Малыш» история далёкого путешествия на планету
«Ковчег» . Авторы создают фантастический мир , далёкий отЗемли . Многие фантасты придумали свои истории контакта с
другими цивилизациями , эта тема будила воображение не
только людей искусства , но , наверняка , приходила и в вашу
голову . А что характерно для фантастического художественного
мира ? Каковы его признаки ?
(дети называют признаки фантастического художественного
мира : авторская фантазийная реальность , которая содержит
явно не жизнеподобные элементы в организации художествен
ного пространства , времени , образного строя , сюжета ;
фантастический художественный мир связан с миром сказочным и мифологическим )
в) Групповая работа над композицией , пространством и образной
системой повести
А теперь давайте обратимся к истории братьев Стругацких
В чём особенность композиции и сюжета повести ?
( один из учся комментирует композиционный план повести :
глава 1 «Пустота и тишина»
глава 2 «Тишина и голоса»
глава 3 «Голоса и призраки
глава 4 «Призраки и люди»
глава 5 «Люди и нелюди»
глава 6 «Нелюди и вопросы»
глава 7 «Вопросы и сомнения»
глава 8 «Сомнения и решения»
В процессе ответа учся заполняют на доске таблицу :
композиция
образ
Малыша
пространство
признаки
фантастического
мира
Вопросы группе № 1 :
Найдите портретное описание Малыша . Какое впечатление
оно создаёт ? Какие чувства вызывает ?
Какими необычными способностями обладает Малыш ?
Помогли ли они ему выжить на холодной планете ?
Какие вопросы задаёт Малыш людям ?
Почему Малыш сам приходит к кораблю ? Зачем ему нужны
люди ?
Почему Малыш не может покинуть планету ?
Какие чувства вызывает Малыш ? Почему ?
Почему главного героя называют Малышом , а не Пьером Семёновым
или как –либо иначе ?
Вопросы группе № 2 :
Почему в повести противопоставлено открытое макропространство,
в котором обитает Малыш , закрытому микропространству ?
Почему Малыша так привлекает пространство корабля , ведь оно
для него чужое ? Почему попытка вторжения в подземелье вызвала у Малыша
такой яростный протест ?
Какое пространство более оптимистично , наполнено надеждой
и жизнью ? А какое является менее интересным и привлекательным?
Вопросы группе № 3
Какой фантастический мир создан искусственно , а какой больше
похож на естественный ?
В каком фантастическом мире человек обладает огромными
возможностями и способностями , а где он беспомощен ?
Почему авторы так и не показали читателю аборигенов ,
воспитавших Малыша ?
Какой фантастический мир наполнен добротой , заботой , вниманием
и преданностью ?
Можно ли утверждать , что эти два мира противопоставлены ?Зачем
это нужно было авторам ?
Прием Синквейн
1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.
2. Прием синквейн
«Малыш».
Знаменитый, загадочный
Соединяет, знакомит, распространяет
10
мин.
IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит
закрепление урока.
Демонстрируют свои
знания.
5
мин.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
Дерево
Блоба
стикеры
Оценивают работу своих
одноклассников, пишут
телеграммы.
На стикерах записывают
свое мнение по поводу
урока.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________