Русский язык. 1 курс.
Урок № 35 Дата 02.04.20 Группа: Группа: МЦ-119
Тема: Вводные слова и вводные предложения.
Маршрутный лист
Цель: добиться полного понимания учебного материала о вводных словах и вводных предложениях, формировать знания и понятия, научить практическому применению знаний, расширить, углубить знания, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль за степенью усвоения учебного материала.
Задание №1
Устно сформулируйте ваши цель и задачи на урок. Определите конечный результат изучения данной темы.
Задание №2
Орфографический тренинг. Правописание слов с двойными согласными
Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
Аб_ревиатура, агрес_ивный, ак_омпанемент, ак_орд, ал_егория, ал_юминий, ан_улировать, апел_яция, ап_арат, ап_етитный, ас_оциация, артил_ерия, ат_рибут, ат_естат, ат_ракцион, бал_отироваться, бал_юстрада, бас_ейн, бел_етристика, бюл_етень, гал_ерея, гал_юцинация, грам_атический, грам_ота, гримас_а, гум_анизм, диаграм_а, дискус_ия, длин_а стола, драм_атический, жок_ей, ж_еный, жуж_ание, ил_юминация, им_итация, им_унитет, импрес_ионизм, ин_ициатива, интел_ект, кавал_ерия, кан_онада, кар_икатура, кол_ичество, кол_ектив, колон_ада, колос_альный, ком_ентарий, ком_ерческий, компромис_, кор_идор, коэф_ициент, кристал_ьный, крос_овки, мас_аж, мил_иметровка, мис_ионер, мож_евеловый, оперет_очный, оперет_а, оп_онент, оф_ициальный, пьес_а, сим_етрия, сум_арный, тер_аса, тер_итория, цел_офан, цивил_изация, экспрес_ия, эл_астичный, эф_ективный, юн_ый.
Задание №3
Лингвистическая разминка. Устно придумайте предложения с вводными словами: наверное, по всей вероятности, по-видимому, должно быть, видно. знать. Есть ли между этими словами стилистические различия?
Задание №4
Прочитайте теоретический материал учебника §8 на с.52-53. Сделайте конспект.
Вводные конструкции — это слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания: уверенность или неуверенность и др.
Основные значения:
1. Уверенность/неуверенность: конечно, разумеется, безусловно, бесспорно; кажется, вероятно, может быть, очевидно, по-видимому и др.: Кто ездил, тот, конечно, помнит и мельницу, одиноко стоящую на берегу реки (Ч.). И. возможно, это и спасло положение (Айт.).
2. Различные чувства: к счастью, к досаде, к сожалению, к огорчению, к удивлению, странное дело др.: В некоторых деревнях, как это ни странно, жизнь текла довольно спокойно (Буб.).
3. Указание на источник высказывания: по-моему, по моему мнению, говорят, помнится, по сведениям.., по словам... и др.: По его словам, птицы любят двигаться против ветра (Арк.).
4. Указание на порядок мыслей и характер связи между ними: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом и др.: Иван Матвеевич не слишком торопился и,
таким образом, допустил ошибку (Леон.).
5. Привлечение внимания: представьте себе, согласитесь, видите ли, верите ли, пожалуйста, извините и др.: С вашего позволения, отдышусь немножко! — задохнулся на четвертом марше
Матокин, прислонясь к перилам (Леон.).
Вводные конструкции ввиду разнообразия выражаемых ими значений, активно используются во всех стилях речи. Различаются вводные слова общеупотребительные (кажется, может быть, например и др.), книжные (без сомнения, само собой разумеется, вероятно и др.) и разговорно-просторечные (дескать, мол, знать и др.).
Примечание. Не относятся к вводным словам и, следовательно, не выделяются запятыми слова: вдруг, ведь, вот, даже, именно. раз, как бы, примерно, просто, почти, приблизительно. вряд ли и др.
Вставные конструкции представляют собой добавления, пояснения, попутные указания к отдельным словам или ко всему предложению в целом. Они могут иметь самое различное строение: отдельные слова, предложения простые и сложные, отрывки фраз и др.
В отличие от вводных слов (словосочетаний, предложений) вставные конструкции выделяются знаками тире или скобками (если конструкции очень распространены). Их отличительная особен-
ность: они не могут стоять в начале предложения. Например: Все в ее (Марины Цветаевой) личности и в поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга тради-
ционных представлений (Вс. Рожд.). Ср: Даже мои хозяева — если они были дома — открывали окна и слушая музыку хвалили музыканта (М.Г.).
Задание №5
Устно выполните упражнение 75. Выразительно прочитайте предложения с интонацней вводности. Устно охарактеризуйте вставные конструкции. Определите стилевую принадлежность текста.
1. Я мог бы написать (и писал очень много!) путевые дневники по разным материкам и странам. 2. Собранные вместе, очерки составляют картину северной жизни (разумеется, далеко не полную) за доброе десятилетие. 3. Товарищ мой — он сочинял стихи — писал (ведь практика же) поэму про раскопки, которые велись в окрестностях Ростова (По Ю. Казакову).
• Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции?
• Какую информацию несут вставные конструкции, что хочет в них автор подчеркнуть?
• Замените знаки препинания во вставных конструкциях: тире — скобками и наоборот.
• Можно ли выделить вставные конструкции в тексте запятыми? Если нет, то почему?
Задание №6
Выполните упражнение. Спишите, обозначая графически обособленные и уточняющие члены предложений.
1) Мы прошли по краю продолговатого, грядой, холма, сплошь заросшего крапивой, уже чёрной, спутанной, с отвисшими ядовитыми гроздьями семян3, перебрались, прыгая по кучам, через старую свалку и в низинке, на чистой и ровной небольшой поляне, увидели ребят. (В. Распутин)
2) Пчела, тяжёлая, с мохнатым, обвисшим брюшком, вилась над розой, стоявшей2 в стакане на прикроватной тумбочке. Роза была снежной, тяжёлой; в гранях стакана играла радуга.4 Вещей1 в комнате было много, и все они, даже простые стулья и бутылка из-под боржома, отличались пропорциональностью, чистотой и гармонией линий. «Как люди красиво делают вещи!.. Он есть, есть на свете этот простой, милый мир, где раскрывают самые хитрые преступления, где рано или поздно уничтожают самых коварных преступников, где, наперекор всему злому и чудовищному, делают так, чтоб хорошо и красиво жили хорошие, красивые люди». (Г. Николаева)
3) Никита вышел в сени, на крыльцо. Вдалеке, за огородом и колодцем, стояла старая баня. Она топилась по-чёрному5. <...> Банька была старая и омшелая5 вся, скучная избушка. (А. Платонов)
4) На месте хутора — дикие сады. Лишь человек, вроде меня, случайный, заедет ли, забредёт сюда, в глухую степь. Поглядит, подивится на степной водопад; отдохнёт, попьёт водички.
(Б. Екимов)
Рефлексия: что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вызвало затруднение?
Домашнее задание: выучить теоретический материал §8 по опорному конспекту по теме, выучить словарные слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.