БЫТЬ КОМАНДОЙ – ЭТО ИНТЕРЕСНО .
Ребята, все мы знаем, что одной из строк в резюме соискатели работы иногда пишут: «Умею работать в команде». Что же это значит? Почему этот факт так важен для работодателя? Что нужно уметь, чтобы работать в команде? На эти вопросы мы с вами ответим на нашем классном часе.
Команда – группа людей, связанных общими целями, стремлениями, интересами. Главными принципами ее существования являются доверие и сплоченность.
Чем отличается команда от коллектива? Коллективом можно назвать любую группу людей со своими правилами, традициями, устоявшимся составом. Обычно члены в нем связаны межличностными отношениями и общими задачами. Однако совместная цель присутствует не всегда. Каждый может действовать в своих интересах. К примеру, возьмем трудовой коллектив престижной фирмы. Например, один сотрудник работает для того, чтобы прокормить семью. Второй – мечтает подняться по карьерной лестнице. Третий стремится к самореализации и общественному признанию. То есть каждый сотрудник идет к достижению своей цели, выполняя при этом поставленные задачи.
Что же касается команды, ее члены всегда объединены общими стремлениями. Это может быть победа в конкурсе или состязании, реализация проекта, съемки кинофильма, запись песни и т. д. Участники команды действуют сообща, как единое целое. При этом каждый из них выполняет определенную функцию и несет ответственность за достижение результата. Зачастую успех команды ставится выше личных интересов.
Кроме того, коллектив далеко не всегда бывает дружным. Между его членами могут возникать ссоры и разногласия. Команда же подразумевает сплоченность, минимальную конфликтность и наличие доверия. Вражда между участниками моментально приведет к развалу команды..
Также стоит упомянуть о количестве участников образований. В случае с коллективом число людей ничем не ограничивается. К примеру, в крупной организации могут работать сотни сотрудников. А численность эффективной команды не должна превышать двадцати человек, иначе трудно согласовывать свои действия. Ведь если один из участников команды не справится с задачей, успех всего мероприятия окажется под угрозой.
Характеристика команды и коллектива, их сходство и отличия.
Команда |
Коллектив |
Присутствует совместная цель |
Участники связаны межличностными отношениями и общими задачами |
Успех группы ставится выше личных интересов |
Каждый участник преследует свои интересы |
Подразумевает сплоченность участников, минимальную конфликтность и наличие доверия |
Не всегда бывает дружным, возможны ссоры и разногласия |
Предполагает редкие встречи людей для решения общих вопросов |
Его члены взаимодействуют друг с другом на регулярной основе |
Максимальное количество участников не превышает 20 человек |
Число входящих в него людей ничем не ограничено |
Чем обширнее состав, тем хуже результат |
Большое количество участников повышает производительность труда |
Давайте определим качества необходимые человеку для этого, и те которые недопустимы в командной работе.
В качестве подсказки послушайте, пожалуйста, шуточную сказку «Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как?«Я знаю, - сказал один мудрец, мы ощупаем его».«Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он – слон».Итак, шесть человек пошли смотреть слона.Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец.Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево»! - воскликнул он.«Вы оба не правы, сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.«Нет, нет, закричал пятый, слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона.Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».«Нет, на веревку!» - «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!»Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Вопрос учащимся: Какое важнейшее правило работы в команде было нарушено мудрецами?
(Умение слушать друг друга).
Какое еще важное для работы в команде, и коллективе качество часто указывают в резюме?
Коммуникабельность часто называют общительностью. На самом деле между двумя этими терминами существует много отличий. Так что же такое коммуникабельность? Умение работать в команде, находить подход к собеседнику, добиваться его расположения, налаживать доброжелательные отношения – все это характерно для коммуникабельности. Основной задачей всех действий является налаживание взаимовыгодного сотрудничества между членами команды. При развитых коммуникативных навыках, даже в незнакомой ситуации человеку будет легко и комфортно. С их помощью можно легко овладеть вниманием аудитории, донести до них свои идеи и мысли. Коммуникабельность помогает достигать поставленные цели.
Существуют «рецепты» развития коммуникабельности, без которой невозможна полноценная работа коллектива как единого организма.
1 рецепт. Старайтесь сохранять спокойствие, быть уверенным в своих силах. Лишняя суета, заискивающие взгляды, повышение либо понижение голоса во время разговора не допустимы. Вы должны выглядеть раскрепощенно, говорить негромким голосом, размеренным тоном. В таком случае собеседник серьёзно отнесется к вашим словам.
2 рецепт. Умение работать в команде не допускает поспешных выводов о человеке по социальному статусу, внешнему облику. Важно найти в партнере положительные качества, чтобы настроиться на конструктивное сотрудничество, это и предполагает умение работать в команде.
3 рецепт. Необходимо научиться слушать своего коллегу. Не перебивайте собеседника на полуслове, дайте ему шанс высказать свою точку зрения, и только после этого предлагайте личные контраргументы либо аргументы.
Труднее всего в команде и коллективе работать с неуживчивыми людьми.
Что такое неуживчивость? Какого человека называют неуживчивым?
Неуживчивость - это неумение и нежелание налаживать контакты с ближними, жить в согласии, провоцирование конфликтов, выражение недовольства по любому поводу. Неуживчивый человек воспринимает данное поведение как норму.
А теперь самое время попрактиковаться!
Прочтите реальные ситуации, рассказанные руководителями, попробуйте поставить себя на их место и решите, что делать с такими сотрудниками.
№ 1
Когда-то я работал PR-директором на одном из телеканалов Уфы. Там же познакомился с Альбертом, техническим директором, мастером своего дела, который отвечал за всю технику, начиная от телефонных кабелей и заканчивая дорогими камерами для съёмок. Он оказался очень сложным и раздражительным человеком. Когда я только пришёл на телеканал, мне казалось, что нет человека противнее его! С ним очень тяжело завести разговор, потому что он мог просто проигнорировать, встать и уйти. Его нельзя было ни в чём переубедить, трудно переспорить даже тогда, когда он не разбирался в теме. С мнением генерального директора он тоже не считался, если был убеждён в своей правоте.
№ 2
За почти девять лет работы агентства я могу вспомнить четыре случая, когда к нам приходили, но недолго работали профи с не самым лучшим характером. Одна девушка очень любила поплакать. Нагрубил клиент, не так посмотрел коллега — она тут же кидалась в рёв. Сидеть с ней рядом и общаться никто не хотел. Пиарщики в основном люди циничные, а её перепады настроения и необходимость постоянно уделять ей дополнительное внимание ужасно отвлекали. В итоге через какое-то время она осталась одна, а остальные предпочитали сидеть в другой части оупенспейса, в тесноте, лишь бы не с ней рядом.
№3
В моём департаменте был сотрудник, который выполнял треть объёма продаж подразделения, но отвлекал на себя слишком много внимания. Он спорил по пустякам, требовал, чтобы руководитель бросил всё и занимался только его проблемами. Ситуация становилась неуправляемой, причём всё это происходило на глазах у других сотрудников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.