Русский язык. 1 курс. Маршрутный лист к уроку по теме "Обращение"
Оценка 4.6

Русский язык. 1 курс. Маршрутный лист к уроку по теме "Обращение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
22.04.2020
Русский язык. 1 курс. Маршрутный лист к уроку по теме "Обращение"
В современном образовательном пространстве достаточно много внимания уделяется проблеме формирования мотивации современного человека учиться в течении всей жизни. Это позволяет динамично формировать все новые знания в области тех наук, которые востребованы современной личностью с точки зрения формирования мировоззрения и профессионального статуса. Использование технологии модульного обучения расширяет спектр самостоятельного познавательного процесса. Для ориентации обучающихся в потоке учебной информации своебразным ориентиром служит «Маршрутный лист урока».
МЛ Обращение. Документ Microsoft Word.docx

Русский язык. 1 курс.

Урок № 36  Дата: 09.04.20  Группа: Группа: МЦ-119

Тема: Обращение.  

Маршрутный лист

Цель: добиться полного понимания учебного материала, формировать знания и понятия обращение, научить практическому применению знаний, расширить, углубить знания, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль за степенью усвоения учебного материала.

Задание №1

Устно сформулируйте ваши цель и задачи на урок. Определите конечный результат изучения данной темы.

Задание №2

Орфографический тренинг. Правописание безударных непроверяемых гласных в корне

Вставьте безударные непроверяемые гласные, проверьте правописание по словарю, подчеркните орфограммы.

Аб_немент, акв_рель, акр_бат, альтерн_тива, ан_хронизм, ант_гонизм, апл_дисменты, ар_мат, б_гровый, бак_лавр, б_ндероль, бен_фис, б_чевка, верм_шель, в_стибюль, вин_грет, в_ртуоз, вп_чатление, гард_роб, г_рнизон, гон_рар, д_бют, д_зертировать, декл_мировать, д_кларация, д_легация, дел_катность, дем_гог, деф_цит, дил_тант, д_ректива, д_фирамб, инд_фферентный, инкр_минируется, интелл_генция, интерпр_тация, инц_дент, к_ламбур, к_лейдоскоп, калл_графический, кан_нада, к_нспект, посевная к_мпания, кат_строфа, комб_незон, комп_тентный, комп_зитор, конт_нентальный, л_квидация, мин_атюра, мед_каменты, мер_диан, мец_нат, недос_гаемый, нав_ждение, об_яние, об_няние, опт_мистичный, оранж_рея, ориг_нальный, п_вильон, п_лисадник, пер_ферия, п_ссимизм, пл_гиат, предв_рительный, прер_гатива, прец_дент, прив_легия, пр_гноз, проп_гандировать, р_гламент, рест_врация, р_ферат, р_цензия, сан_торий, с_нтиментальный, серт_фикат, ст_пендия, суверен_тет, тр_диция, трансп_рант, хор_ография, эв_куация, экв_валент, экск_ватор, экстр_вагантный, эм_грант, юв_лир.

Задание №3

Прочитайте теоретический материал учебника §11 на с.74-75. Запишите краткий конспект в рабочую тетрадь.

Обращение — это слово (сочетание слов), обозначающее лицо или предмет, которому адресована речь. Обращение имеет форму именительного падежа и отличается звательной интонацией.

Обращение может быть названием:

а) лица: Здравствуй, мамаі Опятъ мне снится песня твоя (Рожд.);

б) одушевленного существа: Дай. Джим. на счастъе лапу мне (Ес.).

в) неодушевленного или отвлеченного предмета (при олицетворении): Откройся. мьіслъ, станъ музыкою. слово, ударъ в сердца, чтоб мир торжествовал! (Заб.)

Обращения, адресованные разным лицам или предметам, могут объединяться в группу обращений: внутри группы они связываются при помощи соединительного союза, например:

Пойте, люди, города и реки!

Пойте, горы, степи и поля! (Сурк.)

Обращение бывает нераспространенным: Открой нам, Отчизна, просторы свои (Матус.) и распространенным: Я люблю тебя. Родина светлаяі (Остр.) Чаще всего обращение распространяется:

1) именами прилагательными: Умолкни, ропот малодушный (П.);

2) притяжательными местоимениями: Слушайте далъше, наши потомки, песню, которую предок поет (Сурк.).

3) именами существительными в косвенных падежах без предлогов и с предлогами: До свиданъя, белый город с огонъками на весу. (Ош.) — несогласованное определение; Ты мне душу тронул,соловей. маленький волшебник белой рощи (.А.Попер.) — обособленное приложение.

Примечание. Частица о перед обращением сливается с ним и не отделяется от него запятой в отличие от междометия, обязательно отделяемого запятой (или восклицательным знаком). Сравните примеры:

0 память, вернувшись назад, ты стань в моей жизни опорой (Никон).

О, город! 0, ветер! О, снежные бури!

0, бездна разорванной в клочья лазури!

Я здесь! Я невинен! Я с вами! (Бл.)

Устно ответьте на вопросы:

1.Что такое обращение?

2.Назовите примеры нераспространенных обращений.

3. Назовите примеры распространенных обращений.

4.Какими частями речи чаще всего распространяются обращения?

Задание №4

Выполните упражнение 76. Распределителъное списывание. Прочитайте обращения со звательной

интонацией (при запятых интонация слабее, чем при восклицательном знаке). Выпишите нераспространенные обращения в одну колонку, распространенные — в другую.

1. Сумрак тихий, сумрак томный, лейся в глубь1 моей души (Тютч.). 2. Приснись1 мне, на лыжах бегущая Сольвейг, не дай умереть, не увидев1 тебя! (Прок.) 3. Сегодня, добрые друзья, повеселю1 вас новой сказкой (П.). 4. Услышь меня, хорошая, услышь1 меня, красивая (Ис.). 5. Пойте, люди, города и реки. Пойте, горы, степи и поля. (Сурк.)

Определите, какими членами предложения распространяется обращение?

• Сделайте фонетический разбор отмеченных слов.

Задание №5

Выполните упражнение 77. Самостоятельная работа. Определите, какой частью речи распространено обращение: а) прилагательным; б) причастием; в) местоимением; г) существительным в именительном падеже; д) существительным в косвенном падеже.

1 .0, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (Григ.) 2. Город Глупов, о, если бы ты был один (Евт.). 3. Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? (Л.) 4. Мангалочный дворик, как дым твой горек и как твой тополь высок (Ахмат.). 5. Выходи, мое сердечко, слушать песни гусляра (Ес.). 6. Привет вам, руки с Востока, где солнце стоит, и изомлев (Н.Ас.). 7. Проснись же, смолкнувшее слово! Раздайся с уст моих опять (Павл

Задание №6

Выполните упражнение 78. Определите тип осложнения простого предложения: А) однородные члены предложения; В) обособленные члены предложения; С) уточняющие члены предложения; Б) вводные слова; Е) обращения.

1. Трепещущие листики бьются друг о друга, стараясь оторваться и улететь (Прииів.). 2. Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом (Фет). 3. Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым (Кат.). 4. Все реки с ледниковым питанием, за исключением реки Ассы, имеют поперечные долины. 5. Но вот, наконец, прозвенел долгожданный звонок. 6. Бегущая минута незаметно рождает миру подвиг или стих (Марш.). 7. Звон из кузницы несется, отдается у колодца, у заборов, у ворот (Твард.). 8. Не зови меня ты, воля, не зови в поля (Бл.). 9. Горы особенно красивы утром, на восходе солнца.

 

Рефлексия: что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вызвало затруднение?

 

Домашнее задание: выучить теоретический материал §8, выучить словарные слова, выполнить контрольный тест по теме.

 

Контрольный тест по теме

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕНИЫМИ ЧЛЕНАМИ И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ»

 

1. Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

Бледный ушастый мальчик в валенках сирота хозяйский племянник долго учил уроки приладившись к мокрому подоконнику в своей каморке рядом с кухней (Бун.).

A) четыре;

B) пять;

C) шесть;

Д) семь;

Е) восемь.

 

2. Укажите предложение с вводным словом:

A) Все казалось в этот вечер необыкновенно ярким.

B) Что может быть интереснее циркового представления?

C) Гроза к счастью вскоре прекратилась.

Д) Он может быть уверенным в своих выводах.

Е) Что значит поддержка друга в трудную минуту!

 

3. Найдите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

A) По дороге взметая снежную пыль летели сани.

B) Над ним склонившись стоял незнакомец.

C) Простившись с гостями художник вернулся к картинам.

Д) На телеге сидел старик погруженный в свои думы.

Е) Белый конь выгибая шею шел приплясывая.

 

4. Назовите знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом: Ни в одном из окон ни в пропускных будках в шахты ни на переездах нигде не видно было даже проблеска света.

A) 2 запятых и тире перед словом нигде;

B) 3 запятых и двоеточие после слова нигде;

C) 3 запятых и тире после слова нигде;

Д) 1 запятая и тире перед словом ни на переездах;

Е) 3 запятых и двоеточие после слова было.

 

5. Найдите обособленное определение:

A) Издалека донесся грохот набиравшего ход поезда.

B) Радуясь предстоящему бегу конь рванулся вперед.

C) Цвел шиповник спутник светлых ночей.

Д) Мальчик заметив в воде медузу погнался за ней.

Е) Кажется подснежники голубые и влажные приподняли на своих податливых лепестках небо.

 

6. Укажите предложение с вводным словом.

А.Утро кажется жарким.                                 Б. Утро кажется будет жарким.

В. Утро нам кажется прохладным.                Г. Раннее утро мне показалось прохладным.

Д.  Среди опавшей листвы шляпки сыроежек кажутся цветами.

 

7. В каком варианте вводное слово выражает чувства говорящего?

А. Героиней этого романа само собой разумеется была Маша.

Б. По словам капитана до ближайшего порта остается два дня пути.

В. уму по обыкновению осталась его дожидаться

Г. А Булычев надо прямо сказать в плохом виде!

Д. Найденов к изумлению Нагуль­нова в одну секунду смахнул с плеч кожанку присел к столу

 

8. В каком варианте вводное слово указывает на источник сообщения?

А.  знаю право слово знаю!

Б. К счастью никто меня не заметил.

В. По слухам какая-то часть упорно сражалась под Каменском не пропуская немцев на Лихую.

Г. Струсил ты признайся когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею?

Д. Я без всяких преувеличений гля­дел на вас как на существо высшее.

 

9. Укажите вариант, в котором вводное слово выражено наречием.

А. Показания урядника по словам Юлая были ложны.

Б. К счастью погода была тихая и пруд словно заснул.

В. Может надо было ему вмешаться?

Г. У воспитательницы кстати никогда не было собствен­ных детей.

Д. Уля не принимала участия в их разговоре и казалось не разделяла их возбуждения.

 

10. Укажите вариант с вводным предложением.

А. Итак я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на маль­чиков.

Б. Ему страстно до слез захотелось приласкать эту как он думал жертву человеческого насилия.

В. Читатель вероятно понимает почему я с участием посмотрел на Арину.

Г. Выходит и ездовому можно отправляться во­свояси.

Д. Он немного походил потопал валенками по снегу а девушка все не шла и ездовой подумал что наверное директор задаст ей перцу.

 

11. Укажите вариант со вставной конструкцией

А. Оба старичка по старинному обычаю старосвет­ских помещиков очень любили покушать

Б. Мне кажется нашей литературе свойственно понимание формы худо­жественного произведения как метода разрешения идейной задачи.

В. Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки оделся потеплее это было уже в конце сентября и сам правя выехал со двора.

Г. Нынешняя молодежь не в обиду будь ска­зано какая-то кислая переваренная.

Д. Руки мои к страшной моей досаде слегка дрожали горло сохло.

 

12. Укажите предложение с обращением.

А. Позвольте мне читатель мой заняться старшею сестрой

Б. Слава богу этого не случилось.

В. Завтра говорят выпадет снег наконец-то!

Г. Ты добрый да сердобольный готов с себя последнюю рубаху снять.

Д. Приходи к нему лечиться и корова и волчица.

 

13. Укажите количество знаков препинания в предложении.

(Скобки или тире, выделяющие вставную конструкцию в середине предложения, следует рассматривать как один знак препинания!)

Однажды вечером это было в начале октября 1773 года сидел я дома слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи бегущие мимо луны.

А. 1.      Б. 2.             В. 3.            Г. 4.          Д. 5.

 

14. Найдите предложения, в которых обращения выра­жены одушевленным существительным.

А) Здравствуй солнце да утро веселое!

Б) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила читатель дорогой.

В) Ускорь шаги прекрасная весна поторопи свой радостный приход.

 

15.Какое утверждение является неверным?

А) Обращение может стоять в начале, в середи­не и в конце предложения.

В) Вводные слова — специальные слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Б) Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.

В)Обращения и вводные слова являются чле­нами предложения.

 

16.В каком примере все слова являются членами предложения?

А) Итак, Земля опоясана ещё одной трассой космического корабля.

Б) Ближе всех поэту был Дельвиг.

В) Будь, человек, великодушен!

Г) Нет, он ни в чём не раскаивался.

 

17.В каком предложении выделенное слово является вводным? (Знаки препинания не расставлены.)

А) В доме напротив со звоном осыпалась расколотая витрина.

Б)Это бывало с ним уже не раз.

В) Одним словом можно выразить целую мысль.

Г)В мае возможно будут заморозки.

 

 

18. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых вводные слова выражают различную степень уве­ренности?

A. Длинные ряды стеллажей, казалось, уходили в бесконечность.

Б. Впрочем, здесь был и маленький садик.

В. Вероятно, с той поры о Тобольском кратере забыли вообще.

Г . Уже во тьме наблюдаем хвостатую комету, которая, говорят, является раз в два с поло­виной столетия.

1) А, Г 2) А, В 3) Б,В 4) Б, Г

19. В каком варианте ответа указаны предложения с пунк­туационными ошибками?

А. По преданию, Дмитрий Донской построил в Коломенском деревянную церковь.

Б. Впоследствии, заботы о защите Тульского завода заставили армию отклониться ещё

В. Кстати и цветёт-то рябина удивительно кра­сиво, пышно и тоже гроздьями.

Г. Кажется, ливень заполняет всё простран­ство за пределами комнаты.

1) А, Б 2) Б, В  3) В, Г 4) А, Г

20.В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рые включены вставные конструкции? (В предложениях они не обозначены.)

A. Наконец а путь мне показался бесконечно длинным мы вошли в небольшую рощицу.

Б. Во время разлива река Лена говорят зали­вает отчасти и окрестные поля.

В. И повисли над водою длинные в километр с лишним длиною мосты, связавшие Азию с
Европой.

Г. Умение держать слово — одно из главных достоинств человека.

1) А, Г 2) Б,В 3) В, Г 4) А, В

21. В каком варианте ответа указаны вводные слова, харак­терные для разговорного стиля речи?

A. по словам очевидцев
Б. видите ли

В. по-моему

Г. следовательно

1) А, В 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

22. В каком варианте ответа указаны предложения с пунк­туационными ошибками?

A. Перепёлка твоё гнездо не найти мне в траве густой.

Б. Да, я мог бы уйти, если бы захотел.

В. Ох как тут сверкнули тихие голубые глаза!
Г. Здравствуй, Вульф, приятель мой!

Приезжай сюда зимой...

1) А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) А, Г

23.  Соответствует схеме https://subject.com.ua/lesson/rus/8klas_1/8klas_1.files/image066.jpg https://subject.com.ua/lesson/rus/8klas_1/8klas_1.files/image067.jpg (знаки препинания опущены) предложение

А И Божий мир красив и дивен и полон чар и как дитя поэт наивен хоть веком стар.

Б Мои шаги усталы и неловки и на простой хозяйственной веревке тряпьем намокшим сохнут паруса.

В О земля Кобзаря я в закате твоем как в оправе на степную полынь с тополиных страниц обронен.

Г Покойся в сердце мой Толстой не рвись не буйствуй мы все привычною стезей проходим путь свой.

24. Укажите предложение с междометием, которое выделяется запятой.

А.Чёрт знает до чего хороши эти цветы!
Б. Стоп машина!
В. Обо мне наговорили бог знает что.
Г. Легче тени Татьяна прыг в другие сени.
Д. Это дружок подло ты поступил.

 

25. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

По всей видимости (1) случилось что-то из ряда вон выходящее.

Видимо (2) проект не отвечает всем современ­ным требованиям.

Видимо-невидимо (3) собралось народу.

А) 1,2,3         Б) 1,2       В) 2,3

 


 

Русский язык. 1 курс. Урок № 36

Русский язык. 1 курс. Урок № 36

Что такое обращение? 2.Назовите примеры нераспространенных обращений

Что такое обращение? 2.Назовите примеры нераспространенных обращений

Е) Что значит поддержка друга в трудную минуту! 3

Е) Что значит поддержка друга в трудную минуту! 3

Б. Мне кажется нашей литературе свойственно понимание формы худо­жественного произведения как метода разрешения идейной задачи

Б. Мне кажется нашей литературе свойственно понимание формы худо­жественного произведения как метода разрешения идейной задачи

А, Б 2) Б , В 3) В , Г 4)

А, Б 2) Б , В 3) В , Г 4)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020