Русская литература 7 класс Ч.Т.Айтматов "Белый пароход"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Ч.Т. Айтматов. «Белый пароход» Цель урока: познакомить с творчеством Ч.Айтматова; найти общее в национальных чертах, обычаях, именах с казахским народом; формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса, выявить черты, близкие современности; воспитывать чувство сопереживания и участия
Иконка файла материала Айтматов.docx

Дата:                                                                             Класс: 7          урок 47-48

Тема:   Ч.Т. Айтматов. «Белый пароход»

Цель урока: познакомить с творчеством Ч.Айтматова; найти общее в национальных чертах, обычаях, именах с казахским народом; формировать умение рефлексивного отношения учащегося к собственной деятельности в рамках учебного процесса, выявить черты, близкие современности; воспитывать чувство сопереживания и участия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы.

пазлы

 

5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Эврика» осуществляет повторение пройденного материала.

Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты.

перфокарты

20 мин.

III. Актуализация знаний.

 

 Чингиз Айтматов Бе́лый парохо́д (кирг. Ак кеме; альтернативное название «После сказки») — повесть Чингиза Айтматова. Впервые была опубликована в 1970 году в журнале «Новый мир» (№ 1).

В 2013 году включена в список «100 книг для школьников», рекомендованный Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.

ействие повести происходит в Киргизии. Главный герой — безымянный мальчик-сирота семи лет, который живёт на заповедном кордоне, на берегу озера Иссык-Куль. ЕгерюОрозкулу и его жене Бекей (родной тётке мальчика) он неинтересен. Единственный человек, которому небезразлична его судьба — дед Момун, помощник егеря в заповеднике.

У мальчика немного радостей в жизни. Ему не с кем поговорить, свои мысли он доверяет неодушевлённым предметам: камням в округе, биноклю, школьному портфелю. Мальчик решил, что его отец, пропавший много лет назад, служит матросом на красивом белом пароходе, показывающемся время от времени на волнах озера. Мальчик представляет, что превращается в рыбу и плывёт навстречу белому пароходу.

У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь[1]

Ещё одна история, в которую верит мальчик, — сказка о матери-оленихе, покровительнице рода. Но маралы, которых киргизы исстари почитали священными животными, становятся в XX веке объектом браконьерского промысла. Орозкул, егерь в заповеднике, за подношения разрешает рубить реликтовые сосны. В один прекрасный день, напоив Момуна водкой и пригрозив увольнением, Орозкул заставил его застрелить самку марала. Мальчик не может видеть это — ему становится плохо, начинается жар. Конец повести трагичен. Пытаясь уйти от страшного зрелища, он спускается в реку. Он представляет себе, что превратился в рыбу, и уплывает к озеру. На дворе никто не замечает исчезновения мальчика.

Но ты уплыл. Знал ли ты, что никогда не превратишься в рыбу. Что не доплывешь до Иссык-Куля, не увидишь белый пароход и не скажешь ему: «Здравствуй, белый пароход, это я!» … И в том ещё, что детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди… Прощаясь с тобой, я повторяю твои слова, мальчик: «Здравствуй, белый пароход, это я!»

Самостоятельно изучают новый материал.

Ученики демонстрируют свои знания. Отвечают на тестовые вопросы. Выполняют упражнения.

 

Учебник

 

Графический тест

 

10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Ромашка Блума

5 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Аквариум»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

Итог урока:_____________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:____________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также