Русская литература 9 класс Особенности жанра и композиции произведения (поэма "Мертвые души")

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Особенности жанра и композиции произведения. Обобщающее значение образов помещиков, приемы их сатирической обрисовки (роль Цель урока: • Помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя. • Развивать интерпретаторские умения, увлеченность исследованием текста. Формирование навыков аналитического чтения текста Воспитание усидчивости и наблюдательности Развитие интереса к художественному чтению
Иконка файла материала 42.docx
Дата:                                                                                            Класс: 9   урок 42 Тема:   Особенности жанра и композиции произведения. Обобщающее значение образов помещиков,  приемы их сатирической обрисовки (роль Цель урока:    Помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения  Н.В.Гоголя. Развивать интерпретаторские умения, увлеченность исследованием текста.. Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности мяч 3  мин. 10  мин. 15  мин. I. Организационный момент. Приветствует  учеников. Для создания психологической атмосферы  проводит игру «Мне в тебе нравится». Ученики с помощью  атомов и молекул  объединяются в  группы. Демонстрируют свои  знания и умения. II. Повторение пройденного материала. С помощью  метода «Аквариум» проверяет знания учащихся. III. Актуализация знаний.  Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.  Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности  поэмы Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа.  Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.  Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с  "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя.  "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень  древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все  круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте  раскрыть тему своей родины ­ Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада,  но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой  части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный ­ образ  России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам  заменяется комическое повествование. Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды,  что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа  здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может  предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу  градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ,  нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и  той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по  сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь  поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. Помысли Гоголя это символ "человека­коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды  накопительства. Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в  сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой  крепостничества. Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но  имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает  повести жизненный характер: она обличает правительство. Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой  Гоголь пишет с любовью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа,  которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не  так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что  изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также  следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.  10  мин. 5  мин. IV. Закрепление урока. По методу «Мозговая атака»  закрепляет урок. Ученики индивидуально работают  над тестовыми вопросами. Тестовые вопросы V. Итог урока. Организует систематизацию и  обобщение совместных достижений. Организует  индивидуальную работу по личным достижениям.  Проводит рефлексию. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что было трудным для вас? ­ Что вам больше понравилось? Демонстрируют свои  знания, умения,  навыки. Ученики  составляют синквейн. Оценивают свою  работу.  На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока.  2  мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности  выполнения домашней работы. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Дерево Блоба стикеры Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________ Тест по произведению: 1. Кто подарил Н.В.Гоголю сюжет произведения «Мёртвые души»? а)  В.А.Жуковский;   б) М.Ю.Лермонтов;   в) никто;   г) А.С.Пушкин.   2. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Н.В.Гоголь? а) 1   б) 2       в) 3        г) 4 3. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя? а) эпос;    б) лироэпос;      в) драма;     г) лирика. 4. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» а) роман;    б) повесть;          в) поэма;      г) рассказ.5. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии: а) экспозиции;  б) развязки;     в) внесюжетных линий;    г) завязки. 6. Как звали Чичикова? а) Пётр Иванович;     б) Павел Николаевич;   в) Николай Иванович;   г) Павел Иванович.  7. С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова? а) С копейки;        б) С полтины;  в) С рубля;   г) С пяти рублей.  8. Как назывался каурый пристяжной конь Чичикова? а) Председатель;          б) Заседатель;    в) Депутат;       г) Министр. 9. Кто из этих персонажей  не из «Мёртвых душ»? а) Манилов;      б) Коробочка;    в) Земляника;      г) Ноздрёв.  10. Назовите головной убор гоголевского Чичикова? а) Картуз;        б) Берет;       в) Цилиндр;       г) Шапка­ушанка. 11.Кого из героев поэмы автор изобразил с биографическими подробностями? а) Плюшкин и Чичиков;           б) Коробочка и Манилов; в) Ноздрев и Собакевич;          г) Коробочка и Ноздрев 12. Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик,  бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением,  прелюбезнейший,  дух наслажденья» а) Манилов;       б) Коробочка;     в) Ноздрев;    г) Собакевич. 13. Узнай героя по ключевым словам: «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок,  бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища,  омедведило» а)  Собакевич;  б) Плюшкин;  в) Ноздрев;  г) Манилов. 14.Кто из героев Н.В.Гоголя так угощает гостей: «У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего  гуся!» а) Плюшкин;    б)  Собакевич;    в) Ноздрев;    г) Коробочка. 15. Чей это господский дом: «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими­то птицами;…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт,  или чулок»? а)  Коробочка;  б) Плюшкин;  в) Ноздрев;  г) Манилов. 16. Чей это портрет: «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его  лица» а)  Манилов;   б) Плюшкин;   в) Ноздрев;  г) Чичиков. 17. Кому из героев произведения принадлежал этот крепостной: «Максим Телятников, сапожник:  что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного»? а)  Губернатор;   б) Плюшкин;    в) Собакевич;   г) Чичиков 18.  Кого из этих помещиков Чичиков посетил первым? а) Собакевич;     б) Плюшкин;      в) Манилов;      г) Коробочка.   19. Кто из персонажей поэмы заломил Чичикову самую высокую цену за «мертвые души»? а) Собакевич;      б) Плюшкин;     в) Ноздрёв;         г) Коробочка. 20.  От кого Чичиков получил мертвые души на самых выгодных условиях? а) от Собакевича;    б) от Манилова;  в) от Плюшкина;     г) от Коробочки. 21. Кто из этих гоголевских персонажей «Мёртвых душ» отличался особой скупостью? а) Собакевич;       б) Плюшкин;      в) Ноздрёв;     г) Манилов. 22. Во что играли Чичиков и Ноздрёв в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души»? а) Городки;                б) Карты;         в) Шахматы;             г) Шашки. 23. У какого героя «Мертвых душ» книга всегда была открыта на 14­й странице? а) у Ноздрева;     б) у Манилова;    б) у Собакевича;    в) у Коробочки. 24. Тема «Повести  о капитане Копейкине»: а) столкновение истинного патриота Отечества с бездушной властью;б) история жизни участника Отечественной войны 1812года; в) жизнь Петербурга начала 19 века;   г) жизнь Петербурга конца19 века.   25. Какой троп использовал автор: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека  тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе…Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?» а) Метафора;   б) Гипербола;     в) Эпитет;          г) Литота. Г в  б  в  а  г  б  б  в  а  а а  а  б  а в  в  в  а  б  б  г  б  а в

Посмотрите также