Среднесрочный план по русской литературе 7 класс. Всего – 68 часов (по 2 часа в неделю, всего 34 недели). Среднесрочное планирование - первостепенный документ при составлении календарно-тематического плана. Включает в себя графы:
Содержание программного материала. Основные цели обучения Результаты обучения. Формы работы, используемые при активном обучении Оценивание.
Русская литература
7класс
Всего – 68 часов (по 2 часа в неделю, всего 34 недели).
Основные цели обучения Результаты обучения
Будут уметь работать над
идей произведений
Формы работы,
используемые
при активном
Работа в паре,
индивидуальная
работа,
проблемное
задание
Оценивание
включая оценку в
целях обучения
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям,
«Смайлики»
Включая всех
Формативное и
суммативное
оценивание
Основные
ресурсы
, раздаточный
материал,
презентация
Будут знать о понятии
«физическая география»,
ее цели и задачах
Стратегия
«ЗХУ», «Чтение с
пометками»,
Групповая работа
Формативное
оценивание,
взаимооценивание
«Лучший рисунок»
Суммативное и
формативное
оценивание
. развивать аналитические
умения и самостоятельную
учащихся,
деятельность
развивать устную
и
речь,
письменную
выразительное
чтение,
логическое мышление;
интегрируя материалы
истории, литературы,
изобразительного искусства,
музыки, познакомить
учащихся с историей похода
князя Игоря Святославича
против половцев, его
последствиями и значением
для Руси;
2
1
2
№
п.
п.
1
2.
Содержание программного материала Кол
во
часо
Мир художественной литературы. Отличие
мира литературы от мира фольклора и
мифа. Автор как творец художественного
мира.
Реальное и вымышленное в
литературе. Личность автора и образ
автора в литературе. Образ человека в мире
художественной литературы.
3. Литература и история.
Исторический
сюжет в литературе. Художественные
приемы воссоздания исторических и
вымышленных образовперсонажей.
историческое
45. А.С. Пушкин. «Полтава». Вступление к
поэме «Медный всадник». Историческое и
вымышленное,
и
злободневное в поэме. Образ Петра I в
поэмах Пушкина. Авторское отношение к
Петру I и созданному им городу на Неве.
Для заучивания наизусть: А.С. Пушкин.
«Полтава» (отрывок из поэмы) или вступ
ление к поэме «Медный всадник».
РР: Анализ лироэпических произведений
познакомиться с отрывком
из поэмы и выявить
средства, с помощью
которых поэт прославляет
эти качества.
«Мозговой
штурм», «Чтение
с пометками»,
практическая
работа, парная
работа
Показать интерес Пушкина
к истории России,
мастерство поэта в
изображении Полтавской
битвы, прославление
мужества и отваги русских
солдат.
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
доска, цветные
мелки, бумага,
фломастеры или
маркеры,
учебник
Интерактивная
доска,
презентация,
раздаточный
материал,
стикеры67. М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича,
молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Поэма об
историческом прошлом Руси. Картины
быта XVI века, их значение для понимания
характеров. Портретные характеристики.
Для заучивания наизусть: М.Ю.
Лермонтов. Отрывок из поэмы «Песня про
царя Ивана Васильевича,
молодого
опричника и удалого купца Калашникова».
РР: Анализ лироэпических произведений
8
11.
12
13.
14
15.
Тема предательства.
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический
колорит повести. Запорожская Сечь, ее
обычаи и нравы.
Главные образы
персонажи, их отношение к семье, любви,
Сечи.
Трагический
конфликт
и
индивидуального сознания.
Проблема
личного выбора и гуманизма. Пейзажные
описания.
РР: Подготовка к сочинению.
Сочинение по произведению Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба»
патриархального
Л.Н. Толстой. «Совет в Филях», «Наполеон
на Поклонной горе», «Подвиг капитана
Тушина» (фрагменты из романа «Война и
мир» на выбор).
Образы Кутузова и
Наполеона. «Маленький человек» на войне.
Портретное мастерство Л.Н. Толстого.
Авторская позиция и способы ее
проявления в художественном тексте.
2
4
ознакомление учащихся с
художественнымпроизведен
иемМ.Ю.Лермонтова
«Песня про царя Ивана
Васильевича,
молодого
опричника и удалого купца
Калашникова»;
обучение выразительному
чтению текста, умению
работать в группе, с
толковым словарем, со
слайдами, текстом
произведения.
.
2 формировать умение
.
рефлексивного отношения
учащегося к собственной
деятельности в рамках
учебного процесса, выявить
черты, близкие
современности,
.
2
продолжить изучение
литературы эпохи
Возрождения, дать
представление о творчестве
У.Шекспира, прочитать
трагедии Шекспира.;
развитие умения
анализировать
произведение, работать
самостоятельно и в
группах при подготовке
заданного ответа на
вопрос; формировать
умение анализировать
художественный текст,
проводить
сопоставительный анализ
художественных образов; п
развитие устной и
письменной речи
учащихся, монологической
речи, умения
анализировать
произведение и работать с
цитатами.
развитие устной и
письменной речи
учащихся, монологической
речи, умения
анализировать
произведение и работать с
цитатами.
«Мозговой штурм»,
цифровой диктант,
созговой штурм,
«Ассоциация»,
тонкие и толстые
вопросы
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
Интерактивная
доска,
презентация,
раздаточный
материал, стикеры
«Стратегия ЗХУ»,
«Чтение с
пометками»,
Групповая работа
Поощрение,
Взаимооценивание
«Лучшая группа»
Формативное и
суммативное
оценивание
фронтальная,
индивидуальная,
парная работы
Формативное
оценивание,
поощрение,
«Плюс, минус,
интересно»
Формативное и
суммативное
оценивание
Интерактивная
доска, презентация
цветные мелки,
бумага,
фломастеры
Компьютер,
интерактивная
доска,
раздаточный
материал, стикеры
Научитьcя детей
пользоваться масштабом,
переводить его из
численного в именованный.
Работа в паре,
индивидуальная
работа, проблемное
задание
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям,
«Смайлики»
Формативное и
суммативное
оценивание
, раздаточный
материал,
презентация16. М.Ю.
Лермонтов.
«Св.
Елена»,
«Воздушный корабль».
Романтический
образ Наполеона в поэзии М.Ю.
Лермонтова.
РР: Анализ лирических произведений
1
проанализировать
лирические произведения
М.Ю.Лермонтова, в которых
присутствует образ
Наполеона.
отметить художественные
средства, которые
использует
М.Ю.Лермонтов для
создания образа
Наполеона
Проблемный
вопрос, парная
работа,
практическая
работа, Синквейн
Поощрение,
взаимооценивание
хлопками,
самооценивание
Формативное и
суммативное
оценивание
Компьютер,
видеоролик,
раздаточный
материал, стикеры
17. Абай Кунанбаев. «Искандер». Образы
Искандера и Аристотеля в поэме Абая.
Философский и моральнодидактический
смыслы поэмы, обличение нравственных и
социальных пороков.
1 Абай Кунанбаев
«Искандер». Образы
Искандера и Аристотеля в
поэме Абая. Философский и
моральнодидактический
смыслы поэмы, обличение
нравственных и социальных
пороков.
которых присутствует образ
Наполеона.
Развивать критическое
мышление через анализ и
синтез дополнительной
исторической
литературы.Выявить
моральнодидактический
смысл поэмы, на его
основе воспитывать
моральные и нравственные
качества обучающихся
Толстые и тонкие
вопросы,
индивидуальная
работа, работа по
учебнику
Формативное
словесное
оценивание
оценивание по
жетонам
Формативное и
суммативное
оценивание
таблицы,
учебники,
иллюстрации
18. Вн. чт.: П. Мериме. «Матео Фальконе».
1
продолжение знакомства с
творчеством писателя;
продолжение
обучения анализу
художественного текста
научить школьников
понимать свой мир,
поступки посредством
художественного
произведения;
постепенный переход от
Толстые и тонкие
вопросы,
индивидуальная
работа, работа по
учебнику
Формативное
словесное
оценивание
оценивание по
жетонам
Формативное и
суммативное
оценивание
таблицы,
учебники,
иллюстрации19
20.
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».
Нравственная идея трагедии.
РР:
произведений
драматургических
Анализ
21
22.
Некрасов.
Н.А.
«Русские женщины».
Психологизм в обрисовке образов главных
героинь.
РР: Анализ лироэпических произведений
Понять общечеловеческий
смысл пьесы –
утверждение
несовместимости гения,
всегда человечного,
гуманного, и злодейства.
Приобщать учащихся к
высокому искусству:
классической музыке,
живописи. Высветить
человечность гения самого
Пушкина.
Развивать образно
аналитическое мышление;
умения анализировать,
сравнивать, обобщать,
систематизировать.
2
2
Расширить знания учащихся
по драматургии Пушкина;
познакомить с «Маленькими
трагедиями»; понять
идейнохудожественное
своеобразие трагедии
«Моцарт и Сальери»;
продолжить обучение
анализу драматургического
произведения.
познакомить с поэмой
«Русские женщины»,
рассказать о декабристах, их
роли в жизни страны, в
освободительном движении;
подчеркнуть патриотизм,
стойкость декабристов,
мужество, верность долгу их
жен, гордость,
Групповая работа,
практическая
работа
Взаимооценивание
по критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
Бумага формата А
4, цветные
карандаши,
ластики,
Индивидуальная
работа
Оценивание по
критериям
Суммативное
оценивание
Бумага формата А
4, цветные
карандаши,
ластики,23
24.
М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл
заглавия рассказа. Характер главного
героя. Тема жизненных испытаний в
рассказе. Организация художественного
времени.
Авторское отношение к
изображаемому.
Гудзенко.
25. Стихотворения поэтов XX века о Великой
Ахматова.
Отечественной войне: А.А.
«Мужество»; С.П.
«Перед
атакой»; Ю.В. Друнина. «Качается рожь
несжатая...»; К.М. Симонов. «Жди меня»;
В.С. Высоцкий. «Песня о Земле». Человек
на войне в русской лирике XX века.
Для
наизусть:Одно
стихотворение о Великой Отечественной
войне (по выбору учащихся).
РР: Анализ лирических произведений
произведениях писателей ХХ века»
26 РР: Сочинение на тему «ВОВ в
заучивания
2
1
1
Парная, групповая и
индивидуальная
работа
Поощрение,
взаимооценивание
хлопками,
самооценивание
Формативное и
суммативное
оценивание
Презентация,
раздаточный
материал, стикеры
познакомить с поэмой
«Русские женщины»,
рассказать о декабристах, их
роли в жизни страны, в
освободительном движении;
подчеркнуть патриотизм,
стойкость декабристов,
мужество, верность долгу их
жен, гордость,
самоотверженность
развивать информационной
культуры; формировать
умений строить устные и
письменные высказывания
в связи с изученным
произведением;
развивать критического
мышления.
глубить знания по
истории родного города;
познакомиться с
творчеством поэтов
земляков о родине и родной
природе
развивать познавательную
деятельность, творческие
способности; воспитывать
Будут знать об авторе,
будут уметь работать над
идей произведения
Толстые и тонкие
вопросы,
индивидуальная
работа, работа по
учебнику
Формативное
словесное
оценивание
оценивание по
жетонам
Формативное и
суммативное
оценивание
, таблицы,
учебники,
иллюстрации
индивидуальная
работа, «мозговой
штурм», толстые и
тонкие вопросы,
парная работа
Будут уметь работать над
идей произведений,
рассмотреть версии
древних учёных о её
внешнем облике, обратить
внимание на факты,
свидетельствующие о
шарообразности нашей
планеты;
поощрение,
оценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
, таблицы,
учебники,
иллюстрации27 А.Т. Алимжанов. «Стрела Махамбета»
(фрагменты). Образ казахского народного
героя Махамбета Утемисова – акына и
воина – в романе А. Алимжанова.
Историческое и вымышленное в романе.
28 Пейзаж в художественном тексте.
Пространственновременная картина жизни
природы в литературе.
1 формировать умение
рефлексивного отношения
учащегося к собственной
деятельности в рамках
учебного процесса, выявить
черты, близкие
современности,
.
1 Научить выполнять работы в
жанре пейзажа, развить
интерес и любовь детей к
творчеству известных
художниковпейзажистов,
развить творческое
воображение и
эмоциональность учащихся
развитие устной и
письменной речи
учащихся, монологической
речи, умения
анализировать
произведение и работать с
цитатами.
обучить умению
простейшими средствами
(цветом, пятном)
передавать состояние
природы
выполнение простейшего
пейзажа в технике
акварели (посырому).
Толстые и
тонкие вопросы,
индивидуальная
работа, работа
по учебнику
Формативное
словесное
оценивание
оценивание по
жетонам
Формативное и
суммативное
оценивание
таблицы,
учебники,
иллюстрации
Индивидуальная
работа
Оценивание по
критериям
Суммативное
оценивание
, таблицы,
учебники,
иллюстрации
,2
совершенствовать навыки
беглого, правильного,
осознанного, выразительного
чтения; продолжить
формировать умение
переводить информацию,
воспринятую на слух в
зрительные образы и обратно
в словесную форму.
Обогащать словарный
запас, формировать навык
словесного рисования,
развивать образное
мышление, творчество,
воображение, навыки
наблюдения, сравнения
разноуровневые
задания,
«Мозговая
атака», парная
работа
Формативное
словесное
оценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
, раздаточный
материал
29
30
Художественная картина неба в
литературе: небо (Н.С. Никитин. «Небо»;
О.Э. Мандельштам. «О небо, небо...»; Н.М.
Бараташвили. «Цвет небесный, синий
цвет...»); солнце (А.С. Пушкин. «Зимнее
утро»; И.А. Бунин. «Неуловимый свет
разлился над землею...»; А.
Белый.
«Солнце»; А. Грин. «Пропавшее солнце»);
луна/месяц (А.С. Пушкин. «Приметы» («Я
ехал к вам: живые сны...»); М.А. Кузмин.
«Как месяц молодой повис...»; В.В.
Маяковский. «Лунная ночь»); звезды (А.А.
Фет. «Среди звезд»; А.А. Григорьев.
«Комета»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей»;
А.А. Вознесенский. «Ночь»).Небо, солнце,
луна (месяц), звезды и их художественная
роль в произведениях.
Для
наизусть:Одно
заучивания
стихотворение о небе или солнце, луне и
звездах (по выбору учащихся).
РР: Анализ лироэпических произведений
31
32
И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев
– мастер пейзажа, поэтизирующий природу
и человека. Образ рассказчикаохотника.
Авторское отношение к персонажам.
2
выявить
своеобразие
пейзажа и его роль в
художественных
И.С.
произведениях
Тургенева
на основе
анализа текста; определить
роль
изобразительно
выразительных средств в
изображении пейзажа
цифровой
диктант,
созговой штурм,
«Ассоциация»,
тонкие и
толстые вопросы
развивать
коммуникативную
компетентность
обучающихся;
формировать
информационную культуру
обучающихся через работу
с текстом
художественного стиля
Поощрение,
взаимооценивание по
критиериям,
Светофор
Формативное и
суммативное
оценивание
раздаточный
материал,
таблица,
сигнальные
карточки33 Вн. чт.: Л.Н. Андреев. «Кусака».
1
Главная цель – нравственное
воспитание – восприятие
чужой боли, страдания
через прозу, анализ рассказа
«Кусака»;
Развитие устной и
письменной речи через
узнать некоторые факты из
жизни писателя;
найти ключевые эпизоды и
фразы;
понять, что хотел сказать
автор читателю;
индивидуальная
работа,
«мозговой
штурм», толстые
и тонкие
вопросы, парная
работа
поощрение,
оценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
таблицы,
учебники,
иллюстрации
2
формировать навыки
восприятия, истолкования,
оценки классических
произведений умение
выразить впечатления о
музыкальном произведении,
картине в форме
высказывания.
развитие
исследовательской
компетенции и
исследовательских умений
учащихся посредством
овладения ими методов
научного познания и
умений учебного
исследования
парная и
групповая работа,
«Линия алфавита»
Формативное
словесное
оценивание,
самооценивание
Формативное и
суммативное
оценивание
Видеоролик,
интерактивная
доска,
раздаточный
материал,
стикеры,
34
35
(фрагмент),
И.А.
(фрагменты);
Виды пейзажей в русской поэзии и прозе
XIXXX веков: море (А.С. Пушкин. «К
морю»; Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о
море ночное...»; К.М. Станюкович. «В
шторм»
«Максимка»
(фрагмент); лес (А.Н. Майков. «В лесу»;
И.С. Никитин. «Лес»; И.С. Тургенев. «Лес и
степь»
Бунин.
«Листопад» (фрагмент); Е.В. Курдаков.
«Мир полон птичьих голосов...»; Т.М.
Мадзигон. «Стихи и лес»); степь (А.А. Фет.
«Степь вечером»; И.С. Никитин. «Весна в
степи»; И.З. Суриков. «Степь»; П.Н.
Васильев.
«Затерян след в степи
солончаковой...»; А.П. Чехов. «Степь»
(фрагмент)); горы (А.С. Пушкин. «Кавказ»;
М.Ю. Лермонтов. «Синие горы Кавказа,
приветствую вас!..»; И.С.
Тургенев.
«Разговор»; В.С. Высоцкий. «Здесь вам не
равнина...»).Мастерство поэтов и прозаиков
в изображении картин природы.
Для
наизусть:Одно
стихотворение об одном из типов пейзажей
заучивания36 Д. Дефо. Фрагменты из романа «Робинзон
Мир природы, не испорченный
Крузо».
воздействием
цивилизации.
Взаимоотношения человека и природы в
романе.
РР: Домашнее сочинение
1
Познакомить учеников с
биографией и основными
этапами творчества Д.Дефо,
дать представление об
особенностях творчества
английского писателя в
контексте эпохи
Просвещения, добиться
освоение художественного
текста романа
"Приключения Робинзона
Крузо" в единстве формы и
содержания
Эврестическая
беседа,
«Ключевые
слова», «Сводная
таблица», парная
работа; Синквейн
Способствовать развитию
интереса к литературе
эпохи Просвещения, а
также к такому жанру в
мировой литературе, как
"робинзонада". Помогать
развитию речевых навыков,
навыков сравнительно
сопоставительного анализа
поощрение,
самооценивание
Формативное и
суммативное
оценивание
Рисунки,
раздаточный
материал,
стикеры
2
познакомить учащихся
с описанием деревьев
в русской поэзии,
показать им, что
в стихотворении все
взаимосвязано, и каждый
образ внутренне обусловлен.
Осмыслить образы
деревьев как
художественные образы,
сочетающие в себе
изобразительность,
психологическое
и символическое
содержание.
«Исключи лишнее»,
«Инсерт»,
Практическая
работа,
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
Видеоролик,
раздаточный,
стикеры,
сигнальные
карточки
красного и
зеленого цвета
37
38
«Береза»);
«Зеленая прическа...»;
баобаб
Образы флоры и фауны в поэзии и прозе:
дуб (А.А. Фет. «Одинокий дуб»; Л.Н.
Толстой. «Война и мир» (фрагменты));
береза (П.А. Вяземский. «Береза»; С.А.
Есенин.
А.В.
Жигулин.
(О.О.
Сулейменов. «Слон флоры»); бабочка (В.А.
Жуковский.
«Узник к мотыльку,
влетевшему в его темницу»; А.А. Фет.
«Бабочка»; А.А. Тарковский. «Бабочка в
госпитальном саду»); лошадь/конь (Н.А.
Некрасов. «До сумерек» (фрагмент); В.В.
Маяковский.
«Хорошее отношение к
лошадям»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в
океане»; И.А. Бродский. «В тот вечер возле
нашего огня...»); собака (И.С. Тургенев.
«Собака»; С.А. Есенин. «Песнь о собаке»;
В.В. Маяковcкий. «Вот так я сделался
собакой»).Субъективное и объективное в
образном строе художественного текста.
Для
наизусть:Одно
стихотворение о флоре и фауне (по выбору
заучивания39 Ю.О. Домбровский. Фрагмент из романа
«Хранитель древностей». АлмаАта 1930х
годов.
1 Продолжить знакомство
учащихся с жизнью и
творчеством Ю.О.
Домбровский; познакомить
учащихся с рамоном
«Хранитель древностей», ее
особенностями,
исключительностью
обстоятельств, в которых
раскрывается характер
героя, художественными
способствовать развитию
устной речи учащихся,
техники выразительного
чтения, умения
рассуждать, делать
выводы;
Индивидуальная,
парная, групповая
работа
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям,
Смайлики
Формативное и
суммативное
оценивание
Интерактивная
доска,
презентация,
раздаточный
материал,
стикеры,
40 А. и Б. Стругацкие. Фрагменты из романа
«Пикник на
Мотивы
экологической катастрофы в пейзажных
описаниях романа.
обочине».
1
опоставить женские образы
в романе антиутопии и
показать, как
иррациональная природа
женщины сама по себе
становится главным
противоречием и антиподом
Государства Разума
развивать умение давать
элементы характеристики
литературного героя,
анализируя
художественное
произведение; развитие
самостоятельного,
критического мышления;
«цифровой
диктант», парная
работа, сетод
«Инсерт», задание
«найди пару»
Оценивание по
критериям,
формативное
оценивание
Формативное и
суммативное
оценивание
Видеоролик,
раздаточный
материал, ,
стикеры41
42
А. и Б. Стругацкие. «Малыш». Проблема
контакта человечества с внеземной
цивилизацией. Неоднозначное прочтение
развязки повести.
2
дать понятие об
особенностях образов ,
художественного
времени и
пространства при
изображении
фантастического
мира в
художественном
произведении на примере
повести братьев
Стругацких;
сможем назвать признаки
романтического героя,
пейзажа, сюжета;
формировать умение
анализировать
художественное
произведение ,
опираясь на систему
образов ,
соотношение
художественного времени
и пространства
с композицией ,
выходить на более
глубокий уровень
обобщения
и выводов
через интерпретацию
художественного текста ;
«Ромашка Блума»,
работа в паре,
«Чтение с
пометками», «Линия
Алфавита»
Формативное
словесное
оценивание,
оценивание по
критериям,
«Светофор»
Формативное и
суммативное
оценивание
Видеоролик,
интерактивная
доска,
раздаточный
материал,
стикерыФормировать
умения
делать сопоставительный
анализ
двух текстов,
выявлять в них различия на
информативно смысловом
и прагматическом уровнях
Парная и групповая
работа, «Чтение с
пометками»,
«Найди ошибку»,
синквейн
Взаимооценивание,
поощрение,
самооценивание,
«смайлики»
Формативное и
суммативное
оценивание
раздаточный
материал,
стикеры, ,
рисунки
2
учить детей понимать язык
пейзажных образов
в искусстве, развивать
пейзажное мышление,
на основе предметных
знаний и умений подвести
учеников к осознанию
объективно существующих
связей между природой
и человеком.
43
44
Поэтика изображения живой и неживой
природы в художественной литературе:
гроза и дождь (А.П. Майков. «Гроза»; Н.А.
Заболоцкий. «Гроза»; А.Я. Загородний.
«Гроза»); образы цветов (А.С. Пушкин.
«Цветок»; И.П. Мятлев. «Розы»; И.С.
Тургенев. «Как хороши, как свежи были
розы...»; А.А. Фет. «Осенняя роза»; И.В. Се
верянин. «Классические розы»; И.А. Бунин.
«Полевые цветы»; А.С. Кушнер. «Сирень»;
А.А. Вознесенский. «Сирень «Москва –
Варшава»; С.П. Кирсанов. «Июньская
баллада»; А.А. Тарковский. «Кактус»);
образы птиц (А.А. Дельвиг. «Русская
песня»; А.С. Пушкин. «Соловей и роза»;
К.М. Фофанов. «Соловей»; А.И. Фатьянов.
«Соловьи»; Ю.П. Мориц. «Ворон»; А.А.
Вознесенский. «Оза»; Э. По. «Ворон»);
образы животных и морских обитателей
(С.А. Есенин. «Корова», «Лисица»; Н.С.
Гумилев.
Васильев.
«Верблюд»; А.А. Тарковский. «Верблюд»;
У. Блейк. «Тигр»; В. Хлебников. «Годы,
люди и народы...»; Н.А. Заболоцкий.
«Меркнут звезды Зодиака...»; Г. Мелвилл.
«Моби Дик, или Белый Кит» (фрагменты);
Э.
«Старик и море»
(фрагменты); З.Н. Гиппиус. «Небесные
слова» (фрагмент из рассказа)).Богатство
образов природного мира в литературе.
Для
«Жираф»; П.Н.
наизусть:Одно
Хэмингуэй.
заучивания45 В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и
смерти в рассказе. Исцеление человека
через соприкосновение с миром живой
природы.
1
Формировать умения
работать с текстом,
выделяя основную идею
произведения – страдание
человека, изменяющее
Развивать умения
преодолевать жизненные
трудности, принимая
происходящее в жизни как
подарок судьбы.
индивидуальная
работа, «мозговой
штурм», толстые и
тонкие вопросы,
парная работа
видение мира.
поощрение,
оценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
таблицы,
учебники,
иллюстрации
1
природы
46 Ю.П. Казаков. «Оленьи рога».
Видение
глазами
зимней
выздоравливающей девочки.
Детское
одиночество в мире взрослых. Соединение в
произведении сна и яви,
сказки и
природного мира. Оптимизм и лирическая
интонация рассказа.
47
48
Ч.Т. Айтматов. «Белый пароход». Реальное
и фантастическое в повести.
Образ
мальчика в повестисказке, его связь с
Рогатой матерьюоленихой.
Слияние
ребенка с природой в финале произведения.
2
способствовать развитию
мыслительных навыков
учащихся, необходимых не
только в учебе, но и в
обычной жизни: умение
работать с информацией,
анализировать различные
ситуации (учебные и
жизненные),
формировать умение
рефлексивного отношения
учащегося к собственной
деятельности в рамках
учебного процесса, выявить
черты, близкие
современности,
.
умеют применять
полученные знания на
практике и сумеют решать
логические задания по
теме; дети научаться
сравнивать, обобщать,
делать выводы
развитие устной и
письменной речи
учащихся, монологической
речи, умения
анализировать
произведение и работать с
цитатами.
Индивидуальная
работа, работа по
карте, выполнение
заданий в парах
Формативное
оценивание,
оценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
таблицы,
учебники,
иллюстрации
Географический
диктант, стратегия
«ЗХУ», Метод
«Инсерт», синквейн
Взаимооценивание,
поощрение,
самооценивание,
Формативное и
суммативное
оценивание
компьютер,
презентация,
раздаточный
материал,49 РР: Сочинение по теме «Человек и мир
природы в литературе» (произведение по
выбору учащегося)
1
развивать познавательную
деятельность, творческие
способности; воспитывать
50 Литературный образперсонаж.
Человек
как вечный образперсонаж в мире
литературы.
1
Углубить понятие об образе,
представить ряды литер.
образов, соотнести образ
человека и другие образы в
художественной литературе
с
и
мифологическими образами;
фольклорными
способствовать развитию
устной речи учащихся,
техники выразительного
чтения, умения
рассуждать, делать
выводы;
Парная работа,
практическая
работа, толстые и
тонкие вопросы,
игра «Узнай меня»
Развитие творческого
мышления, воображения.
Воспитание интереса к
книгам.
Задание на
соответствие,
«мозговой штурм»,
тонкие и толстые
вопросы, работа в
паре
51
52
Толстой.
«Детство»
Л.Н.
(главы).
Композиция первой части трилогии. Образ
Николеньки и другие образыперсонажи.
Мастерство Л.Н. Толстого в передаче
героев.
внутренних
Портретные
Роль
Автобиографизм,
портретных деталей.
реальное и вымышленное в «Детстве».
переживаний
характеристики.
формировать навык
коммуникативных и
творческих способностей;
поддерживать интерес к
изучению художественной
литературы;
Тест,индивидуальн
ая и парная работа,
«географическое
исследование»
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
2
активизировать интерес к
изучению литературы и
повысить познавательную
активность учащихся на
уроке, учить видеть
художественную деталь в
произведении, анализировать
её, давать целостную
характеристику
взаимоотношений взрослых
и детей.
Формативное
словесное оценивание,
оценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
компьютер,
презентация,
раздаточный
материал, карта
Поощрение,
самооценивание,
«светофор»
Формативное и
суммативное
оценивание
Интерактивная
доска,
презентация,
раздаточный
материал,
стикеры,
Интерактивная
доска,
презентация,
раздаточный
материал,
стикеры,53 Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська».
Авторская характеристика образов
персонажей. Роль диалога и речевые
характеристики персонажей. Нравственные
идеи рассказа.
1
детально изучить образы
персонажи и определить
приёмы комического
изображения героев;
составление картыопроса
учащиеся получат
сведения об авторе,
научатся составлять карты
опроса, мыслить в логике
RWST; пополнят
словарный запас новой
лексикой.;
Стратегия «ЗХУ»,
«Чтение с
пометками»,
Групповая работа
Формативное
оценивание,
взаимооценивание
«Лучший рисунок»
Суммативное и
формативное
оценивание
доска, цветные
мелки, бумага,
фломастеры
или маркеры,
учебник
1
54 М. Сервантес. «ДонКихот» (фрагменты из
романа). Значение литературной пародии
как средства преодоления популярности
рыцарских романов.
Время и место
действия романа. Образ ДонКихота и его
оруженосца. Трагическое и комическое в
образе главного героя. ДонКихот и дон
кихотство. СанчоПанса и его роль в
раскрытии образа главного героя. Дон
Кихот – вечный образ мировой литературы.
ученик знакомится с
биографией Мигеля
Сервантеса, с произведением
мировой классической
литературы, получает
сведения о создании романа,
о рыцарском романе,
раскрывает особенности
пародийного характера
романа.
ученики знают историю
создания произведение
классической
мировой
литературы,
биографию
М.Сервантеса,учатся
строить диалог, работать с
текстом и сотрудничать в
группе и в паре;
«Мозговой
штурм», «Чтение с
пометками»,
практическая
работа, парная
работа
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
55 Вн. чт. (читательская конференция): Д.
Лондон. «Любовь к жизни», «Зов предков».
1
сформировать знания о
жизни и творчестве
Д.Лондона ; на примере
рассказа Д.Лондона
развивать навыки
сопоставительного анализа
и умения работать с
текстом.
«Любовь к жизни» показать,
что человек всегда должен
оставаться человеком,
продолжать бороться за
жизнь до последнего;
анализировать прочитанное;
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
«Мозговой
штурм», цифровой
диктант, созговой
штурм,
«Ассоциация»,
тонкие и толстые
вопросы
Интерактивная
доска,
презентация,
раздаточный
материал,
стикеры
Интерактивная
доска,
презентация,
раздаточный
материал,
стикеры56
57
Л.Н. Толстой. «Отрочество».
Отрочество
как переходный этап между детством и
юностью.
Формирование у подростка
взглядов на жизнь, вопросы любви и
дружбы.
Психологическое мастерство
писателя.
2
Познакомить учащихся с
краткой биографией
писателя, историей
появления романа, с
содержанием отрывка из
повести.Совершенствовать
умение работать с
художественным текстом.
58
59
2
противоречия.
как
М.Е. СалтыковЩедрин. «Сказки для детей
изрядного возраста». «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил».
Алогизм
Тема и идея сказки.
«строительный камень»
сюжетных
Возникновение и движение
ситуаций.
комического
Сказка
СалтыковаЩедрина
модель,
воссоздающая реальные противоречия
русской действительности, – изображение
никчемности, оторванности от жизни и
паразитизма генералов.
Соединение в
образе мужика талантливости, трудолюбия
и сметки с рабской покорностью и
холопством.
Авторское отношение к
образамперсонажам
кратко
познакомить
учеников с биографией и
творчеством Салтыкова
Щедрина;
познакомить учащихся с
содержанием
сказки;
разобраться в особом жанре
этого
произведения;
осмыслить
иносказательность сказки;
«Стратегия ЗХУ»,
«Чтение с
пометками»,
Групповая работа
Поощрение,
Взаимооценивание
«Лучшая группа»
Формативное и
суммативное
оценивание
фронтальная,
индивидуальная,
парная работы
Формативное
оценивание,
поощрение, «Плюс,
минус, интересно»
Формативное и
суммативное
оценивание
Интерактивная
доска,
презентация
цветные мелки,
бумага,
фломастеры
Компьютер,
интерактивная
доска,
раздаточный
материал,
стикеры
Развивать навыки
правильного, осознанного,
выразительного,
выборочного чтения,
устной связной речи;
умения воспроизводить в
памяти прочитанные ранее
произведения по
прослушанным отрывкам;
умение составлять
выставку из книг на
заданную тему с краткой
повторить значение
литературных терминов
(«гротеск», «эзопов язык»,
«сарказм», «ирония»,
«литота» и другие);
определить те
положительные идеалы,
которые проповедует
автор в сказках; развивать
умение анализировать
сказки..60 А.П. Чехов. «Хамелеон», «Толстый и
тонкий».Смысл
заглавия рассказов.
Чинопочитание и добровольное унижение
«низших» как предмет иронии. Сюжетные
композиции
рассказахсценках.
«Вывернутость» ситуации – прием,
обнажающий всю глубину рабского
состояния души «маленького человека».
Изменение речи и облика героя на
протяжении рассказа. Роль детали в
рассказах. Гуманизм А.П. Чехова
в
61
62
В.Г. Распутин. «Уроки французского».
Отражение в рассказе трудностей
послевоенного времени. Драма мальчика:
чувство одиночества, ощущение жестокости
и несправедливости жизни. Восприятие
событий с точек зрения подростка и
учительницы.
педагога:
конфликт человечности и догмы.
Своеобразное построение рассказа. Роль
Художественный
пейзажных описаний.
63 РР: Сочинениепо рассказу В.Г. Распутина
Трагедия
«Уроки французского».
1
2
углубить представление
учеников о комическом
(сатира, юмор) в литературе;
познакомить с комическими
средствами создания
характера; формировать у
учащихся навыки анализа
сатирического рассказа;
формировать у учащихся
умение критически
мыслить, анализировать,
систематизировать и
оценивать информацию;
формировать умение
работать с текстом;
развитие устной речи
учащихся.
познакомить учеников с
некоторыми чертами
личности писателя, с
главными темами его
творчества; прояснить
мотивы поведения героя
рассказа
Формировать навыки
выразительного чтения,
умение давать
характеристику герою и
анализировать произведение.
учащиеся должны знать
некоторые факты из жизни
и творчества
В.Г.Распутина; понимать
отраженные в рассказе
трудности послевоенного
времени, мотивы
поведения гер
Развивать навык грамотной
устной речи учащихся, ее
обогащения
с помощью других
литературных жанров;
навыки смыслового и
беглого чтения, умение
работать
Работа в паре,
индивидуальная
работа,
проблемное
задание
Формативное
оценивание,
самооценивание по
критериям,
«Смайлики»
Формативное и
суммативное
оценивание
раздаточный
материал,
презентация
Проблемный
вопрос, парная
работа,
практическая
работа, Синквейн
Поощрение,
взаимооценивание
хлопками,
самооценивание
Формативное и
суммативное
оценивание
Компьютер,
видеоролик, ,
раздаточный
материал,
стикеры
Толстые и тонкие
вопросы,
индивидуальная
работа, работа по
учебнику
Формативное
словесное оценивание
оценивание по
жетонам
Формативное и
суммативное
оценивание
таблицы,
учебники,
иллюстрации1 Формирование знаний.
Раскрыть полноту личности
Шукшина по
биографическим очеркам,
его рассказам,
воспоминаниям
современников.
познакомить учащихся с
отрывком из книги
«Маленький принц»;
2
64 В.М. Шукшин. «Космос, нервная система и
шмат сала», «Сапожки», «Микроскоп»,
«Чудик». Мир человеческих отношений в
рассказах В.М. Шукшина.
65
66
А. де СентЭкзюпери. «Маленький принц»
(фрагменты). Судьбы писателя и его героя,
их тайны и легендарность. Проблема
«взрослости». Фантастическое и реальное в
сюжете повестисказки. Образ Маленького
принца. Нравственные понятия героя и их
столкновение
условностями,
господствующими среди людей. Образ
автораповествователя и его размышления
о счастье,
ответственности.
Другие персонажи повести.
человеке,
с
67 Вн.
чт.:В.Ф.
перевертыши»
Тендряков.
«Весенние
1
познакомить учащихся с
творчеством
В.Ф.Тендрякова на примере
повести «Весенние
перевертыши»;
Познакомить учащихся с
особенностями тем,
построения, образности,
лексики рассказов
В.Шукшина.
Пробудить интерес к
творчеству писателя, к
развивать аналитические
умения и самостоятельную
деятельность учащихся,
развивать устную и
письменную речь,
выразительное чтение,
логическое мышление;
.
исследовать процесс
формирования характера
главного героя повести и
этапы его нравственного
становления;
Толстые и тонкие
вопросы,
индивидуальная
работа, работа по
учебнику
Формативное
словесное оценивание
оценивание по
жетонам
Формативное и
суммативное
оценивание
таблицы,
учебники,
иллюстрации
Групповая работа,
практическая
работа
Взаимооценивание по
критериям
Формативное и
суммативное
оценивание
Индивидуальная
работа
Оценивание по
критериям
Суммативное
оценивание
Графические
рисунки
«Способы
съемки
местности»,
технологически
е карты к
уроку, учебник
Бумага
формата А 4,
цветные68 Итоги
изучения
художественной литературы»
темы
«Мир
1 Формировать
учащихся понятие о
видах искусства
вообщеи в
частности об искусстве
слова.
,Умеют работать в
группах: Используя
знания, полученные на
уроках, составляют
кластер, таблицу по теме
Парная,
групповая и
индивидуальная
работа
Поощрение,
взаимооценивание
хлопками,
самооценивание
Формативное и
суммативное
оценивание
Презентация
раздаточный
материал,
стикеры