Русская литература 7 класс Рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл заглавия рассказа. Характер главного героя. Цель урока: Образовательная: знакомство с творчеством М.А. Шолохова. Анализировать и интерпретировать художественный текст, производить сопоставительный анализ произведений близкой тематики, выявить шолоховскую концепцию гражданской войны Развивающая: развивать информационной культуры; формировать умений строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; развивать критическое мышление.
Иконка файла материала Шолохов.docx
Дата:                                                                   Класс: 7          урок  23­24 Тема: М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл заглавия рассказа. Характер главного героя. Цель урока: Образовательная: знакомство с творчеством М.А. Шолохова. Анализировать и интерпретировать  художественный текст, производить сопоставительный анализ произведений близкой тематики, выявить  шолоховскую концепцию гражданской войны Развивающая: развивать информационной культуры; формировать умений строить устные и письменные  высказывания в связи с изученным произведением; ­ развивать критического мышления. Деятельность учителя 3  мин. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания  психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе  нравится». 5  мин. Проверка домашней работы.  С помощью метода  «Ассоциативная карта» проводит проверку домашней  работы. 20  мин. Актуализация знаний. Творчество Шолохова  наглядности Мяч  Бумага А4 Учебник Деятельность обучающихся Ученики  осмысливают  поставленную цель.  Проводят игру «Мне  в тебе нравится». Ученики  демонстрируют свои  знания. Составляют  ассоциативную  карту. Демонстрируют   свои знания. Ученики   фиксируют его   в   тетрадях.   В ходе   работы   можно с совещаться друзьями   по микрогруппе.  ­ .   Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»  проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его  заглавие символично: это не просто судьба солдата  Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека,  простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.Писатель показывает, какой огромной ценой была  завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто  был настоящим героем этой войны. Образ Андрея  Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную  силу русского человека. В «Судьбе человека» Шолохов  напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла  русскому народу Великая Отечественная война, о  стойкости человека, выдержавшего все мучения и не  сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека. Сюжет строится на ярких психологических эпизодах.  Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег,  известие о семье. Такого богатого материала хватило бы  на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в  небольшом рассказе. Работа с "Пирамидой­отзывом". ­   Я   предлагаю   вам   составить   отзыв   об   изученном произведении. Мы оформим его в виде пирамиды.Пирамида –   это   фигура,   полученная   объединением   отрезков, соединяющих   вершину   и   точки   плоской   поверхности. Вершиной пирамиды ­ отзыва нам послужит ответ,который будет состоять из одного слова. 1 слово – о ком произведение. 3 слова – место действия. 4 слова – главные события в книге. 5 слов – главные герои, какие они. 6 слов – что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги 9 слов – о чём эта книга (дополните первую строку шестью словами)                          Задание для группы  группа. В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни? Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? 2 группа. Анализ эпизода в церкви. ­Какие   варианты   человеческого   поведения   изображает Шолохов   в  этой   сцене   (солдат  —   христианин,   Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову? 3   группа.   Анализ   эпизода   поединка   Андреи   Соколова   с лагерфюрером Мюллером.  ­ О чём думает Соколов, готовясь к смерти? ­   Зачем   Мюллеру   понадобилось   лично   казнить   русского солдата во время торжественного ужина? ­   Зачем,   прежде   чем   расстрелять   узника,   он   устраивает ритуал с выпивкой? ­ Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?­ Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы? Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена? ­   Как   автор   раскрывает   душевное   состояние   героя,   у которого война отняла всё?  . Встреча Соколова с Ванюшкой. (Анализ эпизода). 4   группа   ­   Почему   Соколов   решается   усыновить   Ванюшку?   Что общего   в   их   судьбе?   Какую   роль   в   рассказе   “Судьба человека”   играют   описания   природы,   образ   дороги, портретные описания?   В чем смысл   названия и финала рассказа “Судьба человека”? Почему писатель обращается здесь к языку публицистики?  Перечитайте финал рассказа. І – группа читает с комментариями эпизод с условным названием   «Сцена   прощания»   отличаем,   что вспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое  он  проявил  по  отношению  к жене,  которая  в недобром предчувстии надвигающейся беды сказала: «Родненький мой , Андрюша, не увидемся мы больше на этом свете».  ІІ   –   группа   анализирует   эпизод   «доставка   снарядов гаубичной   батарее».   Учащиеся   отмечают,   что   долг для   Андрея   Соколова   превыше   всего:   Он   должен проскочить через немцев, он должен убить предателя Крыженева, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера. ­Отмечаю,   что   характер   Соколова   особенно   четко проявляется   в   эпизоде   вызова   к   комен­данту концлагеря. Из сложного испытания русский солдат вышел победителем.  ­Работаем   над   понятиями   честь,   достоинства   и гордость 10  мин. Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит  закрепление урока            1. Почему рассказ заканчивается описанием Учащиеся проявляют свои способности по  данной теме. душевного состояния автора?        2. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?            3. В чем разница между «грустью легкой» и «грустью тяжелой»?       4. Финал рассказа оптимистичен или трагичен? 5  мин. V. Итог урока. Этап рефлексии:  ­ О чем говорили на уроке? ­ Что удалось без особых усилий?  ­ Что было трудно?  Оценивают работу  своих  одноклассников. На стикерах  стикеры дерево Блоба2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы.  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:_________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

Посмотрите также