Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение №5 «Гимназия»
Ханты-Мансийский автономный округ –Югра
Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся 2 класса УМК «Школа России». ФГОС
Автор: Федоришина Светлана Семёновна, учитель начальных классов.
Дата: 26.04.20 год
Тема урока: Мягкий согласный звук [йʹ] и буква й. Деление слов на слоги и для переноса со звуком [йʹ].Урок 1.
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями буквы й.
Научить слышать звук [й '] и отрабатывать умения правильно писать слова с буквой й
Аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Методические приемы:
• рассказ учителя;
• проблемные вопросы;
• рассуждение;
• практические упражнения.
Педагогические технологии:
• технология проблемного обучения;
• игровая технология;
• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.
Планируемые результаты:
личностные:
формировать ценностное отношение к русскому языку;
формировать адекватную позитивную самооценку и самовосприятие;
выражать положительное отношение к процессу познания;
развивать навыки доброжелательного отношения к товарищам.
- предметные:
повторить слова с непроверяемой безударной гласной;
продолжить формирование навыка работы со словарями;
уточнить представления учащихся о согласном звуке [Й’];
различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме;
использовать правило при переносе слов с буквой “и краткое”;
формировать орфографическую зоркость;
- метапредметные:
Регулятивные УУД
• формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
• формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
• учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД
· формировать умение анализировать, обобщать материал;
Технологии: здоровьесберегающего обучения, интерактивные технологии.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» В.Канакина, В.Горецкий, 2012 год; карточки для учащихся; презентация.
Структура урока:
I.Организационный момент.
Цель: создать эмоциональный настрой, рабочую обстановку в классе.
II. Актуализация знаний.
Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного материала, определить опорные знания
1.Чистописание
2.Определение темы урока.
III. Работа по теме урока.
Цель: формировать умение находить и записывать слова с буквой Йй, делить слова на слоги.
1.Работа по учебнику.
ΙV. Физкультминутка.
Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятий.
V. Закрепление изученного.
Цель: закрепить изученный материал через систему тренировочных упражнений
1.Работа с карточками
VI. Закрепление изученного (продолжение).
1. Работа в парах.
VII. Рефлексия.
Цель: выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу.
1.Фронтальный опрос обучающихся
VIII. Подведение итогов урока.
Цель: определение эффективности урока.
Ход урока
Этап
урока |
Время |
Содержание урока. |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты (УУД) |
|||||||||||||
Организационный
|
1 мин |
Прозвенел звонок, Начинается урок. Посмотрите, всё в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. Сейчас
посмотрим, как вы научились быть внимательными и тихо садиться за парты.
Садятся ребята 3-го ряда, 1-го рада, 2-го ряда. Молодцы! |
Приветствуют учителя Настраиваются на учебный процесс |
Л:
восприятие речи, обращенную к обучающимся. |
|||||||||||||
Мотивационный
|
4 мин |
1.
Открываем тетради, записываем
число, классная работа. И наклонно положу, Я, друзья, от вас не скрою. Ручку я вот так держу. Сижу прямо, не согнусь За работу я возьмусь. - Записываем число, классная работа и выделяем орфограммы в словах. Класс ведёт ……. .( комментированное письмо). - В строке, где записано число, наклеить смайлик- отметку, которую бы вы хотели получить на уроке.
-Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите? ( Это птицы)
ЧАЙКА ВОРОБЕЙ СОЛОВЕЙ КАЙРА ПОПУГАЙ
СОЙКА - Назовите слова. Что общего в этих словах? ( буква Йй) -Посмотрите, как пишется буква Йй и запишите в тетрадь. Й й йо ой ей ай |
Наклеить смайлик – планируемую отметку.
|
Л: восприятие речи, обращенную к учащемуся. К.: планиро- вание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Р: осмысление
учебного материала; Самоконтроль, самооценка |
|||||||||||||
Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: учебный диалог, ответы на вопросы |
4 мин
|
1.Повторение знаний о букве и звуке -Давайте вспомним из курса «Азбуки», что вы можете сказать о букве и звуке? 1) Буква называется и краткое. 2) Местоположение в алфавите. 3) в словаре Ожегова - 8 слов Определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Вывод: Звук [йʹ] – согласный, звонкий, непарный, в русском языке всегда мягкий
2.Тема и цель урока -А кто догадался, какова тема нашего урока? Тема: Слова с буквой Й й. Цель урока: Повторить слова с буквой Й й Научиться записывать слова с буквой Й й Вспомнить, как способ деления слов с буквой Й й И ещё мы вспомним один секрет. Посмотрите, у меня на доске написан большой знак вопроса. На него мы должны ответить в конце урока. ? |
Определять тему, цель урока |
Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: постановка учебной задачи. |
|||||||||||||
Решение частных задач. Словесный: ответы на вопросы. Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. Упр. |
8 мин |
1.В словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й. ( йод, йог, йогурт, йота, йорк, Йемен, Йошкар –ола)
- Ребята, а где в слове пишется буква и краткое? Задание:
Записать данные слова в первый столбик и подчеркнуть букву. Запись слов в тетрадях и на доске по «цепочке» с проговариванием.
Вывод: Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного. Написание этих слова необходимо запомнить -А дома вы можете прочитать слова на букву Йй на карточке, которые лежат у каждого на парте и применять в своей речи. Посмотрите. |
Записывают в тетради.
Грамотно отвечают на вопросы.
|
Р: осмысляют
уч. материал; К.: умение выражать свои мысли.
П.: структуриро- вание знаний, Р.: выполнение учебного действия.
|
|||||||||||||
Физ. Минутка |
1 мин |
Мой весёлый, звонкий мяч Ты куда помчался вскачь? Красный, синий ,голубой Не угнаться за тобой! ( дети прыгают попеременно на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге). Молодцы! |
|
|
|||||||||||||
Решение частных задач. Словесный: ответы на вопросы. Практич.: составляют план работы с упражнением; письм. Упр.
|
10 мин
|
2.Самостоятельная работа - Кто назовёт слова из стихотворения физминутки с изучаемым звуком? Мой, весёлый, звонкий, красный, синий, голубой, за тобой - А где в словах пишется буква Й? ( в конце слова). Задание: записать слова в столбик, обозначающие цвета и подчеркнуть букву.
Вывод: Буква й пишется в начале и в конце слова. 2. 3.Работа в паре.( Две пары работают у доски, остальные- в своих тетрадях) 3. – А теперь давайте вернёмся к картинкам, где изображены птицы. Скажите, а какая птица будет лишняя? ( попугай) 4. -А почему? (Она живёт в жарких странах). 5. – А в какой акции наш класс участвует? ( Акция «Покорми птиц зимой!») 6. – Как необходимо заботиться о птицах? 7. –Посмотрите на написание название птиц. 8. - Вы ничего не заметили?(слова с буквой й в середине слова разделены на слоги) 9. – Верно. Правильно разделили слова на слоги? (нет, ошибка в слове ка- йры). – Вспомните способ деления слов на слоги с буквой й в середине слова? Чай-ка, кай-ра, сой-ка.( май-ка, пой-те, лай-ка и т.д) Допишите любые 2 слова с буквой й в середине слова и разделите на слоги.
Проверка и оценивание работ обучающимися Вывод: букву й не отделяем от впереди стоящей гласной буквы. |
Читать задание Объяснять выбор орфограммы |
Р: осмысляют
учебный материал; К: формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. П.: осознанное построение речевого высказывания.
Р.: выполнение учебного действия.
|
|||||||||||||
Закрепление изученного материала |
5 мин |
Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.
Карточка 1 Раздели слова на слоги вертикальной линией Майка, стройка, скамейка, хозяйка, чайник, шайба. Карточка 2 Найди и выпиши слова с буквой Й й в середине слова. Андрей и Николай гуляют. Они перешли ручей. Вот стоит сарай. А там стройка. Стой, Николай, давай не пойдём на стройку! Карточка 3 Составить предложение из слов. Подчеркни букву Й. Воробей, скачет, веткам, озорной, по, ели Сбор работ обучающихся. Оценивание учителем. |
|
П.:общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация.
Самоконтроль и самооценка |
|||||||||||||
Д\З |
1 мин |
стр.116 упр. 186- записать слова, разделить на слоги и для переноса чёрточкой |
|
П.:общеучебные-поиск и выделение информации. |
|||||||||||||
Рефлексия. Итог урока. Сл.: ответы на вопросы. |
3 мин |
-Ребята,
вспомните, какую цель мы ставили на уроке, удалось ли ее достичь? - Сколько слов в словаре Ожегова на букву Йй? - Сколько слов на букву Й й мы знали в период изучения Азбуки? - Где в слове пишется буква Йй? -
Какой способ деления слова с буквой й необходимо запомнить?
- Наверное, мы всё повторили, как вы думаете? -Правильно, остался знак вопроса. |
Слушают учителя. Анализируют урок.
Оценивают учебный процесс и свою деят-ть на уроке.
|
.П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.
|
|||||||||||||
Тема и цели на следующий урок |
3 мин |
-Посмотрите на доску. Прочитайте слова. - Какое слово лишнее? Почему?(няня), ( я,ю,ё,е – йотированные буквы) ЯГОДА ВЬЮГА ЁЖИК НЯНЯ ПОДЪЁМ - Какая тема следующего урока? Определите цели урока? |
|
|
Список использованных источников:
1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. в 2 ч. . В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2012.
2. И.О.Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку. Москва. Вако 2014г.
Приложение к уроку
№ 1
ЧАЙКА ВОРОБЕЙ СОЛОВЕЙ
КАЙРА ПОПУГАЙ СОЙКА
№ 2
|
||
ЙОД |
ЙОГУРТ |
ЙОГ |
|
||
ЙОРК |
ЙОШКАР -ОЛА |
|
№ 3
№5
№ 6
Карточка 1
Раздели слова на слоги вертикальной линией.
Майка, стройка, скамейка, хозяйка, чайник, шайба.
Карточка 2
Найди и выпиши слова с буквой Й й в середине слова.
Андрей и Николай гуляют. Они перешли ручей. Вот стоит сарай. А там стройка. Стой, Николай, давай не пойдём на стройку!
Карточка 3
Составить предложение из слов. Подчеркни букву Й.
Воробей, скачет, веткам, озорной, по, ели
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.