Русская литература 7 класс Тема: "И. С. Тургенев "Бежин луг"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев – мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ рассказчика-охотника. Авторское отношение к персонажам. Цель урока: содержательные:выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева на основе анализа текста; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа. - деятельностные:развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля;
Иконка файла материала Бежин луг.docx
Дата:    Класс: 7                                        31­32    урок   Тема: И.С. Тургенев. «Бежин луг». И.С. Тургенев – мастер пейзажа, поэтизирующий природу и человека. Образ рассказчика­ охотника.  Авторское отношение к персонажам. Цель урока:  содержательные:выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева  на основе  анализа текста; определить роль изобразительно­выразительных средств в изображении пейзажа. ­ деятельностные:развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать  информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля;  Этап 1) Этап мотивации  (самоопределения) к  учебной деятельности. Деятельность учителя Демонстрирует слайды  с картинами природы под  музыку П. И. Чайковского «Июнь.  Баркарола»  читает стихотворение Рыленкова Н. «Все в тающей  дымке…» Деятельность учащихся  Настраиваются на урок, трое  учащихся перед классом читают  стихотворения под музыку.  2) Этап  актуализации и  фиксирования  индивидуально го затруднения  в пробном  действии. ­ Какие чувства вызывают у вас картины родной  природы? Создает проблемную ситуацию: ­ Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились   на   предыдущем   уроке.   Как   оно называется и кто его автор? ­ Кому посвящен рассказ? ­ Чем интересны изображенные автором мальчики? ­ Какая же связь между нашим началом урока и  тем, о чем вы сейчас рассказали? ­ Давайте мысленно перенесемся в то далекое,  тургеневское время, чтобы живее представить себе  то, о чем писал автор. Любовь к природе рождалась и крепла в сердце  будущего писателя именно здесь, в Спасском. О чем нам пора уже начать разговор? Определите  тему урока  Какие цели поставим? 3) Этап выявления  места и причины  затруднения. -Человек с чутким сердцем, человек, любящий землю, открывает для себя много нового, интересного, постигает величие, красоту в малом, неярком, Рассказ «Бежин луг» Ивана  Сергеевича Тургенева  Крестьянским мальчикам старой  крепостнической деревни середины  19 века. Автор и его герои любят родные  места так же, как мы любим свои  просторы  Речь идет о роли природы в нашей  жизни и в жизни героев рассказа  Тургенева Роль пейзажа  в рассказе  И.С.Тургенева     «Бежин луг»­ Мы познакомимся со своеобразием тургеневского  пейзажа, определим его роль в  рассказе, проанализируем, как  писатель  использует  выразительные средства языка  для создания картин природы.неброском. Кто-то скажет, и вы, наверное, слышали это утверждение, что за границей все красивее, лучше, чем у нас, в том числе и природа. Как тут не вспомнить высказывание К.Паустовского: "Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой - нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию мелкой пичуги" Любил свой родной край и И.С. Тургенев. Будучи охотником, он исходил десятки верст по родной земле. Тонкий наблюдатель, психолог, художник, он мастерски отобразил увиденное в слове, создавая неповторимые пейзажные зарисовки, например, в цикле рассказов "Записки охотника". Один из этих рассказов - "Бежин луг". И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни  природы, создавая свои пейзажные зарисовки.  Приступим к их анаизу. 1. Анализ пейзажей – С чего начинается рассказ? С описания июльского дня  Слушают отрывок Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает  радость  встречи с природой ­В описании наступления утра,  завершающем  рассказ Они образуют зачин и концовку  произведения Настроение бодрости и радости  охотника созвучно состоянию  природы в эти периоды – Давайте послушаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178- 179). ­ Писатель создаёт описание с  помощью слов, красочных  эпитетов, метафор, сравнений и  т.д.­ образных средств. – Какое настроение создаётся при чтении? – В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение? – В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки? – Как описание летнего дня и описание  наступления утра перекликается с настроением  охотника?4) Этап построения  проекта выхода из  затруднения. Записывают в тетрадь определения  тропов Заполняют таблицу, извлекая из  текста необходимую информацию Работа над художественно- изобразительными средствами – У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно- выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? Предлагаю вспомнить основные выразительные средства, которые возможно встретятся в эпизодах, предложенных для анализа. Запишите в тетрадь определения, которые вы видите на слайде Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания: - Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте. Работа в группах по составлению таблицы «Июльский день, наступление ночи, июльская ночь, утро». 1. Краски, цвет. 2. Запахи, звуки. 3. Тропы. 4. Ощущения, чувства героя. Работа с текстом и таблицей. Краск и Таблица выведена на слайде и распечатана каждой группе Звуки, запахи Средства художественной  выразительности (тропы) 5) Этап реализации  построенного проекта. Обращаемся к разбору картин природы Выступление групп: 1группа. Июльский деньв рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока. - Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему? – Но на смену дню приходит ночь Изменился ли тон рассказа? – Почему? - Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека. ­ И вот появляются первые признаки  пробуждающегося утра Определить, какой  изобразительный прием преобладает у Тургенева в  описании пробуждения летнего утра? – Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры? – А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты? 1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Около полудня обыкновенно появляется: до слов то сеется едва заметный дождь". 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что преобладают такие изобразительные средства, как эпитеты (золотисто- серые, с нежными краями облака, прозрачные рукава синевы, легкий цвет небосклона:) в сочетании с метафорами (облака теснятся:, они проникнуты светом и теплотой). Встречаются и сравнения (подобно островам, так же лазурны, как небо..). Автор по преимуществу изображает эпитеты. Цель - отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней; показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. 2 группа. Наступление ночи 1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Между тем ночь приближалась и росла:до слов :побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи"./Дополнительное задание: отбор языковых средств, характеризующих состояние охотника в сумерках./2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что характер и значение изобразительных средств уже иной. Цель, которая стояла перед автором, - показать не только картину наступления ночи, но и нарастание ночной таинственности, чувство нарастающей тревоги при потере дороги. Для фрагмента характерны эмоциональные, выразительные эпитеты, передающие тревожные чувства заблудившегося рассказчика. И.С. Тургенев использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально- выразительные эпитеты (угрюмый мрак, пугливо нырнула, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость, было жутко:); и сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает (от сгущения красок, от таинственных звуков) 3 группа.Ночь 1. Выборка предложений о торжестве и величии ночи. Зачитываются фрагменты./от слов "Картина была чудесная:до слов :мрак боролся со светом", "Я погляделкругом:Странный, резкий :крик раздался вдруг:" 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает торжественные, спокойные и величавые картины природы, так как герой- повествователь нашел дорогу, увидел крестьянских детей в ночном и успокоился, почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. Ощущение торжественности и величавости ночи усиливается при страшных рассказах мальчиков о водяных, русалках, домовых, леших. Тургеневскую ночь мы слышим (:странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист:, плеснет большая рыба, тростник слабо зашумит), видим (бесчисленные золотые звезды, тонкий язык свет, тонкое чистое небо: со всем своим таинственным великолепием, луны не было на небе), обоняем (в воздухе уже не так сильно пахло:, особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи). Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очаровали его и дети. Таинственным великолепием и торжественностью отличается этот фрагмент. Цель автора - через богатство красок, звуков,запахов, ощущений передать свое восхищение этим временем суток. 4 группа. Пробуждение летнего  утра (стр. 205) - Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты. Приводят примеры из текста - Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства  и тревоги, а картины летнего утра и  дня — чувство радости жизни.  Ночь – это неизвестность,  загадка, тайна, поэтому все  чувства обострены. Предметы  теряют реальные очертания и  кажутся огромными. Человек  насторожен, поэтому он  вслушивается, вглядывается. Утром мы, как правило,  расслаблены. Мы ждём от  наступающего дня чего­то  хорошего, радостного. Кроме  того, тьма рассеивается, всё  видно, нас ничто не пугает. Защищают свои рисунки Составляют синквейн, потом  зачитывают свои работы Природа Восхитительная, родная 6) Этап первичного  закрепления с  проговариванием во  внешней речи. – А теперь сопоставьте эти описания природы,  обратив внимание на то, какие ощущения  преобладают утром, а какие – ночью? – Чем вы это объясните? Прочитав эти замечательные тургеневские  описание, хочется взять в руки кисть и нарисовать  чудесные картины, некоторые из вас попробовали  это сделать, расскажите, почему вы изобразили  именно это. 7) Этап  самостоятельной  работы с  самопроверкой по  эталону. Ребята, предлагаю вам тоже побыть творцами и  нарисовать картины словом. Попробуйте составить  синквейн Природа…..или  Пейзаж…Чарует, удивляет, тревожит Писателя, его героев и читателей. Волшебство! 8) Этап включения в  систему знаний и  повторения. Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста. - Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение? Приходят к выводу, что природа  показана Тургеневым как сила,  активно воздействующая и на  автора, и на его героев­мальчиков – Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра? - Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа? – А почему так много картин природы в произведении? – В чём мастерство И.С.Тургенева?   (Она «своим таинственным  великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и  чудесном и загадочными звуками  породила самое чувство страха).  Таким образом, природа показана  Тургеневым как сила, активно  воздействующая на автора и на его  героев­мальчиков.  Но она выступает в рассказе и в  значении величественного и  прекрасного  зрелища.успокаивающего запуганное воображение детей и  доставляющего им истинно  эстетическое удовольствие.  Эстетический восторг, вызванный у  мальчиков зрелищем высокого,  усеянного золотыми звездами неба,  разделяет автор. ­ Пейзаж служит зачином и  концовкой произведения. ­Мальчики живут в деревне. Их  всегда окружает природа. Она  является фоном их жизни. ­ Его картины всегда верны, мы  узнаём в них родную русскую9) Этап рефлексии  учебной деятельности. • Итак, какую задачу мы с вами ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом?  * Как вы оцениваете результат работы класса? • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? Д/з Написать сочинение «Признание в любви малой родине»  подготовить сообщение о Ф. И. Тютчеве природу, и вместе с тем видим  любовь писателя к своей родине Заполняют листы оценивания. Отвечают на вопросы,  записывают домашнее задание

Посмотрите также