Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Оценка 4.8

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
24.03.2018
Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Тема: Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума» Цель урока: систематизировать и обобщить изученное на уроках по комедии; дать на уроке 5 тем на выбор учащихся; научить правильно дозировать материал по пунктам плана; формировать навык самостоятельного составления сложного плана; развивать навыки письменного рассуждения в соответствии с составленным планом и делать выводы из сказанного
9.docx
Дата:                                                                                            Класс: 9                             урок 9 Тема:  Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума» Цель урока: систематизировать и обобщить изученное на уроках по комедии; дать на уроке 5 тем на  выбор учащихся; научить правильно дозировать материал по пунктам плана; формировать навык  самостоятельного составления сложного плана; развивать навыки письменного рассуждения в  соответствии с составленным планом и делать выводы из сказанного Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  наглядности Учащиеся выслушивают  варианты тем сочинений и  выбирают близкую для себя На экране  интерактивной  доски даются  темы  сочинений Выслушивают разъяснения  учителя 3 мин. 5 мин. Деятельность учителя I. Организационный момент.  Приветствует учеников, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха II. Мотивация изучения нового  материала. С помощью наводящих  вопросов, учитель подводит к изучению  нового материала. Темы сочинений 1. Отражение идей декабристов в  образе Чацкого (по комедии А. С.  Грибоедова «Горе от ума»). 2. «Мильон терзаний» Чацкого (по  комедии А. С. Грибоедова «Горе от  ума»). 3. «Прошедшего житья подлейшие  черты» (по комедии А. С. Грибоедова  «Горе от ума»). 4. «Век нынешний» и «век минувший»  (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от  ума»). 5. Чацкий и Молчалин. Темы (1) и (2) связаны с характеристикой  главного героя комедии – Чацкого. Значит,  раскрывая любую из этих тем, необходимо  обязательно подробно рассмотреть образ  героя, характеристика которого и составит  основу сочинения. Но при этом необходимо  обратить внимание и на различие  формулировок. Тема (1) конкретно  утверждает мысль: Чацкий – декабрист по  взглядам и убеждениям. Тема(3)  предполагает знакомство не только с текстом знаменитой комедии, но и с критическим  этюдом замечательного писателя И. А.  Гончарова «Мильон терзаний», а также  подчеркивает прогрессивность взглядов  Чацкого, их глубину и силу, нетерпимость  героя к тому, что, по его мысли, составляет  главное зло современной ему России, его  эмоциональность, несдержанность. Кроме  того, общественная драма Чацкого  усугубляется личными переживаниями и  разочарованиями, что, в конечном итоге, Дети записывают свои пункты  плана. Отвечают на вопросы  учителя. учебник 20 мин. приводит к «горю от ума». Как распределить материал сочинения?  Чтобы развить его в главной части сочинения, нужно во вступлении рассказать о  декабристах, о том, какую роль они сыграли в общественной жизни России. Сделать это  можно по­разному. III. Актуализация знаний Работа по вступительной части  творческой работы Примерные варианты вступления. I. Комедия «Горе от ума», написанная в  1824 году, стала замечательным памятником  своей эпохи. Она запечатлела то бурное,  мятежное время, когда по всей России  распространялись вольнолюбивые  революционные идеи, которые или  принимались с восторгом, или вызывали  злобную ненависть. Люди, которых впоследствии назовут  декабристами, стали гордостью России, ее  надеждой. Но их отчаянная попытка  разрушить прогнивший самодержавно­ крепостнический строй окончилась  трагически. Россия не забыла своих героев.  Их имена и судьбы стали нашей историей. А  художественным воплощением декабризма  стал образ Чацкого, соединивший в себе  лучшие черты выдающихся людей эпохи. II. В комедии « Горе от ума» А. С.  Грибоедов дал правдивую картину русской  жизни 1­й четверти XIX века. Автор  рассказал в ней о тех изменениях, которые  произошли в русском обществе после  Отечественной войны 1812 года, о  распространении вольнолюбивых  антикрепостнических идей декабристов –  первых русских революционеров. Из фактов  биографии А. С. Грибоедова известно, что  после восстания на Сенатской площади он  был арестован по подозрению в участии в  тайном обществе. Однако доказать его  принадлежность  д6еятельностти  революционеров властям не удалось.  Грибоедов был освобожден, но то, что он  принимал и разделял взгляды своих друзей­ декабристов, подтверждает его  замечательная комедия, особенно образ  Чацкого, в котором выведен тип передового  дворянина начала 20­х годов XIX века. III вариант – ваш. Учащиеся делают наброски  основной части сочинения Обратимся к главной части сочинения. Но  прежде чем перейти к характеристике образа  Чацкого, нужно уяснить некоторые моменты,  связанные с содержанием комедии. Иногда  одна, казалось бы, незначительная деталь  оказывается очень важной в понимании  идейного смысла произведения. Поэтому  остановимся на некоторых вопросах. 1. Почему именно Чацкий является  главным героем комедии, а не Фамусов,  Софья, Молчалин? 2. Прав ли А. С. Пушкин в том, что образ  Чацкого является единственной неудачей  автора? Напомню аргументы, которые  приводит великий поэт в письме к  Бестужеву: «Все, что говорит он – очень  умно. Но кому говорит он все это?  Фамусову? Скалозубу? На бале московским  бабушкам? Молчалину? Это  непростительно». 3. Как удалось Грибоедову отразить в  комедии верное соотношение реальных  общественных сил в России в начале 20­х  годов XIX века? Примечание: В эти годы в России  консервативное дворянство составляло  подавляющее большинство. Но декабристы,  хоть их было немного, все­таки представляли силу, которая угрожала правящему режиму.  То есть они не были трагическими  одиночками, а Чацкий в пьесе –  единственный выразитель взглядов  передового дворянства. 4. В каких монологах Чацкого мы видим  отражение декабристских взглядов? 5. Против каких бед России протестует  Чацкий? Заключение (Вариант 2) ­ ваш Чтобы раскрыть тему (3), нужно дать  полную и глубокую характеристику  фамусовского общества, ибо именно оно  воплощает в себе «прошедшего житья  подлейшие черты» и определяет «век  минувший». Обличая консервативное  дворянство, комедия тем самым выражает  протест против гнусной российской  действительности, которая дает возможность  Молчалиным «блаженствовать на свете» и  беспощадно подавляет вольное, молодое,  прогрессивное, которое властно входило в  жизнь. Одним из трудных моментов при работе  над сочинением является переход от одной  части к другой, от предыдущей мысли к  последующей. Рассмотрим конкретный случай. Предположим, что вступление на  данную тему заканчивается фразой: «Таким  образом, российская действительность  первой четверти XIX века представляла  собой бурную эпоху, отмеченную  гражданской активностью передовой части  дворянства, распространением  прогрессивных идей». Чтобы перейти к характеристике  фамусовского общества, нужна какая­ то фраза, которая выполняет роль мостика,  соединяющего вступление с главной частью. Например: Они (идеи) представляли  серьезную угрозу для помещиков­ крепостников, являющихся надежной опорой  и защитой самодержавно­крепостнического  строя. И большинство лиц грибоедовской  комедии представляют собой эту  консервативную часть русского дворянства. Или: Носителем этих идей в комедии  Грибоедова выступает Чацкий, а его  противниками оказываются все остальные  действующие лица комедии, которые  представляют реакционное дворянство,  являющееся ярым сторонником и  защитником существующего режима. ­ Заключение к теме (3) : Таким образом, «прошедшего житья подлейшие черты»  находят живое и яркое воплощение в группе  лиц комедии, называемой фамусовским  обществом. В каждом из его представителей  по­разному проявились типичные черты  консервативного российского дворянства.  Значит, читатель и зритель комедии  неизбежно должен был прийти к выводу о  том, что в те времена главное зло русской  жизни, с которым вели борьбу передовые  люди России – декабристы. ­ Чтобы раскрыть тему (4), нужно раскрыть  образ Чацкого в его противоборстве с  фамусовским миром. А для этого  необходимо дать общую характеристику  московского барства, изображенного в  комедии, выявить его типичные черты и  взгляды, показать их несовместимость с  вольнолюбивыми идеями Чацкого, раскрыть  сущность его мировоззрения. Можно  проследить в сочинении, как развивается  основной социально­политический конфликт  пьесы, как выявляет он принципиальное  различие противников, к какому финалу он  приводит, выразить свое отношение к этому. ­ Тема (5) несколько уже по объему. Она  рассматривает тот же конфликт,  выразившийся в столкновении характеров,  взглядов и жизненных позиций только двух  героев – Чацкого и Молчалина. Значит,  раскрывая данную тему, нужно дать  сравнительную характеристику этих образов,  т.е.выявить их сходство и различие. 10 мин. 5 мин.  2 мин. IV. Закрепление урока.  Объем сочинения и оформление V. Итог урока. Этап рефлексии:  ­ Чему научил вас урок? ­ Какое впечатление осталось у вас от  урока? VI. Домашнее задание. Объясняет  особенности выполнения домашней  работы. Написать сочинение в чистовиках Демонстрируют свои знания. Оценивают работу своих  одноклассников, пишут  телеграммы. На стикерах записывают свое  мнение по поводу урока. Записывают домашнюю работу в дневниках. Дерево Блоба стикеры Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Русская литература 9 класс Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018