Литература периода Великой Отечественной войны. К. Симонов «Жди меня»
Цель урока:
познакомить учеников с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;
- показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;
- развивать умение чувствовать и доносить до слушателей интонацию лирического стиха;
- отрабатывать навыки анализа поэтического текста.
Ожидаемый результат
Знают, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя
Дата: Класс: 9 урок 31
Тема::
Цель урока:
Литература периода Великой Отечественной войны. К.Симонов. «Жди меня»
познакомить учеников с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с
многообразием её тем;
показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;
развивать умение чувствовать и доносить до слушателей интонацию лирического
стиха;
отрабатывать навыки анализа поэтического текста.
Ожидаемый
результат
Знают, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические
чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
наглядност
и
3 мин.
5 мин.
20 мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. С помощью
разрезанных пазлов делит класс на группы.
II. Проверка домашней работы.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит
учащихся к теме нового урока.
III. Актуализация знаний. С помощью метода «Фишбоун» осуществляет усвоение нового материала.
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы.
Ученики отвечают на
вопросы учителя.
пазлы
карточки
К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» и «Жди меня».
Константин Симонов – известный поэт, прошедший войну корреспондентом газеты «Красная
звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».
В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и
большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь,
Алёша, дороги Смоленщины…»
Давайте послушаем это стихотворение в исполнении мастера слова. У вас на партах лежат тексты,
будьте внимательны и следите. Затем мы его проанализируем.
Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей,
стало очень популярным, любимым в народе?
(Стихотворение не просто рассказывает о войне, о ее трудностях. Это стихотворение
лирическое. Это задушевный разговор с другом, где выразилась боль, переживания, которые
испытывал весь народ, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать).
Какие картины войны изображает поэт?
(Автор пишет о тяжёлых дорогах, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами
вдоль дорог, размытых дождями, с пожарищами. Пишет о деревенских женщинах, поивших
солдат молоком; кринки как детей прижимают к груди – в этом забота, нежность, тревога за
солдат; пишет о картине, запечатлевшейся в памяти («изба под Борисовом,/ По мертвому
плачущий девичий крик, / Седая старуха в салопчике плисовом, /Весь в белом, как на смерть
одетый старик. Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания).
Вы знаете, поэты используют разные средства выразительности, чтобы проникнуть в душу
человека. Какие изобразительные средства помогают понять сжатые, но ёмкие картины
войны? ( Эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора)
Как создаётся образ русской земли в стихотворении?(Создается через образ дорог, «слезами измеренных»; троекратным повторением «деревни,
деревни, деревни с погостами..»; сравнением «Как будто на них вся Россия сошлась»).
Что такое Родина для поэта?
(«Эти просёлки, что дедами пройдены, / С простыми крестами из русских могил». Слова старухи
«Мы вас подождём!» повторяют пажити и леса, как будто сама природа, вся Россия говорит
это. Многократным повторением слова «русский», «русская», « порусски выражается гордость
«за самую милую, / За горькую землю, где я родился», готовность умереть, но защитить ее от
врагов).
Но и на войне бывали краткие минуты передышки, затишья перед боем, когда бойцы писали
весточки домой своим жёнам, матерям, любимым. Их любовь согревала в промёрзших землянках,
спасала от пули, давала надежду на будущее. «Жди меня, и я вернусь», писали бойцы в своих
письмах, и эта спасительная сила любви придавала им веры и мужества в бою.
1. Выразительное чтение группы стихотворения «Жди меня».
Жди меня, и я вернусь
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
10 мин.
I.
Закрепление урока. По методу «Аквариум»
проводит закрепление урока.
Демонстрируют свои
знания.
Чтение стих. «Жди меня»— В чём сила этого стих.? ( Стих. звучит как заклинание,
как молитва. Такое ощущение создаётся настойчивым
повторением слов « жди меня», «жди».
Словарная работа
Анализ по вопросам учебника
Какова основная мысль текста?
Какими словами характеризует свою страну поэт?
Что такое родина в понимании Симонова?
Чем можно в жизни жертвовать, а чем нельзя?
5 мин.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности
Дерево
Блоба
стикеры
Оценивают работу
своих одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое мнение
по поводу урока.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
выполнения домашней работы.
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете
поддерживать учащихся? Как вы
планируете стимулировать способных
учащихся
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было
направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная
дифференциация? Выдерживалось ли время
обучения?
Какие изменения из данного плана я
реализовал и почему?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень
хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы
улучшить урок( с учетом преподавания и
учения)?
Что узнал об учениках в целом или
отдельных лицах?
оценивание. Как вы
планируете увидеть
приобретенные знания
учащихся?
межпредметные связи, соблюдение
СанПиН ИКТ компетентность.
Связи с ценностями
Проводит рефлексию.
Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
1.
2.
1.
2.