Русская литература 7 класс В. М. Шукшин "Космос, нервная система и шмат сала"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: В.М. Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки», «Микроскоп», «Чудик». Мир человеческих отношений в рассказах В.М. Шукшина Цель урока: Формирование знаний. Раскрыть полноту личности Шукшина по биографическим очеркам, его рассказам, воспоминаниям современников. Познакомить учащихся с особенностями тем, построения, образности, лексики рассказов В.Шукшина. Пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению его произведений.–.
Иконка файла материала Шукшин.docx
Дата:                                                                           Класс:7                   64 урок Тема: В.М. Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки», «Микроскоп», «Чудик». Мир  человеческих отношений в рассказах В.М. Шукшина Цель урока: Формирование знаний. Раскрыть полноту личности Шукшина по биографическим очеркам, его  рассказам, воспоминаниям современников. Познакомить учащихся с особенностями тем, построения, образности, лексики рассказов В.Шукшина. Пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению его произведений.–.   3  мин. 5  мин. Деятельность учителя I. Организационный момент Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку,  желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит  игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня  хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!  II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.  . Первое  групповое задание: познакомиться с биографией ( распечатки на столах), составить 1 группа –«тонкие» вопросы 2 группа­ «толстые» вопросы 3   группа­прочитав   высказывания   о   Шукшине,   рисует   нам   его словесный   портрет.   Для   этого   найдите   ключевые   слова   в   в высказываниях и сделайте вывод, каким был В.М.Ш. Вывод написать на карточках(приём кластера). 5  мин. III. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью приема  «Корзина идей» проводит первичное восприятие по данной теме.                                             Космос      15  мин. IV. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.  Центре рассказа Василия Макаровича Шукшина «Космос,  нервная система и шмат сала»два героя: старик Евстигнеич и  его квартирант восьмиклассник Юрка. Юрка приехал из соседней  деревни, чтобы закончить десятилетнюю школу, потому что в его  деревне «десятилетка» отсутствует. Жизнь мальчика нелегка. Его мать одна воспитывает четверых детей, и помочь сыну она ничем не может.  Но Юрка старается. Для того он и терпит все невзгоды, для того и  сидит долгие часы за уроками, чтобы стать человеком, окончить  мединститут, помогать матери. Интересный, народный характер показывает Шукшин в образе  Евстигнеича. Старик хитер, жаден. «Он вообще скряга отменный», –  говорит о нём автор. Ему многого жаль для самого себя. Страдая от  Деятельность обучающихся Нагл яднос ти Ученики  осмысливают  поставленную цель.  Проводят игру  «Хорошее  настроение».  Улыбаются друг  другу.  Демонстрируют свои знания. Отвечают на  разноуровневые  вопросы. Разно уровн евые карто чки Демонстрируют свои знания.  На стикерах  записывают все, что  знают о добрате. Стике ры  Проявляют интерес к изучаемому  материалу.  Учебн ик Ученики приводят  примеры к данным  союзам. Записывают  предложения в  тетрадях.  Делают  синтаксический  разбор.Выполняют 2­3  упражнения. похмелья, от так и не покупает дополнительную выпивку. Не потому,  что его вразумили Юркины наставления, а потому, что «жалко денег».  Целый день изводит Евстигнеич Юрку своими стонами. Как в храм, спускаясь в полный продуктами погреб, Евстигнеич  называет чертями сына и дочь, уехавших в город. Ему непонятно,  почему их не привлекло в деревенской жизни даже такое изобилие.  Для него это главное мерило счастья. Жадность Евстигнеича переходит в душевную чёрствость, когда речь  заходит о Юрке. Мальчик беден, он недоедает, а «старик вроде не  замечает Юркиной бедности, берёт с него пять рублей в месяц». Если  же у квартиранта кончаются продукты, Евстигнеич дает ему свои, но  только в долг и только после того, как долго ходит вокруг да около,  «косится», раздумывает. Когда Юрка сообщает Евстигнеичу, что хочет стать хирургом, тот  удивляется и сразу делает предположение: «Што, они много шибко  получают, што ль?» Ничем иным какая­либо профессия, по  Евстигнеичу, привлекательна быть не может. Вот водителем,  например, быть очень даже почетно, потому что можно много  «зашибать» да еще «приворовывать». Материальное благосостояние  для старика – главная жизненная ценность, и никаких нравственных  преград к его обретению для него не существует. Г  рупповое задание: группам1 и 2 ­ Какие ассоциации  вызывают слова… ­ Из предложенных слов выберите те, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к данным понятиям.(на столах карточки со словами) ­ Космос?   (макромир,   вечный   мир;   что­   то   высокое,   далекое, возвышенное,   таинственное,   загадочное,   которое   манит, влечет; мечта) ­ Нервная   система?   (метафора­   человек;   нервная   система человека) ­ Шмат сала? (приземленное, вещественное, необходимое, еда; микромир, частный мир отдельной личности ) 3группа ­ Соедините предложенные слова в предложение, в котором сформулируйте тему рассказа.   ( несовместимое понятие; возвышенное и обыденное, а человек находится между ними; перед  нами   всего   одно   предложение,   но   какая   высокая степень   концентрации   образных   средств,   какая всеохватность мира) 10  мин. Закрепление урока.    Тема рассказа – возвышенное и обыденное и человек между ними. I.  Дерево предсказаний» Каким будет этот рассказ по тональности? Восстановите в  данном тексте  слова добрата Карто чки­  писатель будет шутить в этом рассказе; ­ тональность будет грустной; ­ здесь будет и грустное, и смешное; Приём «Цепочка ключевых слов» ­ Чтобы вам спрогнозировать сюжет, я предлагаю цепочку ключевых  слов : Старик                                                            беседуют у печки Похмелье                                                        кулацкий уклон Болеет                                                             космос восьмиклассник Юрка                              жить 120 лет уроки                                                             академик Павлов медицинский институт                              нервная система скряга                                                            бедность шмат сала                                                    одному плохо ­ Попробуйте теперь на основе ключевых слов написать сюжет VI. Итог урока.  С помощью метода «Телеграмма» проводит итог  урока. Оценивание фишками  ­ Понравился ли вам урок? ­ Что было трудным для вас? ­ Что вам больше понравилось?  Проводит рефлексию. 5  мин.  2  мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока, и отправляют  своим  одноклассникам  телеграмму.  Оценивают работу  своих  одноклассников.  Учеики записывают в дневниках. Свето фор Стике ры Дневн ик Итог  урока:_______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _______ Положительные стороны  урока:________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ ______ Отрицательные стороны  урока:________________________________________________________________ :

Посмотрите также