Русский язык. 1 курс.
Урок № 34. Дата: 01.04.20 Группа: Группа: МЦ-119
Тема: Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами.
Маршрутный лист
Цель: добиться полного понимания учебного материала об уточняющих членах предложения, формировать знания и понятия, научить практическому применению знаний, расширить, углубить знания, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль за степенью усвоения учебного материала.
Задание №1
Устно сформулируйте ваши цель и задачи на урок. Определите конечный результат изучения данной темы.
Задание №2
Орфографический тренинг. Правописание приставок пре- и при-
Спишите, вставьте в приставки и или е, выделите приставки графически.
Пр_творить
планы в жизнь — пр_творить дверь,
радиопр_емник — правопр_емник,
пр_ступник — непр_ступная крепость,
пр_вратник — пр_вратности судьбы,
пр_ходящая няня — непр_ходящий успех,
пр_емственность — пр_емлемый вариант,
пр_бывать в город — пр_бывать в неволе.
Непр_тязательный, пр_ломление лучей, беспр_страстный, пр_клоняться перед
красотой, пр_льститься, пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие,
пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_вередливый, пр_глушить, пр_морский,
пр_ключение, пр_сытиться, пр_даваться мечтам, пр_творяться больным, пр_вивка,
пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_дание
старины, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить,
пр_восходный, пр_образование, пр_бежище, пр_стольный праздник, пр_чудливый,
пр_града, пр_ручить, пр_дел мечтаний, камень пр_ткновения, пр_строить,
пр_влекательный, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок, пр_дать гласности.
Пр_тендовать на пост, пр_людия, пр_оритет, пр_зидент, пр_вилегия, пр_мьера,
пр_рогатива, пр_зентация, пр_митивный, пр_стижный, пр_амбула.
Задание №3
Прочитайте теоретический материал учебника §8 на с.50-51.
Уточняющие члены предложения конкретизируют или поясняют значение других членов предложения: В траве, под кустами, ещё не обсохла роса, а пыль на дороге была уже тёплой и пухлой (Г. Николаева).
Обособленный уточняющий член предложения стоит после уточняемого и выполняет такую же функцию (обстоятельства, дополнения, определения): где? в траве; где именно? под кустами (обстоятельства места).
Задание №4
Спишите отрывки из дневниковых заметок М.М. Пришвина. Подчеркните уточняющие члены предложения.
1) Пели соловьи в той стороне, где заря за рекой, и на горе надо мной, и внизу, в овражном ольшанике, и я слушал и выбирал, в какой стороне соловьи лучше поют. 2) Всё хорошее, в том числе и хороший рассказ, происходит не только от личного усилия, нет, оно само выспевает,
как яблоко на стволе человеческой личности. 3) Чтобы настоящим быть художником, надо преодолеть в себе злобную зависть к лучшему и заменить преклонением перед совершенно прекрасным. Зачем мне завидовать лучшему, если лучшее есть маяк на моём пути, и зачем мне падать перед совершенно прекрасным, если я в нём в какой-то мере, пусть даже в самой малой, но участвую: тем самым, что я восхищаюсь, я участвую.
4) Фиалка
День за днём гроза, дождь, жара, блеск, разрастаются травы, появляются цветы, и уже ландыш в лесу и сирень в саду. В бору, среди «вечной» зелени низеньких кустарников черники, нашла место бледно-голубая фиалка.
1. Определите общее и различное в темах записей Пришвина, тип речи этих отрывков.
2. Какие изобразительные языковые средства характерны для писателя?
3. Какова функция уточняющих обособленных членов предложения в приведённых отрывках? Обоснуйте коммуникативную целесообразность их использования.
4. Перечислите основные типы словосочетаний в русском языке и приведите примеры из текстов.
5. Разберите по составу три-четыре прилагательных в приведённых отрывках. Укажите прилагательные в роли существительных.
6. Найдите примеры существительных с одинаковым окончанием. Всегда ли это слова одного склонения?
7. Найдите слова с чередованием гласной в корне и проиллюстрируйте своими примерами выбор написания.
Задание №5
Выполните упражнение. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые. Мотивируйте постановку запятых. Какова роль уточняющего обстоятельства в речи?
На другой день около восьми часов когда уже порядочно рассвело Кольцов с Татищевым и Стражинским взбирались по крутому откосу реки в том месте, где (на)кануне остановилась их работа.4 Кольцов первый взошёл (на)верх и, в ожидании товарищей, осматривал6 местность6. В этом месте река делала такой острый заворот что приходилось пересекать её на протяжении пятидесяти6 сажен5 два раза (в)следствие чего получалось два громадных моста. (Н. Гарин-Михайловский)
1. Начертите схемы сложных предложений.
2. Расскажите о написании производных предлогов, найдите пример в тексте.
3. Разберите по составу слова ожидание, протяжение и расскажите об особенностях их склонения.
4. Укажите время и вид глаголов. От глаголов несовершенного вида образуйте возможные формы причастия и деепричастия.
5. Выполните морфологический разбор местоимений в последнем абзаце.
6. Выпишите словосочетания, в состав которых входят числительные, сделайте их разбор.
Рефлексия: что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вызвало затруднение?
Домашнее задание: выучить теоретический материал §7, составить опорный конспект по теме, подготовиться к тестированию по теме, выучить словарные слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.