Русская литература 8 класс А.С. Пушкин. «Цыганы». Система образов.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: А.С. Пушкин. «Цыганы». Система образов. Романтический конфликт в поэме и своеобразие его развития. Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры. Цель урока: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Пушкина; выявить основной конфликт; рассмотреть образы Земфиры и Алеко как романтического героя; - развивать аналитическое мышление, эстетическое чувство, память, речь; - выявить конфликт в поэме и его причины; - формирование этических правил и навыков ведения диспута; - воспитание гражданской позиции
Иконка файла материала урок 31.docx
Дата   8 кл              31­32 урок  Тема:  А.С. Пушкин. «Цыганы».  Система образов. Романтический конфликт в поэме и своеобразие его развития. Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры. Цель урока: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Пушкина; выявить основной  конфликт; рассмотреть образы Земфиры и Алеко как романтического героя;   ­ развивать аналитическое мышление, эстетическое чувство, память, речь;;  Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  Проводят игру «Расскажи  мне обо мне». Называют  хорошие качества своих  одноклассников. С  помощью пазлов делятся  на группы. Демонстрируют свои  знания. Наглядности Пазлы Карты  Деятельность учителя 3 мин. I. Организационный момент Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру  «Расскажи мне обо мне», а также делятся на  группы. 10 мин. Проверка пройденного материала. С помощью  приема «Карта бита» осуществляет проверку  знаний учащихся.  Ребята, прежде чем начать изучение новой темы,  я бы хотела, чтобы вы ответили на мои вопросы и из первых букв ваших ответов, составили  фамилию писателя, произведение которого мы  будем изучать на уроке.   1.Главный член предложения, отвечающий на  вопрос Кто? Что? ( Подлежащие)   2.Рыба , имеющая несколько названий :речной,  европейский, обыкновенный. Вид хищных,  занесен в Красную книгу (Угорь)   3. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой какой  повести Гоголя ? « Шинель»   4. В каком звании был Тушин в романе» Война и  мир»( капитан)   5. Самый распространенный сочинительный союз (и)   6.Какая неизменяемая часть речи, обозначает  признак действия, признак другого признака,  реже признак предмета? ( наречие)   Правильно, ребята! Это Пушкин.15 мин. III. Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся и  организация осознания ими внутренней  потребности к построению нового способа  действий. Организует повторение знаний,  закрепление умений. С помощью метода  «Путешествие по галерее» осуществляет  усвоение нового материала.  Демонстрируют знания,  умения. Выполняют  упражнения. Постеры Маркеры Цветные бумаги учебник А лександ р Сергеевич Пушкин родился 26 мая  1799 года в Москве в дворянской помещичьей  семье (отец его был майор в отставке).   Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались  поэты, художники, музыканты. Свои первые в  жизни стихи поэт написал по­французски. Не  случайно его прозвище в Лицее было «француз».   В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был  отвезен учиться в новое, только что открывшееся  19 октября 1811 г. учебное заведение ­  Царскосельский Лицей под Петербургом. Это  было место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.   Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ  Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали  рукописные журналы и уделяли много внимания  собственному литературному творчеству.   Лицей заменил Пушкину детство. Но лицей был  окончен ­ детство прошло. Началась жизнь…   Цыганы» — последняя южная романтическая  поэма Александра Сергеевича Пушкина. Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган,  стихотворец работал над поэмой с января по  октябрь 1824 года, сначала в Одессе, потом в  Михайловском. Окончательная редакция  датирована последними месяцами того же года.Демонстрируют свои  знания. Отвечают на  разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки 10 мин. На сюжет поэмы С. Рахманинов написал в 1892 г.  свою первую оперу «Алеко».   Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных  городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными  цыганами и своей любимой.   «Цыганы» воспроизводят базовую коллизию  «Кавказского пленника» (1821), восходящую к  повести Шатобриана «Атала» (1801):  разочарованный байронический герой не в  состоянии раствориться среди «благородных  дикарей», хотя и страстно желает этого. В этой  поэме Пушкин постепенно освобождается от  своего былого байронизма; налицо «эволюция от  свободного, сладкозвучного и ласкающего стиля  его юности к суровой красоте последних вещей»  (Д. С. Мирский)[1]. IV. Закрепление урока. С помощью метода  «Толстые и тонкие вопросы» проводит  закрепление урока. ­ Беседа   ­ В эпилоге автор раскрывает нам основную тему этого замечательного произведения. Какова она?   Главная тема – свобода личности, вольница.   ­ Как вы думаете, почему поэма, посвященная  теме свободы, воли, заканчивается словами «…И  всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет»?   Пушкин показывает, что свобода не всеми  понимается одинаково, что свобода поступков  одного человека может причинять горе другим  людям.   ­ Эта мысль и стала основной идеей поэмы  «Цыганы».   ­ Но так ли уж свободен и счастлив этот дикий  народ, как думал Алеко, стремясь в цыганский  табор? Давайте попробуем разобраться в этом.  Обратимся к началу поэмы. Какую картину вы  представляете, читая этот отрывок?   Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они  ночуют в изодранных шатрах под звездами,  несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе  идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не  смущают бескрайние степи, вечное движение,  непогода, они просто живут.   ­ В чем привлекательность такой жизни?   Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, недержит на одном месте. Они в постоянном  движении. Их жизнь полна романтики.   ­ Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную  жизнь? Является символом вольности?   Земфира.   А вот романтиком автор считает другого героя.  Кого?   Алеко.   Опишите его   Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди  богатого народа «на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением  отвергает общество, где люди стыдятся любви,  гонят мысли, просят денег и цепей, ставит себя  выше этого общества. Алеко стремится к  свободной жизни «естественного» народа,  далекого от цивилизации, т. к. считает, что они  свободны от страстей и пороков просвещенного  общества, от корыстолюбия и тщеславия.   ­ Скажите, а как Алеко попал в цыганский  табор?   Именно Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут  же называет себя его подругой.   ­ Как отец реагирует на это? Зачитайте.   Цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько,  сколько он сам захочет. Старик не противится  мгновенному увлечению дочери, он  предоставляет ей полную свободу, как и Алеко.  Они вправе сами сделать выбор своего  жизненного пути.   ­ И они сделали этот выбор: Алеко остался в  таборе, живет жизнью цыган, он свободен, как  ему кажется. И так пролетели 2 года.   ­ Почему несчастлив Алеко?   Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему, разлюбила его.   Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила  Алеко, и увидев смятение в душе Алеко,  рассказывает ему историю о самом себе,  преподает ему урок доброты, принятия свободы  чужой воли.   ­ Что это за история? Зачем ее рассказывает  старик?Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная  законами, жизнь дикого человека не так уж  безоблачна.   ­ Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика?   Что он не такой. Ничто его не остановит. Он не  простит измены. Он готов даже спящему, т. е.  беззащитному человеку отомстить. Алеко не  умеет и не хочет ценить свободу других людей.  Он не задумываясь посягает на нее.   ­ Какую жестокость совершает Алеко, когда  видит Земфиру с ее новым возлюбленным?   Он убивает девушку.   ­ Итак, мы видим, что герои попадают в сходные  ситуации, но как по­разному решается конфликт! Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы ­ эгоизм Алеко и  великодушие Старика.   ­ А что такое свобода для Земфиры? Для  Старика?   Для Земфиры свобода – веселая беззаботная  жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она  ничего не требует и хочет, чтобы и от нее тоже  ничего не требовали.   Для Старика свобода – это покой, это жизнь в  согласии с собой и другими. Он понимает  свободу, как умение прощать и понимать других.   ­ А как понимает свободу автор?   Он любит своих героев, соглашается со  стариком, с сожалением расстается с Алеко.  Любуется Земфирой. И всем своим  произведением показывает, что  «цивилизованному» человеку нельзя жить в мире,  где царят законы вольницы. Появление Алеко в  «диком», нетронутом просвещением мире,  привело к кровавой драме.   ­ А.С. Пушкин не дает прямого ответа на  вопросы «Что значит быть свободным?», «Может  ли человек быть свободным?» Он предоставляет  читателю право самому ответить на них. V. Итог урока Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Проводит рефлексию. ­Какую цель мы поставили сегодня на уроке? ­Достигли мы целей, которые ставили в начале  урока? 5 мин. Карточки Смайлики  На стикерах записывают  свое мнение по поводу  урока. Оценивают работу  своих одноклассников. С  помощью смайликов  изображают свое  настроение.2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Ученики записывают в  дневниках. Дневник Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

Посмотрите также