Русская литература 8 класс Итоговый урок в конце года

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема:. Итоги изучения темы «Русская литература: периоды и стили» Литературная викторина Цель урока: обобщить и систематизировать изученное; повторить направления и жанры; охарактеризовать черты каждого литературного направления; проверить усвоение материала путем литературной викторины развивать познавательный интерес, кругозор, умение сравнивать, обобщать; развивать внимание, воображение учащихся;
Иконка файла материала 68.docx
Дата:                                                                           Класс: 8              68 урок  Тема:. Итоги изучения темы «Русская литература: периоды и стили» Литературная викторина Цель урока: развивать познавательный интерес, кругозор, умение сравнивать, обобщать;  развивать внимание, воображение учащихся; Деятельность обучающихся Ученики  осмысливают  поставленную  цель.  Проводят игру «Хорошее  настроение».  Улыбаются  друг другу.  Работают над  эпиграфом  урока Наглядности Разноуровнев ые карточки Демонстрирую т свои знания.  На стикерах  записывают  все, что знают  о Пушкине. Мяч  3  мин . 5  мин . Деятельность учителя I. Организационный момент Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к  уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы  проводит игру  «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у  кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга –  улыбнитесь!  Проверка пройденного материала.  Книги рождают мечту, вызывают её к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений. С. Г. Струмилин. 5  мин . Проверка знаний в конце года.  Вопросы  1. Назовите произведение, эпиграф к которому следующий: «Неча  на зеркало пенять, коли рожа крива». 2. Известный русский поэт долгое время носил фамилию, ставшую  для него источником драматических переживаний. Фамилия была  не дворянская, не русская. Так сложились обстоятельства, что все  члены родного ему семейства носили фамилию Шеншиных. Только у  поэта долгое время была другая фамилия. В возрасте 53 лет он  добился, чтобы его признали потомственным дворянином  Шеншиным, однако вся читающая Россия уже знала и любила его  под другой фамилией, которая и осталась в качестве псевдонима.  Назовите эту фамилию. 3. После выхода в свет этой повести многие из её читателей  устраивали своеобразное паломничество к пруду, где происходили  основные события этого произведения. Иронически осмысливая  моду на это «паломничество», один остроумный поэт написал  следующее двустишие: Здесь утопилася Эрастова невеста. Топитесь, девушки, – в пруду довольно места! Назовите автора повести и название её. 4. Назовите имя героя русской литературы, который не хотел  учиться, а хотел жениться и не стеснялся говорить об этом. 5. Действие какой повести проходит в немецком городе З., близРейна? Назовите название повести и ее автора. 6. В гимназии этого странноватого мальчика товарищи прозвали  Таинственным Карлой. Было что­то загадочное в его личности. Из  суеверия он ходил только по левой стороне улицы. Однажды в  гимназии он так мастерски имитировал сумасшествие, что даже  лечившие его две недели врачи в больнице не распознали обмана.  Он был не чужд актёрского таланта: в гимназических постановках  ему особенно удавалась роль госпожи Простаковой. И хотя  профессиональным актером он не стал, зато вошел в мир театра,  написав известную пьесу. Назовите имя этого человека. 7. Среди друзей детства у известного русского поэта были Иван  Пущин, Вильгельм Кюхельбеккер, Антон Дельвиг. Назовите этого  поэта. 8. Из какого произведения следующий отрывок? «Всё исчезло. «Ну,  барин, – закричал ямщик, – беда: буран!» Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади  шли шагом – и скоро стали». 9. Определите стихотворный размер данного стихотворения. Тёркин – кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. 10. Как зовут человека, запечатлённого на фото? (См. Приложение  1.) 11.*В русской былине о двух богатырях один богатырь столь велик и силён, что берёт другого богатыря за кудри и вместе с конём кладёт себе в карман. Назовите имя богатыря­великана. 12. *Кто назначил за голову офицера Гавриила Романовича  Державина крупное вознаграждение? 13. Какое из произведений русской литературы начинается со  сцены примерки кафтана? 14. Для одного известного поэта и некоторых его друзей была  чрезвычайно важна дата 19 октября. Что знаменательного  произошло в этот день? 15*На каком этаже находилась квартира Хлестакова и как это  характеризует социальное положение героя? 16. Художественный фильм Владимира Мотыля называется  «Звезда пленительного счастья». Откуда режиссёр взял название  для своего фильма? 17. Иллюстрацию к какому произведению вы сейчас видите? (См.  Приложение 2.) 18. Окказионализмы – это, как известно, слова, которые выдуманы  автором и которых не знает литературный язык. Этот поэт ХХ века  очень любил выдумывать новые слова. В одном из своихстихотворений он употребил такие окказионализмы, как «занежен», «луч­шаги», «златолобо», «ясь», «трезвонится». Назовите этого  поэта. 19. В чёрном ящике находится предмет, послуживший поводом для  знакомства Лизы и Эраста. (См. либо имеющийся у вас предмет,  либо его изображение. Приложение 3.) 20. Назовите писателей­офицеров. Если команда называет хотя бы  одного такого писателя (или поэта), то ей присуждается 0, 5 балла.  Если больше – то 1 балл. Команде, которая назовёт максимальное  количество писателей, присуждается 2 балла. 21. Назовите писателей или поэтов, у которых был опыт работы на  чиновничьих должностях. Если команда называет хотя бы одного  такого писателя (или поэта), то ей присуждается 0, 5 балла. Если  больше – то 1 балл. Команде, которая назовёт максимальное  количество писателей, присуждается 2 балла. 22. Лермонтов назвал изначально свою поэму «Бэри», то есть  «монах» по­грузински. Но герой его поэмы был не монахом, он  только готовился к постригу и являлся послушником. Тогда поэт  изменил название своей поэмы. Как она называлась и что означала  в переводе? 23.А. С. Пушкин долго работал над историческим трудом под  рабочим названием «История пугачевского бунта», но работу так и  не завершил. Зато собранные материалы писатель использовал при  написании повести. Как называлась эта повесть? 24. На основе какого средства художественной выразительности  выстроены образы Петруши Гринёва и Алексея Швабрина  («Капитанская дочка»), Петра Первого и Карла Двенадцатого  (поэма «Полтава»), Мороза и Ярилы («Снегурочка»)? 25. Назовите основное средство художественной выразительности  в строках: В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. 26. Прослушайте романс на стихи известного поэта и назовите имя  этого поэта. (Слушайте Приложение 4 – аудиофайл). ОТВЕТЫ. 1. «Ревизор». 2. Фет. 3. Николай Михайлович Карамзин  «Бедная Лиза». 4. Митрофан. 5. Иван Сергеевич Тургенев «Ася». 6.  Николай Васильевич Гоголь. 7. Александр Сергеевич Пушкин. 8.  «Капитанская дочка». 9. Хорей. 10. Лев Николаевич Толстой. 11.  Святогор. 12. Емельян Пугачёв. 13. Пьеса «Недоросль». 14. Это был  день открытия Цаскосельского лицея и день, когда собирались его  выпускники, в том числе А. С. Пушкин. Несколько пушкинских  стихотворений так и называются – «19 октября». 15. Квартира  Хлестакова находилась на четвертом, то есть последнем, этаже, что говорит о низком социальном статусе героя. (Пятиэтажных зданий в то время не строили.) Последние этажи могли занимать мелкиенебогатые чиновники. 16. Названием фильма стала строка из  стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву». 17. «Песня о царе  Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце  Калашникове». 18. Владимир Владимирович Маяковский. 19.  Ландыши. 20.Лермонтов, Державин, Рылеев, Лев Толстой, Фет... 21.  Пушкин, Державин, Гоголь, Тургенев, Салтыков­Щедрин... 22.  «Мцыри» («послушник», груз.). 23. «Капитанская дочка». 24.  Антитеза. 25. Метафора. 26. Александр Сергеевич Пушкин. Периоды и стили в литературе. Вспомнить черты направления и  жанры15  мин . IV. Актуализация знаний.  Список книг для летнего чтения 9 класс А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Н.В.Гоголь «Петербургские повести», «Мертвые души» А.П. Чехов. Рассказы «Тоска», «Злоумышленник» И.А. Бунин «Темные аллеи» М.А. Шолохов «Судьба человека» А.И. Солженицын «Матренин двор» А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» И.Богомолов «В августе 44­го» В.Быков «Сотников» В.Шекспир «Гамлет» О.Бальзак «Шагреневая кожа» V. Закрепление урока.   10  мин . 5  мин . VI. Итог урока.  С помощью метода «Телеграмма» проводит итог урока. Оценивание фишками  ­ За что бы вы себя могли похвалить? ­ Какие трудности встретились на уроке?  Проводит рефлексию.  2  мин . VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. Составить хронологическую таблицу основных моментов жизни и  творчества   писателей Учебник  «Таблица Фила» Проявляют  интерес к  изучаемому  материалу.  Ученики  приводят  высказывания  других поэтов, писателей,  . Демонстрирую т свои знания,  опираясь на  таблицу,  составленную  ими. На стикерах  записывают  свое мнение  по поводу  урока, и  отправляют  своим  одноклассника м телеграмму.  Оценивают  работу своих  одноклассник ов.  Ученики  записывают в  дневниках. Карточки Светофор Стикеры Дневник Итог  урока:_______________________________________________________________________________ ___ _____________________________________________________________________________________ _______ Положительные стороны  урока:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______ Отрицательные стороны  урока:_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _______

Посмотрите также