Тема: Внеклассное чтение. В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова на примере повести «Весенние перевертыши»;
исследовать процесс формирования характера главного героя повести и этапы его нравственного становления;
развивать речь учащихся; прививать интерес к чтению и художественной литературе; воспитывать любознательность
Дата: Класс: 7 67 урок
Тема: Вн. чт.:В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»
Цель урока:
познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова на примере повести «Весенние перевертыши»;
исследовать процесс формирования характера главного героя повести и этапы его нравственного
становления;
нагляднос
ти
пазлы
раздаточны
е
материалы
Стикеры
Корзина
Лепестки
ромашки
Деятельность
обучающихся
Учащиеся осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы.
Демонстрируют свои
знания.
Ученики внимательно
слушают стихотворение.
Находят частицы из
стихотворения.
Ученики внимательно
слушают стихотворение.
(союз да в значении но)
(полно – прекратить,
остановить, просят не
считаться).
(а – противительный союз,
противопоставляет простые
предложения в составе
сложного).
(ж – сожаление)
(А радость, усиление).
Деятельность учителя
3 мин.
3 мин.
3 мин.
I. Организационный момент. Приветствует
учащихся, проверяет готовность к уроку, желает
успеха. Для создания психологической атмосферы
проводит игру«Жокей и лошадь», а также делятся на
группы.
II. Проверка домашней работы. С помощью метода
«Корзина идей» осуществляет проверку домашней
работы.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
20 мин.
IY. Актуализация знаний.
Задание для группы
1 группа
Два человека. Два характера. Кому из них
симпатизируете вы? Кого из них можно назвать
личностью? Но вначале заполним листы
характеристики
Дюшка
Тягунов
Черты характера
Санька Ераха
гордость
самовлюбленность
смелость
ранимость
самоуверенность+
доброта
жестокость
эгоизм
способность любить
+
Задание: синим цветом отмечаем положительные
черты, красным – отрицательные.
Внимательно посмотрите на лист
характеристику, какой вывод можно сделать?
(Дюшка Тягунов – личность, способная любить,
сопереживать)
Какие жизненные уроки извлек Дюшка?
Отразились ли на окружающих изменения,
произошедшие с Дюшкой?
Какой вывод из прочитанного можем сделать
вы, читатели? (Завтрашняя жизнь начинается сегодня.
От каждодневных решений зависит то, каким каждый
из вас станет в самостоятельной, взрослой жизни).
2 группа
О чем рассказ Тендрякова?
Какую нравственную проблему поднимает
автор?
( Проблему пробуждения человеческой совести.
Совесть не рождается вместе с нами, не даётся в
наследство ).
Главный герой начинает осознавать, что жить
надо по совести, т.е. …
(ответ продолжают учащиеся).
Какова же роль совести в становлении
личности?
(Велика. Именно чувство нравственной
ответственности говорит о том, что личность
состоялась).
Должен ли человек, сделавший доброе дело,
ждать благодарности или ответного доброго
поступка?
Как вы думаете, почему В.Ф. Тендряков
поместил в конце рассказа «Документальную
реплику»?
(Она передаёт отношение автора к описанным
событиям).
Можно ли этот рассказ считать
автобиографическим?
(Да. Описанные события автор наблюдал в
детстве, когда в Вологодскую область целыми
эшелонами вывозили голодных людей с Украины, их
Поволжья).
Скажите, а легко ли стать личностью?
(Нет. Нужно много над собой трудиться).3 группа
Размышление в « картинной галерее».
(Сопоставление текстовых и внетекстовых
компонентов).
Обратимся к картине Сальвадора Дали «Рождение
нового человека».
Как появляется человек на земле?(В муках).
Как рождается человек духовно? (В муках).
Кто является жертвами времени в рассказе
Тендрякова? (Все люди).
Кто ещё является жертвой? (Собака).Какую
важную деталь выделяет автор в её описании?
(Глаза).
Связаны ли между собой рассказ Тендрякова и
картина Пабло Пикассо «Мальчик с собакой»?
(Да. Картина подчёркивает дисгармонию
мира, в котором живёт главный герой).
Что объединяет рассказ Тендрякова, картины
Дали и Пикассо?
*тематика
*авторский замысел
*идейное звучание
*экспрессивность выразительных средств.
10 мин.
V. Закрепление урока. По методу ДЖигсо
Работают по карточкам.
Карточки
5 мин.
VI. Итог урока. На столах у слушателей вырезанная
из бумаги ладонь. Если информация, полученная на
уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на
вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что
информация тебе бесполезна и урок не понравился
Оценивают работу свох
одноклассников.
Заканчивают фразу.
Стикеры
Вырезанные
бумажныепоставь 0 или –
ладони
4 мин.
VII. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.Написать небольшое
сочинение «Если бы я был…» Подумайте, если бы вы
были кемто, то как развивались бы события… Дайте
волю фантазии!
Записывают домашнюю
работу.
Итог
урока:_______________________________________________________________________________
___
_____________________________________________________________________________________
_______
Положительные стороны
урока:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______
Отрицательные стороны
урока:_________________________________________________________________