Русская литература 7 класс "Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» Цель урока:Раскрыть главную идею рассказа «Уроки французского». Знать содержание текста, основные теоретические сведения (рассказ, тема, идея, композиция) и уметь анализировать рассказ. Развить умение работать с текстом, выборочно читать и пересказывать текст с целью аргументации своих ответов. Результаты обучения для учащихся Совершенствование умения анализа художественного произведения, работы текстом, через приемы критического мышления. Сформировать умения понимания нравственных категорий, через определения темы, идеи, кульминации произведения.
Иконка файла материала Уроки французского.docx
Предмет Тема урока Цель урока Результаты обучения   для учащихся ЗУН Уроки 62 класс 7  «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» Раскрыть главную идею рассказа «Уроки французского». Знать   содержание   текста,   основные   теоретические   сведения   (рассказ,   тема,   идея, композиция) и уметь анализировать рассказ.  Развить умение работать с текстом, выборочно читать и пересказывать текст с целью аргументации своих ответов. Совершенствование умения анализа художественного произведения, работы текстом, через приемы критического мышления.  Сформировать умения понимания нравственных   категорий, через определения темы, идеи, кульминации произведения. Знают:  биографию В.Распутина;  рассказ «Уроки французского»;  Умеют:   выделить   структуру   произведения:   экспозиция,   развитие   действия,   кульминация, развязка, тема, идея произведения;    работать   с   литературоведческими   терминами,   с   толковыми   словарями,   учебной   и художественной литературой;  анализировать,   обобщать,   давать   оценку   поведения     и   выявлять   характеры литературных героев;  определять идеи художественного произведения;   вести диалоги,   развивают умения работы в группах   проводить   самостоятельный   поиск   и   обрабатывать   информацию,   конспектировать  парах; → Основные идеи, отрабатываем ые   по   теме урока учебный материал;   формулировать выводы;  осуществлять взаимооценку, самооценку. Обучение   критическому   мышлению   будет   способствовать   развитию   у   учащихся умению   делать   выбор   в   отношении   своего   обучения   и   ставить   под   сомнения   идеи других.  С   развитием   критического   мышления   будут   формироваться   навыки сопоставительного анализа, анализа художественного текста. Ученики будут способны исследовать художественный текст и размышлять критически через диалоговое взаимодействие со своими сверстниками, выполнения   кластер   для   выделения   главного   по   теме,   познакомятся   с   новыми стратегиями   «4   с»,   «стратегия   УГЛЫ»,   которые   будут   способствовать   более глубокому пониманию авторской идеи произведения, умения отстаивать свою точку зрения по проблемному вопросу. Работая в группе, паре, продолжат работу с листом оценки, что будет развивать навыки анализа собственной деятельности. Использование мультимедийного оборудования позволит активизировать  визуальный ряд учащихся, активизации мышления учащихся. Задания Оргмомент. Психологически 1 мин. Деятельность учителя Учитель проводит психологический   настрой   на   Деятельность ученика  Отвечают на приветствие.  Участвуют в   психологическомй настрой. Мотивационный этап. работу, говорит о правилах всей работы. Организовывает   деление   на группы,   используя   овощи   и фрукты. Сегодня   на   уроке   будет действовать правило  Дает   инструкцию   к   действиям. «3 Т» = терпение   трудолюбие →  творчество. → Вспомните   правило   работы   в группе. «Вопрос­ответ» ­   Как   вы   думаете,   почему именно эти предметы я выбрала для деления на группы? ­   Где   и   как   герой   рассказа   их получит? Читает эпиграф. Деление группы…   на 2 мин. 2 мин. Подготовка к  осознанному  восприятию  темы. к Демонстрация эпиграфа   уроку. Исследовательск ая беседа. Вызов. 1 мин. Наблюдает, направляет. Определение целей   и   задач урока. Диалог стадией вызова.   со ­   Наша   задача   ­     ответить   на встающий   перед   читателем проблемный вопрос:   «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли   поведение Лидии Михайловны?»         Кроме того, мы задумаемся над поступками героев рассказа и дадим им оценку.  настрое   на   творческую деятельность.  Думают   самостоятельно, делятся   мнениями   в парах,   затем   в   группах приходят   к   единому мнению   По полученным фруктам, овощам   и   другим продуктам   делятся   на   группы (яблоки, картошка,   макароны, гематоген)  Садятся по группам…  Проговаривают   правила работы по группам.  Отвечают на вопросы  Записывают   в   рабочую тетрадь.  Постигают   высказывания.  Анализируют идею   смысл высказывания.  Учащиеся задумаются над проблемным вопросом.  Самостоятельно формулируют   учебную цель урока.  Ответят на поставленный  вопрос3 мин. 2 мин. ­   Как вы думаете, почему это важно для нас? Учитель дает задание для групп. Задание. Раскройте содержание понятий, используя   в   работе   словарь, Интернет­ресурсы. 1группа – «духовные ценности». 2 группа – «духовная память» 3группа – «нравственные  заветы» Организует   проверку   ранее изученного материала. теоретические вопросы: автобиография – это … портрет ­ …..... рассказ ­ …... тема ­ …... основная мысль ­ … антитеза ­ … Организует работу в группе.     Тестирование   с самопроверкой. Ответить на вопросы   низкого уровня (открытые вопросы). После   каждого ответа на спроецированно м   на   большой экран   слайде всплывают определения.  Проверка домашнего задания. Биография   В.Г. Распутина. Ассоциативная карта Предлагает создать  ассоциативную карту со словом  ЯБЛОКИ  Раскрывают   содержание понятий  Работают в группах.  Записывают   результаты деятельности в рабочую тетрадь.  Спикеры групп раскрывают   смысловое значение   понятий,   над которыми работала группа.      Самостоятельно формулируют выводы.  Отвечают на  поставленные вопросы.  Анализ собственной  деятельности.  Вносят результат в карту  самоконтроля.  Учащиеся   друг   другу задают   «толстые   и тонкие» вопросы.   Учащиеся   в   группах на отвечают поставленные вопросы.  Выбирают по 1 «толстому и   1   тонкому   вопросу» для     другой   группы. Передают задания.  Работают самостоятельно      Во   время   совместного поиска, вносят добавления   в   рабочие тетради.  Приходят   к   выводу, какую   роль   сыграли яблоки в жизни главного героя  →  в группе   в классе →2 мин. Наблюдает за ходом   работы в группе.   и Проверка глубины прочности прочитанного текста. Задание. Решить кроссворд, ответив поставленные вопросы. Вопросы  низкого и высокого уровня. на     5 мин. Тестирование. Введение   новой темы   (процесс освоения   новых знаний). Задание. Восстановить сюжет рассказа   «Уроки французского», пронумеровав кадры из фильма, в   порядке   его следования. Работа в парах. 3 мин. «Осмысление» Работа по  учебнику.  Демонстрация  кадра из  художественного фильма «Уроки  французского» Наблюдение учащимися группы А,В,С. за     работой Организует самопроверку,  демонстрируя   кроссворд   с ответами.  Раздает   бланк   для   внесения ответов.   Наблюдает   за   ходом выполнения задания. Организует   работу   в   парах, взаимооценку групп. Раздает   листы   с   заданием   и алгоритмом оценивания.  Дает   указания   к   работе, ограничивает   время   сбора материала. Наблюдает за работай учащихся в парах и А,В,С. Каковы ваши результаты? Кто выполнил без ошибок? С одной ошибкой?  Самостоятельная работа.  Самопроверка, самооценка.  Вносят результат в карту самоконтроля.  Работают самостоятельно.  Взаимопроверка.  Вносят результат в карту самоконтроля.  Работают в парах.   Исследуют предложенные картинки, иллюстрирующие произведение.  Восстанавливают памяти   рассказа.     по   сюжет  Учащиеся   группы  С могут   воспользоваться художественными текстами.  Раскладывают картинки в следования   порядке сюжета.  Организуют взаимооценивание.  Вносят результат в карту самоконтроля.   Смотрят отрывок из  художественного  фильма «Уроки  французского»  Работают в группе.  Обращение учащихся к  учебнику.  Размышляют, оперируя  строками текста.       отрывка из фильма Просмотр художественного «Уроки французского». Организует работу в группах. отрывком Работа произведения.   «… Директор задыхался, ему не хватало   воздуха.   –   Я   теряюсь над2 мин. Работа со  словарями   И. Ожегова Википедия ИКТ  5 мин. Стратегия «4 с» По   мере ответов учащихся, экране всплывают названные   ими качества.   на сразу   назвать   ваш   поступок… Это…» Организует   работу   с   научными источниками по группам ЗАДАНИЕ.  1.Выпишите из анализируемого  фрагмента текста те слова,  с  помощью которых директор  школы охарактеризовал  поступок Лидии Михайловны.  2.Объясните их значение. 3.Согласны   ли   вы   с   оценкой поступка   учительницы,   данной директором школы?   предложенные Используя   или   возможности словари, компьютера, найдите в словарях значение   слова   «урок»   (все группы), а также по группам: 1 группа – преступление 2 группа – растление 3группа –  совращение  Организует работу в    чтобы Учитель   наблюдает, групп   наблюдатели предоставляли   возможность выступить   всем   участникам группы в течение урока  классе. Объясняет, что собой  представляет собой стратегия  «4с».   Вопросы:  ­ Какие качества  характера своего героя  подчеркивает автор? ­   Какие   черты   характера проявляет Л.М.? Герой ЧЕСТНОСТЬ УПОРСТВО СМЕЛОСТЬ СТОЙКОСТЬ ВОЛЯ  Приходят к  самостоятельным  выводам.  Выписывают слова:  преступление,  растление, совращение  Осознают   значения выписанных слов  Находят ответ в словаре  Вносят ответы в рабочие тетради  Группы   зачитывают   свои ответы  Вносят результат в карту самоконтроля.  Учащиеся отвечают на  поставленные вопросы.   Подбирают слова,  характеризующие героя  и Л.М, используя слова,  которые начинаются с  букв для героя с «С»,  для Лидии Михайловны  с «Ч».  Соединяют стрелочками  одинаковые качества.  Отвечают на вопросы.  Формулируют выводы.  Вносят результат в карту  самоконтроля.ЧЕСТНОСТЬ ЛМ СМЕЛОСТЬ ЧУВСТВО   САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ    ДОСТОИНСТВА  ДОБРОТА МИЛОСЕРДИЕ ЧУТКОСТЬ  получившиеся ответы, если  одинаковые качества, если да,  то соедините их стрелочками.  учительница обладают таким  качеством как честность,  смелость? Объясняет   принцип   заполнения дискуссионной карты. ­ Проанализируйте  ­ Почему ученик и  ­ Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поведение Лидии  Михайловны ­ это  преступление?  «свое местоположение», если в  ходе дискуссии учащиеся  изменили мнение по отношению  к поступку, совершенному  учителем. Предлагает поменять  ­   Почему   рассказ   В.Распутина назван «Уроки   французского»?  ­   Какие   нравственные проблемы   поднимает   В.Г. Распутин. ­ Как вы думаете, какие уроки получил герой?  ­ Только ли уроки французского языка? ­   Задумались   ли   вы,   чему   учит нас этот рассказ? ­ Как мы еще могли бы назвать этот рассказ.  ­ Зачитывает цитаты о добре.  ­Просит   зачитать   цитаты,  Работают в группах.  Заполняют  индивидуально  дискуссионную карту.  Делают вывод.   Высказывают свое  мнение.  В ходе дискуссии  учащиеся глубже  задумаются о поведении героя рассказа и  учителя французского  языка – Лидии  Михайловны  Совершают переход в  другую группу, если это  необходимо  Отвечают на вопросы  Делают выводы по  изученному  Стратегия «УГЛЫ» 5 мин. Выводы обобщения.   и  ↔ 3 мин.     на Беседа выявление осознанности знания понимания главной   идеи художественного произведения и ВЫВОДЫ 4 мин.4 мин. Подведение  логического  итога урока. 3 мин. 1 мин. Рефлексия. Оценивание  работы  учащихся за  урок Постановка  учебных задач на последующий  урок. Объяснение   домашнего  задания. произведению.  Работают с цитатами.  Записывают в рабочую  тетрадь выводы.  Обмениваются своими  записями  Слушают стихотворение  Отвечают на вопросы  Формулируют выводы по  работе, которая  состоялась на уроке.  Делают выводы,  обмениваются мнениями  Заполняют оценочный  лист  Оценивают в группе по  критериям.  Спикеры кратко  анализируют работу в  группах.  Учащиеся получают  карточку с домашним  заданием.  Кратко фиксируют  задание  в дневник. которые они подобрали дома.  Читает отрывок из  стихотворения: Как хорошо, что доброта  Живет   на   свете   вместе   с нами. Без доброты ты ­ сирота, Без   доброты   ты   ­   серый камень. ­Что   нового   и   полезного   вы узнали   во   время   изучения рассказа   В.   Распутина   «Уроки французского»?  ­Как вы считаете, выполнены  ли задачи, которые были  поставлены  на уроке? ­ Какое значение для вас имеют полученные знания? ­   Выполнялись   ли   правила    «трёх Т» ­ Итак, урок завершен.  ­   Спасибо   всем   за   работу   во время   урока.   Сегодня   вы хорошо поработали.    свою деятельность   на   уроке   и выставите   оценки   в   оценочный лист. Раздает   карточки   с   домашним заданием. Задание творческого характера.    что   Василий Представьте, Андреевич реально существующий человек.  ­Что бы вы хотели ему сказать после прочтения рассказа?  ­Что посоветовать?  ­С   чем   согласиться   или   не согласиться?    Сочинение  «Письмо  директору Проанализируйте     –школы Василию Андреевичу от ученика 7 класса средней школы г.Семей.  Уровень «А» ­ подберите  аргументы в защиту поступка  Лидии Михайловны (на ваше  усмотрение) уровень «В» ­ составить 6  толстых  вопросов (вопросы  высокого порядка) уровень «С» ­ составить 6  простых вопросов (вопросы  низкого порядка) Ответить   устно   на   вопросы, составленные группами. Последующие   задания  и  чтение  Анализ  и  оценивание  урока Источники,  оснащение и  оборудование Изменения к  уроку Домашнее задание.  Синквейн 1. Лидия Михайловна 2. В. Распутин 3. «Уроки французского» 4. Ученик послевоенного времени. Наблюдение.   Взаимооценивание работы в группе. Самооценивание через заполнение рефлективного дневника. УЧЕБНЫЕ   ПРОГРАММЫ  по   предметам   образовательной   области   «Язык   и литература» уровня основного среднего образования   (5­9 классы) – Астана, 2013.­ 183с.  Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 115 от 3 апреля 2013 года. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.  Базовый учебник. Русская словесность: мир художественной литературы:  Учебник  для 7 класса общеобразовательной школы/ В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова,           Г.З.  Шашкина: ­ Алматы: Атамұра, 2003. – 352 с. Художественный  текст В.Г. Распутин «Уроки французского».  Портрет писателя. Мультимедийное оборудование, проектор, интерактивная доска, презентация. Видеокамера, фотоаппарат. РДМ:   лист   с   планом   учебной   деятельности,     листы   с   «разбросанным   сюжетом» произведения, с вопросами,   кроссворд по тексту,   листы­оценки, рефлексия группы, буклет на память всем учащимся, лист­инструкция выполнения домашнего задания. Бумага А­4, фломастеры, магнитная доска, магниты. В результате наблюдения за ходом  1­2 урока были внесены следующие изменения:   при изучении биографии писателя необходимо выделять больше времени. 5 минут было мало  на обсуждение и заполнения листа для  приема «Карусель»;  при составлении вопросов ученики отдают предпочтение  вопросам «низкого порядка»(прием «3 толстых/3 тонких вопроса»);  ученикам   была   дана   инструкция   по   составлению   сложных   вопросов.   Навык   будет закреплен в ходе выполнения домашней работы;  не   все   лидеры   групп   умеют   правильно   распределить   интеллектуальные   силы   и возможности группы;  во второй группе никак не проявил себя лидер группы – изменить подход деления на группы;  учащиеся не умеют работать с кроссвордами – чаще применять, возможно не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка;  с   заполнением   дискуссионной   карты   не   все   учащиеся   справились,   мало   выделила время,   хотя   хорошо   получился   прием   «Углы».   Продумать   на   каких   еще   уроках ученики могут заполнить дискуссионную карту.  сегодня прием «Толстый ­ тонкий вопросы» был в другом формате: ученик ученику; группа выбирает интересные вопросы, еще раз проговаривает, записывает и передает другой группе. Интересно. Ученикам всем понравился этот этап урока. → Проведена беседа о важности делегирования и распределение ролей в группе. Проведена беседа о важности объективного оценивания для дальнейшей работы.

Посмотрите также