Русская северная изба: внешний вид. 5-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

О чем сегодня на уроке будем говорить? Не просто изба, а русская северная изба. (Cлайд 3) Мы с вами познакомимся с бытом северной деревни. Узнаем: Как строили избу? Какие типы построек встречаются в нашей северной местности? Как украшались северные избы? Какой смысл этих украшений? Сами нарисуем избу и украсим ее. Но обо всем по порядку. Со своей избы, с места отчего Нам крестьянский лад возрождать, С милой родины, славной вотчины, Где холмов и рек благодать. (В. Суховский) (Cлайд 4) И брожу я, путник осторожный, Не в чужой – в старинной стороне, Встану у часовни придорожной: Теремок, открой-ка двери мне! Русский дух. Лесная благодать! Бродят сказки по тропинкам тутошним. До минувшего – рукой подать В царстве теремов с богатым будущим… Мы с вами тоже живем на севере. В наш город и его окрестности хранят памятники деревянного зодчества. (слайд 5) Историческая справка: История нашего города начинается с 1535 года, когда Лонгин и Симон пришли на правый берег реки Вычегды. В том месте, где лесная речка Коряжемка впадает в Вычегду появился монастырь. Вокруг монастыря были построены деревеньки: Слободка, Песчанка, Коряжемка, Ёмышево (которые сохранились до нашего времени), а также Большое и Малое Копытово, Глубокое, Тюльпышево, Гагарье, Затон, Забока. (Cлайд 6)
Иконка файла материала Русская северная изба.doc
Русская северная изба: внешний вид. 5­й класс    Деятельность учителя Деятельность учащихся Создание  эмоционального  настроя.           Подготовка к  основному  этапу занятия                                           Я предлагаю сегодня вам  такую тему. Как вы думаете, какое  слово здесь  зашифровано? Верно. А что это такое?  (Cлайд 2)   Определим тему урока. О чем сегодня на уроке  будем говорить? Не просто изба, а  русская северная изба.  (Cлайд 3) Мы с вами  познакомимся с бытом  северной деревни. Узнаем: Как строили избу? Какие типы построек  встречаются в нашей  северной местности? Как украшались  северные избы? Какой  смысл этих украшений? Сами нарисуем избу и  украсим ее. Но обо всем по порядку. Со своей избы, с места  отчего Нам крестьянский лад  возрождать, С милой родины,  славной вотчины, Где холмов и рек  благодать. (В. Суховский) (Cлайд  На доске. Изба. Это жилище. Постройка. Это  деревянный дом, который  строили из бревен. Об избе                                             Доклад ученика. Архангельский Север  справедливо считают  заповедником русского  деревянного зодчества: здесьУсвоение новых знаний   4) И брожу я, путник  осторожный, Не в чужой – в  старинной стороне, Встану у часовни  придорожной: Теремок, открой­ка  двери мне! Русский дух. Лесная  благодать! Бродят сказки по  тропинкам тутошним. До минувшего – рукой  подать В царстве теремов с  богатым будущим… Мы с вами тоже живем  на севере. В наш город и  его окрестности хранят  памятники деревянного  зодчества. (слайд 5) Историческая справка:  История нашего города  начинается с 1535 года,  когда Лонгин и Симон  пришли на правый берег  реки Вычегды. В том  месте, где лесная речка  Коряжемка впадает в  Вычегду появился  монастырь. Вокруг  монастыря были  построены деревеньки:  Слободка, Песчанка,  Коряжемка, Ёмышево  (которые сохранились  до нашего времени), а  также Большое и Малое  Копытово, Глубокое,  Тюльпышево, Гагарье,  Затон, Забока. (Cлайд 6)   сохранилось немало шедевров  народной архитектуры.  Древний зодчий возводил  храм или строил избу по  своему разумению, “как мера  и красота скажут”, опираясь  на опыт строительного  искусства, который  передавался из поколения в  поколение, от отца к сыну                                   Дерево.       У нас много леса. Дома складывались из 70­100  летних сосен и лиственниц  толщиной 18 – 22 сантиметра.  Рубили деревья поздней  осенью и зимой, когда они  спят и их стволы суше, менееКакой материал  использовали жители  нашей северной  местности для  строительства домов?  (Cлайд 7) А почему дерево? Верно. Северный край –  край лесной, и поэтому  традиционным  строительным  материалом здесь всегда было дерево. Для строительства  использовались хвойные  породы­ сосна,  лиственница, ель. Начиная от  величественных храмов,  стройных мельниц,  крестьянских жилищ и  кончая ложкой, детской  игрушкой,­ все делалось  из дерева. (Cлайд 9­12) Наш храм сначала был  деревянным. Для его  постройки использовали  лиственницу. (Cлайд 13) Лесов много, дерево  прочный, долговечный  материал, поэтому  жилища строили  деревянными – “рубили” их с помощью топора и  без единого гвоздя из  толстых бревен. Такие  дома называли срубами  или избами. И Русь была на тыщи  верст кругом По бревнышку ­ одними  топорами Построена ­ и никаких  подвергаются загниванию.  (Cлайд 8) Известно, что древесина  долговечна, “не ржавеет”,  прочна и в тоже время  пластична.     Эти чурки от сваи фундамента первой деревянной церкви,  построенной в 16 веке. Им 500 лет.                             Семья большая была. Под  одной крышей жили несколько поколенийгвоздей! Топор не знал в работе  подмастерьев, Но каждая деревня ­ как музей, И каждая изба глядит,  как терем… (Cлайд 14) Дома строили большие,  массивные, уютные,  добротные. (Cлайд 15­ 16) Почему такие дома  большие строили? А когда народу много,  семья большая, легче  дом построить? Соберите пословицу.  (Cлайд 17) “Чем больше рук, тем  легче труд, ­ говорили в народе. Вот и строили  всей семьей. Строили  широко, с удалым  русским размахом.  Земли много, лес под  рукой, да и рабочих рук  не занимать. 2. Практическая работа. Давайте подумаем, с  чего начинается  строительство любого  дома ­ избы? А как соединяли бревна  друг с другом? Ведь не было гвоздей.  Один топор. Сруб из карандашей. Можно жить в таком  доме? Как же соединяли    Срубили дерево. Бревна обтесывали,  шлифовали. Соединяли друг с другом.             Нет щели большие. (Cлайд 19)   С края бревен вырубали  полукруглые вырубки, так  называемые чаши. Каждое последующее бревно  укладывалось в вырубленную  для него чашу. В свою  очередь, в нем вырубается  тоже чаша для следующего  бревна.     Дети повторяют за учителем. Дети выполняют задание.           Нет.бревна, чтобы они были  плотно друг к другу?   (Cлайд 20) Так, венец за венцом,  растет деревянный сруб. Фото. Открываем альбомы. Рисуем с вами сруб.  Одно бревно, второе. ­ Теперь будем  прорисовывать каждое  бревнышко. Видите, как  оно оканчивается? Крышу дома. ­ Вот мы и нарисовали  избу. Посмотрите друг у  друга. Одинаково ли вы  нарисовали избу. Посмотрите на слайды.  Одинаково ли строили  свои избы наши предки? (Cлайд 22­24) На Севере, да и в нашей  местности сложилось  несколько типов  крестьянских изб. Самый  распространенный тип  избы – брус. А какие же его  особенности? (Cлайд 25­ 26)         Другой тип северной  избы носит название            Суров климат Севера, долги и  морозны его зимы! Чтобы  сберечь тепло, крестьяне  делали жилые постройки  небольшими. И поэтому под  одной крышей дома  объединены жилые и  хозяйственные помещения в  один длинный, вытянутый,  прямоугольный сруб. Здесь хозяйственные  помещения расположены под  прямым углом к жилым.   Все жилые и хозяйственные  помещения в таком доме  находятся под общей крышей. Причем вершина крыши  проходит не над серединой  всего здания, как это бывает  обычно, а по оси жилой части  дома. Поэтому скаты кровли  получаются разными: один ­  короткий и крутой, а другой ­  пологий и длинный. Дом и  вправду становится похожим  на кошель.   Изба ­ двойня. Состоит из  двух одинаковых срубов. Под  одной общей крышей ­ две  избы, вершина крыши  проходит над серединой.“глаголь” и имеет форму буквы “Г”. Почему так называли?  (Cлайд 27) Еще один тип избы  носит название  “кошель”. (Cлайд 28­28) Интересное название.             А еще у нас на севере  встречается изба –  двойня. Объясните  слово двойня. (Cлайд 30­31) Фото. Слободская.  (Cлайд 32) Вернемся к своим  домикам. Посмотрите  можно в такой избе  жить? Почему? 3. Проведем  расследование. Как  люди украшали свои  жилища? У каждой избы был свой особый вид. Окна­_ “глаза дома”. Соберите пословицу. “Одно кривое окно  весь фасад портит”. ­ А кто­нибудь из вас  знает, как называется та  часть которая обрамляет             (Cлайд 33­34) Наличники. Учитель показывает мотивы  резьбы. (Cлайд 36­39)                       На самом верху, на крыше, из  дерева сделали какой­то узор.             Охлупни связывались в  прошлом у крестьян с  оберегами, добрыми силами,  покровительствующими  жилищу.окна? ­ Они прикрывали окна  от дождя и снега. Позже  появились наличники со  ставнями. С улицы  каждый мог видеть:  открыты утром ставни ­  значит, хозяева уже  встали, а закрыты ­  значит еще спят или их  нет дома. ­ А вот это фронтальная  доска, лицевая, то, что  мы видим спереди дома.  Называется она  причелина. ­ Выпиливали из дерева  различные узоры, как  будто кружево по краям окон и крыши. ­ Смотрим внимательно  на фотографии  (охлупень). Какие  элементы украшения  избы мы с вами еще не  отметили? (Cлайд 40­42) Это называется  охлупень. Вырезались головы  животных: оленя,  лошади, утки. Если  голова коня ­ это  называется конек.  Говорят крыша с  коньком. ­ Как вы думаете, какое  значение имел этот  элемент? Соберите следующую  пословицу: “Конь на крыше ­ в  избе тише”. (Cлайд 44)   Короткая резная доска,  закрывающая стык причелин – полотенце. (Cлайд 45­46)                   Учитель показывает свою  законченную работу. (Cлайд 52)     Стоят избы и как бы  хвастаются друг перед  другом: ­ Я – красивая, ­  говорит одна. – А я – ещё  красивее,­ говорит другая. Располагались они всегда  “лицом” к проезжей дороге, к  реке или озеруПроверка  понимания  учащимися  нового  материала                   Подведение  итогов       (Cлайд 61)                 Динамическая игра                           Проверка (слайд 62) Какой еще элемент  украшения избы можно  выделить? Что еще забыли? ­ Крыльцо ­  “распахнутые руки”  дома. Оно связывает  избу с улицей, соседями. Теплыми летними  вечерами собирались на  крыльце ­ посидеть,  поговорить, обсудить  новости. Жить в соседях – быть  в беседах. (Cлайд 48­51) Вот какая  красивая изба  получилась. Вывод: Мы провели  исследование, выявили  все элементы украшения избы, выяснили, что эти  элементы имели  декоративное и  хозяйственное значение  значения. Каждый  хозяин старался  выстроить избу  понарядней. Сохранилась ли  традиция планировки  поселений в наше время? Наш город имеет  рядовую и уличную  планировку, для  которой характерна  линейная постановка  построек (домов) вдоль  реки или дороги. (Cлайд  53­58) ­ Ох, и дом, чудо дом! Вот ставни сналичниками, Вот и конек. Выше всех сидит, На весь мир глядит: на  красное солнышко, на  ясный месяц, на частые  звезды, да на тебя,  дружок! (Cлайд 59­60) Какие деревья посадим  у дома: семье ­ на  счастье, птицам зимой ­  на радость, мы узнаем,  когда сыграем в игру?! ­ Я буду называть  названия деревьев и  кустарников быстро  подряд, а вы будете  внимательно слушать.  Если растение или  кустарник растут в  нашем крае ­ надо  хлопнуть в ладоши, если нет ­ молчать. Яблоня, груша, малина,  мимоза, ель, саксаул,  облепиха, береза, вишня, черешня, лимон,  апельсин, липа,  смородина, клен,  мандарин. ­ Смотрите­ка, молодцы! Но это только начало.  Дальше я буду говорить  быстрее. Готовы? Слива, осина, каштан,  кофе, платан, дуб,  кипарис, алыча, тополь,  сосна, каланча. Молодцы! Сегодня мы с  вами много нового  узнали на уроке. А  чтобы проверить все ли  хорошо вы усвоили, я  предлагаю вам найтислова, которые здесь  спрятались. Самостоятельная  работа: Карточка. н алич ники с та в ни              из ба             с руб   конё к      о хлупе нь   1. Домашнее задание.  (Cлайд 63) Я предлагаю вам дома  дорисовать избу,  украсить ее, нарисовать  крестьянский двор. Раньше около каждой  избы был двор,  огороженный забором, а  за ним огород. Во дворе  содержали скот и птицу. Двор это и дом, и сарай,  и огород.  Пофантазируйте и  нарисуйте его. Ваши  работы войдут в  классный проект  “Деревенская улица”. А также на следующем  уроке мы с вами  поговорим об  обстановке в избе.  Узнаем, как жили  богатые и бедные, чем  отличались их дома.  Пока это секрет! 2. Подведение итогов: Итак, ваша задача.  Нарисовать избу,  расписать её, затем  вырезать и наследующем уроке мы  наклеим ваши работы на  лист ватмана. У нас  получится деревенская  улица. Спасибо за интересную  работу. Урок окончен!