Тема: И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев – мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ рассказчика-охотника. Авторское отношение к персонажам.
Цель урока:
содержательные:выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева на основе анализа текста; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа.
- деятельностные:развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля;
Дата: Класс: 7 3132 урок
Тема: И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев – мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ рассказчика
охотника. Авторское отношение к персонажам.
Цель урока:
содержательные:выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева
на основе анализа текста; определить роль изобразительновыразительных средств в изображении пейзажа.
деятельностные:развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать
информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля;
Этап
1) Этап мотивации
(самоопределения) к
учебной деятельности.
Деятельность учителя
Демонстрирует слайды с картинами природы под
музыку П. И. Чайковского «Июнь. Баркарола»
читает стихотворение Рыленкова Н. «Все в тающей
дымке…»
Деятельность учащихся
Настраиваются на урок, трое
учащихся перед классом читают
стихотворения под музыку.
2) Этап
актуализации и
фиксирования
индивидуально
го затруднения
в пробном
действии.
Какие чувства вызывают у вас картины родной
природы?
Создает проблемную ситуацию:
Мы не случайно начали наш урок так, предполагая
продолжить работу над произведением, с которым
познакомились на предыдущем уроке. Как оно
называется и кто его автор?
Кому посвящен рассказ?
Чем интересны изображенные автором мальчики?
Какая же связь между нашим началом урока и
тем, о чем вы сейчас рассказали?
Давайте мысленно перенесемся в то далекое,
тургеневское время, чтобы живее представить себе
то, о чем писал автор.
Любовь к природе рождалась и крепла в сердце
будущего писателя именно здесь, в Спасском.
О чем нам пора уже начать разговор? Определите
тему урока
Какие цели поставим?
3) Этап выявления
места и причины
затруднения.
-Человек с чутким сердцем, человек,
любящий землю, открывает для себя
много нового, интересного, постигает
величие, красоту в малом, неярком,
Рассказ «Бежин луг» Ивана
Сергеевича Тургенева
Крестьянским мальчикам старой
крепостнической деревни середины
19 века.
Автор и его герои любят родные
места так же, как мы любим свои
просторы
Речь идет о роли природы в нашей
жизни и в жизни героев рассказа
Тургенева
Роль пейзажа в рассказе
И.С.Тургенева
«Бежин луг» Мы познакомимся
со своеобразием тургеневского
пейзажа, определим его роль в
рассказе, проанализируем, как
писатель использует
выразительные средства языка
для создания картин природы.неброском. Кто-то скажет, и вы,
наверное, слышали это утверждение,
что за границей все красивее, лучше,
чем у нас, в том числе и природа. Как
тут не вспомнить высказывание
К.Паустовского:
"Я никому не поверю, что есть на нашей
земле места скучные и не дающие
никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни
воображению, ни человеческой мысли.
Только так, исследуя какой - нибудь
клочок нашей страны, можно понять,
как она хороша и как мы сердцем
привязаны к каждой ее тропинке,
роднику и даже к робкому
попискиванию мелкой пичуги"
Любил свой родной край и И.С. Тургенев.
Будучи охотником, он исходил десятки
верст по родной земле. Тонкий
наблюдатель, психолог, художник, он
мастерски отобразил увиденное в слове,
создавая неповторимые пейзажные
зарисовки, например, в цикле рассказов
"Записки охотника". Один из этих
рассказов - "Бежин луг".
И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни
природы, создавая свои пейзажные зарисовки.
Приступим к их анаизу.
1. Анализ пейзажей
– С чего начинается рассказ?
С описания июльского дня
Слушают отрывок
Создаётся настроение бодрости и
ликования, возникает радость
встречи с природой
В описании наступления утра,
завершающем рассказ
Они образуют зачин и концовку
произведения
Настроение бодрости и радости
охотника созвучно состоянию
природы в эти периоды
– Давайте послушаем описание
«прекрасного июльского дня» (стр. 178-
179).
Писатель создаёт описание с
помощью слов, красочных
эпитетов, метафор, сравнений и
т.д. образных средств.
– Какое настроение создаётся при
чтении?
– В какой части рассказа ещё создается
жизнеутверждающее настроение?
– В каких частях рассказа располагаются
данные пейзажные зарисовки?
– Как описание летнего дня и описание
наступления утра перекликается с настроением
охотника?4) Этап построения
проекта выхода из
затруднения.
Записывают в тетрадь определения
тропов
Заполняют таблицу, извлекая из
текста необходимую информацию
Работа над художественно-
изобразительными средствами
– У мастеров различных видов искусств
есть свои изобразительно-
выразительные средства. У художника
– краски, ракурс, свет, у композитора –
ритм, мелодия, голос. А у писателя –
скажите, что?
Предлагаю вспомнить основные
выразительные средства, которые
возможно встретятся в эпизодах,
предложенных для анализа.
Запишите в тетрадь определения,
которые вы видите на слайде
Организует совместное действие
детей как внутри одной группы, так
и между группами: направляет на
совместное выполнение задания:
- Исследовать изобразительные
средства картин природы в рассказе мы
будем в группах. Фрагмент рассказа
каждой группе предлагается свой. Вы
должны отметить в нем образные
средства, использованные писателем.
Задания перед вами. Приступайте.
Работа в группах по составлению
таблицы «Июльский день, наступление
ночи, июльская ночь, утро».
1. Краски, цвет.
2. Запахи, звуки.
3. Тропы.
4. Ощущения, чувства героя.
Работа с текстом и таблицей.
Краск
и
Таблица выведена на слайде и
распечатана каждой группе
Звуки, запахи
Средства художественной
выразительности (тропы)
5) Этап реализации
построенного проекта. Обращаемся к разбору картин природы
Выступление групп:
1группа. Июльский деньв рассказе. Пока одна группа выступает,
другие внимательно слушают, чтобы в
заключение сделать совместный вывод
по теме урока.
- Обращаемся к разбору картины ясного
летнего дня. Какие образные средства
преобладают? Почему?
– Но на смену дню приходит ночь
Изменился ли тон рассказа?
– Почему?
- Ночь мы видим глазами
обеспокоенного, встревоженного
человека.
И вот появляются первые признаки
пробуждающегося утра Определить, какой
изобразительный прием преобладает у Тургенева в
описании пробуждения летнего утра?
– Почему для изображения
пробуждающегося утра Тургенев выбрал
олицетворения и метафоры?
– А для чего в описание утра введены
также изобразительные, зрительные
эпитеты?
1. Выразительное чтение
фрагмента заранее
подготовленным учеником
"Около полудня
обыкновенно появляется: до
слов то сеется едва
заметный дождь".
2. В ходе исследования мы
пришли к выводу, что
преобладают такие
изобразительные средства,
как эпитеты (золотисто-
серые, с нежными краями
облака, прозрачные рукава
синевы, легкий цвет
небосклона:) в сочетании с
метафорами (облака
теснятся:, они проникнуты
светом и теплотой).
Встречаются и сравнения
(подобно островам, так же
лазурны, как небо..). Автор
по преимуществу
изображает эпитеты. Цель -
отметить наиболее яркие
признаки природы в один из
летних дней; показать
богатство красок озаренной
солнцем природы и
выразить свои самые
сильные впечатления от
нее.
2 группа. Наступление
ночи
1. Выразительное чтение
фрагмента заранее
подготовленным учеником
"Между тем ночь
приближалась и росла:до
слов :побледневшее небо
стало опять синеть - но то
уже была синева
ночи"./Дополнительное
задание: отбор языковых
средств, характеризующих
состояние охотника в
сумерках./2. В ходе исследования мы
пришли к выводу, что
характер и значение
изобразительных средств
уже иной. Цель, которая
стояла перед автором, -
показать не только картину
наступления ночи, но и
нарастание ночной
таинственности, чувство
нарастающей тревоги при
потере дороги. Для
фрагмента характерны
эмоциональные,
выразительные эпитеты,
передающие тревожные
чувства заблудившегося
рассказчика. И.С. Тургенев
использует сложный
комплекс языковых средств:
и эмоционально-
выразительные эпитеты
(угрюмый мрак, пугливо
нырнула, странное чувство,
неприятная, неподвижная
сырость, было жутко:); и
сравнения (ночь росла, как
грозовая туча: громадными
клубами надвигался мрак); и
метафоры (лилась темнота,
все было немо и глухо,
уныло висело небо:). Автор
не столько изображает
природу, сколько выражает
свои беспокойные чувства,
которые она у него
вызывает (от сгущения
красок, от таинственных
звуков)
3 группа.Ночь
1. Выборка предложений о
торжестве и величии ночи.
Зачитываются
фрагменты./от слов
"Картина была чудесная:до
слов :мрак боролся со
светом", "Я погляделкругом:Странный, резкий
:крик раздался вдруг:"
2. В ходе исследования мы
пришли к выводу, что автор
создает торжественные,
спокойные и величавые
картины природы, так как
герой- повествователь
нашел дорогу, увидел
крестьянских детей в
ночном и успокоился,
почувствовал особый
приятный аромат русской
летней ночи. Ощущение
торжественности и
величавости ночи
усиливается при страшных
рассказах мальчиков о
водяных, русалках, домовых,
леших. Тургеневскую ночь
мы слышим (:странный,
резкий, болезненный крик:
тонкий, острый хохот:
слабый шипящий свист:,
плеснет большая рыба,
тростник слабо зашумит),
видим (бесчисленные
золотые звезды, тонкий
язык свет, тонкое чистое
небо: со всем своим
таинственным
великолепием, луны не было
на небе), обоняем (в воздухе
уже не так сильно пахло:,
особенный томительный и
свежий запах - запах
русской летней ночи). Автор
восхищается
величественной красотой
русской летней ночи,
очаровали его и дети.
Таинственным
великолепием и
торжественностью
отличается этот фрагмент.
Цель автора - через
богатство красок, звуков,запахов, ощущений
передать свое восхищение
этим временем суток.
4 группа. Пробуждение летнего
утра (стр. 205)
- Писатель привлекает в
изобилии олицетворения и
глагольные метафоры, куда
включает также
изобразительные,
зрительные эпитеты.
Приводят примеры из текста
- Чтобы показать самый
процесс пробуждения и
оживления природы. Иные
средства для данной цели
были бы менее
выразительны
Картины наступающей ночи вызвали
у художника чувство беспокойства
и тревоги, а картины летнего утра и
дня — чувство радости жизни.
Ночь – это неизвестность,
загадка, тайна, поэтому все
чувства обострены. Предметы
теряют реальные очертания и
кажутся огромными. Человек
насторожен, поэтому он
вслушивается, вглядывается.
Утром мы, как правило,
расслаблены. Мы ждём от
наступающего дня чегото
хорошего, радостного. Кроме
того, тьма рассеивается, всё
видно, нас ничто не пугает.
Защищают свои рисунки
Составляют синквейн, потом
зачитывают свои работы
Природа
Восхитительная, родная
6) Этап первичного
закрепления с
проговариванием во
внешней речи.
– А теперь сопоставьте эти описания природы,
обратив внимание на то, какие ощущения
преобладают утром, а какие – ночью?
– Чем вы это объясните?
Прочитав эти замечательные тургеневские
описание, хочется взять в руки кисть и нарисовать
чудесные картины, некоторые из вас попробовали
это сделать, расскажите, почему вы изобразили
именно это.
7) Этап
самостоятельной
работы с
самопроверкой по
эталону.
Ребята, предлагаю вам тоже побыть творцами и
нарисовать картины словом. Попробуйте составить
синквейн Природа…..или Пейзаж…Чарует, удивляет, тревожит
Писателя, его героев и читателей.
Волшебство!
8) Этап включения в
систему знаний и
повторения.
Слово учителя о мастерстве
И.С.Тургенева-пейзажиста.
- Подведем итог. Какую же роль играет
пейзаж в рассказе? В чем его значение?
Приходят к выводу, что природа
показана Тургеневым как сила,
активно воздействующая и на
автора, и на его героевмальчиков
– Какие настроения вызывала природа у
мальчиков, сидевших у костра?
- Имеет ли какое-либо значение
изображенный писателем пейзаж для
построения рассказа?
– А почему так много картин природы в
произведении?
– В чём мастерство И.С.Тургенева?
(Она «своим таинственным
великолепием» предрасположила их
к рассказам о непонятном и
чудесном и загадочными звуками
породила самое чувство страха).
Таким образом, природа показана
Тургеневым как сила, активно
воздействующая на автора и на его
героевмальчиков.
Но она выступает в рассказе и в
значении величественного и
прекрасного
зрелища.успокаивающего запуганное
воображение детей и
доставляющего им истинно
эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у
мальчиков зрелищем высокого,
усеянного золотыми звездами неба,
разделяет автор.
Пейзаж служит зачином и
концовкой произведения.
Мальчики живут в деревне. Их
всегда окружает природа. Она
является фоном их жизни.
Его картины всегда верны, мы
узнаём в них родную русскую9) Этап рефлексии
учебной деятельности.
• Итак, какую задачу мы с вами ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
* Как вы оцениваете результат работы класса?
• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?
Д/з
Написать сочинение «Признание в любви малой родине»
подготовить сообщение о Ф. И. Тютчеве
природу, и вместе с тем видим
любовь писателя к своей родине
Заполняют листы оценивания.
Отвечают на вопросы,
записывают домашнее задание