Тема: Н.А. Некрасов. «Русские женщины». Психологизм в обрисовке образов главных героинь.
Цель урока: повторить понятие "поэма"; познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.
Дата: Класс: 7 2122 урок
Тема:Н.А. Некрасов. «Русские женщины». Психологизм в обрисовке образов главных героинь.
Цель урока: познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в
освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их
жен, гордость, самоотверженность.
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха.
5
мин.
II. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью наводящих
вопросов учитель подводит к теме урока.
Составление кластера «Н.А.Некрасов» Что я знаю о поэте?
Воспоминания племянника о последних днях жизни поэта.
Декабристы и декабрьское восстание. Поэма о декабристах
«Дедушка» (лето 1870), поэма «Княгиня Трубецкая»(1871),
Поэма «Княгиня Волконская» (1872). События 18251827 годов.
Жанр поэм и оценка современниками.
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы.
Ученики
демонстрируют
свои знания.
наглядно
сти
пазлы
Портрет
поэта
Портреты
княгинь
Иллюстра
ции к
поэмамУчебник
Демонстрируют
свои знания.
Отвечают на
вопросы учителя.
Ученики
фиксируют его в
тетрадях. В ходе
работы можно
совещаться с
друзьями по
микрогруппе.
20
мин.
III. Актуализация знаний.
По методу «Подумать сговориться обсудить» проводит изучение
новой темы.
Работа в группах
Одна группа проследит по тексту, как губернатор наращивает
давление на молодую женщину с целью заставить ее вернуться
домой.
1 Дорога наша так дурна,Вам нужно отдохнуть…
2 Напоминанием о том, какой властью он обладает:
Покуда я не прикажу,Его не подадут…
3 Бумага…
4 Но хорошо ль известно вам,Что ожидает вас…
5 Невозможность вернуться к прежней жизни,
возможные угрызения совести мужа, ставшего
виновником её горькой судьбы… с вами не знавать…
6 Напоминанием о славе и знатности рода:
Когда б не доблестная кровь,Текла б в вас, я б молчал.
7 Обращение к женской гордости
И что ж?... бежите вы за ним?Как жалкая раба?
8 Угроза добираться до Нерчинска «этапом»:
Вас по этапу поведутС конвоем…
Вторая половина группы проследит по тексту, как укрепляется
мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к
совершенствованию героического поступка.
1 Княгиня полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит
встречу с мужем: «Так прикажите ж! Я прошу…»
2 Морально готова к жизни на каторге: «Ужасно будет, знаю
я… Живут же люди в том краю, привыкну я…»
3 Княгиня бесстрашна: «Пусть смерть мне суждена – мне
нечего жалеть!...»4 Тверда и мужественна: «Всем вашим пыткам не извлечь
слезы из глаз моих!»
5 На разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя
убеждения мужа: «Там места нет, там друга нет тому, кто
раз прозрел!»
6 Высота гражданских чувств: «Но знаю: к родине любовь
соперница моя…»
7 Готовность к героическому поступку: «Велите ж партию
сбирать
Иду! Мне все равно»!
10
мин.
IV. Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит
закрепление урока.
Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный
подвиг»;
Дайте определение слову «подвиг»;
Какой, повашему, должен быть герой?
Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
Так о чем эта поэма "Русские женщины"?
Какова композиция поэмы?
Учащиеся
проявляют свои
способности по
данной теме.
5
мин.
V. Итог урока.
Этап рефлексии:
О чем говорили на уроке?
Что удалось без особых усилий?
Что было трудно?
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________
Проверила: ____________________________________________________________