Русская литература 9 класс Печорин в системе художественных образов. ("Герой нашего времени")

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Печорин в системе художественных образов. Цель урока: показать образ Печорина в системе художественных образов романа, в его взаимоотношениях с женщинами романа. - воспитывать гуманизм и нетерпимость к эгоизму, индивидуализму; формировать читательскую культуру учащихся. - развивать аналитическое, ассоциативное и образное мышление, память, речь;
Иконка файла материала 35.docx
Дата:                                                                                                                Класс: 9    35 Тема:  Печорин в системе художественных образов. Цель урока: показать образ Печорина в системе художественных образов романа, в его взаимоотношениях с женщинами романа.  ­ воспитывать гуманизм и нетерпимость к эгоизму, индивидуализму; формировать читательскую культуру учащихся.  ­ развивать аналитическое, ассоциативное и образное мышление, память, речь; Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности 3  мин. 5  мин. 20  мин. I. Организационный момент. Приветствует  учеников, проверяет готовность к уроку, желает   успеха. Для создания псих­кой атмосферы проводит  игру «Путаница». II. Проверка домашней работы. С помощью метода  «Кластер» провод проверку домашней работы. III. Осмысление новой информации. Составление ассоциативного кластера по изученному Составляют ассоциативную карту Ученики демонстрируют  свои знания.  Ученики осмысливают  поставленную цель.  Бумага А4 Печорин в системе  художественных образовИГРА   «КТО эти герои?» ( 1.Он лежал в первой комнате на постели, подложив одну руку под затылок, а в другой держа  погасшую трубку; дверь во вторую комнату была заперта, и ключа в замке не было. Я всё это тотчас  заметил... Я начал кашлять и постукивать каблуками о порог, только он притворился, будто не  слышит. (Печорин) 2.Холодно смотрела Бэла на подарки, которые каждый день приносил ей Печорин, и гордо  отталкивала их. Долго безуспешно ухаживал он за нею. Между тем, он учился по­татарски, а она  начинала понимать по­русски. 3.«Послушайте, Максим Максимыч: у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало  таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и  сам не менее несчастлив. (Печорин) 4.Однажды Печорин отправился с Максимом Максимычем на охоту за кабаном. С раннего утра  часов до десяти напрасно искали они его; Максим Максимыч уговаривал своего товарища  воротиться, не тут­то было: несмотря ни на зной, ни на усталость, тот не хотел воротиться без  добычи. 5. Идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностию, как записные франты  щеголяют модным платьем, а «львы» ослиною глупостию. Он носит солдатскую шинель из толстого  сукна; у него георгиевский солдатский крестик. Ему очень хочется, чтобы его считали не юнкером, а разжалованным из офицеров: он находит это очень эффектным и интересным. (Грушницкий) 6.Она вздрогнула и побледнела. — Я знала, что вы здесь, — сказала она. Я сел возле нее и взял ее за  руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она  посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами, — в них выражалась  недоверчивость и что­то похожее на упрек. (Вера) 7.Она наклонила голову и слегка покраснела. «Вы странный человек!» — сказала она потом, подняв  на меня свои бархатные глаза и принужденно засмеявшись. (княжна Мери)_ 8.Быть для кого­нибудь причиною страданий и радости, не имея на то никакого положительного  права, не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? насыщенная гордость.  (Печорин) ­ Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”? ­ Как влияет характер человека на его отношения с окружающими? ­ Как влияет характер на успехи в школе, в жизни? Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – этонекое отношение. ­ А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности) Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей  отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью.  Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может  реализовать своих возможностей. Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека,  проявляющихся в его поведении, деятельности. : Печорин – сложная противоречивая личность. “Во мне живёт два человека: один живёт в полном  смысле этого слова, другой мыслит и судит его” ,­ так сам герой говорит о себе. Я бы добавила –  судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе? ­ Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Давайте попробуем  ответить на вопрос “Каков характер Печорина” и составим таблицу: в гр Положительные черты характера Отрицательные черты характера умён справедлив честен смел самоотвержен злопамятен скрытен честолюбив насмешлив эгоистичен   проницателен ­ Давайте познакомимся со своими характерами. Психологическое упражнение “Мой характер” Работа индивидуальная. Задание: Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как  положительные, так и отрицательные особенности). Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию). Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни. Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится. Запомните ее.  Изучать характер литературного героя,  анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого себя, понять себя) : Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с  другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с  окружающими. :  я хочу рассказать вам сказку о Деревьях ­ Характерах. (музыка, слайды)   Сказка о Деревьях –  Характерах.   И. Вачков В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья –  Характеры. Это были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей,  живущих за горами. У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких.  Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе;  Отношение к вещам. У каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою  особенность. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому  что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения ксебе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей  Приниженности, а где­то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства.  Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях­Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась  земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе,  едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые  иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва  заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить  твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по  земле. Так непохожи были Деревья – Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково  согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в  жизни складывается всё по­разному, верно? Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или  вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились  под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево­Характер. Но  попасть в этот лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, внимательно изучая  самого себя и свои поступки. М. Ю. Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” (его слова из Предисловия к роману)  невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором  анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет  поэт 20 века Б. Окуджава. Осудите сначала себя самого,   Научитесь искусству такому,             А уж после судите врага своего   И соседа по шару земному.  Научитесь сначала себе самому    Не прощать не единой промашки,  А уж после кричите врагу своему,    Что он враг и грехи его тяжки.  Не в другом, а в себе побеждайте врага,   А когда преуспеете в этом,  Не придётся уж больше валять дурака,   Вот и станете вы человеком. ) Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения? ­ Давайте откроем содержание романа. ­ Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав) ­ Сколько частей в романе? (две) ­ А сколько глав в каждой части? (1­3,2­2) ­ Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет? Сюжет – совокупность событий  художественного произведения (события,  расположенные в том порядке, в котором о них  сообщает автор). “Бэла” /4/ “Максим Максимыч” /5/ “Предисловие” “Журналу Печорина” /6/ “Тамань” /1/ “Княжна Мери” /2/ “Фаталист” /3/ Фабула – события в литературном произведении в  их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке) “Тамань” “Княжна Мери” “Фаталист” “Бэла” “Максим Максимыч” “Предисловие” к “Журналу Печорина”. Ученик:  “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт­Петербурга в  действующий отряд и останавливается в Тамани;“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды  в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под  начальство Максима Максимыча; “Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима  Максимыча в казачью станицу; “Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она  погибает от рук Казбича; “Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на  Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”. ­ Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она  выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни  героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине. ­  Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части  романа? (предполагаемые ответы учеников) 10  мин. 5  мин.  2  мин. I. Закрепление урока. По методу  «Ассоциативная карта» проводит  закрепление урока.  V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о  спряжении глаголов. Каждый воспринял новую  информацию по­своему. Давайте, напишем  телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии  «Телеграмма») VI. Домашнее задание. Объясняет особенности  выполнения д/работы. Учащиеся составляют  ассоциативную карту.  Бумага А4 Ученики пишут  телеграммы своим  одноклассникам.  Оценивают свои работы. Записывают домашнюю  работу в дневниках. стикеры фишки Итог урока:_____________________________________________________________________ Положительные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ _____________________________________________________________________

Посмотрите также