Тема: Особенности жанра и композиции произведения. Обобщающее значение образов помещиков, приемы их сатирической обрисовки (роль
Цель урока:
• Помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя.
• Развивать интерпретаторские умения, увлеченность исследованием текста.
Формирование навыков аналитического чтения текста
Воспитание усидчивости и наблюдательности
Развитие интереса к художественному чтению
Дата: Класс: 9 урок 42
Тема: Особенности жанра и композиции произведения. Обобщающее значение образов помещиков,
приемы их сатирической обрисовки (роль
Цель урока:
Помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения
Н.В.Гоголя.
Развивать интерпретаторские умения, увлеченность исследованием текста..
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
наглядности
мяч
3
мин.
10
мин.
15
мин.
I. Организационный момент. Приветствует
учеников. Для создания психологической атмосферы
проводит игру «Мне в тебе нравится».
Ученики с помощью
атомов и молекул
объединяются в
группы.
Демонстрируют свои
знания и умения.
II. Повторение пройденного материала. С помощью
метода «Аквариум» проверяет знания учащихся.
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности
поэмы
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть
грандиозное описание быта и нравов
России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма
"Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения
было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое
название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа.
Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.
Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только
в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.
Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с
"Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя.
"Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень
древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все
круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте
раскрыть тему своей родины Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада,
но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой
части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад".
Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный образ
России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам
заменяется комическое повествование.
Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды,
что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских
общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа
здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.
С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может
предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым.
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу
градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ,
нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и
той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по
сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь
поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. Помысли Гоголя это символ "человекакоробочки", в котором заложена идея неуемной жажды
накопительства.
Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в
сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой
крепостничества.
Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но
имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает
повести жизненный характер: она обличает правительство.
Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой
Гоголь пишет с любовью и восхищением.
За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа,
которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не
так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что
изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также
следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.
10
мин.
5
мин.
IV. Закрепление урока. По методу «Мозговая атака»
закрепляет урок. Ученики индивидуально работают
над тестовыми вопросами.
Тестовые вопросы
V. Итог урока. Организует систематизацию и
обобщение совместных достижений. Организует
индивидуальную работу по личным достижениям.
Проводит рефлексию.
Понравился ли вам урок?
Что было трудным для вас?
Что вам больше понравилось?
Демонстрируют свои
знания, умения,
навыки. Ученики
составляют синквейн.
Оценивают свою
работу.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
2
мин.
VI. Домашняя работа. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Дерево Блоба
стикеры
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________
Тест по произведению:
1. Кто подарил Н.В.Гоголю сюжет произведения «Мёртвые души»?
а) В.А.Жуковский; б) М.Ю.Лермонтов; в) никто; г) А.С.Пушкин.
2. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Н.В.Гоголь?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
3. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя?
а) эпос; б) лироэпос; в) драма; г) лирика.
4. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»
а) роман; б) повесть; в) поэма; г) рассказ.5. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии:
а) экспозиции; б) развязки; в) внесюжетных линий; г) завязки.
6. Как звали Чичикова?
а) Пётр Иванович; б) Павел Николаевич; в) Николай Иванович;
г) Павел Иванович.
7. С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?
а) С копейки; б) С полтины; в) С рубля; г) С пяти рублей.
8. Как назывался каурый пристяжной конь Чичикова?
а) Председатель; б) Заседатель; в) Депутат; г) Министр.
9. Кто из этих персонажей не из «Мёртвых душ»?
а) Манилов; б) Коробочка; в) Земляника; г) Ноздрёв.
10. Назовите головной убор гоголевского Чичикова?
а) Картуз; б) Берет; в) Цилиндр; г) Шапкаушанка.
11.Кого из героев поэмы автор изобразил с биографическими подробностями?
а) Плюшкин и Чичиков; б) Коробочка и Манилов;
в) Ноздрев и Собакевич; г) Коробочка и Ноздрев
12. Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик,
бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением,
прелюбезнейший, дух наслажденья»
а) Манилов; б) Коробочка; в) Ноздрев; г) Собакевич.
13. Узнай героя по ключевым словам: «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок,
бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища,
омедведило»
а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.
14.Кто из героев Н.В.Гоголя так угощает гостей:
«У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего
гуся!»
а) Плюшкин; б) Собакевич; в) Ноздрев; г) Коробочка.
15. Чей это господский дом: «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины
с какимито птицами;…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт,
или чулок»?
а) Коробочка; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.
16. Чей это портрет: «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его
лица»
а) Манилов; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Чичиков.
17. Кому из героев произведения принадлежал этот крепостной: «Максим Телятников, сапожник:
что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного»?
а) Губернатор; б) Плюшкин; в) Собакевич; г) Чичиков
18. Кого из этих помещиков Чичиков посетил первым?
а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Манилов; г) Коробочка.
19. Кто из персонажей поэмы заломил Чичикову самую высокую цену за «мертвые души»?
а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Коробочка.
20. От кого Чичиков получил мертвые души на самых выгодных условиях?
а) от Собакевича; б) от Манилова; в) от Плюшкина; г) от Коробочки.
21. Кто из этих гоголевских персонажей «Мёртвых душ» отличался особой скупостью?
а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Манилов.
22. Во что играли Чичиков и Ноздрёв в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?
а) Городки; б) Карты; в) Шахматы; г) Шашки.
23. У какого героя «Мертвых душ» книга всегда была открыта на 14й странице?
а) у Ноздрева; б) у Манилова; б) у Собакевича; в) у Коробочки.
24. Тема «Повести о капитане Копейкине»:
а) столкновение истинного патриота Отечества с бездушной властью;б) история жизни участника Отечественной войны 1812года;
в) жизнь Петербурга начала 19 века;
г) жизнь Петербурга конца19 века.
25. Какой троп использовал автор: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека
тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе…Но какая же непостижимая, тайная сила влечет
к тебе?»
а) Метафора; б) Гипербола; в) Эпитет; г) Литота.
Г в б в а г б б в а а а а б а в в в а б б г б а в